Оглавление:

Система экологического права

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов.

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:

1) общие положения экологического права (предмет, объ­екты, принципы, источники);

2) право собственности на природные ресурсы (формы, виды права собственности, субъекты, объекты и т.п.);

3) управление охраной окружающей природной среды и природополь­зованием (система, виды органов, функции управления);

4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду;

5) экономи­ко-правовой механизм охраны окружающей природной среды;

6) нор­мирование качества окружающей природной среды;

7) правовые осно­вы эколого-информационного обеспечения;

8) право природопользо­вания;

9) юридическая ответственность за экологические правонару­шения.

Особенная часть экологического права объединяет следующие пра­вовые институты:

1) правовой режим использования и охраны земель;

2) правовой режим использования и охраны недр;

3) правовой режим использования и охраны вод;

4) правовой режим использования и ох­раны лесов и иной растительности;

5) правовой режим использования и охраны животного мира;

6) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;

7) правовой режим особо охраняемых природных тер­риторий;

8) правовой режим экологически неблагоприятных террито­рий;

9) правовое регулирование обращения с опасными, радиоактив­ными веществами и твердыми отходами.

Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающей среды, ха­рактеристику объектов международно-правовой охраны, систему меж­дународных организаций в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

Какова система экологического права?

Системы экологического права как науки и учебной дисциплины совпадают. Она состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

Система экологического права. Источники экологического права

Экологическое право — это отрасль российского права, представ­ляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

B действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. определены правовые основы государст­венной политики в области охраны окружающей среды, обеспечи­вающие:

• сбалансированное решение социально-экономических задач;

• сохранение благоприятной окружающей среды, биологическо­го разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворе­ния потребностей нынешнего и будущих поколений;

• укрепление правопорядка в области охраны окружающей сре­ды и обеспечения экологической безопасности.

Система экологического права состоит из общей, особенной и специальной частей.

B общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны ок­ружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юри­дическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из следующих разделов: правовое регулирование использования и охраны земель; вод, атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо ох­раняемых природных территорий и объектов; правовое регулирова­ние обращения с опасными радиоактивными веществами и твер­дыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

Систему источников экологического права образуют:

• Конституция Российской Федерации;

• международные договоры Российской Федерации, общепри­знанные принципы международного права;

• законы (конституционные и федеральные);

• указы и распоряжения Президента РФ;

• постановления и распоряжения Правительства РФ;

• конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

• нормативные правовые акты министерств и ведомств;

• нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ния;

• локальные нормативные правовые акты;

Конституция Российской Федерации как основной источник эко­логического права. Именно в ней определены основы конституци­онного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство го­сударства, органы государственной власти, их компетенция и др., содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность го­сударства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Земля и другие природные ре­сурсы, говорится в ст. 9, используются и охраняются в Российской

Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживаю­щих на соответствующей территории, при этом указанные природ­ные объекты могут находиться в частной, государственной, муни­ципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществля­ется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба ок­ружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В ст. 36 Конституции РФ также закреплено, что условия и по­рядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Так, п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Феде­рации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окру­жающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения из­даются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным зако­нам. При наличии таких противоречий действует федеральный за­кон, принятый в полном соответствии с Конституцией РФ. В слу­чае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения, действу­ет нормативный правовой акт субъекта РФ.

При анализе Конституции РФ как источника экологического права можно выделить две группы норм:

• общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности;

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологи­ческому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты, экологических прав каждого. «Достойная жизнь человека», которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благо­получием, также экологические аспекты.

Конституция устанавливает, что земля и другие природные ре­сурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответст­вующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государ­ства и субъектов — природопользователей. Оно содержит их обя­занность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных при­родных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновре­менно с признанием субъективных экологических прав Конститу­ция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

С учетом федеративного устройства России Конституция опре­деляет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. B частности, в исключительном веде­нии Российской Федерации находятся: установление основ феде­ральной политики и федеральные программы в области экологиче­ского развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). B основном вопросы природопользования, охраны окру­жающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, за­конодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

Федеративные договоры как источники экологического права Рос­сии. Таковыми являются следующие федеративные договоры:

• о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации;

• о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;

• о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами власти автономной области, ав­тономных округов в составе Российской Федерации.

