Сроки проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств

Для проверки таможенными органами таможенной декларации, иных документов, досмотра товаров и транспортных средств законодательство устанавливает максимальный срок в десять дней. Началом течения этого срока признается день принятия таможенной декларации и представления всех необходимых для таможенных целей документов. Если процедура таможенного оформления предполагает обязательное предъявление товаров и транспортных средств, этот срок исчисляется с момента такого предъявления. В отношении товаров, к которым в соответствии со ст. 133 ТК применяется упрощенный порядок таможенного оформления (товары, необходимые при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живые животные, скоропортящиеся товары, радиоактивные материалы и т.д.), максимальный срок проверки документов и таможенного досмотра составляет три дня.

Указанные сроки лимитируют сроки контрольных мероприятий, осуществляемых непосредственно таможенными органами. Если перемещение данного товара или транспортного средства через таможенную границу контролирует другой государственный орган, время, требуемое для проведения такого контроля, не включается в максимальный срок в 10 и 3 дня. Так, если ввозимая из Канады партия пшеницы находилась на таможне 12 дней, из которых два дня ушли на ознакомление таможенников с документами, необходимыми для таможенного оформления и контроля, а десять дней — на проведение карантинных обследований, то декларант (перевозчик) не сможет предъявить претензии таможенному органу в связи с нарушением предписаний ч. 1 ст. 194 ТК, так как карантинное обследование осуществляется не таможенным органом, а пограничной государственной инспекцией по карантину растений.

Наиболее перспективное направление деятельности по сокращению сроков проверки документов и таможенного досмотра — внедрение в таможенную практику современных высокоэффективных технических средств контроля.

Одно из них — инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) — представляет собой отдельно стоящее здание-бокс, размещаемое в таможенной зоне контейнерного терминала, грузовой площадки автоперехода, международного аэропорта, морского и речного порта. ИДК позволяет «просветить» контейнер, грузовую машину без их разгрузки за считанные минуты. Аппаратура с помощью различной цветовой окраски на телемониторе контрольного пункта позволяет разграничить и выделить органические (в т.ч. наркотики, взрывчатые вещества) и неорганические материалы, определить координаты и линейные размеры «подозрительных» вложений или пустот.

Таможенная практика показывает, что одним из наиболее распространенных средств перемещения контрабанды и объектов нарушения таможенных правил в неторговом обороте являются легковые автотранспортные средства. Для того чтобы исключить очереди в местах таможенного контроля, на контроль одного автомобиля реально отводится 4-5 минут, в то время как ее детальный досмотр силами таможенной досмотровой группы в составе двух человек без применения специальных поисковых технических средств составляет шесть часов. Даже при использовании специальной поисковой техники это время составляет около одного часа (что также не обеспечивает требуемую производительность таможенного контроля). С помощью ИДК время инспектирования одной легковой автомашины, автоприцепа, микроавтобуса в среднем составляет не более 5 минут.

Таможенный досмотр скоропортящихся товаров

Особенности организации таможенного контроля в отношении скоропортящихся товаров

В соответствии с ч. 1 ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Практически во всех случаях скоропортящиеся товары имеют маленький срок годности, а так же большой риск заражения, именно поэтому к данному виду товара, государственные служащие относятся с особой осторожностью. В отношении данного товара так же иногда применяются специальные экономические меры для осуществления безопасности Российской Федерации, связанно это с сезонностью скоропортящихся товаров. Рассмотрим, как проходит данный вид товара таможенный контроль в морском пункте пропуска, с момента пересечения границы таможенного союза и до их выпуска.

Судно с товаром пересекает Таможенную границу ЕАЭС, и направляется в порт. В этот момент агентирующая компания, представляющая интересы данного судна уведомляют о прибытии местный таможенный пост, отдел специальных таможенных процедур (далее — ОСТП), и подает все необходимые документы в данный отдел:

— декларация о грузе;

— информация о экипаже;

— декларация о личных вещах экипажа;

— уведомление о перешвартовке;

— crew money (денежные средства экипажа), crew list (судовая роль);

— список сильнодействующих препаратов;

— декларация о припасах.

После чего создается государственная комиссия, в состав которой входят представители пограничной службы, представители Роспотребнадзора, представители от таможенной службы, которая принимает решение о выгрузке товара.

