Судебная власть понятие и сущность

5. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Судебная власть: понятие и функции

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

  • рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
  • рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
  • проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

  • обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;
  • разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
  • разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать функции судебной власти в Российской Федерации; судебную систему РФ; особенности статуса судей в Российской Федерации;

уметь обобщать нормы, определяющие принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации;

владеть навыками системного анализа положений Конституции РФ и федерального законодательства, определяющих структуру и компетенцию Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Сущность и функции судебной власти в Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации – одна из ветвей государственной власти, обладающая рядом характеризующих ее признаков.

Сущность судебной власти проявляется в возможности самостоятельно разрешать социальные конфликты на основе права, в итоге принимая с соблюдением процессуальных форм обязательное к исполнению решение от имени Российской Федерации (субъекта РФ) [1] .

Основы организации и деятельности судебной власти установлены в Конституции РФ и развиваются в федеральном и региональном законодательстве.

Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации включают:

– характеристику функций судебной власти и перечень основных полномочий судов;

– конституционные основы судопроизводства;

– конституционные основы статуса судьи;

– конституционные основы судоустройства.

Основными направлениями юрисдикционной деятельности судебной власти являются: правосудие и судебный контроль, а также в определенных случаях толкование и судебный надзор.

Правосудиеисключительная функция и форма осуществления судебной власти, заключающаяся в разрешении споров судами на основе права.

Судебный контроль как функция реализуется в многообразных формах: конституционный контроль (проверка нормативных актов и иных объектов контроля на соответствие Конституции РФ), административный контроль (проверка подзаконных актов и действий органов исполнительной власти и должностных лиц на соответствие закону), контроль в отношении ограничения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве (санкционирование ареста, заключения под стражу, проведение обыска, прослушивания телефонных разговоров и т.п.).

Толкование как функция осуществляется в отношении положений Конституции РФ и законов при рассмотрении конкретных судебных дел, а судебный надзор как функция судебной власти представляет собой исправление судебных ошибок вышестоящими судами.

Перечисленные функции реализуются посредством особой процессуальной формы, процессуальными способами, обусловленными видом рассматриваемого дела. Данные способы, будучи закрепленными в законе, в совокупности называются судопроизводством.

Судопроизводство представляет собой строго формализованный порядок процессуальных действий суда и участников процесса, направленных на достижение конечного результатавынесение судом обоснованного, правомерного (конституционного и законного) и справедливого решения.

Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционное судопроизводство в Конституционном суде РФ осуществляется в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», а конституционное судопроизводство в конституционных (уставных) судах субъектов РФ на основании положений соответствующих законов, принимаемых субъектами РФ. Гражданские (арбитражные) и административные споры разрешаются в порядке, определенном в АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ; уголовные – в УПК РФ.

В зависимости от характера рассматриваемых правоотношений, т.е. от того, нормы какой отрасли материального права нарушены, судопроизводство приобретает некоторые особенности. Так, для уголовного процесса характерно начало публичности, обязывающее соответствующие государственные органы при обнаружении признаков преступления действовать инициативно и активно. В гражданском процессе, напротив, стороны, исходя из принципа диспозитивности, сами распоряжаются своими материальными и процессуальными правами.

В процессуальных законах содержится указание на непосредственную процессуально-функциональную задачу судопроизводства: правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел (ст. 2 ГИК РФ); обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом (ст. 2 АПК РФ); всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления (ст. 24.1 КоАП РФ).

Иными словами, непосредственной практической целью правосудия и судопроизводства является разрешение конкретных социальных и правовых конфликтов, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение конкретного дела, достижение конечного результата – вынесения обоснованного, правомерного и справедливого решения и его надлежащее исполнение.

К числу неюрисдикционных относятся такие функции, как судебное управление (руководство деятельностью судебных органов), участие в формировании судейского корпуса, обобщение и разъяснение судебной практики, анализ судебной статистики, выработка основных направлений судебной политики, реализация высшими судами права законодательной инициативы [2] .

Судебная власть осуществляется специально созданными государственными органами – судами – в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Работая независимо от законодательной и исполнительной властей, судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В Российской Федерации не могут издаваться законы, иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Решения судебных органов не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

  • [1] Конституционные (уставные) суды субъектов РФ принимают решения от имени соответствующего субъекта РФ.
  • [2] См.: Конституционное право Российской Федерации / пол ред. Н. В. Витрука. М., 2010.