Договоры были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Baжным является положение догово­ров о том, что законопроекты РФ по предметам совместного веде­ния, направляются субъектам РФ. При принятии федерального за­кона в Государственной думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.

Конституционные и федеральные законы как источники экологиче­ского права. Закон является средством закрепления государственной экологической политики и принимается органом представительной ветви государственной власти по поводу определения политики го­сударства в сфере взаимодействия общества и природы.

Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон «Об охране окружаю­щей природной среды», который пришел на смену утратившему силу Закону «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Закон 2002 г. определил правовые основы государственной по­литики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сба­лансированное решение социально-экономических задач, сохране­ние благоприятной окружающей среды, биологического разнообра­зия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в об­ласти охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйствен­ной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являю­щуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключитель­ной экономической зоне Российской Федерации.

Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такие новеллы российского экологического законодательства, как определение эколого-правового статуса граждан через регулирование их эколо­гических прав и обязанностей, создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной эколо­гической экспертизы, ответственности за экологические правона­рушения и возмещения вреда, причиненного экологическими пра­вонарушениями.

Для устранения противоречий, имевшихся между Законом 1991 г. и иными специальными законодательными актами, Закон 2002 г. прибегает в ряде своих разделов к отсылочным нормам (на­пример в разделе об экологической экспертизе).

В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:

• Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 ию­ля 1982 г.;

• Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;

• Федеральный закон «О недрах» от 8 февраля 1995 г.;

• Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;

• Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, ле­чебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февра­ля 1995 г.;

• Федеральный закон «Об особо охраняемых природных тер­риториях» от 14 марта 1995 г.;

• Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.;

• Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;

• Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.

Наряду с названными законами важную роль в охране окру­жающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

• Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»;

• Закон РФ «О защите прав потребителей»;

• Закон РФ «О стандартизации»;

• Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»;

• Закон РФ «О градостроительстве в Российской Федерации»;

• Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

• Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Указы и распоряжения Президента РФ. Постановления и распо­ряжения Правительства РФ. Нормотворческая компетенция Прези­дента России предусмотрена ст. 90 Конституции РФ, согласно ко­торой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряже­ний. Указы и распоряжения главы государства обязательны для ис­полнения на всей территории России. Будучи подзаконными акта­ми, они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:

• Указ «О государственной стратегии РФ по охране окружаю­щей природной среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г.;

• Указ «О Концепции перехода Российской Федерации к ус­тойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г.;

• Указ «Об особо охраняемых территориях Российской Феде­рации» от 2 октября 1992 г.;

• Распоряжение «вопросы государственного надзора за ядер­ной и радиационной безопасностью» от 26 июня 1995 г.

B соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство изда­ет постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Пре­зидента РФ. Это означает, что Правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда не­обходимость принятия правительственного постановления или рас­поряжения вытекает из актов более высокого иерархического уров­ня. Постановления и распоряжения Правительства в случае их про­тиворечия Конституции, федеральным законам и указам Президен­та могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115).

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политиче­ских, социально-экономических, природно-климатических, экологиче­ских, исторических и иных особенностей региона.

B случае противоречия между федеральным законом и иным ак­том, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. B республиках — субъектах РФ — это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложе­ний. Органы исполнительной власти принимают указы, постанов­ления, распоряжения.

B рамках достаточно широко распространенной практики за­ключения соглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ) между Российской Федерацией и ее субъ­ектами имеются многочисленные примеры договоров в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды (между Правитель­ством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др.).

Нормативные правовые акты министерств и ведомств, а также ор­ганов местного самоуправления. B пределах своей компетенции ми­нистерства и ведомства вправе принимать обязательные для испол­нения акты. При этом акты специально уполномоченных государ­ственных органов в области природопользования и охраны окру­жающей природной среды наделены неведомственной компетенци­ей, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально уполномочен­ных государственных органов в области природопользования и ох­раны окружающей среды может служить Положение об оценке воз­действия на окружающую среду в Российской Федерации, утвер­жденное приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.

Согласно ст. 7 Закона «Об охране окружающей среды» 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответ­ствии с федеральными законами. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение сани­тарного благополучия населения, регулирование планировки и за­стройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

Локальные нормативные правовые акты. Локальными норматив­ными актами называются такие, которые принимаются на пред­приятиях и становятся источниками экологического права при ус­ловии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общего и специального характера.