Если у получателя имеются коммерческие документы до момента пересечения судна таможенной границы ЕАЭС, то декларант вправе подать предварительную декларацию на товары в отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее — ОТОиТК). В случае, если получатель не располагает такими документами, товар декларируется после открытия границы или когда товар размещен на зону таможенного контроля (далее ЗТК). В соответствии с ч. 4 ст.160 ТК ТС Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств — членов ЕАЭС в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом письмом ФТС РФ от 04.02.2016 № 01-11/04772.

Решение о проведении таможенного досмотра до выпуска товаров принимает: начальник таможенного поста или лицо, его замещающее, в регионе деятельности которого находятся товары (далее — должностное лицо, уполномоченное на принятие решения о проведении таможенного досмотра). Полномочия по принятию решения о проведении таможенного досмотра вместо начальника таможенного поста или лица, его замещающего, могут быть возложены на иное должностное лицо таможенного поста при одновременном соблюдении следующих условий:

— наличия приказа таможни о наделении лица полномочиями по принятию решения о проведении таможенного досмотра;

— наличия в должностных инструкциях (должностных регламентах) должностного лица права принятия решения о проведении таможенного досмотра.

При принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов, для предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и противодействия нарушениям при осуществлении других видов контроля, возложенных на таможенные органы.

Решение о проведении таможенного досмотра оформляется должностным лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, путем осуществления следующих действий:

— наложения на докладной записке соответствующей резолюции с проставлением даты и времени принятия решения;

— подписания поручения на таможенный досмотр по установленной форме в соответствии с приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199, сформированного уполномоченным должностным лицом таможенного поста, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра;

— проведение таможенного досмотра/осмотра допускается в зонах таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары и транспортные средства. Проведение таможенного досмотра/осмотра допускается в зонах таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары и транспортные средства. Досмотр/осмотр проводится в присутствии декларанта либо лиц обладающих полномочиями в отношении товаров. Инспектор, осуществляющий данные операции проверяет у вышеперечисленных лиц полномочия, присутствующих при проведении таможенного досмотра, а также основания их присутствия в зоне таможенного контроля. Зачастую такими лицами являются экспедирующие компании, в лице конкретного экспедитора.

Таможенный досмотр может проводиться в отсутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в случае (пункт 5 статьи 116 Кодекса):

— неявки указанных лиц либо если такие лица неизвестны;

— существования угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, окружающей среде, угрозы возникновения эпизоотической ситуации, угрозы сохранению объектов национального культурного достояния государств — членов ЕАЭС и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также если товары распространяют неприятный запах;

— пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

— оставления на территории Российской Федерации товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

По окончанию таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра (далее — АТДО). Заполнение АТДО производится должностным лицом, проводившим таможенный досмотр. АТДО составляется в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем окончания таможенного досмотра, но не позднее срока, установленного таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле для принятия решения о выпуске товаров.

Конечно досмотр, это не единственная форма таможенного контроля, которую осуществляют инспектора ОТД. Наблюдение, осмотр осуществляются в том же порядке, в ходе чего составляются соответствующие акты.

Из вышесказанного можно составить алгоритм действий при проведении таможенного осмотра или досмотра товаров, указанный на рис. 2.3

Рис. 2.3 Алгоритм проведения таможенного контроля скоропортящихся товаров

Если участник ВЭД решил поместить товар на СВХ, он подает соответствующие документы. В качестве документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, используется отчетность по форме ДО-1, подтверждением о регистрации документов является экземпляр указанной отчетности, возвращаемый владельцу СВХ. Таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов. Данные документы фиксируются КПС «Учет товаров на ВХ». Помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. Иными местами временного хранения являются:

1) склад таможенного органа;

2) склад получателя товаров;

3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;

4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;

5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации таких товаров совпадают;

8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

9) места, определяемые федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.

Срок временного хранения товаров составляет два месяца, по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный пост продлевает указанный срок до 4 месяцев, но конечно в отношении скоропортящихся товаров данные сроки не подходят, и они составляют от силы пару дней.

Если на территории СВХ владелец товара хочет осуществить действия в отношении товара (переупаковки, вскрытие рефрижераторного контейнера, замена маркировки и т.д.), он осуществляет действия в присутствии инспектора ОТД.

В случае окончания срока временного хранения, выдачи товаров с территории СВХ или иного места временного хранения, формируется отчетность по форме ДО-2, которая так же выдается таможенным постом.

Из вышесказанного видно, что если товар помещается на СВХ, он так же находится под таможенным контролем. Каждый шаг участника ВЭД в отношении товара регулируется и согласовывается с таможенным органом.

