Оглавление:

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 336. Ухилення від призову за мобілізацією

Уклонение от призыва по мобилизации —

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

1. Своєчасне та быстрое проведение мобилизации является залогом эффективного отражения военного нападения на страну или выполнения Украиной соответствующих международных обязательств по совместной обороне от агрессора. Поэтому уклонение от призыва в ряды Вооруженных Сил Украины военнообязанных контингентов в условиях таких, которые начались или предполагаются, военных действий, создает серьезную угрозу для безопасности государства в сфере обороны.

Мобилизация — это комплекс мероприятий, осуществляемых с целью планомерного перехода национальной экономики, деятельности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на функционирование в условиях особого периода, а Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, сил гражданской защиты — на организацию и штаты военного времени. Мобилизация Украины может проводиться открыто или скрыто и может быть общей или частичной, а также целевой. Целевая мобилизация может проводиться в мирное время — с целью ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Вид, объемы, порядок и срок проведения мобилизации определяются Президентом Украина в решении о ее проведении.

При мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в полученных ими документах (мобилизационных удостоверениях, повестках или распоряжениях военных комиссаров).

2. Объект этого преступления, а также его объективная и субъективная стороны совпадают с соответствующими элементами состава преступления, предусмотренного ст. 335. Однако, уклонение от призыва по мобилизации в форме бездействия заключается в неявке субъекта не обязательно к призывному участку, но и непосредственно в воинской части, военного учреждения, указанные в повестке или приказе военного комиссара. Кроме того, при уклонении от призыва по мобилизации возможны и другие способы (например, незаконное получение так называемой «брони»).

3. Субъектами преступления являются граждане Украины (в т.ч. и те, которые при мобилизации находятся за рубежом) мужского или женского пола — военнообязанные, находящихся в запасе первой (военнообязанные, проходивших военную службу и получили во время ее прохождения военно-учетную специальность) или второй (военнообязанные, не получивших военно-учетной специальности во время прохождения военной службы или не проходили ее вообще, а также военнообязанные-женщины) категорий (о понятие военнообязанный см.. комментарий к ст. 401).

Относительно возрастной признаки субъекта этого преступления, то им могут быть лица в возрасте от 18 лет до предельного возраста пребывания в запасе первого или второго разряда (этот предельный возраст установлен Законом «О воинской обязанности и военной службе «).

Перечень лиц, которые не могут нести ответственность за уклонение от призыва на срочную военную службу, значительно отличается от перечня лиц, которые не могут нести ответственность за уклонение от призыва по мобилизации. Так, не подлежат призыву на военную службу по мобилизации военнообязанные: а) забронированы на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, а также за предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украина б) признаны согласно заключению Военно-врачебной комиссии временно негодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до шести месяцев (с последующим прохождением военно-врачебной комиссии) в) мужчины, на иждивении которых находятся пять и более детей в возрасте до 16 лет (такие мужчины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия только по месту жительства) г) женщины, на содержании которых находятся дети в возрасте до 16 лет (такие женщины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства) д) заняты постоянным уходом за лицами, которые в нем нуждаются, согласно законодательству Украины, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход е) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, е) другие военнообязанные или отдельные категории граждан в предусмотренных законом случаях.

Подлежат исключению с воинского учета в районных (городских) военных комиссариатах граждане Украины, которые: а) призваны или приняты на военную службу или направлены для прохождения альтернативной (невоенной) службы б) проходят военную службу (обучение) в высших военных учебных заведениях и военных учебных подразделениях высших учебных заведений, в) признаны Военно-врачебной комиссией негодными к военной службе с исключением с воинского учета г) достигли предельного возраста пребывания в запасе д) прекратили гражданство Украины; есть) были ранее осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, е) направлены для отбывания наказания в учреждения исполнения наказаний или к которым применены принудительные меры медицинского характера ж) не получили до 40-летнего возраста военно-учетной или родственной с ней специальности. Поэтому такие лица также не могут быть субъектами уклонение от призыва по мобилизации. Законами Украины могут быть предусмотрены и другие категории граждан, не подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

Конституция Украины (ст. 65, п. 20 ч. 1 ст. 106).

Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе «в редакции от 4 апреля 2006

Закон Украины» О мобилизационной подготовке и мобилизации «в редакции от 2 марта 2005

Закон Украины «Об обороне Украины» ; в редакции от 5 октября 2000 (статьи 1, 17).

Положение о подготовке и проведении призыва граждан Украины на срочную военную службу. Приложение к приказу Министерства обороны Украины N 1 от 4 января 1995

Инструкция по воинскому учету военнообязанных и призывников в органах местного самоуправления. Утверждена приказом Министерства обороны Украины N 166 от 27 июня 1995

Права и обязанности граждан во время мобилизации

2 марта 2014 года Советом национальной безопасности и обороны Украины было принято решение о мобилизации. После этого одни граждане сами поспешили в военкоматы, а другие, напротив, не спешат туда являться, даже будучи вызваны повесткой. Что представляет собой общая мобилизация, кто подлежит мобилизации и как должны вести себя граждане в ее условиях узнавал Prostopravo.com.ua

Кредит на карту

Кредит под 0%

Страховку

Кредит наличными

Кредитную карту

Краткое содержание и ссылки по теме

Что такое мобилизация

Вопросы, связанные с проведением мобилизации, полномочиями и обязанностями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций, а также граждан регулируются Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (далее — Закон).

Согласно статье 1 Закона мобилизация — это комплекс мероприятий, осуществляемых с целью планомерного перевода национальной экономики, деятельности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на функционирование в условиях особого периода, а Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты — на организацию и штаты военного времени.

Виды мобилизации

Мобилизация может быть общей или частичной и проводится открыто или скрыто.

Общая мобилизация проводится одновременно на всей территории Украины и касается национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций.

Частичная мобилизация может проводиться в отдельных местностях государства, а также касаться определенной части национальной экономики, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций.

Решение о проведении открытой мобилизации должно быть немедленно объявлено через средства массовой информации.

Обязанности граждан при мобилизации

Обязанности граждан по мобилизации определены в статье 22 Закона.

Во-первых, все граждане обязаны являться по вызову военных комиссариатов (военнообязанные Службы безопасности Украины — по вызову Центрального управления или регионального органа Службы безопасности Украины) для постановки на воинский учет и определения назначения на военное время.

Кроме того, в обязанности граждан входит предоставлять в установленном порядке во время мобилизации здания,сооружения, транспортные средства и другое имущество, владельцами которых они являются, Вооруженным Силам Украины, другим военным формированиям, Оперативно-спасательной службе гражданской защиты с последующим возмещением государством их стоимости в порядке, установленном законом.

Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу или не привлеченные к выполнению обязанностей по мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, во время мобилизации, могут быть в соответствии с законом привлечены к выполнению работ, имеющих оборонный характер.

Граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, выполняют мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенным договорами (контрактами).

Во время мобилизации и перевода Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты на штаты военного времени граждане (кроме тех, которые проходят службу в военном резерве), обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в полученных ими документах (мобилизационных удостоверениях, повестках или распоряжениях военных комиссаров.) Резервисты обязаны явиться в воинские части в сроки, определенные командирами воинских частей, в которых они проходят службу в военном резерве.

Призыв граждан на военную службу (кроме тех, что проходят службу в военном резерве) во время мобилизации или привлечение их к выполнению обязанностей по должностям, предусмотренным штатами военного времени, осуществляют местные органы исполнительной власти через военные комиссариаты (военнообязанных Службы безопасности Украины — Центральное управление или региональные органы Службы безопасности Украины, военнообязанных Оперативно-спасательной службы гражданской защиты — соответствующие органы управления центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты). Резервистов на военную службу во время объявления мобилизации призывают командиры воинских частей, в которых они проходят службу в военном резерве.

Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается изменение места проживания без разрешения должностных лиц органов, где они состоят на воинском учете.

Отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации

Согласно ст. 23 Закона не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации военнообязанные:

  • забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Такое бронирование осуществляется с целью обеспечения работы вышеназванных учреждений в особое время, в частности, с целью выполнения мобилизационных заказов.
  • признанные в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии временно непригодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до шести месяцев (с последующим прохождением военно-врачебной комиссии);
  • женщины и мужчины, на иждивении которых находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет (такие мужчины и женщины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия только по месту жительства);
  • женщины и мужчины, которые самостоятельно воспитывают ребенка (детей) в возрасте до 18 лет (такие лица могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства);
  • женщины и мужчины, на содержании которых находится ребенок — инвалид подгруппы А в возрасте до 18 лет;
  • женщины и мужчины, на содержании которых находится ребенок-инвалид, который имеет какие-либо виды нарушений функций организма III-IV степени их выражения и ограничения жизнедеятельности любой категории II-III степени их выражения в соответствии с критериями установления инвалидности детям, утвержденных Кабинетом Министров Украина, или ребенок-инвалид, которая имеет функциональные нарушения в организме и ограничения жизнедеятельности, соответствующие критериям для установления I или II группы инвалидности для совершеннолетнего лица в соответствии с порядком, утвержденным Кабинетом Министров Украины
  • женщины и мужчины, на содержании которых находится совершеннолетний ребенок, который является инвалидом I или II группы, до достижения им 23 лет;
  • усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, на содержании которых находятся дети-сироты или дети, лишенные родительской опеки, в возрасте до 18 лет (такие лица могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства);
  • занятые постоянным уходом за лицами, которые в нем нуждаются, в соответствии с законодательством Украины, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход;
  • народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • другие военнообязанные или отдельные категории граждан в предусмотренных законами случаях.

Статья 336. Уклонение от призыва по мобилизации

Уклонение от призыва по мобилизации наказывается лишением свободы на срок от двух до

1. Объектом преступления является установленный порядок, обеспечивающий переход экономики с мирного на

военное положение, и привлечение трудовых и материально-технических ресурсов для ликвидации последствий

стихийных бедствий, аварий, катастроф.

в ряды Вооруженных Сил Украины.

Под мобилизацией следует понимать общегосударственное мероприятие, обеспечивающие планомерное развертывание Вооруженных Сил и других войск, переход народного хозяйства с мирного на военное положение, а также

привлечение трудовых и материально-технических ресурсов к ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий, катастроф в мирное время (ст. 3 Закона -О мобилизационной подготовке и мобилизации- от 21.10.93 г.)

Исходя из анализа Конституции Украины (п.20 ч.1 ст.

106), а также Закона -О всеобщей воинской обязанности и

военной службе- от 25.03.92 г. (ст. 39) общая и частичная мобилизация на территории Украины объявляется

Президентом Украины в следующих случаях:

— В случае угрозы нападения и опасности государственной независимости Украины (в вышеуказанном случае военное положение может быть введено как на всей

территории Украины, так и в отдельных ее регионах).

— С целью ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф в мирное время.

Вышеуказанные обстоятельства обуславливают призыв

из запаса на военную службу в Вооруженные Силы Украины соответствующего количества военнообязанных лиц.

Призыв по мобилизации означает то, что военнообязанные должны явится на пункты в сроки, указанные в

мобилизационном предписании, повестке или приказе военкома

Уклонение от призыва по мобилизации может осуществляться в двух формах — путем действия (например,

военнообязанный с целью уклонения причиняет себе те693

лесные повреждения, симулирует болезнь, пытается подкупить работников военкомата) и бездействия (например,

в случае неявки военнообязанного без уважительных причин по полученной повестке в военный комиссариат).

Обязательным признаком объективной стороны анализируемого состава преступления является обстановка

(военное положение или целевая мобилизация в мирное

время с целью ликвидации стихийных бедствий).

