Оглавление:

Центр юридической помощи

Консультации и полезные статьи

Что за ст98 тк рф

Статья 98 ТК РФ. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника (совместительство)

Ст 98 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Утратила силу.

По заявлению работника работодатель имеет право разрешить ему работу по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства.

Работник имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем для работы на условиях внешнего совместительства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

Внутреннее совместительство не разрешается в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 98 ТК РФ.

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

ТК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

ТК РФ — последние изменения и законы

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»

«О негосударственных пенсионных фондах»

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

«О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации»

«О несостоятельности (банкротстве)»

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»

«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации»

«О муниципальной службе в Российской Федерации»

«О банках и банковской деятельности»

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Что за ст98 тк рф

Накануне 1 сентября вам предложили участие в инновационном проекте. Вы

Откажусь, ведь учебный план уже продуман, а на новшества нет ни сил, ни времени

Начну искать информацию по предложенному проекту, чтобы принять решение

Узнав первые подробности, сразу с удовольствием соглашусь, ведь все новое так интересно!

Испытаю чувство досады: надоели уже эти новинки!

Всего проголосовало: 97

Текущий номер

​19 октября в Керчи простились с погибшими при стрельбе и взрыве в политехническом колледже. На центральной площади города, где проходила траурная церемония, собрались более 30 тысяч человек.

номер 43, от 23 октября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Часто говорят: учебник больше не нужен, всю необходимую информацию можно найти в Интернете, а значит, надо просто научить детей тому, как им пользоваться. На самом же деле учебник нужен, он должен являться тем мерилом, по которому уже можно будет сверять все остальное, — считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Мнения других участников дискуссии в Общественной палате РФ по теме учебников – в нашем спецрепортаже.

«Репетиторство ставит под сомнение многие достижения российского образования, которые сегодня приписывают успешным реформам, удачно проведенной модернизации, введению ЕГЭ, ФГОС и так далее. Получается, что в значительной степени подготовку в вуз, победы на олимпиадах, высокий балл на выпускном госэкзамене и международных тестированиях обеспечивает не школа сама по себе, а люди «со стороны», — из эксклюзивного интервью доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира Собкина.

Школа №2 села Приволжье Самарской области — бронзовый призер конкурса «Успешная школа» 2017 года. Это многоплановое учреждение: здесь и сама школа, где обучаются 450 человек, и ее филиал, и детский сад, и спортшкола, и Дом детского творчества… Казалось бы, от такого количества задач у директора голова должна идти кругом, но Лилия Сергачева говорит, что у нее есть главное – сплоченная команда. О том, как ее удалось создать, – в материале Натальи Яковлевой.

Наши приложения

Рабочее время: час туда, час сюда.

Новая редакция ТК РФ возвращает старые правила

Продолжительность рабочего времени

Продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Однако для некоторых категорий работников она сокращена. Так, новая редакция статьи 92 Трудового кодекса РФ устанавливает, что, например, инвалиды I и II групп должны работать не более 35 часов в неделю, сотрудники, которым не исполнилось 16 лет, могут трудиться только 25 часов в неделю. Что же касается работников в возрасте 16-17 лет, то внесенные поправки еще на час уменьшили установленную для них сокращенную рабочую неделю. Она будет равна 35 часам.

И хоть в Трудовой кодекс РФ не внесены новшества относительно продолжительности рабочей недели педагогических работников, не лишним будет упомянуть, что для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.

Статья 94 ТК РФ в новой редакции допускает возможность увеличить коллективным договором ежедневную продолжительность работы для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, при соблюдении недельной нормы рабочего времени, установленной ст. 92 ТК РФ, и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Напомним, что и действующей до 6 октября 2006 г. редакцией, и новой редакцией ТК РФ установлено, что для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

— при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;

— при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.

В ст. 96 ТК РФ вносится положение о том, что продолжительность работы в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.

