Оглавление:

Прекращение регистрации права собственности на недвижимое имущество

Здравствуйте! Спор с Росреестром. Имеется решение суда. В резолютивной части решения (цитирую): «настоящее решение является основанием для внесения записи о прекращении права собственности в ЕГРП». 01.04. мною было подано Заявление о внесении в ЕГРП записи о прекращении права соб-сти по решению суда. 16.04. (в день ожидаемого получения выписки) узнаю (в устной форме), что регистрация приостановлена и что нужно подать заявление о снятии объекта с кадастрового учета. В тот же день, я обратилась с заявлением о снятии объекта с кадастрового учета. Позвонили через неделю, сообщили, что и это заявление приостановлено. Получила решение, в котором сказано, что нужен акт обследования кадастрового инженера. Также добавлено, что отсутствует документ, подтверждающий право собственности. Хотя по свидетельству с ними изначально оговаривалось, что его нет. Зем. участок был продан в 2007 году, а дом (который и является предметом спора) вообще был снесен в 2001 году, о чем у меня имеется справка БТИ. Изначально устно в Росреестре мне сказали, что для прекращения права соб-сти понадобятся только решение суда и паспорт. Уважаемые юристы, помогите разобраться в этом вопросе, пожалуйста. Мне совсем не «улыбается» по прошествии стольких лет (надо сказать, что и решение суда аж от 2012 года), бегать получать сначала повторное свидетельство, а потом заключение кадастрового инженера. Никак не могу понять: почему для записи о прекращении права по решению суда требуется доказательство ликвидации объекта- это же разные вещи! Плюнуть тоже не могу: каждый год «бодания» с налоговой по оплате налога на недвижимость. Заранее благодарю.

Ответы юристов (8)

Добрый день. Никаких оснований для приостановления регистрации нет.

перечень оснований для прекращения установлен законом и в Вашем случае подобных оснований нет. Рекомендую обратиться с жалобой на имя начальника управления, а также в прокуратуру.

Статья 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Основания для приостановления государственной регистрации прав
Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов, а также при наличии оснований, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
4. В порядке, установленном законодательством, государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании определения или решения суда. Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», основанием для приостановления государственной регистрации является также назначение временной администрации финансовой организации, являющейся правообладателем или стороной сделки.

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества либо об избрании в качестве меры пресечения залога, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета, возврата залога залогодателю или до решения вопроса об обращении залога в доход государства в порядке, установленном законодательством.
(абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.04.2010 N 60-ФЗ)
В день приостановления государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о принятии такого решения и об основаниях приостановления государственной регистрации прав и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.

Как видите, в Вашем случае никаких оснований нет. поэтому приостановление является незаконным.

Есть вопрос к юристу?

Одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Учитывая, что есть вступившее в законную силу решение суда и оно является самостоятельным основанием для государственной регистрации прекращения права собственности, приостановление регистрации является незаконным.
Пунктом 17 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, определено, что при прекращении права погашается соответствующая запись названного реестра.
Таким образом, вы можете опять же через суд обжаловать необоснованный письменный отказ Росреестра.

Если ваше право собственности не было зарегистрировано, на каком основании вы решили обратиться за регистрацией прекращения права собственности в ЕГРП?

По возможности, выложите решение суда и текст приостановки. Это позволит дать более правильную консультацию.

Вам следует обратиться в прокуратура с жалобой на Росреестр по основанием статьи 315 УК РФ

«Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»

Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению — (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

конечно, к уголовной ответственности руководителя Росреестра (территориального органа) не привлекут, но меры прокурорского реагирования будут, что повлечет исполнение решения суда.

На основании последнего абзаца п. 1 ст. 19 Закона «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ»

Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов.

Таким образом, приостановка государственной регистрации на основании отсутствия документов, в данном случае, является незаконной.

Исходя из п. 1 ст. 17 Закона «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ»:

1. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
в том числе, вступившие в законную силу судебные акты;

Таким образом, ни каких оснований для приостановки или отказа в государственной регистрации у Росреестра нет. Но тем не мене, следует сказать, что на такие незаконные действия, можно воздействовать только в судебном порядке. Вам нужно подавать заявление в суд и обжаловать приостановку регистрации.

