Статья 72 СК РФ. Восстановление в родительских правах

1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

2. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (статья 140 настоящего Кодекса).

5. В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении в родительских правах суд направляет выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случае государственной регистрации рождения ребенка многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг — в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту государственной регистрации рождения ребенка для информирования органа записи актов гражданского состояния, в котором хранится соответствующая запись акта о рождении.

Комментарии к ст. 72 СК РФ

1. Лишение родительских прав носит бессрочный характер, но не является бесповоротным актом, если родители (родитель), лишенные родительских прав, изменили свое поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка, например, вылечились от алкоголизма, наркомании, устроились на постоянное место работы, перестали бродяжничать и т.д. В таких случаях законодатель предоставляет исправившемуся родителю возможность восстановиться в своих родительских правах. Следует иметь в виду, что восстановление в родительских правах допускается только в отношении ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста, поскольку восстановление в родительских правах напрямую связано с воспитанием ребенка.

На основании анализа комментируемой статьи можно сделать вывод о том, что законодатель не устанавливает срок, по истечении которого лица, лишенные родительских прав, имеют право требовать их восстановления. Однако полагаем, что осознанное изменение образа жизни, отношения к воспитанию ребенка, избавление от вредных привычек — это процесс достаточно долгий, требующий от родителя совершения конкретных положительных действий. Поэтому, руководствуясь п. 6 ст. 71 СК РФ о запрете усыновления ребенка другими родителями ранее шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении его родителей (одного из них) родительских прав, по аналогии следует предположить, что данный срок может быть установлен не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав.

2. Восстановление в родительских правах представляет собой юридическую процедуру, состоящую из совершения в определенной последовательности юридически значимых действий, направленную на восстановление взаимных прав и обязанностей между родителем и ребенком, существовавших до утраты родительских прав, в связи с изменением поведения, образа жизни и отношения к воспитанию ребенка. Поскольку восстановление в родительских правах направлено на отмену санкции, применяемой к родителям за их виновное поведение по отношению к своим детям, п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что данная процедура производится только в судебном порядке.

Восстановление в родительских правах производится в порядке искового производства по заявлению родителя, лишенного родительских прав, по месту жительства (нахождения) ответчика — лица, на попечении которого находится ребенок. Следовательно, в качестве ответчика может выступать: а) другой родитель; б) опекун (попечитель); в) приемные родители; г) детское учреждение (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

Восстановление в родительских правах возможно только в том случае, если судом будет достоверно установлено, что основания, в связи с которыми родители (один из них) были лишены родительских прав, отпали. В этой связи суд, исходя из п. 1 комментируемой статьи, должен проверить, изменились ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, и (или) их отношение к воспитанию ребенка. С целью объективной оценки заявленных исковых требований такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка, т.е. родителей, требующих восстановления своих родительских прав (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10). Поэтому, руководствуясь ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ, п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 2 комментируемой статьи в рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах также участвует прокурор. Его присутствие в процессе служит дополнительной гарантией вынесения решения, соответствующего интересам несовершеннолетнего.

3. Поскольку правовым последствием восстановления в родительских правах является возврат ребенка родителю, чьи родительские права восстановлены, п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что одновременно с иском о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрен иск того же лица о передаче ему ребенка. При этом следует иметь в виду, что удовлетворение иска о восстановлении в родительских правах не означает, что будет удовлетворен иск о возврате ребенка родителям (одному из них). Поскольку, руководствуясь ст. 68 СК РФ, на основании акта обследования и заключения органа опеки и попечительства о целесообразности возврата ребенка родителю (по второму иску должно быть отдельное заключение органа опеки и попечительства) суд может прийти к выводу, что передача ребенка родителям (одному из них), восстановленным в родительских правах, не отвечает интересам ребенка. Поэтому ребенку лучше оставаться у другого лица, на чьем попечении он находится, например у другого родителя. Отказ в возвращении несовершеннолетнего к родителю означает, что лицо, чьи родительские права восстановлены, становится обладателем права на общение с ребенком, а лицо, у которого ребенок остается на попечении, не должен препятствовать осуществлению данного права родителя, восстановленного в родительских правах.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи, исходя из интересов ребенка, при рассмотрении исковых требований о восстановлении в родительских правах суд не вправе удовлетворить иск, даже если родители изменили свое поведение и могут надлежащим образом воспитывать ребенка, в следующих случаях. Во-первых, если на момент рассмотрения иска ребенок усыновлен и усыновление не отменено в установленном порядке. При этом следует учитывать, что СК РФ предусматривает возможность отмены усыновления по основаниям, установленным ст. 141 СК РФ (см. комментарий к ст. 141 СК РФ). Поэтому в случае отмены усыновления в порядке, определяемом ст. 140 СК РФ, вопрос о восстановлении в родительских правах рассматривается на общих основаниях. Во-вторых, если ребенок, достигший возраста десяти лет, возражает против восстановления родителя в его правах. Причем если ребенок достиг 10-летнего возраста, мотивы, по которым он не согласен на восстановление родительских прав, не имеют значения (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10). Поэтому орган опеки и попечительства и суд обязаны объективно выяснить мнение ребенка по поводу возможности восстановления родительских прав и возвращения его родителям. Если ребенок не достиг указанного возраста, то при решении вопроса о восстановлении в родительских правах суд должен исходить исключительно из интересов ребенка.