В новой редакции Трудового кодекса законодатель постарался более четко разграничить и классифицировать такие понятия, как совместительство, сверхурочная работа и работа на условиях ненормированного рабочего дня. От правильного решения на практике подобных вопросов зачастую зависит реализация прав работников на повышенную оплату труда и другие компенсации, связанные с этими различными видами работ.

Трудовое законодательство закрепляет право работать сверх нормы рабочего времени. С учетом изменений в ТК РФ сейчас под этим понимается как совместительство, так и сверхурочный труд. Но в связи с вводом в Трудовой кодекс РФ статьи 60.1 совместительство будет рассматриваться как труд в свободное от основной работы время. Ранее совместительство определялось как работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Итак, что изменится в вопросах совместительства?

Статья 97 ТК РФ дана в новой редакции. Исключены положения о том, что работа по совместительству производится по инициативе работника и за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Теперь ТК РФ исходит из того, что совместительство осуществляется не по инициативе работника, а по соглашению сторон.

Статья 282 ТК РФ определяет, что совместительство — это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству выполняется в рамках установленной по этому трудовому договору продолжительности рабочего времени (т.е. нормальной).

Если работа в свободное от основной работы время осуществляется у того же работодателя, то это внутреннее совместительство, если у другого работодателя — внешнее совместительство.

Статья 98 ТК РФ (старой редакции) «Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника (совместительство)» исключена из Раздела «Рабочее время», а новая статья 60.1, посвященная общим положениям о совместительстве, помещена в раздел «Трудовой договор». Подробные положения о работе по совместительству должны содержаться в главе 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству». Именно в эту главу (ст.284 ТК РФ) перенесена норма об ограничении продолжительности работы по совместительству. При этом ограничения для продолжительности работы по совместительству несколько смягчены: вместо ограничения времени совместительства 16 часами в неделю установлено, что продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

Законодатель снял и ограничения на внутреннее совместительство по той же профессии, специальности, должности. Несмотря на то, что в ст. 282 ТК РФ сохраняется упоминание о «другой» работе, однако жесткое требование к тому, чтобы внутреннее совместительство осуществлялось по иной профессии, специальности или должности (как это было предусмотрено в исключенной ныне ст. 98 ТК РФ) отменяется.

В статье 97 ТК РФ разъясняется, что понятие «работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени» включает в себя не только сверхурочную работу, но и работу при ненормированном рабочем дне (см раздел «Работа с ненормированным рабочим днем» ниже).

Остановимся на новом порядке привлечения сотрудников к сверхурочной работе.

Дано новое определение сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени: сверхурочной будет признаваться только работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Также изменяется порядок привлечения работника к сверхурочной работе. Устанавливаются случаи, когда привлечение работников к сверхурочной работе допускается без их согласия. Видимо, разработчики Закона решили, что действующее правовое регулирование, устанавливающее обязательное письменное согласие работника для всех случаев сверхурочной работы, а в некоторых — также еще и с согласия выборного профсоюзного органа, является неэффективным.

Действующие нормы кодекса (до 6 октября 2006 г.) не позволяют направлять сотрудников на такую работу без их согласия независимо от того, чем продиктована необходимость в ней. Однако новая редакция статьи 99 Трудового кодекса будет допускать сверхурочный труд без согласия сотрудников, если он необходим:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других же случаях, например, для замены не вышедшего на работу сменщика, как и сейчас, необходимо будет получать согласие сотрудника на сверхурочную работу.

Без изменений законодатели оставили ограничения по продолжительности такой работы, а также по категориям работников, которые могут быть к ней привлечены.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. При этом работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

Новая редакция ст.99 ТК РФ приводит законодательное регулирование сверхурочных работ в соответствие со сложившимся в предыдущий период опытом. То есть, возвращается исключенная при принятии Трудового кодекса возможность привлекать работника к сверхурочной работе без согласия в чрезвычайных обстоятельствах. При этом текст статьи согласован с положениями статьи 4 ТК РФ, устанавливающими исключения из понятия принудительного труда.

