Тема урока: «Права ребенка»

— знакомство с основными документами, где закреплены права детей;
— понимать суть основных прав ребенка.

— уметь выявлять взаимосвязь между основными вехами развития ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями;
— уметь соотносить права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их воплощением.

— воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Оборудование: документы ( Конвенция о правах ребенка, Конституция Р.Ф, Семейный кодекс, Закон об образовании), статьи из периодических изданий, раздаточный материал, табло достижений групп, магнитные доски

Основные понятия: декларация, права человека, конвенция.

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

2. Записывается тема урока.

Учитель раскрывает понятия темы и знакомит учащихся с основными документами, отражающими права детей. Учащиеся записывают в тетради следующие определения: декларация, конвенция.

В настоящее время в Р.Ф. дейстствует большое количество законов и иных нормативно- правовых актов, так или иначе касающихся прав ребенка.

  • Конвенция ООН о правах ребенка, подписана Россией в 1990 г., называет ребенком лицо до 18 лет и включает 3 группы прав:

— право на выживание;
— право на развитие;
— право на защиту.

  • Конституция Р.Ф. не оговаривает особо права детей ( исключение – право на образование- ст. 43) и защиту со стороны государства. Поэтому вашим домашним заданием будет найти в Конституции и выписать те права человека, которые можно отнести и к детям.
  • Семейный кодекс Р.Ф. определяет правовое положение ребенка в семье.
  • Закон об образовании гарантирует право учащихся на получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, работу по индивидуальным планам, посещение библиотек, свободу информации т.п.

3. Класс делится на группы. Для этого каждый получает карточку с одним из прав человека . Задание разбиться на группы в соответствии с типом прав : социально-экономические, политические, личные.

Образуются 3 группы. Каждая делегирует по 1 человеку в эксперты.

3. Группы получают задания.

Первое задание: Соотнесите основные вехи жизни ребенка и приобретаемые им права и обязанности

Раздаточный материал: карточки с основными годами жизни ребенка:

  • С рождения;
  • 6 лет;
  • 10 лет;
  • 11 лет;
  • 14 лет;
  • 15 лет;
  • 16 лет;
  • 17 лет;
  • 18 лет.

На выполнение задания – 10 мин, оформляется и сдается экспертам.

Второе задание: Проиллюстрируйте без слов ( пантомима) статью из Конвенции о правах ребенка

1 группа – ст. 31.
2 группа – ст. 7 (ч.1).
3 группа — ст. 28.

Раздаточный материал: Конвенция о правах ребенка.

На выполнение задания – 5 мин. Группа представляют свою пантомиму, другие должны найти статью, которую они представили и назвать право.

Третье задание: Найдите в представленной вам периодической печати статьи (1-2):

а) подтверждающие осуществление прав ребенка;

б) нарушающие права ребенка.

Свой результат оформите на магнитной доске со знаками “ +” и “ — ”.

Раздаточный материал: статьи из газет и журналов.

На выполнение задания – 5-7 мин,

4. Эксперты объявляют результаты, подводят итоги.

Учитель выставляет оценки, напоминает о домашнем задании

Урок обществознания в 6-м классе на тему «Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей»

Цель:

  • познакомить учащихся с основным содержанием «Конвенции о правах ребенка»;
  • продолжить работу по формированию умения работать с различными источниками, извлекать из них информацию;
  • продолжить работу по развитию навыков монологической речи и ведению диалога, внимания и памяти, образного и логического мышления;
  • воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям, умения работать в команде.
  • продолжить работу по формированию навыков культуры труда.

Задачи:

  • анализируя фрагменты сказки А. Толстого «Приключения Буратино» и отдельные статьи Конвенции о правах ребенка, СМИ развивать умение извлекать информацию из различного рода источников и логическое мышление;
  • способствовать расширению словарного запаса учащихся: сформировать понятия декларация, конвенция;
  • следить за правильностью построения предложений, за полнотой ответов учеников;
  • через работу в группах продолжить формирование таких качеств личности как ответственность, доброжелательность, аккуратность.

