Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 50. Норма тривалості робочого часу

Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.

Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в части первой этой статьи.

1. Рабочее время — это время, в течение которого работник обязан выполнять трудовую функцию в соответствии с трудовым договором и законодательства о труде. Именно так это понятие должно пониматься в рамках трудовых правоотношений. Из этого определения рабочего времени следует право собственника требовать от работника в течение рабочего времени выполнения трудовых обязанностей и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. Нарушение работником этих обязанностей влечет дисциплинарной ответственности работника, а также другие меры воздействия, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и другими нормативными актами (В частности, лишение премии полностью или частично в случае применения системы оплаты труда, включающей премирования).

Неисполнение обязанности работать в течение рабочего времени признается правонарушением даже если оно не влечет каких-либо негативных производственных последствий, в частности, невыполнение работником установленного объема работ. Например, опоздание работника на работу на 5 минут не исключает возможности применения к нему мер дисциплинарного взыскания и других мер воздействия, хотя бы работник в тот день и выполнил норму выработки на 150 процентов.

2. Обязанность работника трудиться в течение установленного рабочего времени включает в себя обязанность соблюдения предусмотренного трудовым договором, локальными нормативными актами, законодательством режима рабочего времени. Нарушение режима рабочего времени также не может быть компенсировано любыми достижениями в труде и может повлечь применение мер дисциплинарной ответственности.

3. Рабочее время как институт трудового права представляет собой совокупность правовых норм, определяющих продолжительность, состав, режим и порядок учета рабочего времени. Институт рабочего времени содержит в себе нормы Конституции Украины, которая в ст. 45 предусматривает сокращение рабочего дня для работников отдельных профессий и производств, сокращение продолжительности работы в ночное время. Значительный массив правовых норм, регулирующих рабочее время, содержится в Кодексе законов о труде и других законах Украины. Отношения, связанные с рабочим временем, регулируются также большим количеством подзаконных актов. К этому времени сохранила силу значительная часть актов законодательства Союза ССР по вопросам рабочего времени.

4. Часть первая ст. 50 КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени. Она составляет 40 часов в неделю. Эта норма не может быть увеличена ни коллективными, ни трудовыми договорами. Вместе с тем следует учитывать, что ст. 50 КЗоТ не определяет правового положения работника в обществе, а регулирует трудовые отношения конкретных субъектов, возникшие на основании данного трудового договора. Как воплощены в правовую форму трудовые отношения приобретают характер трудовых правоотношений, в рамках которых нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов. Если же работник вступит в трудовые отношения с несколькими владельцами, то продолжительность его рабочего времени в целом может превышать 40 часов, не превышая в каких из правоотношений, в которые вступили работник этой нормы.

5. Определение нормальной продолжительности рабочего времени как нормы максимальной означает, что допускается законодательное и договорное установление меньшей продолжительности рабочего времени. О конкретных правовые формы такого рода говорится в п. 8 комментария к ст. 50 КЗоТ.

6. В ст. 50 КЗоТ говорится о нормальной продолжительности рабочего времени. Эта норма (нормальная продолжительность) должна быть реализована в соответствующем режиме рабочего времени. Хотя конечно режимы рабочего времени и обеспечивают соблюдение нормальной продолжительности рабочего времени, установленной в неделю, допускается установление и такого режима, при котором в течение конкретного недели нормальная продолжительность рабочего времени превышается. При этом нормальная продолжительность рабочего времени должна быть соблюдена суммарно за соответствующий учетный период (см. комментарий к ст. 61 КЗоТ).

7. Комментируемая статья определяет нормальную продолжительность рабочего времени в расчете на неделю. Отечественный опыт правового регулирования трудовых отношений знает норму рабочего времени, установленной на день. В связи с применением режимов рабочей недели, который состоит из разного количества дней (пятидневной и шестидневной рабочей недели), использование нормы продолжительности рабочего времени, рассчитанной на день, стало неудобным. Вместе рабочий день как норма продолжительности рабочего времени полностью не потерял своего значения, поскольку сохранили свою силу нормативные акты, как норму продолжительности рабочего времени используют именно рабочий день. Кроме того, рабочий день остается элементом режима рабочего времени, который используется при поденном учета рабочего времени и при определении понятия сверхурочных работ.