Аналогичным образом изменяется и ст. 113 ТК РФ, устанавливающая случаи привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни: изменения направлены на то, чтобы установить случаи, когда согласия работника получать не обязательно. Это точно такие же случаи, как и при необходимости выполнения сверхурочных работ:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Работа с ненормированным рабочим днем

Итак, основное отличие статуса работы с ненормированным рабочим днем в новой редакции ТК РФ заключается в том, что такой режим работы ст. 97 ТК РФ признан работой за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Это чисто техническая поправка с точки зрения группировки статей.

Порядок установления такого особого режима работы по сравнению с ранее действовавшей редакцией не изменился.

Отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).

Однако новшество все же есть. Из ст. 119 ТК РФ исключается норма, позволяющая компенсировать переработку, возникающую у работников с ненормированным рабочим днем, как сверхурочную работу. Таким образом, останется только один способ компенсации — предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Режим рабочего времени

Согласно изменениям, внесенным в ст. 100 ТК РФ «Режим рабочего времени», новой редакцией ТК РФ предусмотрено, что режим рабочего времени может устанавливаться только правилами внутреннего трудового распорядка, в отличие от ранее действовавшей нормы, которая позволяла закреплять его в коллективном договоре. Это важное изменение, так как статус правил внутреннего трудового распорядка как локального нормативного акта и коллективного договора как акта социального партнерства различны: если при принятии первого работодатель обязан лишь учесть мнение представительного органа работников, то второй разрабатывается и принимается по соглашению сторон.

(Рекомендуем ознакомиться дополнительно с положениями ст.ст.60-1, 91-105, 282-288, 333 Трудового кодекса РФ в новой редакции).

Адвокаты Москвы

Полезные статьи и консультации

Коап электронный

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

СТ 29.10 КоАП РФ

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 29.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общие требования к форме и содержанию постановления по делу об административном правонарушении.

Выполнение установленных законом требований является важным принципом законности и обоснованности данного правоприменительного акта. Указанные требования можно разделить на три части. Первые из них относятся к форме и реквизитам юридического документа (п. п. 1 — 3 ч. 1, ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи), а вторые — к его содержанию (п. п. 4 — 7 ч. 1, ч. ч. 1.1, 2 и 3 комментируемой статьи), третьи — специальные требования, предъявляемые к постановлению, оформляемому в виде электронного документа (ч. ч. 6 — 7 комментируемой статьи).

При этом каждое постановление по делу об административном правонарушении имеет строгую логическую структуру, состоящую из относительно обособленных частей, образующих в совокупности единый юридический документ. Можно выделить как минимум три части: вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную.

При этом выделение в классической теории административного права нескольких частей постановления по делу об административном правонарушении (вводная, описательно-мотивировочная (описательная, мотивировочная), резолютивная) соответствует действующему закону, так как в ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ указывается, что резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

2. Вводная часть постановления по делу об административном правонарушении начинается после наименования документа и включает в себя описание следующих юридических обстоятельств:

— должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их рабочий адрес. Важно указывать полностью фамилию, имя, отчество и должность судьи, должностного лица, чтобы определить в последующем подведомственность (подсудность) лица, рассмотревшего дело, и наличие у него соответствующих полномочий. Наименование и состав коллегиального органа позволит проверить также наличие кворума по делу, установить присутствующих лиц коллегиального органа в заседании;

— дата и место рассмотрения дела. В постановлении по делу об административном правонарушении указываются число, месяц и год вынесения постановления, а в случае, если лицу назначается административное наказание в виде административного ареста или административного выдворения, а также если лицо задерживалось по делу, — еще часы и минуты, когда было вынесено постановление. Это является важной гарантией соблюдения положений ст. 22 Конституции РФ. Временем (датой) вынесения постановления по делу об административном правонарушения является день, месяц и год, когда оно было составлено в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Местом рассмотрения дела является город или иной населенный пункт, где фактически было вынесено данное постановление;

— сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Необходимо учитывать, что данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют существенное значение для правильного разрешения дела (в частности, для установления, является ли это лицо субъектом данного административного правонарушения), для назначения справедливого наказания и разрешения других важных вопросов. Поэтому в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть подробно изложены данные о личности привлекаемого лица.