Не стоит и забывать о государственном органе, как Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которая берет пробы и образцы скоропортящихся товаров на наличие инфекций, бактерий, насекомых. Таможенные органы не имеют права первично вскрывать рефрижераторные контейнеры со скоропортящимися товарами без присутствия должностных лиц Россельхознадзора.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О карантине растений» государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется:

1) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, за транспортными средствами, которыми осуществляется ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции;

2) в иных местах, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оборудованы пункты карантина растений, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, за подкарантинной продукцией при ее обороте на территории Российской Федерации;

3) в местах хранения и переработки подкарантинной продукции за подкарантинными объектами;

Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется путем проведения должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе мероприятий, включающих в себя:

а) досмотр, осмотр подкарантинной продукции с отбором проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в области карантина растений в целях определения соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям;

б) организацию проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, а также транспортных средств, прибывающих на территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств и из карантинных фитосанитарных зон;

в) проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов.

По результатам осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) оформляется акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Так же, если рассматривать работу данного органа в отношении скоропортящихся товаров, то это взятие проб и образцов и вынесение решения по ним. И конечно таможенные органы совершают действия в отношении подконтрольных товаров сообща с Россельхознадзором.

Немало важно знать, что в сложившейся политической ситуации в Российскую Федерацию запрещен ввоз некоторых видов скоропортящихся товаров с Турции, перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика и которые запрещены с 1 января 2016 г. к ввозу в Российскую Федерацию:

— 0207 14Части тушек и субпродукты кур домашних, замороженные;

— 0207 27Части тушек и субпродукты индеек, замороженные;

— 0603 12Гвоздики, свежие;

— 0702 00Томаты, свежие или охлажденные;

— 0703 10Лук репчатый и лук шалот, свежий или охлажденный;

— 0704 10Капуста цветная и брокколи, свежие или охлажденные;

— 0707 00Огурцы и корнишоны, свежие или охлажденные;

— 0805 10Апельсины, свежие или сушеные;

— 0805 20Мандарины (включая танжерины и сатсума); клементины, вилкинги и аналогичные гибриды цитрусовых, свежие или сушеные;

— 0806 10Виноград, свежий;

— 0808 10Яблоки, свежие;

— 0808 30Груши, свежие;

— 0809 10Абрикосы, свежие;

— 0809 30Персики, включая нектарины, свежие;

— 0809 40Сливы и терн, свежие;

— 0810 10Земляника и клубника, свежие;

— 1704 10Жевательная резинка, покрытая или не покрытая сахаром;

— 2501 00Соль (включая соль столовую и денатурированную) и хлорид натрия чистый, растворенные или не растворенные в воде, или содержащие или не содержащие добавки агентов, препятствующих слипанию или обеспечивающих сыпучесть; вода морская.

Скоропортящиеся продукты на таможне

Секция: Экономика

LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Скоропортящиеся продукты на таможне

Всем известно, что покидая свою страну надо пройти на границе определенную процедуру. Если у физических лиц редко происходят проблемы на таможне, то у юридических наоборот, они случаются очень часто.

Для начала надо разобраться, что подозревает под собой «Таможня»?

Таможня — государственный орган, который обеспечивает порядок перемещения через таможенную границу транспортных средств и товаров, применение таможенных процедур и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.

В данной статье мы хотели рассмотреть такую проблему на таможне, как задержка таможенного оформления на границе скоропортящихся продуктов из Калининградской области в другие регионы России.

Данная проблема очень актуальна в современном обществе. Ведь юридические лица всё чаще поставляют местные продукты на прилавки своей страны и за рубеж. Но ФТС часто его задерживает. На сегодняшний день в Государственной Думе внесен законопроект, которым предлагается ввести крупные штрафы за задержку грузов и транспорта на таможне. Документ получил название «О перевозках транзитных грузов через территорию РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты».

Скоропортящийся груз

Скоропортящиеся грузы подразделяются на следующие группы:

а) продукты растительного происхождения: фрукты, ягоды, овощи, грибы и другие;

б) продукты животного происхождения: мясо различных животных и птиц, рыба, икра, молоко и другие;

в) продукты переработки: молочные продукты, жиры, различные замороженные плоды, колбасные изделия, сыры;

г) живые растения: саженцы, цветы и другие.