Локальные акты общего характера — уставы предприятий, кол­лективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. B уставах, например, содержатся нормы относительно правового ре­жима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды.

Специальные локальные акты — планы организационно­технических мероприятий по охране природы и рациональному ис­пользованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нор­мативных актах, ограничено рамками предприятия.

Правовой обычай имеет большое практическое значение в регу­лировании использования природных ресурсов в контексте тради­ционного природопользования. Так, в ст. 72 Конституции РФ вы­деляется защита исконной среды обитания малочисленных этниче­ских общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулиро­вание отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 9, 48, 49). Таким образом, обычай как источник права применяется на практике.

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы между­народного права. Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные дого­воры РФ (а значит, и в сфере природопользования и охраны окру­жающей среды) являются составной частью ее правовой системы.

Одновременно закрепляется примат норм международного пра­ва над национальными. Если международным договором Россий­ской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и по­ложений международно-правового экологического сотрудничества.

В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных ох­ране окружающей среды и рациональному использованию мировых при­родных ресурсов, следует обратить внимание на четыре.

18 декабря 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает ре­золюцию «Экономическое развитие и охрана природы», в которой одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕ­СКО. Принятая резолюция выделяет три важнейших момента:

• целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны;

• интеграция термина охраны природы в более широкий тер­мин «охрана окружающей среды»;

• концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития, получившая свое развитие на Сток­гольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г.

3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резо­люцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной ок­ружающей среды для соблюдения основных прав человека и надле­жащего экономического и социального развития. С этой целью Ге­неральная Ассамблея ООН принимает решение о созыве Конфе­ренции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972 г.

B сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает ре­золюцию «Об исторической ответственности государств за сохране­ние природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Резо­люция призывает все государства и народы предпринять конкрет­ные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды. B 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает Bсемирную хартию охраны природы.

Всемирная хартия охраны природы одобрена и утверждена 28 ок­тября 1982 г. Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она состоит из 24 основных принципов.

Хартия рассматривает экологическое образование как составную часть общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными системами лю­бого типа. Принципы настоящей Хартии должны найти отражение в правовой практике каждого государства и на уровне международ­ного сотрудничества.

По своей юридической силе Хартия является международно­правовым документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически необязательны для госу­дарств и международных организаций, но в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей обя­занности охраны окружающей природной среды, должны придер­живаться положений этого акта.

Как источник международно-правовой охраны центральное ме­сто занимает договор. И среди них прежде всего выделяется группа договоров политического содержания, где проблемы охраны окру­жающей среды переплетаются с вопросами мира, безопасности, сокращения вооружений.

Главное место в данной группе занимает Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный всеми европейскими государствами, США и Канадой. К этой же группе примыкает ряд конвенций, договоров, соглашений о запре­щении производства, испытания, применения средств массового уничтожения, в том числе:

• Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмо­сфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.;

• Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.;

• Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения 1971 г.;

• Конвенция о запрещении разработки, производства и накоп­ления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожения 1972 г.

Ряд договоров о сокращении, ограничении, уничтожении стра­тегических наступательных вооружений носят двусторонний харак­тер, поскольку заключались СССР и США.

Другую значительную группу договоров как источников между­народно-правовой охраны окружающей среды составляют междуна­родные договоры экологического содержания. Среди них одну под­группу образуют договоры эколого-комплексного направления, дру­гую — эколого-ресурсового направления.

Признаками комплексного экологического содержания обладают следующие международно-правовые акты:

• Конвенция о запрещении военного или любого иного враж­дебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;

• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шие расстояния 1979 г.;

• Договор о принципах деятельности государств по исследова­нию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.;

• Договор 1959 г. об Антарктиде.

Самостоятельную группу международно-правовых актов обра­зуют конвенции, соглашения и договоры об охране Мирового океана от загрязнения и истощения.