3. В описательно-мотивировочной части указываются в первую очередь обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

К таким обстоятельствам относятся:

— кем, когда и при каких обстоятельствах был составлен протокол об административном правонарушении;

— обстоятельства совершенного административного правонарушения (установление события административного правонарушения), а также описание времени и места совершения административного правонарушения, последствий, наступивших в результате его совершения;

— описание противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, формы его вины в инкриминируемом правонарушении;

— анализ доказательств, подтверждающих либо опровергающих виновность лица в инкриминируемом административном правонарушении, рассмотрение их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности;

— анализ иных сведений, являющихся доказательствами, для проведения правильной квалификации деяния, назначения справедливого наказания и исполнения вынесенного постановления.

При рассмотрении дела судьей, органом, должностным лицом должен быть проведен анализ обстоятельств дела и собранных доказательств с указанием того, почему одни доказательства были положены в основу для принятия решения, а другие нет. Только в этом случае постановление по делу об административном правонарушении будет считаться мотивированным.

4. Существенным недостатком административно-процессуального закона является отсутствие порядка признания доказательств недопустимыми и отражение этого процесса в постановлении по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Однако это не значит, что признание доказательств таковыми не должно отражаться в постановлении по делу об административном правонарушении. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении должно быть указано мотивированное решение по делу. Между тем нет никаких оснований для исключения из общего объема приводимых мотивов тех из них, которые касаются судьбы доказательств. Причем предполагается, что в постановлении должно быть отражено достаточно доводов и ссылок на признание доказательств недопустимыми, иначе сделанные выводы будут считаться необоснованными и не смогут быть проверены вышестоящими инстанциями. Представляется, что не любое нарушение, допущенное при собирании доказательств, может повлечь их недопустимость, а только существенное.

5. В резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении указывается мотивированное решение по делу. Оно должно заключаться в признании виновным либо невиновным лица в совершении административного правонарушения.

В случае признания лица виновным об этом делается запись с указанием пункта, части и статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которой привлекается лицо, с обязательным полным изложением диспозиции нормы права, а также вида и размера административного наказания, назначаемого лицу.

В резолютивной части обязательно указываются срок и порядок обжалования постановления. Общий срок обжалования установлен ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ и составляет 10 суток. Изъятия из этого общего срока указаны в ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ. Порядок подачи жалобы по делу об административном правонарушении регламентируется ст. 30.2 КоАП РФ.

6. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

7. Необходимо учитывать следующие особенности при вынесении постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста.

Во-первых, при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализацию задач административной ответственности.

Во-вторых, поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II группы, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

В-третьих, если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

В-четвертых, в постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

8. Часть 1.1 комментируемой статьи обязывает указывать в постановлении о наложении административного штрафа информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. Данная информация указывается наряду со сведениями, перечисленными в ч. 1 комментируемой статьи.

Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» установлены требования к информации о получателе административного штрафа и порядке составления распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ.

9. Абзац 1 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ устанавливает возможность при разрешении судьей вопроса о назначении административного наказания одновременно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В этом случае в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При наличии споров о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда, а также при рассмотрении дела органом или должностным лицом данные вопросы разрешаются в порядке гражданского судопроизводства, о чем должно быть обязательно разъяснено участникам производства по делу об административном правонарушении.

10. Абзац 2 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности следует решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания, и разъясняет суть этих мероприятий.

Вместе с тем следует учитывать, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать 90 суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч. 2 ст. 3.12, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.

В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальными предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз. 2 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ).

Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Закона об исполнительном производстве меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам (п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

11. В случае если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также должен решаться вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам (ст. 76 НК РФ).

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлены виды операций по банковским счетам (вкладам), подлежащие государственному контролю.

Кроме этого, необходимо учитывать, что согласно п. 2.1 ст. 6 указанного Закона основанием для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, является вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ.