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Судебная власть

1. Принцип разделения властей.

Принцип разделения властей — правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий.

Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Принцип разделения властей закреплен ст. 10 Конституции РФ (ссылка на источник)

Базовой идеей для формирования современной теории разделения властей послужили идеи греческого мыслителя Аристотеля — он первым предложил разделять власть в государстве на три составные части: законодательную, должностную и судебную (ссылка на источник). Впоследствии данная идея была развита выдающими деятелями нового времени, в частности: Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, которые осуществили детальную проработку и теоретическое обоснование принципа разделения властей. Начиная с этого времени постулаты данного принципа, получил широкое распространение в государственной системе многих стран. Первым правовым актом, где принцип разделения властей получил наибольшее, и логическое распространение стала Конституция США 1787 года (ссылка).

Принцип разделения властей зиждиться на следующих началах:

— Принцип разделения властей закреплен в нормативном правовом акте высшей юридического силы — Конституции.

— Существует строгое разделение властных полномочий между ветвями власти.

— В государственной система присутствуют органы, выражающие властные полномочия каждой из ветвей власти.

— Особое положение судебной ветви власти, как ветви гарантирующей соблюдение и охрану прав человека и гражданина.

2. Понятие судебной власти.

Судебная власть — одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)

3. Признаки судебной власти.

Признаки судебной власти — характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

— Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами — судами.

— Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

— Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

— Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

— Особый статус выразителей судебной власти — судей.

4. Принципы осуществления судебной власти в РФ.

Принципы осуществления судебной власти в РФ — это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

— Подчинение Конституции РФ

— Соблюдение прав человека и гражданина.

5. Задачи судебной власти.

Задачи судебной ветви власти — это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

К задачам судебной власти РФ можно отнести:

— Формирование режима Законности

— Восстановление прав конкретных субъектов общества.

— Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

6. Понятие правосудия.

Правосудие — вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть.

7. Признаки правосудия.

К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики:

— осуществляет только специально уполномоченным на то органом — судом.

— особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие — судей и присяжных заседателей.

— правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел.

— правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

— общеобязательная сила судебных решений.

8. Понятие судопроизводства.

Судопроизводство — деятельность по рассмотрению дел в суде.

9. Виды судопроизводства.

— Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

— Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

— Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

— Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

1. Понятие и сущность судебной власти: пределы и формы ее осуществления

У истоков государства стоит образ Фемиды – богини правосудия – с повяз» кой на глазах, мечом и весами в руках, опирающейся на широкий щит, боги» ни, олицетворяющей единение права и силы, внушающей мысль о том, что охраняемый ею порядок обязателен для всех, защита предоставляется каж» дому, чьи права нарушены, а наказание за такие нарушения – неотвратимо. Этот образ давно воспринимается как символ справедливости не только суда, но и демократического государства в целом, поскольку суд призван решать от имени государства задачу охраны (еще не нарушенных) и защиты (уже нару» шенных) прав и свобод каждого члена общества от любого проявления про» извола, исходящего как от других граждан, так и от самого государства или его органов. Иными словами, суд признается специализированным го

сударственным органом, осуществляющим функцию социального контроля при наличии конфликта между отдельными членами общества, между ними и государством, конфликта, возникающего в любой сфере жизни и деятельности человека, урегулированной правом .

Именно поэтому место суда в государственной организации, его роль в обществе в целом традиционно рассматривается в современном мире как наиболее точный показатель развитости правовых начал, основным крите» рием осознания и восприятия (точнее, рецепции) конкретным социумом ценностей существования неотъемлемых прав и свобод человека, право» вого государства, разделения властей.

Если основная социальная задача суда состоит в разрешении общест» венного конфликта в любой из возможных форм: конфликт человек против человека, человек против государства, государство против человека, то его социальная функция, как было отмечено выше – осуществление от имени государства социального контроля в механизме разделения властей, с одной стороны, и за социально значимым поведением конкретного субъекта права,