научная статья по теме СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ОМАРОВА ХАМИСАТ МИНКАИЛОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА»

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

данная статья раскрывает сущность системы экологического права. Своеобразие любой отрасли права характеризуется особой системой правового регулирования. именно этот компонент позволяет говорить о существовании отрасли права как таковой. Первичными элементами системы права, а также отрасли права как части данной системы являются нормы права. так, в основу природоохранного права ложится законодательство об охране окружающей среды (природоохранное законодательство). основополагающим нормативным правовым актом здесь выступает фз от 10.01.2002 г. № 7-фз «об охране окружающей среды».

Ключевые слова: рф, экологическое право, институт права, природоохранное и природоресурсное право.

THE SYSTEM OF ENVIRONMENTAL LAW

Омарова Х. М. of the environment (environmental

This article reveals the essence of the system of environmental law. The originality of any branch of law is characterized by a special system of legal regulation. This component allows to speak about existence of law as such. The primary elements of the system of law and branch of law as a part of this system are the rule of law. So, the basis of environmental law is provided by the the law on the protection legislation). Fundamental legal act here is FZ of 10.01.2002 No. 7-FZ «On environmental protection».

Keywords: RF, environmental law, institute of law, environmental and natural resources law.

Экологическое право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного вида общественных отношений — экологических отношений. Оно имеет свою систему.

Под системой экологического права понимается размещение в определенной логической последовательности его структурных подразделений, обусловленное содержанием экологических отношений, которые выступают предметом экологического права.

Система экологического права может рассматриваться в трех качествах: как отрасль права, учебная дисциплина, наука.

Как отрасль права экологическое право состоит из Общей и Особенной части и складывается из подотраслей права; сложных и простых институтов; субинститутов и норм права.

Общая часть экологического права содержит правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли в целом. Она включает в себя такие положения:

• общую характеристику экологических отношений и экологического права;

• источники (формы) экологического права;

• право собственности на природные объекты;

• управление в области использования, воспроизводства и охраны окружающей природной среды;

• общие положения природопользования;

• общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан;

• правовое обеспечение экологической безопасности;

• правовое обеспечение экономического механизма в сфере экологии;

• общие вопросы охраны природной среды;

• юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права: земельное; водное; горное; воздухоох-ранительное; лесное; фаунистическое.

Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли: норм; институтов; подотраслей. Первичными элементами системы права, а также отрасли права как части данной системы являются нормы права.

Под нормой права следует понимать исходящее от государства и определяемое им общеобязательное правило поведения, которое предоставляет участникам общественных отношений данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности.

С учетом того, что экологическое право является комплексной отраслью и его нормы содержатся также в правовых актах, являющихся источниками иных отраслей нрава, нормы экологического права делятся:

— на комплексные, принятые с целью охраны и использования окружающей среды в целом; отраслевые, посредством которых осуществляется правовое регулирование охраны и использования отдельных природных объектов (земли, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира); экологизированные — нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Институты экологического права.

Следующим элементом в иерархии составляющих системы отрасли права является институт права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

В экологическом праве выделяют следующие институты: принципы экологического права; экологические права и обязанности физических и юридических лиц; основы государственного управления охраной окружающей среды; экологический контроль; экологический мониторинг; экологическое нормирование; оценка воздействия па окружающую среду и экологическая экспертиза; экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическое страхование, а также правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны

окружающей среды; охрана окружающей среды при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности; охрана особо охраняемых природных территорий; зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций; основы формирования экологической культуры; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологическое право подразделяется на две большие составляющие — природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.

Природоохранное право составляют нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Основополагающим источником права, регулирующим данную сферу общественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды.

Нормы природоресурсного права регулируют общественные отношения в области использования и охраны отдельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа. Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.

При этом необходимо помнить, что правовые нормы природоохранного и природоресурсного права подлежат применению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулирования.

При характеристике экологического права как комплексной отрасли (суперотрасли) важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и признанных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранительного. Развитие этих отраслей и экологического права в целом связано с реализацией дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды применительно к отдельным природным объектам.

Эти отрасли являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе экологического права они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру.

Исходя из правовых реалий и учитывая перспективы развития экологического права, можно предположить необходимость создания новых учебных спецкурсов в пределах экологического права, что будет способствовать усовершенствованию учебного процесса и более углубленного изучения конкретных вопросов.

