Оглавление:

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

1. Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

1.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

1.2. Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:

1) Российская Федерация — в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;

2) субъект Российской Федерации — в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование — в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ в пункт 1 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 2 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Действие абзаца первого пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика) не распространяется на бюджетные учреждения и казенные учреждения

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Об участии учреждений в хозяйственных обществах и товариществах см. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ

См. Перечень видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация — собственник целевого капитала, за исключением специализированной организации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 сентября 2007 г. N 1227-р

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 3 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Действие пункта 3 статьи 24 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения

3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ статья 24 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1

3.1. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 4 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Действие пункта 4 (за исключением абзаца четвертого) статьи 24 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения

4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом некоммерческой организации, она может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Информация об изменениях:

В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств либо иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Право государственных (муниципальных) учреждений выступать учредителями других юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

Реформирование системы государственных (муниципальных) учреждений наряду с новым законодательством, ориентированным на создание саморегулируемых организаций в здравоохранении, закономерно ставят вопрос: а каковы в новых условиях права различных типов учреждений в создании других юридических лиц, в участии в ассоциациях и союзах? Сегодня наша традиционная рубрика посвящена этим вопросам.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Кадыров Ф.Н.,

Текст научной работы на тему «Право государственных (муниципальных) учреждений выступать учредителями других юридических лиц»

Реформирование системы государственных (муниципальных) учреждений наряду с новым законодательством, ориентированным на создание саморегулируемых организаций в здравоохранении, закономерно ставят вопрос: а каковы в новых условиях права различных типов учреждений в создании других юридических лиц, в участии в ассоциациях и союзах?

Сегодня наша традиционная рубрика посвящена этим вопросам.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСТУПАТЬ УЧРЕДИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

КОНСУЛЬТИРУЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ

Пункт 4 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает:

«В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств,

выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущест-во, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц».

Это означает, что казенное учреждение ни при каких обстоятельствах не вправе выступать учредителем (участником) других юридических лиц.

Что же касается бюджетного учреждения, то, во-первых, бюджетное учреждение может быть учредителем или участником других юридических лиц, вступать в ассоциации и союзы только в случаях, когда это соответствует целям, предусмотренным уставом. Поэтому для бюджетного учреждения недопустимо быть учредителем организаций, деятельность которых никак не связана с его уставными целями.

Во-вторых, для того, чтобы стать учредителем или участником некоммерческих организаций, вступать в ассоциации и союзы ни чьего разрешения не требуется. А вот вносить при этом в качестве их учредителя или участника денежные средства, передавать имущество можно только с согласия собственника.

В-третьих, передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника можно только денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. Таким образом, прежде всего — это имущество, приобретенное за счет доходов от приносящей доходы деятельности (платных услуг).

В-четвертых, бюджетное учреждение может быть учредителем только некоммерческих организаций. Учредителем коммерческих организаций (притом не всех, а лишь хозяйственных обществ) бюджетное учреждение может быть только в случае, если это предусмотрено законом. Подобный закон, касающийся учреждений здравоохранения, в настоящее время отсутствует, что означает запрет на участие в создании бюджетными учреждениями здравоохранения любых коммерческих организаций. Основные виды организаций, относящиеся к коммерческим и некоммерческим, указаны ниже:

1. Коммерческие организации:

1.1. Хозяйственные товарищества:

1.1.1. Полное товарищество;

1.1.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество);

1.2. Хозяйственные общества:

1.2.1. Акционерное общество: открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО);

1.2.2. Общества с ограниченной ответственностью (ООО) или с дополнительной ответственностью (ОДО);

1.3. Производственный кооператив;

1.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2. Некоммерческие организации:

2.1. Потребительские кооперативы;

2.2. Общественные и религиозные организации (объединения);

2.3. Учреждения (государственные или муниципальные (бюджетные, казенные или автономные) и частные);

2.4. Автономные некоммерческие организации (АНО);

2.6. Ассоциации и союзы;

2.7. Некоммерческие партнерства.

Части 5 и 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Федеральный закон «Об автономных учреждениях») устанавливают, что автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника следующее имущество: недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации,

предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда).

Таким образом, автономное учреждение:

1. Может выступать учредителем или участником любых юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих). Например, автономное учреждение может выступать учредителем (акционером) акционерных обществ.

2. В отличие от бюджетного учреждения, автономное учреждение вправе вносить в уставной капитал других юридических лиц не только особо ценное движимое имущество, но и недвижимое имущество.