Юлия, вероятно, в Едином госреестре прав на недвижимое имущество нет сведений о праве на объект, который был предметом спора в суде… Если бы такая запись была, свидетельство не нужно.

Вообще, конечно, в ходе судебного разбирательства суд должен был исследовать факт существования права, которое подлежало прекращению. И наверняка, запрашивались сведения из ЕГРП? Привлекался ли Росреестр в качестве третьего лица по этому делу?

Вот я полностью согласна с коллегами в той части, что решение суда является основанием для внесения записи. Но и Росреестр тоже не просто так начинает приостанавливать.

Мне совсем не «улыбается» по прошествии стольких лет (надо сказать, что и решение суда аж от 2012 года), бегать получать сначала повторное свидетельство, а потом заключение кадастрового инженера.
Yuliya

Свидетельство на ЧТО? На дом, который уже в природе не существует? И заключение кадастрового инженера тоже не копейки стоит.

Вообще вот это, что Вы перечислили, делается в случае, когда человек сам подает заявление о прекращении права на объект недвижимости в виду его утраты. Но у Вас на руках решение суда, а потому приостановка возможна, а отказ — нет.

Юлия, я предполагаю, что сейчас сотрудники Росреестра будут по всем филиалам и управлениям мониторить ситуацию и в конечном итоге Ваше заявление будет удовлетворено.

Просто ситуация у Вас не совсем стандартная, как я понимаю.

Здравствуйте! если данное имущество не было зарегистрировано в УФРС (рег.палате) то соответственно прекратить право они не могут.

вопрос о снятии участка с кадастрового учета как правило решается в судебном порядке, а не заявлением в росреестр, кадастровую палату и УФРС.

вам необходимо написать заявление в кадастровую палату о ликвидации участка и приложить решение суда.

если вам откажут тогда есть 2 пути: 1. написать в суд заявление о разъяснении судебного решения, для кадастровой палаты, с указанием обязанности ликвидировать данный объект и снять его с кадастрового учета, либо 2. отдельно заявление в суд с формулировкой » прекратить существование зем. участка №, адрес:_____, с кадастровым номером __________»

Порядок прекращения права собственности, на соблюдении которого настаивает Росреестр, существует и действительно предусматривает такие необходимые действия, как снятие такого объекта с государственного кадастрового учета, для которого в свою очередь необходим акт обследования кадастрового инженера, который подтверждает прекращение существования здания, сооружения в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости. В этом случае основанием для прекращения права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости является выписка из объекта недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости.

Однако, этот порядок не применим в Вашем случае, так как основанием для прекращения права собственности на объект будет являться вступившее в законную силу решение суда (п.1 ст. 8 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона » О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). В данном случае при прекращении права собственности соответствующая запись ЕГРП погашается на основании Вашего заявления, а также копии решения суда (два экземпляра). Истребование у заявителя дополнительных документов не допускается (п. 2 ст 17 Закона » О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Согласно ст. 13 Гражданско-процессуального кодекса РФ «вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации».

Вы можете обжаловать действия регистрационной палаты в суд или обратиться к главному регистратору на личном приеме с заявлением об устранении препятствий для осуществления Ваших прав (в частности, внесения изменений о прекращении прав на объект).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Государственная регистрация прекращения права собственности на объект недвижимости

Регистрация прекращения права собственности на объект недвижимости производится по тому же общему регламенту, что и госрегистрация возникновения или перехода прав. О том, какие нюансы все же кроет в себе данная процедура, расскажем далее.