Оборудование: проектор, ПК, фрагменты мультипликационного фильма «Буратино», раздаточный материал: отрывки из сказки А. Толстого «Приключения Буратино», Конвенция о правах ребенка (извлечение), альбомные листы и фломастеры.

1. Организационный этап:

приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

3. Этап усвоения новых знаний.

Изучение новой темы начинается с постановки вопроса:

Почему необходимо защищать детство?

— До какого возраста человек считается ребенком?

Учитель знакомит учащихся с историей принятия Конвенции о правах ребенка:

  • 1924г. Женевская декларация прав ребенка
  • 1948г. Всеобщая декларация прав человека
  • 1959г. Декларация прав ребенка
  • 1989г. Конвенция о правах ребенка – «великая хартия вольностей» для детей
  • 1990г. Россия подписала Конвенцию о правах ребенка

Далее идет работа с понятиями «декларация» и «конвенция». Учитель предъявляет определения и просит сравнить:

— Чем отличается Декларация от Конвенции?

— Что означает тот факт, что Россия подписала Конвенцию о правах ребенка?

— США отказались подписывать Конвенцию. Как вы думаете, чем они это объяснили?

4. Практическая часть урока. Знакомство с содержанием Конвенции.

Форма организации деятельности учащихся – групповая (5 групп по 5 человек).

Каждая группа получает текст Конвенции о правах ребенка (извлечение) и отрывок из сказки А. Толстого «Приключения Буратино» (Смотри приложение). Время работы группы 7 мин.

— К каким (какой) статьям Конвенции данный отрывок из сказки может служить иллюстрацией? О каких правах ребенка здесь идет речь?

Затем каждая группа представляет результаты своей работы. Другие группы могут исправлять или дополнять. Перед выступлением каждой группы класс знакомиться с отрывком из сказки, с которым работали ребята, просматривая фрагмент мультфильма «Приключения Буратино».

Работа с текстом Конвенции заканчивается заданием общим для всех:

Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Как эти слова соотносятся со статьями 12, 13 Конвенции?

В заключение группы получают творческое задание (результаты работы необходимо оформить на альбомных листах):

  • 1 гр. – напишите три основных права ребенка в семье.
  • 2 гр. – напишите три основные обязанности ребенка в семье.
  • 3 гр. – напишите три основных права родителей.
  • 4 гр. – напишите три основные обязанности родителей по отношению к детям.
  • 5 гр. – напишите три основные обязанности учащихся.

По итогам этой работы оформляется стенгазета.

5. Этап информации о домашнем задании и инструкция по его выполнению.

— Найдите в средствах массовой информации примеры нарушения прав детей у нас в стране или за рубежом.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
(извлечение)

  1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
  2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на из заботу.

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

  1. для уважения прав и репутации других лиц; или
  2. для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные…меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Государства-участники признают право ребенка на образование. и осуществление этого прав на основании равных возможностей.

Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми.

Отрывок из сказки для 1 гр.:

«Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага — в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие — нарисованы на куске старого холста.

Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

«Как бы мне ее назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я ее Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино. Все они жили весело и беспечно. »

Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза.

Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него. Карло и виду не подал, что испугался, только ласково спросил:

— Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?

Но кукла молчала, — должно быть, потому, что у нее еще не было рта.

Карло выстругал щеки, потом выстругал нос — обыкновенный. Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длинный острый нос, что Карло даже крякнул:

И начал срезать у носа кончик. Не тут-то было! Нос вертелся, вывертывался, так и остался — длинным-длинным, любопытным, острым носом.

Карло принялся за рот. Но только успел вырезать губы, — рот сразу открылся:

И высунулся из него, дразнясь, узенький красный язык. Карло, уже не обращая внимания на эти проделки, продолжал стругать, вырезывать, ковырять. Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки. Но едва окончил выстругивать последний пальчик, Буратино начал колотить кулачками Карло по лысине, щипаться и щекотаться.