8. Согласно части второй ст. 50 КЗоТ допускается установка коллективными договорами на предприятиях и организациях меньшей продолжительности рабочего времени. «Меньшая продолжительность рабочего времени» — это вовсе не «сокращенная продолжительность рабочего времени». Это — что-то другое. По сути найти различия между сокращенной продолжительностью рабочего времени и меньшей нормой рабочего времени, на наш взгляд, очень сложно. Кажется, что и в том, и в другом случае продолжительность рабочего времени меньше, чем это установлено частью первой ст. 50 КЗоТ. И в том, и в другом случае оплата может производиться по полной тарифной ставке (дневной), по полному окладу. Однако в юриспруденции слово имеет большое значение. Поэтому при установлении в коллективном договоре меньшей нормы продолжительности рабочего времени термин «сокращенная продолжительность рабочего времени» принимать не следует.

9. Меньшая норма продолжительности рабочего времени в учреждениях, финансируемых из бюджетов или других внешних источников, вообще не может устанавливаться. Это допускается только на предприятиях и в организациях, работающих на условиях хозрасчета (самофинансирование), что не исключает получения ими дотаций из бюджетов или других внешних источников.

О общеобязательном государственном пенсионном страховании
Статья 50. Удержание излишне выплаченных сумм пенсий. Удержания из пенсий

1. Суммы пенсий, излишне выплаченные вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера или представления страхователем недостоверных данных, могут быть возвращены пенсионером добровольно или взыскиваются на основании решений территориальных органов Пенсионного фонда или в судебном порядке.

2. Отчисления из пенсии производятся в установленном законом порядке на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров, исполнительных надписей нотариусов и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законом осуществляется в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Размер удержания из пенсии исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате.

Из пенсии может быть удержано не более 50 процентов ее размера: на содержание членов семьи, на возмещение убытков от хищения имущества предприятий и организаций, на возмещение пенсионером вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью пострадавшего, на возврат переплаченных сумм заработной платы в предусмотренных законом случаях.

Из всех других видов взысканий может быть удержано не более 20 процентов пенсии.

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

Юридична бібліотека України

Популярні розділи

Всього на сайті:

Дисертацій з права онлайн: 62

Підручників з права онлайн: 37

НПК кодексів України онлайн: 16

Коментарі кодексів

Веломагазин Украины №1

OBOD.com.ua

Доставка БЕСПЛАТНО. Со склада

Галузі права

  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.

Статья 50. Норма продолжительности рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превы­шать 40 часов в неделю.

Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут уста­навливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в части первой настоящей статьи.

  1. Рабочее время — это время, в течение которого работник обязан выполнять тру­довую функцию в соответствии с трудовым договором и законодательством о труде. Именно так данное понятие должно пониматься в рамках трудовых правоотношений. Из этого определения рабочего времени вытекает право собственника требовать от ра­ботника в течение рабочего времени выполнения трудовых обязанностей и соблюдения правил внутреннего трудового распорядка. Нарушение работником этих обязанностей влечет дисциплинарную ответственность работника, а также другие меры воздействия, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и другими нор­мативными актами (в частности, лишение премии полностью или частично в случае применения системы оплаты труда, включающей премирование).

Невыполнение обязанности работать в течение рабочего времени признается право­нарушением, даже если оно не влечет каких-либо негативных производственных последствий, в частности, невыполнения работником установленного объема работ. Например, опоздание работника на работу на 5 минут не исключает возможности при­менения к нему мер дисциплинарного взыскания и других мер воздействия, хотя бы работник в тот день и выполнил норму выработки на 150 процентов.

  1. Обязанность работника трудиться в течение установленного рабочего времени включает в себя обязанность соблюдать предусмотренный трудовым договором, локаль­ными нормативными актами, законодательством режим рабочего времени. Нарушение режима рабочего времени также не может быть компенсировано какими-либо достиже­ниями в труде и может повлечь применение мер дисциплинарной ответственности.
  2. Рабочее время как институт трудового права является совокупностью правовых норм, определяющих продолжительность, состав, режим и порядок учета рабочего времени. Институт рабочего времени включает нормы Конституции Украины, кото­рая в ст. 45 предусматривает сокращение рабочего дня для работников отдельных

профессий и производств, сокращение продолжительности работы в ночное время. Значительный массив правовых норм, регулирующих рабочее время, содержится в Кодексе законов о труде и других законах Украины. Отношения, связанные с ра­бочим временем, регулируются также большим количеством подзаконных актов. До настоящего времени сохранила силу значительная часть актов законодательства Союза ССР по вопросам рабочего времени.