Основания прекращения права собственности на недвижимое имущество

Право собственности в отношении имущества прекращается в следующих ситуациях (ст. 235 Гражданского кодекса РФ):

  • При отчуждении названного имущества собственником другим субъектам (например, по сделке купли-продажи недвижимости, при дарении и т. д.).
  • При отказе собственника от права (например, от права собственности на земельный участок или долю).
  • В связи с гибелью или уничтожением имущества (например, после сноса здания, см. постановление ФАС Северо-Западного окр. от 28.05.2010 по делу № А56-34920/2009). К этому же основанию можно отнести и утрату объектом свойств, позволяющих использовать его в соответствии с первоначальным предназначением (см. постановление ВАС РФ от 20.10.2010 № 4372/10).
  • В иных регламентированных законом случаях, в т. ч. при принудительном отчуждении имущества в силу закона (см. п. 2 названной статьи). Например, если на недвижимость было обращено взыскание по решению суда и т. д.

Единый государственный реестр недвижимости включает информацию не только о правах и обременениях, существующих в данный момент, но и о тех, которые уже погашены (подп. 2 п. 2 ст. 7 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Согласно п. 12 Порядка ведения ЕГРН, утв. приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, записи о существовавшем ранее праве погашаются путем присвоения записи реестра статуса «погашенная».

Список необходимых документов для проведения процедуры

Основанием для предоставления рассматриваемой госуслуги является обращение правообладателя, его представителя либо иного лица в установленных законом случаях (например, представителя органа госвласти, судебного пристава-исполнителя и т. д.) с комплектом необходимых документов.

В такой комплект входят:

  • Заявление о госрегистрации прекращения права собственности (его форма и правила заполнения утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920).
  • Документы, подтверждающие личность заявителя (или учредительная документация, если заявителем выступает юрлицо) или его представителя, а также документы, удостоверяющие правомочия представителя заявителя (доверенность или иной приравненный к доверенности документ, приказ юрлица, свидетельство о рождении несовершеннолетнего лица и т. п. — в зависимости от ситуации).
  • Документы — основания для проведения процедуры (согласно положениям ст. 14 закона № 218-ФЗ).
  • Правоустанавливающая документация на объект недвижимости (договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, судебный акт и т. д.). Не требуется, если право было зарегистрировано в надлежащем порядке. Такие документы обязательно представляются, например, если надлежит зарегистрировать прекращение ранее возникшего права, госрегистрация которого не была произведена в надлежащем порядке (п. 3 ст. 69 закона № 218-ФЗ), и т. д.

Выписку из ЕГРН включать в данный комплект документов необязательно, т. к. регистратор может запросить ее в порядке межведомственного взаимодействия.

Госрегистрация прекращения права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости

Процедура госрегистрации прекращения права собственности на объект по данному основанию производится:

  • параллельно с процедурой снятия его с государственного кадастрового учета, если права на такой объект недвижимости в надлежащем порядке зарегистрированы в ЕГРН (подп. 3 п. 3 ст. 14 закона № 218-ФЗ);
  • без одновременного кадастрового учета объекта, если в ЕГРН уже имеются сведения о таком объекте недвижимости, но право на него регистрируется в связи с прекращением существования такого объекта (подп. 3 п. 4 ст. 14 закона № 218-ФЗ).

При этом государственный кадастровый учет объекта в связи с прекращением его существования производится без госрегистрации права, если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на такую недвижимость (подп. 2 п. 5 ст. 14 закона № 218-ФЗ).

ВАЖНО! Для подтверждения факта прекращения существования объекта недвижимости требуется акт обследования, проводимого кадастровым инженером (п. 1 ст. 23 закона № 218-ФЗ). Порядок оформления такого акта регламентирован приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861. Данный акт также должен быть включен в пакет документации, представляемой для госрегистрации прекращения права собственности или снятия объекта с кадастрового учета (подп. 7 п. 2 ст. 14 закона № 218- ФЗ).

Судебный акт как основание для регистрации прекращения права собственности на недвижимость

Одним из оснований для проведения госрегистрации прекращения права собственности на тот или иной объект недвижимости закон называет вступившие в законную силу акты, изданные судом (подп. 5 п. 2 ст. 14 закона № 218- ФЗ). Главное, чтобы из их содержания явствовало, что на основании таких актов надлежит произвести госрегистрацию прекращения права.