12. Абзац 3 ч. 2 комментируемой статьи предусматривает обязательное решение в постановлении по делу об административном правонарушении вопроса о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства.

13. Абзац 4 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность для судьи решить в постановлении по делу об административном правонарушении вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если таким лицам назначается административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Кроме этого, при назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации надлежит учитывать, что согласно ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде административного выдворения может быть назначено в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации или контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. При этом указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.

Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлению лица, в отношении которого оно вынесено. Названный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены при условии, если из материалов дела усматривается, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения) (п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

14. Часть 3 ст. 29.10 КоАП РФ устанавливает порядок решения вопросов в постановлении по делу об административном правонарушении об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.

В соответствии с п. 1 ч. 3 комментируемой статьи вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.

Пункт 2 ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

При этом необходимо учитывать, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Пункт 2.1 ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 N 180 утвержден Перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению. Этим Постановлением Правительства РФ также утвержден порядок их уничтожения.

Согласно данному нормативному правовому акту установлено, что товары легкой промышленности, включенные в Перечень, утвержденный данным Постановлением, с приложением копии решения суда или постановления по делу об административном правонарушении передаются Росимуществу (его территориальным органам) для организации уничтожения, при этом:

— товары легкой промышленности, изъятые из незаконного оборота при производстве по уголовным делам, подлежат уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.08.2012 N 848 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено»;

— товары легкой промышленности, изъятые из незаконного оборота или конфискованные при производстве по делам об административных правонарушениях, подлежат уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства».

В соответствии с п. 3 ч. 3 комментируемой статьи документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам.

Пункт 4 ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента РФ.

15. Часть 4 ст. 29.10 КоАП РФ посвящена особенностям принятия постановления по делу об административном правонарушении, которое выносится коллегиальным органом. Так, решение по делу в коллегиальном органе должно приниматься простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов коллегиального органа голос председательствующего на заседании является решающим.

16. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает особенности вынесения постановления в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в случае фиксации административного правонарушения с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, необходимо, во-первых, прикладывать материалы, подтверждающие совершение административного правонарушения конкретным лицом (как правило, фотографию транспортного средства и его государственного регистрационного знака, которые были зафиксированы фотосъемкой (видеосъемкой) в момент совершения административного правонарушения).

Следует отметить, что в случае, если к постановлению по делу об административном правонарушении не приложены материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, из содержания которых можно было бы установить, что административное правонарушение было совершено на транспортном средстве, собственником (владельцем) которого является конкретное лицо, то это является существенным нарушением ч. 1 ст. 1.6 и ч. ч. 6, 7 ст. 29.10 КоАП РФ и влечет отмену вынесенного постановления ввиду его незаконности (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 22.04.2013 N 53-АД13-2).

Во-вторых, постановление оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

В ст. 5 указанного Закона закреплено, что видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

— получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

— позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

— позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

— создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

— ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

— для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

Согласно ст. 6 указанного Закона информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Обратите внимание: основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении будет являться отсутствие в копии данного постановления на бумажном носителе сведений об электронной цифровой подписи должностного лица, вынесшего постановление, которая подтверждала бы юридическую силу этого документа (см., например, Постановления Верховного Суда РФ от 16.08.2013 N 13-АД13-4; N 41-АД13-7; от 31.10.2013 N 32-АД13-7; от 26.05.2014 N 10-АД14-6).

17. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

Информация МВД России от 15 ноября 2014 г. “Вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Сегодня, 15 ноября 2014 года, вступил в силу Федеральный закон от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ, которым внесен ряд существенных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, в частности, законом установлено, что за неуплату административных штрафов в установленный КоАП РФ срок военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут административную ответственность на общих основаниях (ранее указанные лица в соответствии со статьей 2.5 КоАП РФ за неуплату административных штрафов несли дисциплинарную ответственность).