  1. Часть первая ст. 50 КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабо­чего времени. Она составляет 40 часов в неделю. Эта норма не может быть увеличена ни коллективными, ни трудовыми договорами. В то же время следует учитывать, что ст. 50 КЗоТ не определяет правового положения работника в обществе, а регу­лирует трудовые отношения конкретных субъектов, возникшие на основании данного трудового договора. Как воплощенные в правовую форму, трудовые отношения при­обретают характер трудовых правоотношений, в пределах которых нормальная про­должительность рабочего времени не может превышать 40 часов. Если же работник вступит в трудовые отношения с несколькими собственниками, то продолжительность его рабочего времени в совокупности может превышать 40 часов, не превышая ни в одних из правоотношений, в которые вступил работник, этой нормы.
  2. Определение нормальной продолжительности рабочего времени как нормы макси­мальной означает, что допускается законодательное и договорное установление меньшей продолжительности рабочего времени. О конкретных правовых формах такого рода речь идет в п. 8 комментария к ст. 50 КЗоТ.
  3. В ст. 50 КЗоТ говорится о нормальной продолжительности рабочего времени. Эта норма (нормальная продолжительность) должна быть реализована в соответствующем режиме рабочего времени. Хотя обычно режимы рабочего времени и обеспечивают соблюдение нормальной продолжительности рабочего времени, установленной на не­делю, допускается установление и такого режима, при котором в течение конкретной недели нормальная продолжительность рабочего времени превышается. При этом нормальная продолжительность рабочего времени должна быть соблюдена суммарно за соответствующий учетный период (см. комментарий к ст. 61 КЗоТ).
  4. Комментируемая статья определяет нормальную продолжительность рабочего времени в расчете на неделю. Отечественный опыт правового регулирования трудовых отношений знает норму рабочего времени, которая устанавливается на день. В связи с применением режимов рабочей недели, состоящей из различного количества дней (пя­тидневной и шестидневной рабочей недели), использование нормы продолжительности рабочего времени, рассчитанной на день, стало неудобным. В то же время рабочий день как норма продолжительности рабочего времени полностью не утратил своего значе­ния, поскольку сохранили свою силу нормативные акты, которые в качестве нормы продолжительности рабочего времени используют именно рабочий день. Кроме того, рабочий день остается элементом режима рабочего времени, который используется при поденном учете рабочего времени и при определении понятия сверхурочных работ.
  5. В соответствии с частью второй ст. 50 КЗоТ допускается установление коллек­тивными договорами на предприятиях и в организациях меньшей продолжительности рабочего времени. «Меньшая продолжительность рабочего времени» — это отнюдь не «сокращенная продолжительность рабочего времени». Это — нечто иное. По су­ществу, найти отличия между сокращенной продолжительностью рабочего времени и меньшей нормой рабочего времени, на наш взгляд, очень сложно. Представляется, что и в том, и в другом случае продолжительность рабочего времени является меньшей, чем это установлено частью первой ст. 50 КЗоТ. И в том, и в другом случае оплата может производиться по полной тарифной ставке (дневной), по полному окладу.

Однако в юриспруденции слово имеет большое значение. Поэтому при установлении в коллективном договоре меньшей нормы продолжительности рабочего времени термин «сокращенная продолжительность рабочего времени» употреблять не следует.

  1. Меньшая норма продолжительности рабочего времени в учреждениях, финанси­руемых из бюджетов или других внешних источников, вообще не может устанавли­ваться. Это допускается только на предприятиях и в организациях, которые работают на условиях хозрасчета (самофинансирования), что не исключает получения ими до­таций из бюджетов или других внешних источников.

Налоговый кодекс Украины — Статья 50

Статья 50. Внесение изменений в налоговую отчетность

50.1. В случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 102 Налогового Кодекса) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации (кроме ограничений, установленных настоящей статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на момент подачи уточняющего расчета.