При удовлетворении искового требования о восстановлении в родительских правах родитель восстанавливается в своих правах со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. Причем восстанавливаются все права и обязанности родителя, утраченные им при лишении родительских прав. В этой связи применительно к п. 5 ст. 70 СК РФ выписка из решения суда о восстановлении в родительских правах в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения должна быть направлена судом в орган загса по месту государственной регистрации рождения ребенка (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

Новая редакция Ст. 3 СК РФ

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарий к Статье 3 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи отмечено, что согласно Конституции РФ семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, семейное законодательство как источник семейного права Российской Федерации обладает определенной спецификой. Из этого следует, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.

2. Главным правовым актом, регулирующим семейные отношения в РФ, является комментируемый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г. Впоследствии в него были внесены изменения в соответствии с Федеральными законами от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ, от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. N 185-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 71-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ, от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, от 30 июня 2008 г. N 106-ФЗ, от 4 мая 2011 г. N 98-ФЗ.

Семейное законодательство включает не только Кодекс, но и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. К их числу относится Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

К семейному законодательству также относятся законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют, прежде всего, семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, также относится присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК).

Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать основополагающим положениям Семейного кодекса РФ.

Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»).

3. На основании и во исполнение положений СК в соответствии с п. 3 комментируемой статьи Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых актов. В частности, Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» и др.

В отличие от гражданского права в комментируемой статье среди источников не указаны акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права. Между тем такие акты существуют. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями».

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по семейным делам не являются источниками права, поскольку не создают новых норм права, а только разъясняют уже существующие. Между тем они имеют существенное значение для правоприменительной практики, поскольку принимаемые ими судебные акты обязательны для судей.

Следует указать на следующие Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам семейного права:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Отдельно следует остановиться на международных соглашениях, которые, несомненно, являются источниками семейного права. Подробнее этот вопрос рассмотрен в комментарии к ст. 6.

Другой комментарий к Ст. 3 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Пункт «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ и п.1 ст.3 СК РФ относят семейное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

2. В п.2 ст.3 СК РФ определен состав семейного законодательства в узком смысле слова, то есть состав актов, принимаемых органами представительной власти в виде законов и регулирующих семейные отношения (см. ст.2 СК РФ и комментарий к ней). Это сам СК РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ.

Условиями регулирования семейных отношений законами субъектов РФ является отнесение соответствующих вопросов к ведению субъектов РФ и отсутствие в ГК РФ их непосредственного урегулирования. Такие вопросы определены в ст.13, 32, 58, 121, 123, 151 СК РФ.

3. Семейные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. При этом постановления Правительства РФ должны соответствовать СК РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и могут приниматься лишь в случаях, специально предусмотренных этими актами. Принятие Правительством постановлений по вопросам семейного права предусмотрено в ст.82, 122, 125, 126.1, 127, 150, 151, 165 СК РФ.

Так, Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3743); Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 определен Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (СЗ РФ, 1996, N 33, ст.3995); Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 определен Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью (СЗ РФ, 1996, N 19, ст.2304); Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 утверждено Положение о приемной семье (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3721); Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ (СЗ РФ, 2000, N 14, ст.1501); Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правила постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства (СЗ РФ, 2000, N 15, ст.1590).

Комментарии к СТ 72 СК РФ

Статья 72 СК РФ. Восстановление в родительских правах

Комментарий к статье 72 СК РФ:

1. Основания, по которым суд может лишить родительских прав отца или мать ребенка, перечислены в ст. 69 СК (см. комментарий к ней). Соответственно, они могут быть восстановлены в родительских правах, если отпали основания, по которым они этих прав лишились; в первую очередь это касается поведения, образа жизни и взглядов на воспитание детей.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи дела данной категории рассматривает суд в порядке искового производства по заявлению лица, лишенного родительских прав. В качестве ответчика по делу выступает лицо, на попечении которого находится ребенок, а именно:

— соответствующее детское учреждение.