Федеральным законом внесены изменения в статью 3.3 КоАП РФ, уточнившие, что если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отношении данного лица будет назначаться только то из административных наказаний, которое ему может быть назначено. Это изменение актуально в связи с тем, что до настоящего времени, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает как основное, так и дополнительное наказание (например, часть 1 статьи 12.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа и в виде лишения права управления транспортными средствами), но лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не может быть подвергнуто одному из них (например, в отношении солдата, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с частью 6 статьи 3.5 КоАП РФ не может применяться административный штраф), то данное лицо не могло быть подвергнуто и второму (дополнительному) наказанию.

В статью 11.23 КоАП РФ внесено уточнение, что данная норма применяется как за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа или с неработающим тахографом, так и за выпуск на линию такого транспортного средства. Необходимо отметить, что для должностных лиц за данное правонарушение КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в сумме от 5000 до 10000 рублей.

В связи с тем, что для управления мопедами и скутерами в настоящее время требуется получать водительское удостоверение категории «М» (либо иметь водительское удостоверение с любой другой открытой категорией), в примечание к статье 12.1 КоАП РФ внесено изменение, распространившее на водителей данных транспортных средств все составы административных правонарушений, предусмотренные главой 12 КоАП РФ.

Внесено изменение в часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ, уточнившее, что наказуемым является управление транспортным средством не только с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, но и с видоизмененными государственными регистрационными знаками, а равно с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств или материалов, позволяющих их видоизменить или скрыть. Ответственность за данное административное правонарушение осталась прежней — административный штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.

Еще одно изменение в части ответственности за неуплату административного штрафа в установленный срок внесено в статью 20.25 КоАП РФ. Так, к лицу, в срок не уплатившему штраф за правонарушение, которое было зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, теперь не будет применяться наказание в виде административного ареста. Такому лицу будет назначаться наказание в виде удвоенной суммы неуплаченного штрафа либо в виде обязательных работ на срок до 50 часов.

В статью 24.5 КоАП РФ внесено уточнение, что обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не просто постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации. Таким образом, в случае ошибочной квалификации должностным лицом деяния лица теперь допускается прекращение дела по одной статье (части статьи) КоАП РФ с одновременным возбуждением нового дела по другой статье (части статьи).

Кроме того, конкретизирован порядок действий сотрудников полиции в случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности — в этом случае производство по делу об административном правонарушении будет прекращаться только после применения мер обеспечения, необходимых для пресечения противоправного действия, то есть — после отстранения вышеуказанного лица от управления транспортным средством и задержания данного транспортного средства.

Одно из основных изменений в КоАП РФ, предусмотренных данным Федеральным законом, касается исключения обязательности так называемого «института понятых». Так, новой редакцией статьи 25.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий (за исключением личного досмотра) эти процессуальные действия будут совершаться в отсутствие понятых, о чем будет делаться запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись совершения процессуальных действий будет прилагаться к протоколу либо акту.

Еще одно из существенных изменений — исключение из статьи 27.13 КоАП РФ такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как «запрещение эксплуатации транспортного средства». Данная мера до настоящего времени реализовывалась путем снятия с транспортного средства государственных регистрационных знаков. Однако, поскольку в настоящее время владелец транспортного средства имеет возможность изготовить дубликаты государственных регистрационных знаков на любом предприятии-изготовителе регистрационных знаков, дальнейшее применение данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении признано нецелесообразным.

Статья 28.6 КоАП РФ дополнена положением, согласно которому при отказе от получения копии постановления по делу об административном правонарушении непосредственно на месте совершения правонарушения данная копия будет высылаться лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Также уточнено, что протокол об административном правонарушении, который составляется в случае, если лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, оспаривает наличие события правонарушения и (или) назначенное административное наказание, должен быть приобщен к вынесенному по делу постановлению. В указанном протоколе должностное лицо зафиксирует все имеющиеся по делу доказательства, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, получит возможность написать свои объяснения, чтобы в дальнейшем подать в установленном порядке жалобу на вынесенное по делу постановление.