с другой стороны. Однако так было далеко не всегда. Социальные задачи и функции суда в государствах, построенных на принципе моновластия или единовластия (отнюдь не только социалистических, но и религиозных, абсо» лютных монархиях и сословных республиках и т.п.), являются принципиально иными. В этом случае задача суда – охрана существующего правопорядка, который в свою очередь воспринимается только как основанный на законе (или ином базовом источнике права), порожденном государством. Функцию суда в таком государстве, так же как и функцию правоохранительных органов (прокуратура, следствие, органы юстиции), составляет именно государствен» ное принуждение в отношении субъектов права, не исполняющих властное предписание. В таком государстве суд, естественно, воспринимается как один из ряда правоохранительных или репрессивных органов (причем далеко не самый значимый), защищающих и активно проводящих политику государ» ства, его глобальные и конкретные интересы. Правовая природа такого суда диктует его организационную структуру, статус носителей полномочий. Суд строится на общих для таких государств принципах централизации, подчи» нения и подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, неразличения статусов служащего правоохранительного и судебного органа, включая вопросы их ответственности и т.п. Естественной является и практика форми» рования судебных территорий в пределах административно»территориаль» ного деления страны. Через единые административные центры территорий осуществляется обеспечение и контроль за всеми государственными органа» ми, расположенными на соответствующей территории. Все эти обстоятель» ства, в конечном счете, формируют у человека негативное отношение к суду и судье, которые воспринимаются как еще одно «око государево».

Обособление суда от системы исполнительных органов, приобретение им институциональной и организационной независимости возможно только в государствах, признающих в качестве фундаментальной основы консти» туционного строя или порядка принцип разделения властей. Собственно с этого момента и можно говорить о судебной власти, а не о суде 1 . До тех пор, пока суд участвует в реализации только правоохранительной функции госу» дарства, он не обладает никакими другими полномочиями, кроме полномо чия осуществления правосудия – разрешения в установленном порядке уголовных и гражданских дел, то есть дел, участниками которых выступают граждане и, в уголовных делах, государство – обвинитель 2 . В условиях реа» лизации принципа разделения властей суд неизбежно обладает двумя

другими фундаментальными полномочиями:

1 Термин «судебная власть» впервые употреблен на конституционном уровне в Конституции США 1787 года (раздел 1 статьи III). Здесь и далее используется текст Конституции США по кн.: Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1993.

» полномочиями судебного административного контроля или разрешения административных дел, то есть дел о незаконности деятельности органов исполнительной власти, и

» полномочиями судебного конституционного контроля или разрешения конституционных дел, то есть дел о неконституционности, во» первых, деятельности законодателя, и, во»вторых, исполнителя 3 .

Иными словами, меч Фемиды отныне направлен не только на человека, но

и на государство, и на ее весы ложатся не только правонарушения граждан, но и неправомерные действия или акты органов государственной власти, ее щит в равной мере защищает любого субъекта права 4 .

Такое отношение к институту суда предопределяет его место в системе конституционного (государственного) права, иных отраслей права, серьезное внимание создателей конституций и иных законодателей, в широком смысле этого слова, ученых к вопросам статуса, организации и деятельности суда 5 .

2 Любопытно отметить, что в советском гражданском процессе прокурор давал заключение по каждому делу, выступая последним. Он как бы направлял суд в нужную сторону. Поэтому, вероятно, можно утверждать, что в государствах, построенных на принципе моновласти, функции государства по осуществлению судебной деятельности выполнял не только и не столько суд, сколько вся система

правоохранительных органов целиком.

3 Деятельность исполнителя обычно в меньшей степени становится объектом судебного конституционного контроля, поскольку непосредственное нарушение (в форме действия, в том числе путем принятия нормативного акта, или бездей» ствия) конституционной нормы исполнителем встречается реже, чем нарушение им нормы закона, воспроизводящего конституционный принцип или основанного на конституционной норме. Хотя, конечно, органы исполнительной власти могут конкретными действиями нарушать именно конституционные нормы.

4 О месте, задачах и функциях судебной деятельности см. подробнее: Верховенство права. М.–Л., 1992; Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992; Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ. М., 1991; Савицкий В.М. Органи» зация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996; Филиппов М. А. Судебная реформа в России. Популярный, исторический и теоретический обзор судоустройства и судопроизводства. В 8 т. СПб., 1871. Т.1–2; Судебная власть:

проблемы и перспективы. М., 2001.

5 К сожалению, в течение длительного периода времени российская наука госу» дарственного права и российская компаративистика не разделяли этот общий для современного мира подход. Только в последние 5–6 лет, причем именно в сфере сравнительного государствоведения в первую очередь, отмеченная тенден» ция исключения из сферы исследований проблем организации и деятельности судебной власти начинает преодолеваться. См., например: Сравнительное кон» ституционное право / Под ред. В. Е. Чиркина, Ю.А. Юдина, А. И.Ковлера. М., 1996; Очерки конституционного права иностранных государств / Под ред. Д.А.Ковачева. М., 1998; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б. А. Страшуна. М., 1999.