3. Требуется согласие учредителя на внесение (передачу) вышеуказанного имущества.

Возникает закономерный вопрос: при создании других юридических лиц автономным учреждением может передаваться только указанное выше имущество? Дело в том, что кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, существует еще и иное движимое имущество, не относящееся к особо ценному. Это имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности не будет существенно затруднено и которое по стоимости не подпадает под критерии особо ценного движимого имущества. Примером такого имущества (далее будем именовать его «иным имуществом») могут служить музыкальные установки или телевизоры, находящиеся в кабинете или приемной главного врача (хотя отметим, что на практике зачастую и эти виды имущества включают в особо ценное движимое имущество).

О праве автономного учреждения самостоятельно (или хотя бы с согласия собственника) вносить в уставный капитал других юридических лиц иное имущество прямо ничего не говорится. Тем не менее, в рассматриваемом законе имеются положения, позволяющие дать ответ на этот вопрос.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учрежде-

ниях» «Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи».

К «остальному имуществу» наряду с недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, приобретенными автономным учреждением за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, относятся и рассматриваемое нами иное имущество (вышеупомянутые музыкальные установки и телевизоры и т.д.). А поскольку у автономного учреждения имеется право самостоятельного распоряжения этим имуществом, то его можно вносить в уставной капитал других лиц (с учетом наличия в уставе учреждения такого права).

Действительно, так же, как и в отношении бюджетного учреждения, создание других юридических лиц предполагает закрепление в уставе автономного учреждения такого права. Правда, в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» не говорится об этом прямо, но это вытекает из части 7 статьи 4 данного закона, которая устанавливает: «Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе)».

Несмотря на то, что права автономных учреждений в целом шире, чем бюджетных, в некоторых вопросах участия учреждений в создании других юридических лиц, руководители бюджетных учреждений имеют больше прав. Выше уже указывалось, что создавать другие некоммерческие организации и участ-

вовать в ассоциациях или союзах в случаях, если это не связано с передачей денежных средств или имущества, бюджетные учреждения вправе без всякого разрешения со стороны учредителя (согласие требуется только для внесения имущества). А вот учредитель автономного учреждения в подобных случаях вынужден согласовывать этот вопрос с наблюдательным советом.

В соответствии с п. 5 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в

уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника. По итогам рассмотрения наблюдательный совет автономного учреждения дает свое заключение. Заключение дается большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета автономного учреждения.

Как видим, в данном, казалось бы, простом вопросе достаточно много нюансов, которые нужно иметь в виду, чтобы не совершить ошибок.

Здравоохранение-20 Л 2

В РОССИИ ПЛАНИРУЕТСЯ УЖЕСТОЧИТЬ ПОРЯДОК ОТПУСКА И УЧЕТА ЛЕКАРСТВ, НЕ ОТНЕСЕННЫХ К НАРКОТИКАМ

Комитет Госдумы по охране здоровья рассмотрел проект Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», внесенный Правительством РФ. Документ предполагает законодательное закрепление нормы по осуществлению предметно-количественного учета лекарственных средств для медицинского применения, осуществляемого производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.

Предлагается законодательно установить обязательное осуществление предметно-количественного учета лекарственных средств для медицинского применения путем регистрации операций, связанных с обращением указанных лекарственных средств, при которых изменяется их количество и состояние (приходные и расходные операции; операции, связанные с фасовкой лекарственного средства, изготовлением лекарственного препарата, и др.). Проектом предусматривается наделить полномочием по утверждению перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Помимо этого, проектом предусматривается утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также правил ведения и хранения специальных журналов для осуществления регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, поскольку в настоящее время такие правила не установлены.

Особенности и трансформация организационно-правовых форм некоммерческих организаций

Макальская М.Л.,
канд. экон. наук, доцент Финансовой
академии при Правительстве РФ,
гл. ред. Журнала «Некоммерческие
организации в России»

С момента появления законодательства о некоммерческих организациях учреждение определено как одна из организационно-правовых форм НКО.

За последние годы интерес к этой форме НКО постоянно растет. Совершенствуется и законодательство. Оно уже не ограничивается гражданским кодексом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях»). 3 ноября 2006 г. был принят Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – ФЗ «Об автономных учреждениях»). С принятием 8 мая 2010 г. Федерального закона от № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» появилось четкое разграничение между негосударственными некоммерческими частными учреждениями и государственными учреждениями с выделением казенных. Ранее возникало множество вопросов, например, определяет ли закон № 7-ФЗ деятельность государственных учреждений?