В части постановлений, вынесенных за административные правонарушения, зафиксированные средствами видеофиксации, уточнено, что в таком же порядке (то есть в форме электронного документа и без присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности) будет выноситься постановление в случае подтверждения содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Помимо этого, установлено, что экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, могут направляться лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не только по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, но и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

В статью 29.6 КоАП РФ, регламентирующую сроки рассмотрения дела об административном правонарушении, Федеральным законом внесено изменение, согласно которому постановление по факту нарушения, выявленного с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, должно быть вынесено в 15-дневный срок.

В статью 30.1 КоАП РФ внесено уточнение, согласно которому в арбитражный суд обжалуется не любое постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а только постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Во всех остальных случаях (в том числе в случае обжалования постановления, вынесенного за административное правонарушение в области дорожного движения) жалоба должна подаваться в суд общей юрисдикции.

Статья 30.8 КоАП РФ дополнена положениями, согласно которым копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, в срок до трех суток после его вынесения должна направляться должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, а копия решения по жалобе на постановление по делу, рассмотренному органом, должностным лицом, в тот же срок должна направляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.

Статья 30.12 КоАП РФ дополнена нормой, согласно которой вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.

Законом также скорректирован ряд положений статьи 32.2 КоАП РФ, регламентирующих направление постановлений, административный штраф по которым не был уплачен в установленный срок, судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения. Так, если до настоящего времени в подразделения ФССП России направлялись оригиналы соответствующих постановлений, то теперь устанавливается, что оригинальное постановление будет храниться в вынесшем его органе, а для принудительного исполнения в структурные подразделения ФССП России будет направляться второй экземпляр указанного постановления. При этом будет допускаться изготовление второго экземпляра постановления в форме электронного документа, юридическая сила которого будет подтверждаться усиленной квалифицированной электронной подписью, и направление данного второго экземпляра постановления судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям.

В статьях 32.6 и 32.7 КоАП РФ для их единообразного понимания всеми правоприменителями Федеральным законом уточнены некоторые формулировки в части порядка исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами.

Помимо этого, установлено, что по истечении срока лишения права управления транспортными средствами водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) возвращаются не только после проверки знания Правил дорожного движения, но и после уплаты в установленном порядке всех административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.

Обзор документа

МВД России информирует о поправках в КоАП РФ, вступивших в силу 15 ноября 2014 г.

В частности, для некоторых лиц ужесточена ответственность за неуплату административного штрафа в срок. Речь о военнослужащих, призванных на военные сборы гражданах и имеющих спецзвания сотрудниках ОВД, органов и учреждений УИС, ГПС, органов по контролю за оборотом наркосредств и психотропных веществ, таможни. Теперь они несут административную ответственность на общих основаниях. Ранее — дисциплинарную. Смягчено наказание за неуплату в срок штрафа, назначенного за зафиксированное видеокамерой нарушение ПДД. За это больше не будут назначать административный арест до 15 суток.

На водителей мопедов и скутеров распространены все составы правонарушений, предусмотренные в области дорожного движения.

Уточнены условия привлечения к ответственности за управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков. Наказывать будут и в случаях, если знаки видоизменены либо оборудованы с применением устройств или материалов, позволяющих их видоизменить или скрыть.

Уточнен порядок производства по делам об административных правонарушениях. Так, для фиксации совершения процессуальных действий (кроме личного досмотра) разрешено вместо понятых применять видеозапись.

Отменена такая обеспечительная мера, как снятие с автомашины государственных регистрационных знаков (т. н. запрет эксплуатации).

Уточнены процедуры возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. В частности, постановления о привлечении к ответственности за нарушение ПДД могут направляться и в электронном виде через Единый портал госуслуг.

Скорректирован порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Так, вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление может быть обжаловано должностным лицом, направившим дело.

Поправлены положения КоАП РФ, регламентирующие исполнение постановления о наложении административного штрафа.

Уточнен порядок возврата водительских прав после их лишения. Это будут делать только после уплаты наложенных на водителя штрафов за нарушение ПДД.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ст2910 коап рф 2018