Налогоплательщик имеет право не подавать такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

Налогоплательщик, который самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, за исключением случаев, установленных пунктом 50.2 настоящей статьи, обязан:

  • а) либо направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоимки и штраф в размере трех процентов от такой суммы до представления такого уточняющего расчета;
  • б) либо отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу

Если после подачи декларации за отчетный период плательщик налогов подает новую декларацию с исправленными показателями до истечения предельного срока подачи декларации за такой же отчетный период, то штрафы, определенные в этом пункте, не применяются.

50.2. Налогоплательщик при проведении документальных плановых и внеплановых выездных проверок не имеет права подавать уточняющие расчеты в представленных им ранее налоговых деклараций за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбора, который проверяется контролирующим органом.

Это правило не распространяется на случаи, установленные статьей 177 настоящего Кодекса

50.3. В случае если налогоплательщик подает уточняющий расчет к налоговой декларации, поданной за период, который проверялся, соответствующий контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за соответствующий период.

Статья 50. Понятие наказания и его цель

1. Наказание является мерой принуждения, применяемой от имени государства по приговору суда к лицу,

признанному виновным в совершении преступления, и

заключается в предусмотренном законом ограничении

прав и свобод осужденного.

3. Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

1. Наказание — это исторически сложившаяся мера

принуждения, назначаемая судом от имени государства в

отношении лица, виновного в совершении преступления и

способного по закону нести уголовную ответственность, но

без цели причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

Наказание является наиболее распространенной и наиболее суровой формой реализации уголовной ответственности и влечет за собой судимость.

2. Правовая сущность наказания заключается в

предусмотренных законом лишениях и ограничениях прав

и свобод осужденного. При назначении любого вида

наказания осужденный ставится в такие условия, при

которых он несет те или иные лишения: личного или

3. Поскольку наказание является актом правосудия,

то при назначении наказания суд должен учитывать степень тяжести совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства, которые смягчают и отягчают

наказание (п. 3, ч.1 ст. 65 УК). В случаях, предусмотренных уголовным законом, суды могут назначать более мягкое наказание, чем предусматривает санкция определенной статьи (ст. 69 УК). Более суровое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части

настоящего Кодекса за совершенное преступление, может

быть назначено по совокупности преступлений и по совокупности приговоров в соответствии со статьями 70 и 71

Таким образом, наказание занимает особое место среди

мер государственного воздействия:

— наказание — самая суровая мера государственного принуждения;

— наказание — мера государственного принуждения, которая предусматривается только законом и применяется только судом;

— наказание может быть применено в отношении

лица, которое совершило преступление, предусмотренное уголовным законом и не может быть применено в

отношении другого лица;

— наказание — это мера государственного принуждения, применяемая судом только в отношении лица,

признанного виновным в совершении преступления,

предусмотренного уголовным законом;

— наказание носит публичный характер, то есть назначается судом от имени государства и обязательно

для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и органами на всей территории Украины;

— наказание влечет за собой невыгодные юридические последствия — судимость.

Целями наказания являются:

— предупреждение совершения осужденным новых

преступлений (специальная превенция);

— предупреждение совершения преступления другими лицами (общая превенция).

Исправление представляет собой положительные изменения личности осужденного, исключающие возможность

совершения им нового преступления.

Специальная превенция означает стремление законодателя путем криминализации того или иного деяния не

допустить преступного поведения, обязывая лицо претерпеть определенные законом лишения (имущественного,

личного характера), ограничивающие возможность совершить новое преступление.

Под общей превенцией следует понимать способность

института наказания обеспечить законопослушное поведение всех лиц путем наказания конкретного лица.

Общая превенция достигается: неотвратимостью наказания; наличием в уголовном законодательстве санкций;

публичностью приговора; высоким уровнем правовой

5. В ст. 5 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. предусмотрено, что -никто не должен под132

вергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию-. Этот

принцип нашел свое выражение в уголовном законодательстве Украины, ратифицировавшей декларацию. Так, в

ч. 3 ст. 50 УК предусматривается, что наказание не имеет

целью причинить физические страдания или унижение

человеческого достоинства. Это положение подтверждается тем, что уголовное законодательство Украины не предусматривает телесные наказания или наказания, унижающие человеческое достоинство.

Статья 50 украины