Перевозка скоропортящихся грузов и хранение скоропортящихся продуктов осуществляется при обязательном соблюдении специального температурного режима, что, в свою очередь, предъявляет особые требования к складскому оборудованию и транспортным средствам. В соответствии с ГОСТ 14192-96 («Межгосударственный стандарт Маркировки грузов») при перевозке скоропортящихся товаров на их упаковке используется знак скоропортящийся груз

Рисунок. Знак защиты груза

Использование данного знака означает, что при транспортировании и хранении груз не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для защиты груза требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, проветривание и др.). Знак «скоропортящийся груз» наносят на грузы, которые транспортируют в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся продуктов. Сроки хранения скоропортящихся продуктов, как правило, жестко регламентированы, и от них зависит успешность и прибыльность внешнеторговой сделки как для грузополучателя, так и для грузоотправителя (ведь сроки реализации скоропортящихся товаров с момента их производства ограничены и часто весьма невелики). Именно поэтому при перевозке скоропортящихся продуктов крайне важно выбрать надежную компанию-экспедитора и грамотного, профессионального таможенного брокера.

Разработаны специальные правила перевозки скоропортящихся грузов регламентирующие как скоропортящаяся продукция и скоропортящиеся товары должны транспортироваться (тара, температурный режим, прочие условия перевозки).

Таможенный кодекс не регламентирует сроки таможенного оформления грузов, однако на длительность таможенной очистки влияет срок подачи таможенной декларации и срок выпуска товаров. Срок подачи грузовой таможенной декларации при импорте составляет 15 дней, а моментом начала отсчета для срока подачи ДТ считается день предъявления задекларированных товаров таможне в месте их прибытия на российскую таможенную территорию. Либо же таким моментом может быть признан день окончания процедуры внутреннего таможенного транзита.

Внешнеторговый оборот Калининградской области за январь — июнь 2016 года составил 3 349,4 млн. долларов США и по сравнению с январем — июнем 2015 года уменьшился на 48,8%, причем стоимостной объем экспорта уменьшился на 69,9%, а объем импорта уменьшился на 39,0%. В таблице 1 и на рисунке 1 можно рассмотреть экспорт Калининградской области в процентном соотношение.

Таблица 1.

Экспорт Калининградской области

Таможенное оформление скоропортящихся товаров

Согласно п. 2 ст. 103 ТК РФ скоропортящаяся продукция может находиться на складах временного хранения до истечения срока годности. Но в соответствии с п. 2 ст. 218 ТК РФ, если товар хранится на таможенном складе, то помещение должно быть освобождено за 180 дней до истечения срока годности груза. Владелец такой продукции может на законных основания требовать, чтобы таможенное оформление скоропортящихся товаров прошло в приоритетном порядке.

Скоропортящиеся грузы должны проходить таможенный контроль в упрощенной форме и в льготном порядке согласно статье 67 ТК РФ. Для этого сторона, перевозящая товар, подает письменное заявление в таможенную службу о прохождении таможенного досмотра в упрощенной форме. В заявлении предоставляются данные об участнике ВЭД и его деятельности. Рассмотрение прошения происходит в течение 30 календарных дней с момента подачи заявления, после чего заявитель либо получает отказ, либо ему выдается копия документа, разрешающего, например, таможенное оформление мяса в упрощенной форме.

В льготной процедуре прохождения таможни может быть отказано, если заявитель имеет действующие административные правонарушения таможенных законов согласно статьям 16.2, 16.7 ч. 1, 16.9 ч. 3, 16.12, 16.15 КоАП. В ходе проверки внешнеэкономической деятельности заявителя рассматривается не менее трех лет до подачи прошения об упрощении процедуры таможенного оформления.

Приказ Минэкономразвития России от 27 января 2005 г. № 9 регулирует процедуру подачи заявления на таможенное оформление скоропортящейся продукции, а также на таможенное оформление медикаментов в упрощенном режиме. При льготной форме таможенного досмотра таможенные платежи уплачиваются в полном размере. Но, согласно статье 334 ТК РФ, оплата таможенных платежей может быть отсрочена в случае перевозки скоропортящейся продукции. В данной ситуации следует подать прошение в Федеральную таможенную службу РФ.

В соответствии с главой 16 КоАП таможенное оформление любых товаров, в том числе таможенное оформление лекарственных средств, может проходить во временной зоне таможенного контроля. Такие зоны создаются только в исключительных случаях, когда транспортировка груза в установленные места таможенного досмотра может привести к утрате потребительских свойств или порче товара. Границы таких зон определяются таможенными службами.

ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОРОССИЙСКОЙ ТАМОЖНИ

Статистический анализ динамики импорта и экспорта скоропортящихся товаров

Примером проведения таможенного контроля скоропортящихся продуктов является место прохождения производственной (преддипломной) практики, Новороссийская таможня Юго-восточный таможенный пост с помещения товара на ЗТК, до его фактического выпуска. Данная ЗТК находится на территории контейнерного терминала «НУТЕП». Продуктом для проведения таможенного контроля послужат яблоки, код по ТН ВЭД ЕАЭС 0808108002, страна происхождения товара Польша.

В ходе написания 2 главы, было подробно изложено этапы таможенного контроля до помещения товара на ЗТК, и выполнения с ним предварительных таможенных операций по мотивированному обращению участника ВЭД. После данных операций предшествует подача таможенной декларации на Юго-восточный таможенный пост в отдел таможенного оформления и таможенного контроля, инспектора данного отдела осуществляют проверку сведений в соответствии коммерческим документам, полученным от участника ВЭД. При благополучном заполнении декларации и проверки документов, яблоки в своем полном количестве выпускаются в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Если появляется профиль риска, то в соответствии с данной мерой яблоки задерживаются в ЗТК до окончания досмотра и принятия дальнейшего решения.

В соответствии с письмом ФТС РФ от 04.02.2016 № 01-11/04772 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров» составляется решение о проведении таможенного досмотра. После чего инспектор юго-восточного таможенного поста ОТД, уполномоченный на проведение таможенного досмотра, направляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, составленные в установленном порядке уведомление о проведении таможенного досмотра.

В поручении содержатся сведения о цели, объеме и степени таможенного досмотра, перечне ТСТК, которые необходимо использовать при проведении таможенного досмотра, исходя из требований действующего профиля риска.

До вскрытия рефрижераторного контейнера с яблоками инспектор проверяет документы у участника ВЭД, уполномоченного в отношении товара, к таким документам относится:

— полномочия при присутствии на досмотре;

После проверки документов происходит досмотр данного товара, а именно яблок, в их сторону может осуществляться:

— проверка пломб на рефрижераторных контейнерах;

— осмотр товаров с использованием инспекционно-досмотрового комплекса;

— проверка маркировки товаров Макрусев В.В. Управление таможенным делом: учеб. пособие. СПб., 2011. С. 104..

Причем последний раздел — «проверка маркировки товара» в отношении яблок рассматривается детально с помощью технического регламента Таможенного союза 022/2011″Пищевая продукция в части ее маркировки», где подробно расписано, что должно находиться на маркировке товаров, а именно:

— наименование пищевой продукции;

— состав пищевой продукции, за исключением некоторых случаев; случаев

— количество пищевой продукции;

— дату изготовления пищевой продукции;

— срок годности пищевой продукции;

— условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

— наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции (далее — наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее — наименование и место нахождения импортера);

— рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

— показатели пищевой ценности пищевой продукции;

— сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее — ГМО).

По окончанию результаты таможенного досмотра фиксируются в АТДО в соответствии с особенностями заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра. Результаты таможенного досмотра, а также поручение и докладная записка с резолюцией должностного лица, принявшего решение о проведении таможенного досмотра, передаются должностному лицу, осуществляющему проверку сведений, заявленных в таможенной декларации, и документов, прилагаемых к ней, либо его начальнику или лицу, его замещающему, не позднее 10 минут с момента завершения заполнения АТДО. После чего товар выпускается в соответствии с заявлено таможенной процедурой.

В случае, если маркировка не соответствует данному техническому регламенту, при взвешивании выявилось отклонение в весе в большую сторону, либо несоответствие пломб, заводится дело об административных правонарушениях. В это время участник ВЭД помещает товар на временное хранение, в случае яблок это зона контейнерного терминала НУТЭП, где участник ВЭД под контролем инспектора Новороссийской таможни Юго-восточного поста ОТД, осуществляет операции с товаром для дальнейшего выпуска, если говорить своими словами — исправляет несоответствия найденные в ходе таможенного досмотра, и выплачивает штраф по делу об АП. Данные операции таможенным инспектором фиксируются с помощью фотосъемки. После чего составляется АТДО и товар выпускается.

Рассмотрим подробно статистику импорта и экспорта яблок в сумме с другими скоропортящимися товарами перемещающихся через Новороссийскую таможню за 2015г. и начало 2016г. по кварталам.