Например, постановление судебного органа о необходимости осуществить возврат объекта недвижимости продавцу служит основанием для госрегистрации прекращения права собственности покупателя и госрегистрации права собственности на этот объект за продавцом (см. п. 65 постановления «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22).

Кроме того, отсутствие в резолютивной части судебного решения прямого указания о прекращении права собственности на спорный объект предыдущего собственника и аннулировании соответствующей записи в ЕГРН в его отношении не является основанием для отказа в госрегистрации права собственности надлежащего субъекта права в связи с имеющимися противоречиями между заявленными и уже зарегистрированными правами (см. определение ВС РФ от 04.06.2014 № 22-КГ14-1).

ВАЖНО! Если заявитель представит в комплекте документов для госрегистрации копию решения суда без отметки о вступлении акта в силу или не удостоверенную гербовой печатью суда либо число копий не будет соответствовать установленным требованиям, то на этом основании допустимо приостановление процедуры (п. 1 информационного письма президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 132).

Государственная регистрация прекращения права собственности: порядок проведения процедуры

В целом рассматриваемая в статье процедура госрегистрации сходна по своей структуре с процедурой госрегистрации возникновения или перехода вещного права.

Срок предоставления госуслуги — максимум 12 рабочих дней с момента приема надлежащего пакета документов, при условии что госрегистрация прекращения прав и постановка на учет в ГКН в отношении данного объекта производятся одновременно, а сами документы передаются через многофункциональный центр (подп. 6 п. 1 ст. 16 закона № 218-ФЗ).

Если документы были удостоверены нотариусом, то срок проведения процедуры сокращается до 3 дней, в случае подачи удостоверенных документов в электронной форме процедура проводится в течение 1 рабочего дня (подп. 9 названной нормы).

При условии, что право собственности не переходит к новому правообладателю, госпошлина за рассматриваемые регистрационные действия составляет (данные актуальны на январь 2018 года):

  • 2 000 руб. — для физлица;
  • 22 000 руб. — для юрлица (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

При этом надлежит учесть, что размер пошлины может быть скорректирован в зависимости от категории ее плательщика (см., например, подп.15 п.1 ст. 333.35 НК РФ).

Если же право собственности переходит к новому правообладателю, либо прекращается в связи с ликвидацией либо преобразованием (реструктуризацией) объекта недвижимости, государственная пошлина уплате не подлежит — в силу прямого указания подп.8.1 п.3 ст.333.35 НК РФ (см. также Письмо Минфина РФ от 12.11.2015 №03-05-06-03/65291). Аналогично госпошлина не платится в случае отказа лица от права собственности на объект недвижимости.

В результате проведения названной процедуры бывший правообладатель в качестве подтверждения внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН получит выписку из ЕГРН.

Форма получения выписки зависит от формы предоставления документов на госрегистрацию (бумажная или электронная) и соответствующих указаний в заявлении правообладателя.

Итак, госрегистрация прекращения права собственности на объект недвижимости производится на основании соответствующего заявления от надлежащего лица и комплекта документации, включающего в т. ч. и документы — основания прекращения права.

Срок поведения процедуры составляет от 1 до 12 дней — в зависимости от необходимости осуществить параллельно с ней и процедуру постановки объекта на государственный кадастровый учет, а также способа подачи документов и оснований для проведения процедуры.

Все новое и интересное
для юриста — в нашей
e-mail рассылке!

ЮРИСТ?
Присоединяйся, обсуждай,
спрашивай — в наших группах!

Регистрация прекращения права собственности на здание

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, иные документы, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В силу положения п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Государственная регистрация прекращения права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости возможна после снятия такого объекта с государственного кадастрового учета.

В соответствии ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), снятие с учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре документов.

Согласно ст. 22 Закона о кадастре, документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости, является акт обследования.