4. Субъектом данного преступления могут быть как

военнообязанные, находящиеся в запасе, так и другие лица, которые в соответствии с законодательными актами

Украины подлежат мобилизации (Конституция Украины,

Закон Украины -О всеобщей воинской обязанности и военной службе- от 25.03.92 г., -О мобилизационной подготовке и мобилизации- от 21.10.93 г., а также Закон Украины -О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины -О мобилизационной подготовке и мобилизации- от 17.10.95 г.).

Введена уголовная ответственность за уклонение от мобилизации в мирное время

Депутаты Верховной Рады Украины 238 голосами поддержали введение уголовной ответственности за уклонение от целевой мобилизации — мобилизации, которая проводится с целью ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф в мирное время (законопроект №0922).

Уголовный кодекс Украина был дополнен статьей 336-1, которая предусматривает введение уголовное ответственности за отказ от прохождения службы гражданской защиты в особый период и в случае проведения целевой мобилизации независимо от режима функционирования государства в мирное время или в особый период.

Также для устранения пробелов в регулировании отношений, возникающих в сфере гражданской защиты населения, были внесены соответствующие изменения в базовые законы Украины: О правовом режиме чрезвычайного положения, О правовом режиме военного положения, Об обороне Украины и Об основах национальной безопасности Украины.

Таким образом, уклонение от прохождения службы гражданской защиты в особый период, в условиях чрезвычайного положения и в случае проведения целевой мобилизации будет наказываться тюремным сроком от 2 до 5 лет.

Также закон устанавливает для физических и юридических лиц квартирную повинность для расквартирования личного состава органов и подразделений гражданской защиты, а также эвакуированного населения.

Уклонение от мобилизации: ответственность по ст. 336 УК

Консультация военного адвоката: воинский учет, призыв и служба

Адвокат по военным делам, уголовному праву:
Глеб Николаевич Дубров (св-во ООКА № 1894)

Уклонение от мобилизации: ответственность по ст. 336 УК

Нужна консультация и помощь адвоката по уголовному делу за уклонение от мобилизации.

Вкратце изложу свою историю, которая длится с марта-апреля 2014 года. Сначала пришла повестка из военкомата, о получении которой я расписался на корешке и в журнале. Сразу туда не явился, но спустя пару дней все-таки пошел. Девочка из отдела учета офицеров запаса сверила мои данные — номер мобильного телефона, семейное положение и место работы. Пригрозила административным штрафом за несвоевременное сообщение, а также напомнила об уголовной ответственности за уклонение от сборов и мобилизации.

В общем, после непродолжительного разговора меня направили на медкомиссию, однако туда я уже не пошел. Думал, что у меня достаточно оснований для освобождения от призыва — несовершеннолетний ребенок, беременная жена и отец-пенсионер, за которым нужен уход (хотя прописаны мы по разным адресам). В итоге, в указанное время я не явился на медицинскую комиссию в частности, и в военный комиссариат в целом. При этом хочу заметить, что никаких обязательств кроме первой повестки я не подписывал.

Теперь меня вызывают к следователю за уклонение от мобилизации по статье 336 Уголовного кодекса. По телефону сказали, что грозит наказание до 5 лет тюрьмы. Пока в милицию вызывают просто как свидетеля, но насколько я понимаю — это обычная практика, чтобы потом предъявить обвинение. Нужен совет адвоката, как избежать ответственности по ст. 336 УК ? Хочу напомнить, что меня официально уведомили только 1 раз, после чего я посетил военкомат. В дальнейшем повестку под роспись я не получал.

Re: Уклонение от мобилизации (ст. 336 УК)

Ответ на этот вопрос лежит в сфере деятельности Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса Украины. В ходе досудебного расследования по заявлению военного комиссариата должно быть установлено наличие умысла на уклонение — это является обязательным условием для привлечения к ответственности по данной статье. В случае отсутствия надлежащих доказательств, уголовное производство подлежит закрытию.

К сожалению, большинство уголовных дел по уклонению от мобилизации и сборов построены на низком уровне юридической грамотности военнообязанных. Как следствие — наличие судимости, а в некоторых случаях, и тюремное заключение, без применения условного наказания. Около 90 % обвинительных актов, ушедших в суд, оканчиваются заключением соглашения о признании вины со стороной обвинения, что выгодно, в первую очередь, прокурору.