— Послушай, — сказал Карло строго, — ведь я еще не кончил тебя мастерить, а ты уже принялся баловаться. Что же дальше-то будет. А?

И он строго поглядел на Буратино. И Буратино круглыми глазами, как мышь, глядел на папу Карло.

Карло сделал ему из лучинок длинные ноги с большими ступнями. На этом, окончив работу, поставил деревянного мальчишку на пол, чтобы научить ходить.

Буратино покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок, скок, — прямо к двери, через порог и — на улицу. »

Отрывок из сказки для 2 гр.:

«- Папа Карло, — сказал Буратино, — а как же я пойду в школу без азбуки?

— Эге, ты прав, малыш.

Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу.

Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

— Вот тебе азбука. Учись на здоровье.

— Папа Карло, а где твоя куртка?

— Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так. Только ты живи на здоровье.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

— Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток.

Буратино всеми силами хотел в этот первый в его жизни вечер жить без баловства, как научил его Говорящий Сверчок.

Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.

По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках, — маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.

Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажного змея. »

Отрывок из сказки для 3 гр.:

«- Позови кого-нибудь, Артемон! — сказала девочка. — Надо снять бедняжку Буратино, отнести в дом и пригласить доктора.

Артемон от готовности так завертелся, что сырой песок полетел от его задних лап. Он кинулся к муравейнику, лаем разбудил все население и послал четыреста муравьев — перегрызть веревку, на которой висел Буратино.

Четыреста серьезных муравьев поползли гуськом по узенькой тропинке, влезли на дуб и перегрызли веревку.

Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом. Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.

Сова приложила ухо к груди Буратино.

— Пациент скорее мертв, чем жив, — прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.

Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом:

— Пациент скорее жив, чем мертв.

Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.

— Одно из двух, — прошелестел он, — или пациент жив, или он умер. Если он жив — он останется жив или он не останется жив. Если он мертв — его можно оживить или нельзя оживить.

— Шшшарлатанство, — сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на темный чердак.

У Жабы от злости вздулись все бородавки.

— Какакокое отвррратительное невежество! — квакнула она и, шлепая животом, запрыгала в сырой подвал.

Лекарь Богомол на всякий случай притворился высохшим сучком и вывалился за окошко.

Девочка всплеснула хорошенькими руками:

— Ну, как же мне его лечить, граждане?

— Касторкой, — квакнула Жаба из подполья.

— Касторкой! — презрительно захохотала Сова на чердаке.

— Или касторкой, или не касторкой, — проскрежетал за окном Богомол.

Тогда ободранный, в синяках, несчастный Буратино простонал:

— Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую!

Девочка с голубыми волосами заботливо наклонилась над ним:

— Буратино, умоляю тебя — зажмурься, зажми нос и выпей.

— Не хочу, не хочу, не хочу.

— Я тебе дам кусочек сахару.

Тотчас же по одеялу на кровать взобралась белая мышь, она держала кусочек сахару.

— Ты его получишь, если будешь меня слушаться, — сказала девочка.

— Лучше умру, чем пить касторку.

Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом:

— Зажми нос и гляди в потолок. Раз, два, три.

Она влила касторку в рот Буратино, сейчас же сунула ему кусочек сахару и поцеловала.

Отрывок из сказки для 4 гр.:

«Услышав весь этот шум, из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостную плетку.Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас.

— Га-га-га, гу-гу-гу! — заревел он на Буратино. — Так это ты помешал представлению моей прекрасной комедии?

Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь.

Вернувшись, погрозил куклам семихвостной плеткой, чтобы они продолжали представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись.

Доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас пошел на кухню ужинать.

Сунув нижнюю часть бороды в карман, чтобы не мешала, он сел перед очагом, где на вертеле жарились целый кролик и два цыпленка. Помуслив пальцы, он потрогал жаркое, и оно показалось ему сырым. В очаге было мало дров. Тогда он три раза хлопнул в ладоши.

Вбежали Арлекин и Пьеро.