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона о кадастре при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку либо при наличии в заявления через многофункциональный центр передать в многофункциональный центр для выдачи заявителю или его представителю кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

Таким образом, для прекращения права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости необходимо обратиться с заявлением о прекращении права собственности в связи с ликвидацией объекта недвижимости и выпиской об объекте недвижимости, содержащей внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2010 г. N КГ-А41/5910-10 по делу N А41-22899/09 Признавая законным отказ в государственной регистрации прекращения права собственности на здание, суд исходил из того, что истцом в регистрирующий орган был представлен неполный пакет документов, необходимых для регистрации, а также из того, что истец не представил доказательств прекращения права собственности третьего лица на здание

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 июня 2010 г. N КГ-А41/5910-10 по делу N А41-22899/09

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Зверевой Е.А.

судей Денисовой Н.Д., Стрельникова А.И.

при участии в заседании:

от истца — КУ ООО «УКС-Созидатель» Ланцова А.Н. — Щербинин А.А. дов. от 01.12.08 г. до 01.09.2010 г.

от ответчика — УФРС по Московской области — Шопин О.А. дов. N 66-Д от 19.05.2010 г.

от третьего лица — извещен, неявка,

рассмотрев 16.06.2010 в судебном заседании кассационную жалобу Конкурсного управляющего ООО «УКС-Созидатель» Ланцова Андрея Николаевича на постановление от 01.03.2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Кузнецовым А.М., Виткаловой Е.Н., Слесаревым А.А., по иску по иску (заявлению) Конкурсного управляющего ООО «УКС-Созидатель» Ланцова А.Н. о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения права собственности к УФРС по Московской области, 3-е лицо ООО «Мособлжилстрой», установил:

конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «УКС-Созидатель» Ланцов А.Н. (далее — заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее — УФРС по МО, управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения права собственности ООО «Мособлжилстрой» на здание — многоквартирный жилой дом, общей площадью 7.360,20 кв.м. инв. N 245:071-32950, лит. А и обязании внести в ЕГРП записи о прекращении права собственности.

Решением Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2009 года по делу N А41-22899/09 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что копия постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2007 года по делу N А41-К1-17672/06 не является основанием для прекращения записи о праве собственности.

16 декабря 2009 года в Десятый арбитражный апелляционный суд от заявителя поступила апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2009 года по настоящему делу.

Определением от 27 января 2010 года по делу N А41-22899/09, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что заявителем в регистрирующий орган был представлен не полный пакет документов, а также из того, что заявитель не представил доказательств прекращения права собственности ООО «Мособлжилстрой» на здание — многоквартирный жилой дом.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на то, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также на то, что судами при вынесении судебных актов не были исследованы все имеющиеся в деле доказательства, в связи с чем сделаны выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы свою позицию поддержал в полном объеме.

Представитель Росреестра против удовлетворения требования кассационной жалобы возражал.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 1 июня 2001 года между обществом и ЗАО «Агрофирма «Подмосковное» заключен Инвестиционный договор N 2, предметом которого являлась разработка и реализация инвестиционного проекта по строительству жилых домов на территории деревни Островцы Раменского района Московской области.

7 августа 2006 года между обществом, ЗАО «Агрофирма «Подмосковное» и ООО «Мособлжилстрой» подписано Соглашение на передачу прав инвестора на осуществление капитальных вложений на их результаты.

В соответствии с пунктом 1 соглашения, ООО «Мособлжилстрой» подлежали передаче права на осуществление капитальных вложений в отношении объектов, указанных в Инвестиционном договоре N 2 от 01.06.2001 г.

В результате реализации вышеуказанного инвестиционного договора были возведены объекты, расположенные по адресу: Московская обл., Раменский район, д. Островцы, ул. Подмосковная, а именно:

дом N 70 (5-этажный 4-секционный жилой дом на 80 квартир с мансардным этажом);

дом N 69 (5-этажный 3-секционный жилой дом на 80 квартир с мансардным этажом);

дом N 68 (5-этажный 5-секционный жилой дом на 100 квартир с мансардным этажом).

Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО «Мособлжилстрой» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании права собственности на строения (дома) N 70, N 69, N 68, расположенные по адресу: Московская обл., Раменский район, д. Островцы, ул. Подмосковная.

Решением Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2006 года по делу N А41-К1-17672/06 за ООО «Мособлжилстрой» признано право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.

28 декабря 2006 года ООО «Мособлжилстрой» обратилось с Заявление о государственной регистрации права собственности на здание — многоквартирный жилой дом, адрес: Московская область, Раменский район, Островецкий с/о, д. Островцы, ул. Подмосковная, д. 70.

Государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества произведена, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 50 НБ N 025602.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2007 года N КГ-А41/4771-07 решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2006 года по делу N А41-К1-17672/06 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

На момент вынесения судом апелляционной инстанции судебного акта дело N А41-К1-17672/06 не рассмотрено.

При этом Федеральным арбитражным судом Московского округа было установлено, что 11 июля 2002 года между Воротягиной Н.Н. и ООО «УКС-Созидатель» заключен Договор N М-12 о долевом участии в строительстве жилого дома по строительному адресу: Московская область, Раменский район, д. Островцы, д. 70.

В соответствии с п. 1.3 договора по завершению строительства данного жилого дома и при условии надлежащего исполнения своих обязательств Воротягиной Н.Н. подлежит передаче в собственность двухкомнатная квартира с отделкой N М-15, общей расчетной площадью 54,13 кв.м, расположенная на 6 этаже (мансарда) жилого дома.

ООО «Мособлжилстрой», являясь правопреемником инвестора, передачу занимаемой Воротягиной Н.Н. квартиры в собственность, в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации не произвело, что послужило основанием обращения с заявлением в Раменский городской суд.

5 мая 2009 года общество обратилось в УФРС по МО с просьбой о прекращении права собственности ООО «Мособлжилстрой» на здание — многоквартирный жилой дом по адресу: Московская область, Раменский район, Островецкий с/о, д. Островцы, ул. Подмосковная, д. 70.

В качестве основания для прекращения права собственности обществом заявителем было указано Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2007 года N КГ-А41/4771-07.

Письмом за N РС 1/01-01-1464/9 от 26 мая 2009 года обществу было отказано в государственной регистрации в связи с тем, что управление не располагает сведениями о прекращении производства по делу, соответствующие судебные акты о повороте исполнения решения суда и прекращении действующего права также не представлены.

Не согласившись с данным решением, заявитель в порядке п. 5 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (далее — Закон о государственной регистрации) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 17 Закон о государственной регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок — кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка — ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Исходя из содержания ст. 16 Закона о государственной регистрации, документы на государственную регистрацию прав (безотносительно к основанию такой регистрации) подаются лично и не могут быть отправлены по почте.

Как следует из прямого указания п. 6 и п. 7 ст. 16 Закона о государственной регистрации при получении правоустанавливающих документов вносится соответствующая запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты, а заявителю выдается расписка в получении документов. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.

Регистрационные действия начинаются с приема документов на регистрацию.

Как установлено судом, расписка в получении документов на государственную регистрацию прекращения права собственности обществом в материалы дела не представлена.

Пунктом 1 статьи 31 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

Согласно абз. 5 п. 5 ст. 18 Закона о государственной регистрации копии актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

При этом, представить судебные акты, вступившие в законную силу, в двух экземплярах требуется вне зависимости от того, подано заявление о государственной регистрации прекращения права или его возникновения (наличия, перехода, ограничения).

Как установлено судом апелляционной инстанции, к заявлению обществом приложен один экземпляр копии Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2007 года N КГ-А41/4771-07.

Учитывая, вышеизложенное суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии поданного заявления требованиям ст.ст. 16 , 18 Закона о государственной регистрации, в связи с чем у регистрирующего органа управления отсутствовали основания для проведения процедуры регистрации.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 г. по делу N А41-22899/09 оставить без изменения, кассационную жалобу Конкурсного управляющего ООО «УКС-Созидатель» Ланцова А.Н. — без удовлетворения.

Регистрация прекращения права собственности на здание