В описанной выше ситуации, состав преступления, предусмотренный ст. 336 УК, сложно доказать. Вы были приглашены в военкомат и посетили его, о чем должна быть соответствующая отметка в повестке. О необходимости последующей явки, после прохождения медкомиссии, не расписывались. При таких обстоятельствах следует настаивать на своей невиновности. Нужно быть готовым к предложению заключить соглашение с прокурором , однако его последствия указаны выше.

Посещение милиции (вызов к следователю)

Добрый день, Глеб Николаевич.

У меня похожая ситуация. Также вызывают в милицию по телефону.

Насколько я понимаю, это связано с уклонением от мобилизации .

Подскажите, как себя вести при посещении следователя в РОВД?

Заранее благодарен за советы и помощь.

Re: Посещение милиции (вызов к следователю)

Перед визитом к следователю необходимо, в первую очередь, определить тактику дачи показаний. Это можно сделать самостоятельно, либо с помощью адвоката (телефоны для записи указаны ниже). Значение первичных показаний не следует недооценивать, поскольку именно от них, в значительной степени, зависит дальнейшая перспектива дела.

Бывают случаи, когда из-за недостатка времени, определить тактику защиты не удаётся. Это негативный фактор, однако паниковать не стоит. В таком случае нужно воспользоваться правом на отказ от дачи показаний , которое предусмотрено статьёй 63 Конституции Украины. Это позволит выиграть время и более тщательно подготовиться к следующему визиту.

Неявка за повесткой

Муж, офицер запаса, состоит на учете в военно-учетном бюро госпредприятия на котором работает и повестки в военкомат получает по месту работы (через это бюро).

Скажите, пожалуйста, какая ответственность предусмотрена законодательством для работника и работодателя, в случае неявки военнообязанного за повесткой?

Может ли директор предприятия отстранить сотрудника от работы? Возможна ли принудительная доставка в военкомат ?

Спасибо за внимание.

Re: Неявка за повесткой

Наказание за уклонение от мобилизации регламентировано статьёй 336 Уголовного кодекса. Санкция данной правовой нормы предусматривает лишение свободы на срок от 2 до 5 лет. Её действие распространяется только на военнообязанных. Для работодателя предусмотрен иной вид ответственности за нарушение законодательства о мобилизации . Так, директор предприятия (или другое ответственное лицо) может привлекаться по статье 211-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях — за необеспечение оповещения военнообязанных и призывников об их вызове в военный комиссариат.

Ответственность за уклонение от мобилизации

Глеб Николаевич, а предусмотрены ли какие-либо штрафы при первичном (вторичном) отказе получить под роспись повестку или сразу открывается уголовное дело по ст. 336 УК?

Re: Ответственность за уклонение от мобилизации

Ответственность за неявку в военкомат по повестке может быть как административная, так и уголовная.

Первая применяется в тех случаях, когда вызов не связан с мобилизацией (к примеру, для обновления учетных данных). Однако, даже в этом случае, при неоднократном уклонении от посещения военного комиссариата, предусмотрено уголовное наказание по ч. 1 ст. 337 УК. Для применения данной статьи имеется ряд условий, подробнее о которых можно узнать в профильной теме (по ссылке).

Второй вид ответственности применяется при условии игнорирования вызова в военкомат, если он очевидно для военнообязанного был связан с мобилизацией. Факторы очевидности здесь весьма субъективны, однако мобилизационное предписание к таковым безусловно относится. Кроме этого, наказание по ст. 336 УК будет наступать и в том случае, когда военнообязанный не является на медкомиссию, если до этого ему были обозначены соответствующие временные рамки.

Наказание по статье 336 Уголовного кодекса

И последний вопрос.

Военнообязанный на момент вызова в военкомат находится на больничном (временно утратил работоспособность).
Возможно ли его привлечение к ответственности за уклонение от мобилизации по статье 336 Уголовного кодекса ?

Уголовный кодекс украины 336