— Принесите-ка мне этого бездельника Буратино, — сказал синьор Карабас Барабас. — Он сделан из сухого дерева, я его подкину в огонь, мое жаркое живо зажарится.

Арлекин и Пьеро упали на колени, умоляли пощадить несчастного Буратино.

— А где моя плетка? — закричал Карабас Барабас.

Тогда они, рыдая, пошли в кладовую, сняли с гвоздя Буратино и приволокли на кухню».

Отрывок из сказки для 5 гр.:

« — Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, — сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока…

Буратино хитро подмигнул:

— Я говорю,— терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Буратино сморщился,— так здорово подумал:

— Я же не отдам же Некту яблоко, хоть он дерись!

— У вас нет никаких способностей к математике,— с огорчением сказала девочка.— Займемся диктантом.

Она подняла к потолку хорошенькие глаза:

— Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.

Девочка сказала: «Пишите»,— и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса. Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.

— Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! Она высунулась в окошко:

— Артемон, отведи Буратино в темный чулан! Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками…

Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.

— Разве так воспитывают детей. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребенок, может, еще букваря не освоил, — она сразу за чернильницу хватается…»

План-конспект занятия (6 класс) на тему:
урок конвенция о правах ребенка

Право — это совокупность законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.

Изначально Россия формировалась как правовое государство, то есть как государство, в котором были собственные правила поведения, то, что в современном языке называется законодательство. И эти правила поведения регулировали отношения между людьми, поддерживая общественный порядок, а, стало быть, поддерживая определённый уклад жизни, определённые ценности. И идея правового русского государства того периода как раз была в общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране.

Предварительный просмотр:

правовых знаний по Конвенции о правах ребенка

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; способствовать формированию представления об основных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», формировать понятия “Права”, “Обязанности”; воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

  • познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;
  • на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
  • показать единство прав и обязанностей;
  • расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;
  • воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра, викторина.

Необходимое оборудование: текст Конвенции о правах ребенка.

— Сегодня у нас с вами важный разговор о том, что нужно человеку: и взрослому и ребенку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой, о правах и обязанностях. Актуализация знаний

На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.

— Представьте себе, что в коробке лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя! Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету и что представил себе в этой коробке.

(Дети по очереди подходят и показывают, затем каждый раскрывает свою «тайну» – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)

— Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке?

— А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать)

— Каким другим словом можно сказать? (Закон)

— Какой закон есть у всех детей мира?

Учитель открывает коробку и достает книгу Конвенция о правах ребенка.

— Наша задача сегодня – узнать об основных законах, по которым вы живете.

— Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы.

  1. Что люди могут делать и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют?

Игра «Черные шнурки»: Учитель предлагает поменяться местами тем, кто:

— считает себя внимательным;

Учитель: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Право — это совокупность законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.

Изначально Россия формировалась как правовое государство, то есть как государство, в котором были собственные правила поведения, то, что в современном языке называется законодательство. И эти правила поведения регулировали отношения между людьми, поддерживая общественный порядок, а, стало быть, поддерживая определённый уклад жизни, определённые ценности. И идея правового русского государства того периода как раз была в общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране.

В понятиях Руси право, закон должны носить, прежде всего, нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Нравственный закон считался выше закона писаного, формального. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом «правда», стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Слово «правда» вошло и в название первого русского сборника законов «Русская Правда». Дело в том, что склад мышления русского человека всегда ставил человека, человечность, душу выше закона. Когда закон вступал в противоречие с человечностью — русское сознание отказывалось ему повиноваться.

Со временем право в нашей стране создавало всё новые и новые образцы, возникала всё более сложная система права, включая уже, в конечном счёте, Свод законов Российской империи, впоследствии эта традиция была продолжена, и это обеспечивало правовое развитие государственной жизни нашей страны.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Учитель просит назвать одно качество соседа справа, то, что делает его заметным, привлекательным.

Учитель спрашивает: кто не согласен с мнением другого?

Учитель: даже, если мы не согласны, мы должны быть терпимыми. Конвенция о правах ребенка говорит и об этом: государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (статья 8).