2. Регулирование судебной власти: объемы и тенденции

Однако исследователь и внимательный читатель в этой сфере столкнется с некоторыми трудностями. В отличие от законодательной или исполнитель» ной власти, судебная власть осуществляется не одним–двумя органами госу» дарственной власти (парламентом, правительством), а значительным числом (измеряется тысячами) судебных учреждений, не одним–двумя носителями власти (президентом, премьер»министром), а сотнями и десятками тысяч профессиональных судей и необъятным числом «судей из народа» – жюри (присяжных) и шеффенов (судебных заседателей).

Юрисдикция (компетенция) отдельного судьи или суда 6 существенно различается в зависимости от его места в иерархии судебной системы и специализации, иногда и места расположения. Многовариантность присуща

и взаимосвязям между отдельными элементами судебной организации. Ины» ми словами, организационные модели (институциональные формы) судебной власти или судебные системы могут быть весьма не похожи друг на друга. Это замечание будет справедливо и по отношению к процессуальной форме существования судебной власти – судебному процессу или судопроизводству.

В таких условиях привычные способы регулирования неприменимы. Вместе с тем любой из судов, несмотря на все различия, является именно судом – органом, который от имени государства рассматривает и решает на основе права конкретные дела в рамках надлежащей правовой процедуры,

и с этой точки зрения, любому из судов может быть присущ только один правовой статус – тот, который отражает его правовую природу. Как след» ствие, в современных конституциях отсутствуют характеристики правового статуса отдельных судебных учреждений (исключение обычно составляют высшие суды), отсутствуют описания судебных систем и механизмов взаимо» связи между их отдельными элементами, что собственно и составляет обычно «тело» конституции применительно к другим ветвям власти. С другой сто» роны, формируются самостоятельные институты правового статуса суда и судьи; сущность и содержание судебной власти раскрывается не в форме прямого закрепления в конституционном тексте компетенции конкретных

6 Слово суд многозначно в русском языке. Необходимо в каждом конкретном случае различать суд как а) орган государственной власти (организационный смысл слова), б) коллегию профессиональных или непрофессиональных судей, осуществляющих правосудие в конкретном деле (процессуальный смысл сло» ва), в) единоличного судью, осуществляющего правосудие в конкретном деле (процессуальный смысл слова).

органов, а посредством формулирования принципов судебной власти, рас» крывающих как институциональный, так и динамический аспекты ее суще» ствования. Кроме того, сложность и многогранность феномена судебной власти приводит к существованию развитого судоустройственного и процес» суального законодательства, законодательства о статусе судей 7 и большого количества соответствующих бланкетных норм в текстах конституций.

Такое изменение содержания конституционного регулирования приводит к тому, что его объемы (относительно объемов регулирования законодатель» ной и исполнительной властей) невелики, хотя и различаются в конкретных случаях. Классическим примером лаконичности является статья III Кон» ституции США (отметим сразу, что как минимум четыре поправки к ней – V–VII, XI – также регулируют вопросы, связанные с осуществлением судеб» ной власти), которая ограничивается констатацией факта учреждения Вер» ховного Суда США и иных нижестоящих судов, «какие Конгресс может время от времени учреждать» (раздел 1) и содержит достаточно общее описание компетенции федеральных судов (раздел 2). Раздел 3 этой статьи фактически не относится к предмету правового регулирования в сфере судебной власти (он содержит дефиницию государственной измены Соединенным Штатам).

Более типична регламентация проблем организации и деятельности су» дебной власти в объемах, представленных в европейских конституциях: на» пример, разделы 8 и 9 Конституции Франции 1958 года, раздел 9 Основного закона Германии 1949 года, глава 7 Конституции Словакии 1992 года, гла» ва 4 Конституции Чехии 1992 года, глава 7 Конституции Российской Федера» ции 1993 года, содержащие в общем от 5 до 25 статей, посвященных рас» сматриваемому вопросу. Обычно нормы этих статей учреждают высшие суды. Так, статья 65 Конституции Франции (вообще»то посвященная во»