Понятие частного учреждения было закреплено законодательно сравнительно недавно, в ГК РФ и в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О некоммерческих организациях»). До этого в указанном Законе был определен гражданско-правовой статус учреждений.

Рассмотрим в сравнительной таблице, какие изменения были внесены в законодательство в связи с появлением термина «частное учреждение».

В первом пункте статьи подчеркивается, что частное учреждение может быть создано и гражданином, т.е. физическим лицом, а не только юридическим лицом.

Как и ранее, имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (это выделено в отдельный второй пункт).

Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и его права на имущество, закрепленное за ним собственником, а также приобретенное, определены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Таким образом, введение термина «частное учреждение» принципиально не изменило его гражданско-правового статуса, но позволило в дальнейшем отделить эти негосударственные некоммерческие учреждения от тоже некоммерческих, но государственных (бюджетных учреждений, включая казенные).

Бюджетное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. То есть оно действует примерно в тех же сферах, что и частное учреждение. Но его инициатива ограничена. Бюджетное учреждение действует в соответствии с государственным или муниципальным заданием (за исключением учреждений социального страхования, куда добавляются еще и обязательства перед страховщиками). Правда, ему разрешено сверх этого выполнять и платные услуги: относящиеся к основной деятельности и оказываемые на одинаковых для всех юридических и физических лиц условиях.

Статус казенного учреждения не отличается от статуса бюджетного учреждения, за исключением того, что все доходы от своей деятельности казенное учреждение направляет в соответствующий бюджет.

Рассмотрим подробнее особенности частного учреждения, связанные с его организационно-правовым статусом.

Итак, частное учреждение – это негосударственная некоммерческая организация. Его деятельность определена Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об автономных учреждениях».

Особенности частного учреждения:

  1. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) (ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
  2. Число учредителей не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Частное учреждение может быть учреждено одним лицом, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
  3. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
  4. При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения (ст. 19 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
  5. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения (ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
  6. Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ).
  7. Частное учреждение не отвечает по своим обязательствам имуществом (ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Совершенно особый статус имеют автономные учреждения. Их деятельность регламентирована ФЗ «Об автономных учреждениях». Это особый тип государственного или муниципального учреждения. Оно создается исключительно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Автономному учреждению дается большая свобода привлечения, наряду с бюджетными, иных средств за счет деятельности, не выходящей за рамки специальной правоспособности, а также в распоряжении указанными средствами. Автономное учреждение, так же как и бюджетное, включая казенное, имеет гарантию бюджетного финансирования. Поэтому оно не может быть отнесено к негосударственным некоммерческим организациям.

Частное учреждение не является бюджетным учреждением, поэтому не может наделяться статусом «получатель бюджетных средств». Значит, оно не может являться государственным или муниципальным заказчиком и не обязано заключать с поставщиком договор на поставку товара в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

Этой позиции придерживается и Минэкономразвития России в отношении негосударственного учреждения здравоохранения.

В Письме Минэкономразвития России от 2 февраля 2009 г. № Д05-495 отмечено, что частные учреждения (некоммерческие организации) не являются получателями бюджетных средств, не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Закона № 94-ФЗ.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

И в других нормах действующего гражданского законодательства не содержится запрета на участие некоммерческой организации, в том числе частного учреждения, в хозяйственных обществах, в том числе акционерном обществе, если это служит достижению целей создания самой некоммерческой организации.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает запрет на учреждение акционерных обществ только в отношении государственных органов и органов местного самоуправления, при этом некоммерческая организация, исходя из ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», органом государственной власти или местного самоуправления не является. Таким образом, некоммерческая организация имеет право создавать акционерные общества и (или) участвовать в них.

Как правило, частные учреждения создаются крупными компаниями для выделения непрофильных видов деятельности. Имущество, выделяемое организацией-собственником, закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Право оперативного управления имуществом подразумевает владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества, что определено в ст. 296 ГК РФ. Более того, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Следует также отметить, что согласно ст. 120 ГК РФ частные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у частного учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (ст. 300 ГК РФ).

Могут возникнуть проблемы, если частное учреждение передало в аренду помещение, принадлежащее ему на праве оперативного управления, без согласования с собственником имущества.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Помимо этого, арендодателем могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Статья 606 ГК РФ устанавливает, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Пункт 1 ст. 421 ГК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Следовательно, исходя из содержания данной нормы, можно предположить, что согласия собственника имущества не требуется.
Этот вопрос по-разному решается и в судебной практике.