Учащимся предлагается найти в тексте Конвенции ответы на следующие вопросы:

1. Почему так важно защищать права ребенка? («ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»).

2. Для чего нужна Конвенция? (во всех странах есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании; для защиты и гармоничного развития ребенка; для улучшения условий жизни детей в каждой стране).

Если в ходе дискуссии активно участвуют только несколько учащихся, а остальные молчат, учитель может активизировать остальных. Для этого существуют различные приемы:

Карусель – участники высказывают свои мнения по кругу (как сидят), но не более 3-4 минут.

Викторина. (класс делится на группы)

Вопросы I тура. «Я и право»

■ Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

■ Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?

Ответ: Союз, объединение.

■ Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

■ Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

■ На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

■ Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

■ Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

■ Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

■ Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

■ Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

■ Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

■ Как называются правила, которые устанавливает государство?

■ Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.

■ Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
Вопросы II тура. «Сказка ложь, да в ней намёк»
Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.
— Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
— Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний).
— Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).
— Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).
— Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.).
— Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права:

-Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

— Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Как должна ответить Маша, защищая свои права?… (Не имеешь права лишать меня свободы).

-Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению».

Вопросы III тура. «Волшебный сундучок»

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.

  1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
  2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)
  3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)
  4. Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
  5. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование) .
  6. Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)

Вопросы IY тура. «Тренинг»
Попробуйте обыграть и рассудить ситуацию
(используя Конвенцию о правах ребенка)
Ситуация №1.
Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.
Учительница — Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?
Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали. Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый.
Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей. (Ст. 13).
Ситуация №2.
Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.
Учитель – Сидоров, ах ты негодяй. Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?
Учитель – А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!
Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности — основные гарантий Международного права.
Разъясните ситуацию.
В ст. 28 Конвенции сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинство ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую ещё как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.
Ситуация №3.
Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра.
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак.
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Разъясните ситуацию.
Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

Старшеклассник: Пирожное почем?

Буфетчица: Двадцать девяносто.

Старшеклассник (считает): Раз, 50, 60. не хватает!

Пятиклассник (подходит к буфету): Дайте мне пирожок.

Буфетчица: Да где же я тебе сдачу с утра найду! Поищи мелочь!

Пятиклассник: Мне мама только 50 рублей дала.

Буфетчица: Сейчас свои разменяю. Вот сдача, не потеряй.

Старшеклассник: Слышь, пацан, у тебя 5 рублей есть? А десять? Ну вот, я у тебя 5 рублей взял. Молодец, пацан, выручил. Иди-иди.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права. Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

  1. Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

Напоминаю точное определение. ( написано на доске )

Обязанность — это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

  1. Какие обязанности есть у вас? (Отвечают дети: хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Учитель: Главная ваша обязанность — хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране. Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

Кто сможет ее назвать? «Уважать права других людей».

Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать. Помните золотое правило морали: «Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе».

Эти слова принадлежат древнему философу — мыслителю Китая Конфуцию.

Заключительная часть. Обобщение

— С какими важными документами вы сегодня познакомились?

— Какой организацией они были приняты?

— Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

— Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?
  2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем учитель подводит итоги урока:

Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция – это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути.

В конце урока-викторины подводятся итоги, награждаются победители.

Генеральная Ассамблея ООН – главный орган Организации Объединенных Наций, состоящий из всех государств-членов, каждый из которых наделен равными правами.

Гражданство – устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Декларация – правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, объединение государств, созданное в 1945 г., для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приня­ла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально пре­вратить меж.

Презентация к уроку обществознания на тему «Права ребенка».

Цель: изучение данных документов.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА». На протяжении многих лет специалисты в области методики пы.

Учитель МБОУ СОШ №7: Козленко О.П.Урок-викторина правовых знаний по Конвенции о правах ребенка для 5-6 классовЦель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными .

На уроке учащиеся будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общаться с предст.

Данная разработка содержит сценарий, мультимедийную презентацию и дополнительный материал для проведения внеклассного мероприятия в 5-6 классах.

Урок права ребенка и их защита 6 класс