7 Практически во всех странах действуют законы о судоустройстве и процес» суальные кодексы. Отметим, что эти акты очень устойчивы, например Закон о судоустройстве 1789 года в США, воспринятый Разделом 28 Свода Законов (промежуточный акт об устройстве общих судов 1911 года). В Германии в после» военный период восстановлено действие Закона о судоустройстве 1877 года, который действует и сегодня в редакции 1975 года. В Италии действует Судо» устройственное уложение (Закон о судоустройстве) 1941 года. Судебные ре» формы осуществляются обычно очень осторожно, и английские законы: о судах 1971 года, о магистратских судах 1980 года, о Верховном суде 1981 года, об отправлении правосудия 1982 года, о судах графств 1984 года или Закон об устройстве общих судов Польши 1985 года, а равно Кодекс судоустройства Франции 1978 года в основном воспроизводят судебную организацию, сложив» шуюся на рубеже VIII–IX веков. Процессуальное законодательство также стабильно. Основные подходы к состязательному процессу сформировались в середине XIX века, и видоизменения актов связаны, например, с появлением новых спо» собов фиксации процесса.

просам назначения председателей судов) упоминает о существовании Кас» сационного и апелляционных судов; статьями 92 и 95 Основного закона Германии учреждены Федеральный Конституционный Суд, Верховный Фе» деральный Суд (общей юрисдикции), Верховный Административный Суд, Верховный Финансовый Суд, Верховный Суд по трудовым делам и Верхов» ный Суд по социальным вопросам. Конституция Италии учреждает Консти» туционный Суд (статья 134) и упоминает о существовании Кассационного Суда (статья 106).

Другие акты, например Конституции Испании 1978 года и Словакии, также учреждают только Верховный Суд (соответственно статьи 123 и 143), но одновременно предопределяют необходимость принятия органического закона о судебной власти, который должен определить структуру, управление и функционирование судов и трибуналов (соответственно статьи 122 и 143).

Если существование нижестоящих судов, их система и структура редко регулируются непосредственно конституциями, то правовой статус высших судов в той или иной мере, как уже было отмечено, очерчен в современных конституциях. Так, 5 из 7 статей Конституции Японии 1946 года о судебной власти посвящено именно Верховному Суду: детально определены качествен» ный и количественный состав и порядок формирования, полномочия в раз» личных сферах. Аналогичные по своему содержанию нормы составляют ста» тьи 183–185 Конституции Польской Республики 1997 года, посвященные Верховному Суду и Высшему Административному Суду. Отметим также, что

в новейших конституциях, например, стран постсоциалистической Европы органам судебной власти уделяется больше внимания, статьи более объемны и информативны. Такое положение дел весьма естественно. Освобождение от социалистических идеологии и государственности неизбежно приводит к восстановлению адекватной оценки места суда в обществе, в процессе обес» печения прав и свобод человека, что и находит соответствующее отражение

в конституционных текстах. В традиционных демократиях роль суда, органи» зация его деятельности очевидны и не нуждаются в более или менее деталь» ном закреплении, в частности, на конституционном уровне.

В том случае, если в государстве существует обособленная система кон» ституционной юстиции, по традиции наибольшее внимание основные законы уделяют именно конституционному суду, трибуналу или квазисудебному органу, осуществляющему функции конституционного контроля или надзора (Австрия, Албания, Бенин, Италия, Польша, Франция, Германия и др.). Обычно объемы регулирования, посвященные этому органу, равны или превышают соответствующие объемы регулирования судебной власти в целом. Необходимо обратить внимание, что в этом случае конституции под» робно регулируют все аспекты правового статуса: порядок формирования судейского корпуса этих судов и отставки судей, компетенцию суда, виды решений и их последствия, определяют основы процедуры обращения в кон»

ституционные суды, систему взаимоотношений этого суда с другими органами государственной власти, включая иные суды (см., например, статьи 92–94 Основного закона Германии, статьи 188–197 Конституции Польши).

Вторая группа норм, содержащихся в европейских конституциях, опреде» ляет основные принципы судебной власти (см. подробно раздел «Содержание (принципы) судебной власти» настоящей работы).

Последняя группа норм обычно характеризует основы правового статуса судей.