Может ли бюджетное учреждение быть участником ООО?

Наш техникум принадлежит к бюджетным образовательным учреждениям. В уставе техникума прописано, что наше учреждение имеет право вести деятельность приносящую доход, поскольку такая деятельность служит достижению целей, ради которых собственно и открывался техникум. Нашему учреждению предложили выступить учредителем в одном частном обществе и соответственно получать доход, который мы планируем тратить на улучшение образовательной базы техникума. Но в уставе учреждения не прописано, имеет ли право техникум выступать учредителем ООО. Может ли данное бюджетное учреждение стать одним из учредителей ООО? Считается ли, что это крупная сделка для бюджетных учреждений?

Ответы юристов (8)

Учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, быть учредителями вместе с другими лицами хозяйственных обществ, в том числе ООО, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Есть вопрос к юристу?

Согласно статьи 7 Федерального закона «Об ООО»:

Статья 7. Участники общества

1. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.
Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Таки образом, закон не содержит таких запретов, за исключением распоряжения бюджетным учреждением особо ценным движимым имуществом и совершения крупных сделок.

Смотрите подробнее ниже.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»,

Статья 9.2. Бюджетное учреждение
4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
13. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Согласно положениям федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

Статья 9.2.
4. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Такой деятельностью признаются, в том числе участие в хозяйственных обществах.

Из изложенного следует, что некомерческие организации, в том числе бюджетное учреждение, могут являться участниками ООО только в том случае, если такая деятельность указанна в учредительных документах.

Если в уставе Вашего бюджетного учреждения не указанно, что Вы можете учавствовать в хозяйственных обществах, то исходя из указанных положений закона, Ваш техникум не может являться участником ООО.

С учетом приведенных Дюкаревым Алексеем положений статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и поскольку у Вас в уставе прописана по сути та же норма, что и в статье 24 Закона, а также с учетом того, что норма статьи 24 закона конкретизирована по отношению к бюджетным учреждениям в статье 9.2 того же закона, при том, что статья 9.2 отсылочных норм к статье 24 не содержит, полагаю, что Вы вправе выступить участником ООО без согласия учредителя (собственника имущества) и без внесения конкретизирующих изменений (дополнений) в учредительные документы бюджетного учреждения.

Не могу согласиться с мнением, высказанным Ивановым Денисом, в связи, с тем, что в статьях 9.2 и 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» недвусмысленно указанно на то, что бюджетное учреждение может являться участником хозяйственных обществ, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, закон запрещает бюджетным организациям, в том числе участие в ООО, если такой вид деятельности прямо не предусмотренно уставом.

Доброго Вам дня!

Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участниками общества могут быть граждане и юридические лица.

Согласно ст. 3 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Некоммерческая организация (бюджетное учреждение) может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 4 ст. 9, п. 2 ст. 24 ФЗ №7-ФЗ).

Пунктом 4.1. ст. 1 ФЗ №7-ФЗ прямо указано, что действие абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика) не распространяется на бюджетные учреждения.

И только в этой части. Соответственно бюджетное учреждение вправе участвовать в хозяйственных обществах для достижения целей, ради которых она создана и в соответствии с указанными целями, при условии, что такая деятельность (участие в хозяйственных обществах) прямо указана в его учредительных документах.

Поскольку в Уставом техникума прямо не предусмотрено, что он вправе участовать в хозяйственных обществах, то он не вправе это делать в настоящий момент.

Согласно ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Дополнение:

Устав бюджетного учреждения также должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (п. 3 ст. 14 ФЗ №7-ФЗ).

Законом прямо указано, что в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности, а не просто указание, что возможно осуществление деятельности, приносящей доход.

Пределы специальной правоспособности некоммерческой организации устанавливаются ее учредительными документами.

Некоммерческая организация не имеет права выходить за пределы своей правоспособности.

Согласно статье 66 Гражданского кодекса Российской Федерации финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2000 N А29-7234/99Э)

На основании п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям.

Если Ваше учреждение научным не является, то согласност. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О некоммерческих организациях») бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Соответственно, если вид деятельности – участие в ООО, не указан в уставе учреждения, то этой деятельностью учреждения заниматься не вправе. Для этого нужно направить соответствующее письмо органу (управлению), в чьем ведении находится учреждение с просьбой внести соответствующее изменение в устав. Данный вопрос скорее всего направят в администрацию области для правовой экспертизы данного вопроса. Так что подождать придется.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Создание некоммерческой организации бюджетным учреждением