Система экологического права как эколого-правовая наука исходит из системы этой отрасли права. Она представляет собой систему научных взглядов, правовых идей, концепций, понятий, а также знаний закономерностей правового регулирования экологических отношений, которые образовывают предмет экологического права. Эколого-правовая наука оказывает содействие усовершенствованию системы экологического права как учебной дисциплины, системы экологического законодательства.

Пристатейный библиографический список

1. Абукарова М.У., Азизова П.М. Утилизации твёрдых бытовых отходов: эколого-правовой аспект // Евразийский юридический журнал. 2015. № 5 (84). С. 294295.

2. Абукарова М.У., Мусаева А.Г. Экологическая политика Индии и Китая в фокусе научных воззрений // Евразийский юридический журнал. 2015. № 6(85). С. 221.

3. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И. И. — X.: ООО «Одиссей», 2000.

4. Азизова П. М., Мусаева А. Г. Язык права как элемент юридической техники // Евразийский юридический журнал. 2015. № 5(84). С. 123-124.

5. Дубовик О. Л. Экологическое право: Учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

6. Дубовик О. Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О. Л. Дубовик. — М.: Изд-во «Эксмо», 2005.

7. Экологическое право Украины: Учебное пособие. -Х.: ООО «Одиссей», 2007.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

ОМАРОВА ХАМИСАТ МИНКАИЛОВНА — 2015 г.

ИСМАИЛОВА КАРИНА АБДУРАХМАНОВНА, ОМАРОВА ХАМИСАТ МИНКАИЛОВНА — 2015 г.

ИБАЕВ РУСТАМ КАМИЛОВИЧ, ОМАРОВА ХАМИСАТ МИНКАИЛОВНА — 2015 г.

1. Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Что такое «экология»?

Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот раздел человеческих знаний об окружающей природной среде получил в биологической науке, особенно в последарвинский период (вторая половина XIX века и последующее время). Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные обоснования, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества.

Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Что такое экологическое право?

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Что является предметом экологического права как отрасли права?

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Более четко определить предмет экологического права позволяет сравнение его с предметом смежных отраслей права — земельным, горным, водным, лесным, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако предметом указанных отраслей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.

Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за основу ее взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной эксплуатации ее. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники — Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап — от середины XX века до восьмидесятых годов — характеризуется значительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно — природоресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.

Третий этап — примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время — характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только неприменным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

Каковы основные принципы охраны окружающей среды?

Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы государственной власти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

  1. приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
  2. научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
  3. рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
  4. соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
  5. гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
  6. международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.

Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном Законе нашей страны — Конституции Российской Федерации, о чем подробнее будет сказано в теме 2, посвященной источникам экологического права.

Каковы методы правового регулирования экологических отношений?

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присушим методом правового регулирования. Поэтому едва ли правильны встречающиеся в литературе, в том числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права. Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений носит в известной мере вторичный характер, поскольку формы и сам характер правового воздействия определяются сущностью регулируемых отношений. Это, конечно, не отрицает классификационного значения метода правового регулирования. Однако по сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный, вспомогательный характер.

Вопрос о методе правового регулирования и его роли в формировании и характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различное содержание. Однако представляется возможным считать преобладающим мнение о том, что праву присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и дозволение, находящих выражение в таких приемах регулирования, как императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С.С. Алексеев, государство может регламентировать поведение участников общественных отношений либо непосредственно, сверху (императивное регулирование), либо опосредованно, с представлением субъектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При этом, если для императивного способа (приема) регулирования характерно наличие отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование отличается юридическим равенством субъектов.

Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, своего метода вовсе не исключает наличия определенных особенностей правового регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие особенности состоят, как правило, не в наличии у той или иной отрасли права «своего» метода, а в определенном сочетании этих методов, присущем именно данной отрасли права, делающим его характерным именно для данной отрасли права. Такая «индивидуализация» способов правового воздействия на регулируемые отношения, присущая той или иной отрасли права, делает его столь непохожим, индивидуализированным, свойственным только данной отрасли права.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, присущего гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими, властными, полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения, что находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, а бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, учреждении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не наблюдается так называемая «замена» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

Что такое экологическое право как наука и учебная дисциплина?

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Как учебная дисциплина экологическое право — это система научных знаний об экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Какова система экологического права?

Системы экологического права как науки и учебной дисциплины совпадают. Она состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

Система экологического права состоит из таких частей