В подавляющем числе современных конституций есть еще одна группа норм, относящихся к регулированию судебной власти. Речь идет о так на» зываемых судебных гарантиях прав человека, к числу которых относятся: презумпция невиновности, судебный иммунитет родственников, действие отягчающих ответственность законов, судебная санкция на ограничение свободы и собственности, а также на вторжение в частную жизнь и жилище, участие адвоката на любой стадии судебного процесса или процесса при» влечения к ответственности, запрет унижающих человеческое достоинство или наносящих вред целостности человеческой личности (физический или психический) и т.п. Однако эти положения непосредственно не регулируют вопросы организации или деятельности судебных систем, а составляют более высокий уровень регулирования – основы конституционного (государствен» ного) строя и правового статуса человека.

Особняком стоят Конституция Греции 1975 года и, в меньшей степени, Конституция Эстонии 1992 года, содержащие детальную характеристику судебных систем этих стран и ее отдельных элементов. Конституция Греции, например, учреждает (статья 90) Кассационный Суд, апелляционные суды, постоянные суды по уголовным и гражданским делам (статьи 96–97), сме» шанные суды по политическим делам (статья 97), Государственный Совет

и систему административных судов (статьи 94–95), а также Счетный Суд или Палату (ограниченная финансовая юрисдикция – статья 98). Учреждены, помимо прочих, Высший Специальный Суд (статья 100), в компетенцию которого вошли дела, обычно относимые к компетенции конституционного суда либо высшего суда страны (в части решения вопросов коллизий под» судности). Большое внимание уделено Высшему Совету Магистратуры и Дисциплинарному Совету (статья 91). Урегулирован статус служащих кан» целярий судов всех типов (статья 92). Объемы статей весьма значительны. Столь же подробное регулирование содержит и Конституция американского штата Иллинойс 1970 года, статья IV которой содержит 19 значительных по объему статей. Как следует из статьи 149 Конституции Эстонии, судебная система этой страны включает в себя суды трех уровней. В качестве судов первой инстанции выступают уездные, городские суды (общей юрисдикции)

и административные суды (налицо внешняя специализация). Судами второй инстанции являются окружные суды (построенные по принципу внутренней

специализации), причем эта инстанция носит характер апелляционной. Высшим судом выступает Государственный Суд, который рассматривает судебные решения в кассационном порядке. Одновременно к числу его функций отнесена и функция конституционного надзора. Иными словами, в этом суде также господствует принцип внутренней специализации.

Для конституционного процесса характерно постоянное увеличение объема конституционного регулирования судебной власти. Показательным в этом отношении является процесс изменения конституционных и законо» дательных актов Французской Республики: закрепление судебных гарантий прав человека в Декларации прав человека и гражданина 1789 года – раздел

о судах в Конституции 1791 года – специальные разделы о судебной власти,

о Высшей Палате Правосудия и о Конституционном Совете в Конституциях 1946 и 1958 годов.

Отмеченный выше процесс идет по нескольким основным направлениям. С одной стороны, усиливаются конституционные судебные гарантии прав и свобод человека, в тексты включаются нормы материального и процес» суального характера, обеспечивающие судебную защиту, например такие как равенство всех перед судом и законом, неприкосновенность личности и личной жизни, презумпция невиновности, обязательность участия в про» цессе защитника, универсальность судебной защиты (см. статьи 13–15, 21–28 Конституции Италии, статьи 36–40 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики 1991 года). В ХХ веке этот процесс осложняется воз» ведением национальных судебных гарантий в ранг международных (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года) и их обратная рецепция националь» ным конституционным законодательством на новом, более высоком гумани» тарном уровне, в том числе благодаря деятельности таких институций, как Европейский или Американский суды по правам человека и т. п.

С другой стороны, все более четко формулируются основные принципы судебной власти, такие как ее самостоятельность и беспристрастность, осуществление правосудия только должным судьей и судом, мотивирован» ность правосудия, неприкосновенность и несменяемость судей, участие народа в отправлении правосудия (см. статьи 117–122 Конституции Бол» гарии 1991 года, статьи 87–90, 93 Конституции Греции, статьи 178–182 Конституции Польши). Причем эти нормы также проходят процесс формиро» вания не только на уровне национальном, но и на уровне создания междуна» родных стандартов (Основные принципы, касающиеся независимости судеб» ных органов 1985 года). Эффективные процедуры осуществления Основных принципов, касающихся независимости судебных органов 1990 года, Евро» пейская хартия о статусе судей 1998 года) и впоследствии также восприни» маются национальным правом на более высоком уровне. Конечно, особенно

Судебная власть понятие и сущность