За 1 квартал 2015г. импорт скоропортящихся товаров составил 541 156,5 тыс. долл.

За 2 квартал 2015г. импорт скоропортящихся товаров составил 553 199,3 тыс. долл. За 3 квартал 2015г. импорт скоропортящихся товаров составил 272 332,5 тыс. долл.

За 4 квартал 2015г. импорт скоропортящихся товаров составил 559 767,1 тыс. долл.

За 1 квартал 2016г. импорт скоропортящихся товаров составил 418 315,9 тыс. долл.

Данная тенденция импорта скоропортящихся товаров изложена на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Динамика стоимостных импорта скоропортящихся товаров в регионе деятельности Новороссийской таможни.

Из данной гистограммы можно сделать вывод, что по сравнению с 1 кварталом 2015г. импорт 1 квартала 2016г. снизился. Связан спад импорта скоропортящихся товаров через Новороссийскую таможню с введением ответных санкций со стороны России на запрет ввоза некоторых продовольственных товаров со стороны Турецкой Республики и стран ЕС.

Что касается экспорта скоропортящихся товаров, то за 1 квартал 2015г. составил 213 967 тыс. долл.

За 2 квартал 2015г. экспорт скоропортящихся товаров составил 167 560,6 тыс. долл.

За 3 квартал 2015г. экспорт скоропортящихся товаров составил 410 018,3 тыс. долл.

За 4 квартал 2015г. экспорт скоропортящихся товаров составил 406 491,6 тыс. долл.

За 1 квартал 2016г. экспорт скоропортящихся товаров составил 313 366,2 тыс. долл.

Данная тенденция экспорта скоропортящихся товаров изложена на рис. 3.5.

Рис. 3.5. Динамика стоимостных объемов экспорта скоропортящихся товаров в регионе деятельности Новороссийской таможни.

Из вышеперечисленных показателей по экспорту через Новороссийскую таможню скоропортящихся товаров можно сделать вывод, по сравнению с 1 кварталом 2015г., 1 квартал 2016г. поднялся на 1/3. Это говорит о росте интеграционных процессов нашей страны во внешней торговле за последние годы. Если смотреть на 3 и 4 квартал 2015г., видно большой объем стоимости по сравнению с предыдущими двумя кварталами, связанно данное явление с появлением сезонных продуктов, таких как овощи и фрукты.

Если рассматривать стоимость и вес экспорта и импорта скоропортящихся товаров по Новороссийской таможни за полный 2015г. (млн. долл. и тоннах):

— Экспорт. Стоимость 1197,5 млн. долл., вес 5 млн 981 тыс. тонн;

— Импорт. Стоимость 1925,5 млн. долл., вес 2 млн. 189 тыс. тонн.

Сложив данные показатели по стоимости за 2015г. и имея данные о экспорте и импорте скоропортящихся товаров по таможням Южного таможенного управления, можно увидеть какая доля приходится на Новороссийскую таможню. На таможни Южного таможенного управления стоимость экспорта и импорта скоропортящихся товаров равна 5377,7 млн. долл., сложив стоимость экспорта и импорта Новороссийской таможни за 2015г., получается 3123 млн. долл. Вывод предоставлен на рис. 3.6.

Рис. 3.6.Товарооборот Новороссийской таможни в сравнении с другими таможнями по ЮТУ за 2015г.

Взяв во внимание что в ЮТУ помимо Новороссийской таможни еще 6 таможен (Астраханская, Краснодарская, Миллеровская, Ростовская, Сочинская, Таганрогская) можно понять, что доля экспорта и импорта скоропортящихся товаров Новороссийской таможни высокая.

К основным ввозимым и вывозимым группам скоропортящимся товарам через Новороссийскую таможню в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС относятся:

— мясо и пищевые мясные субпродукты;

— рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;

— молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения;

— овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды;

— съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь;

— кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности;

К торгующим странам по вышеперечисленным товарным группам относятся: Бразилия, Гонконг, Украина, Уругвай, Армения, Китай, Франция, Индонезия, Южная Африканская Республика, Корея, Марокко, Турция, Швейцария, Чили, Чешская Республика, Германия, Эстония, Грузия, Израиль, Италия, Нидерланды, Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты, Бельгия, Алжир, Египет, Эфиопия, Сербия, Вьетнам.

Таможенный досмотр скоропортящихся товаров