Как и любое дело, связанное с судьбой детей, оно слушается с участием органа опеки и попечительства; последний обязан обследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на восстановление родительских прав, после чего представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (см. комментарий к ст. 78).

Помимо органа опеки и попечительства законодатель обязывает привлекать к таким делам прокурора.

3. Подавая исковое заявление о восстановлении в родительских правах, отец (мать) может одновременно подать иск о передаче ему ребенка. Это вытекает из п. 3 ст. 72, согласно которому одновременно с иском о восстановлении родительских прав может быть рассмотрено требование о возврате ребенка. Однако удовлетворение первого иска вовсе не означает, что будет удовлетворен и второй.

Суд может прийти к выводу, что ребенку лучше оставаться у другого родителя (у опекуна, попечителя). Причем в данном случае действуют общие правила: суд рассматривает акт обследования и заключение органа опеки и попечительства (по второму иску должно быть отдельное заключение); заслушивает (учитывает) мнение ребенка; учитывает его мнение обязательно, если ребенку исполнилось 10 лет и мнение не противоречит его же интересам.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи суд не вправе удовлетворить иск, даже если родители изменили свое поведение к лучшему и могут надлежащим образом воспитывать ребенка:

— но он уже усыновлен (см. комментарий к ст. ст. 124, 125). Если же усыновление отменено, дело рассматривается в общем порядке;

— но ребенок, достигший возраста 10 лет, возражает, причем мотивы, по которым он не согласен на восстановление родительских прав, роли не играют (п. 19 Постановления от 27 мая 1998 г. N 10).

Если же ребенку еще нет 10 лет, суд решает вопрос, во-первых, с учетом его мнения (см. комментарий к ст. 57); во-вторых, только в его интересах.

5. В трехдневный срок с момента, когда решение суда восстановить родительские права вступит в законную силу, выписка из него должна быть направлена в орган загса по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Статья 72 СК РФ. Восстановление в родительских правах

9 февраля 2012

15 ноября 2011

18 марта 2009

6 ноября 2007

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

я лишена родительских прав хотела бы востановиться в правах но на данный момент нахожусь в декретном отпуске как мне востановиться

Вопрос относится к городу ступино

если есть факт злостного уклонения от уплаты алиментов, но ребёнок против лишения прав

Вопрос относится к городу суоярви

Добрый день! Ситуация такая: Супружеская пара в разводе, ребенок по определению суда от 2007 года проживает с матерью, а фактически с 2011 года: полгода с матерью, полгода с отцом (такой порядок общения сложился в связи с тем , что у отца вахтовый метод работы по полгода). До момента женитьбы отца во второй раз — мать ребенка все устраивало, теперь же она (мать)подала в суд на определение места жительства ребенка + алименты. По решению районного суда с учетом мнения ребенка определено: проживание ребенка по полгода с отцом и матерью. В алиментах (запрошенных матерью в сумме 300 тыс.руб.) отказано, в силу того,что отцом представлены суду чеки и квитанции + по определению проживания по полгода. Ребенок переехал жить к отцу, и как следствие отец не должен платить алименты. Однако мать это не устроило и подана апелляция в верховный суд, который решил: Проживание с матерью, алименты с отца и отец может видеть в 1 и 3 выходной месяца. Мать, получив на руки решение суда в котором говорится об алиментах — успокоилась, ребенка не стала забирать от отца, ребенку даже не звонит, при этом сумма 300 тыс. висит на муже и ребенка тоже смотрит он. (Верховный суд состоялся 26 марта 2015г. Решение суда вступило в силу 31 марта 2015 года) Сегодня 20 мая 2015 года. Вопрос: Можно ли подать в суд на лишение родительских прав матери по статье 69. Лишение родительских прав СК РФ: 1) уклонение от выполнения обязанностей родителей: потому как: В течении 2 мес. мать не интересуется ребенком вообще. в 2011-2014 г.г. — по полгода ребенок у отца хотя по решению суда должен был быть у матери. полгода когда отец на вахте — ребенок то у бабушки то в лагере, у матери очень редко. 2) злоупотребление своими родительскими правами: ребенком манипулирует только для того чтобы получить алименты, фактически перечисленные ранее алименты не потрачены на ребенка а использованы в ее личных интересах. Заранее Спасибо за ответ!

Вопрос относится к городу Уфа

Здравствуйте. Я нахожусь в декретном отпуске, нам уже 9 мес., прописаны с ребенком в Челябинске, а муж в ХМАО Тюменская обл. Хочу развода, муж мне его дает,но.. вопрос: по чьему месту жительства подаем заявление, в Челябинске или в ХМАО и могу ли я лишить его родительских прав? Ребенком не интересуется,деньгами не помогает, признается,что сейчас живет в свое удовольствие. Его нынешнее место проживания г.Тюмень. Заранее спасибо

Вопрос относится к городу Челябинск

Как лишить родительских прав отца ребенка, т.к. он не участвует в жизни ребенка, не платит алименты. У БМ нет прописки.

Хочу лишить своего отца родительских прав. Мне 23 года, он никогда не участвовал в моем воспитании и никак не помогал, также у него существенный долг по алиментам и не только передо мной, перед детьми от других браков тоже. Что делать?Куда обратиться? Я нахожусь в Петербурге, он в Амурской области. Какие документы необходимы для лишения и куда нужно обращаться? Заранее большое спасибо за ответ.

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Здравствуйте, скажите пожалуйста, в 2009 году на бывшего мужа заводили дело по статье 157 УК РФ, присудили 90 часов исправительных работ, 19 марта 2015 года был опять суд по той же статье присудили 6 месяцев исправительных работ, он в суд принес справку что официально трудоустроился, задолженность 200 000 рублей, ребенок его не знает, никакого участия в воспитании не принимает, могу ли я на данный момент лишить его родительских прав

Здравствуйте! Я являюсь инвалидом 2 гр., ребёнок — инвалид (ДЦП, тяжёлая форма, 9лет, находится в специализированном доме инвалидов), т. е. я не смогу забрать его домой. Лишили 8лет назад. Алименты высчитывают с пенсии. Могу ли я восстановить родительские права, если да, то как это сделать?

Вопрос относится к городу Новоккузнецк, Кемеровская обл.

я наркоманка меня лешили прав в 2013 году подали на элементы апекуны как востановиться я прошла реабелитацию устроилась наработу

Вопрос относится к городу иваново

можно ли лишить отца родительских прав, если он никак не помогает в воспитании, материально и не видел ребенка несколько лет?

Вопрос относится к городу Киров

Уточнение от 5 января 2015 — 00:03
Будет ли считаться уклонением от выполнения родительских обязанностей то, что отец никак не помогает ребенку в течение 9 лет, и с его стороны не было за это время ни одной попытки увидеть своего сына? Я девять лет назад подавала на алименты. И когда судебные приставы разыскали отца, он попросил меня отказаться от алиментов, сказал, что будет помогать сам. Я отказалась от алиментов. Никакой помощи не последовало. Сейчас я хочу лишить его родительских прав, поскольку он никак не участвует в судьбе ребенка.Могу ли я рассчитывать на положительное решение суда?

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права (действующая редакция)

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи отмечено, что согласно Конституции РФ семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, семейное законодательство как источник семейного права Российской Федерации обладает определенной спецификой. Из этого следует, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.

2. Главным правовым актом, регулирующим семейные отношения в РФ, является комментируемый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г. Впоследствии в него были внесены изменения в соответствии с Федеральными законами от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ, от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. N 185-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 71-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ, от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, от 30 июня 2008 г. N 106-ФЗ, от 4 мая 2011 г. N 98-ФЗ.

Семейное законодательство включает не только Кодекс, но и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. К их числу относится Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

К семейному законодательству также относятся законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют, прежде всего, семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, также относится присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК).

Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать основополагающим положениям СК РФ.

Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»).

3. На основании и во исполнение положений СК РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых актов. В частности, Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» и др.

В отличие от гражданского права в комментируемой статье среди источников не указаны акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права. Между тем такие акты существуют. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями».

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по семейным делам не являются источниками права, поскольку не создают новых норм права, а только разъясняют уже существующие. Между тем они имеют существенное значение для правоприменительной практики, поскольку принимаемые ими судебные акты обязательны для судей.

Следует указать на следующие Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам семейного права:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Отдельно следует остановиться на международных соглашениях, которые, несомненно, являются источниками семейного права. Подробнее этот вопрос рассмотрен в комментарии к ст. 6.

Ск рф ст72 п3