Воинский учет в организации — от а до я

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2011, N N 1, 2

ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ — ОТ А ДО Я

В статье автор рассматривает нормативно-правовые и законодательные аспекты организации воинского учета на предприятии, порядок, права и ответственность работников, ведущих воинский учет в организации, и другие важные вопросы.

Кадровое делопроизводство требует от работника кадровой службы пунктуальности, исполнительности, аккуратности в оформлении документов. Не секрет, что кадровая работа в большей степени — это работа с большим объемом документов, в которых отражается различная информация о работнике. Зачастую, особенно в организациях, где неправильно распределены обязанности или организовано время сотрудника кадровой службы, можно столкнуться с нежеланием таких работников принимать на себя «лишние» обязанности. Возникают вопросы: для чего это надо? Кто это может проверить? что будет, если этого нет? Какими нормативными актами это регламентировано? Так, зная об обязанности вести воинский учет, работодатели часто пренебрегают этим требованием, в лучшем случае ограничиваясь заполнением соответствующего раздела в личной карточке N Т-2.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 11.03.2010, далее — Закон о воинской обязанности) органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан.

Плановые проверки организации такой работы могут осуществлять военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При проверке проверяют заполнение карточек N Т-2, наличие журнала проверок сотрудниками военкомата, приказы о мероприятиях по воинскому учету и другие документы.

Нормативными документами, регламентирующими ведение воинского учета, являются также Федеральные законы от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 05.05.2010), от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 09.03.2010), Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 14.02.2009, далее — Положение о воинском учете), Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, разработанные в целях оказания методической помощи руководителям, другим должностным лицам органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в ведении воинского учета.

Организация работы по ведению воинского учета

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Она утверждена Постановлением Межведомственной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22.12.1999 N 144.

Примечание. Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации на военное время.

В соответствии с Положением о воинском учете в организациях работодатель в зависимости от размера организации может возложить обязанности по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, по совместительству или на отдельного работника (работников), руководствуясь следующими нормами:

— при наличии на воинском учете менее 500 граждан работа по ведению воинского учета и бронированию граждан может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников организации;

— при наличии в организации на воинском учете от 500 до 2000 граждан — 1 работник, занимающийся только вопросами воинского учета;

— при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан — 2 работника;

— при наличии на воинском учете от 4000 до 7000 граждан — 3 работника;

— и на каждые последующие 3000 граждан — еще по одному освобожденному работнику.

Руководители организаций обязаны обеспечить военно-учетных работников специально оборудованными помещениями. Документы должны храниться в специальных металлических шкафах, обеспечивающих их сохранность.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета и бронированию граждан определяются приказом руководителя организации. Необходимо помнить, что любое движение персонала, связанного с осуществлением функций по ведению воинского учета (назначение, перемещение и увольнение таких работников), должно осуществляться по согласованию с военным комиссариатом. Исключение составляют только те организации, в которых имеются мобилизационные органы.

При временном отсутствии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом возлагает обязанности по ведению данной работы на другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу необходимо передать по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма N 4), числящиеся за организацией. При этом наличие указанных бланков должно быть сверено с данными военкомата.

о количестве остающихся бланков

специального воинского учета (форма N 4)

(наименование органа государственной власти, организации)

По состоянию на ______________ ____ г. за _____________________________

(число, месяц, год) (орган государственной

числится заполненных удостоверений об отсрочке от призыва на военную

службу по мобилизации и в военное время (форма N 4) в количестве ______ шт.

Справка выдана для постановки на учет в военном комиссариате___________

(наименование военного комиссариата по новому месту нахождения организации)

Военный комиссар ______________________________________________________

(наименование военного комиссариата, воинское звание,

подпись, инициалы, фамилия)

«___» _____________ г.

При изменении места расположения организации в военном комиссариате выдается справка о наличии бланков воинского учета для постановки на учет в военном комиссариате по новому месту нахождения организации.

Все расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

Должностные инструкции работников, осуществляющих в соответствии с приказом руководителя воинский учет в организациях, должны содержать пункты, регламентируемые Инструкцией по ведению воинского учета в организации.

Документы воинского учета

В соответствии с Законом о воинской обязанности обязаны состоять на воинском учете граждане:

— мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе (граждане, пребывающие в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном порядке негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета);

— женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учетной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, определен в Приложении к Положению о воинском учете.

Не подлежат воинскому учету граждане:

— освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с федеральным законом;

— проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

— отбывающие наказание в виде лишения свободы;

— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

а) фамилия, имя и отчество;

б) дата рождения;

в) место жительства и место пребывания;

г) семейное положение;

ж) годность к военной службе по состоянию здоровья;

з) профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

и) основные антропометрические данные;

к) прохождение военной или альтернативной гражданской службы;

л) прохождение военных сборов;

м) владение иностранными языками;

н) наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

о) наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;

п) возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

р) наличие судимости;

с) бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и на военное время.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в военном комиссариате в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет (ст. 9 Закона о воинской обязанности).

При трудоустройстве будущий работник обязан представить документы воинского учета среди прочих, которые имеет право потребовать работодатель (ст. 65 ТК РФ, Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4414-6). Такими документами являются выданные военным комиссариатом удостоверение для граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета, для граждан, пребывающих в запасе.

Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписью «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил» (рис. 1 — не приводится).

Рис. 1 — Обложка военного билета офицера запаса ВС РФ

Рисунок не приводится.

Обложки военных билетов, изданных до 2000 г., имеют изображение Герба СССР и надпись «Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР» или «Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР».

Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил содержит следующую информацию.

Фамилия, имя, отчество, личный номер, фотография владельца.

Число, месяц, год, место рождения.

Кем выдан военный билет.

После указанных данных следуют подпись военного комиссара, печать.

Воинское звание (присвоено приказом от ________ N __ , кем ________).

Запас _______ разряда.

Присягу принял (место, дата).

Прохождение службы в Вооруженных Силах (должность, с ___ по ____).

Участие в боевых действиях, боевых походах (где, когда, в какой должности).

Уволен в запас или отставку (приказ от _________ N ___, подпись военного комиссара, печать).

Последующие присвоения очередных воинских званий (приказ N __ от _____, подпись военного комиссара, печать).

Прохождение службы в запасе.

Отметка о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний.

Отметка о призыве в Вооруженные Силы и назначении на должность (дата,

отметка о сдаче паспорта, личный номер, звание, приказ от __________ N ___, подпись военного комиссара, печать).

Семейное положение и состав семьи.

Прием и снятие с воинского учета.

Отметка об исключении с воинского учета.

Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) имеют красную обложку. с изображением Герба Российской Федерации и надписью — «Российская Федерация. Военный билет» (рис. 2 — не приводится).

Рис. 2 — Обложка военного билета солдат (матросов),

сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов)

Рисунок не приводится.

Обложки военных билетов, изданных до 1994 г., имеют изображение Герба СССР и надпись «СССР. Министерство обороны. Военный билет».

Рис. 3. — Военный билет (внутренний разворот)

Рисунок не приводится.

Временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, подписываются военным комиссаром и заверяются гербовой печатью военного комиссариата, в котором гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете. Такое удостоверение выдается только в целях установления личности отдельных военнообязанных, не имеющих соответствующих документов для оформления и выдачи им военных билетов, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, а также для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат по прежнему месту их жительства, подписывается военным комиссаром и заверяется гербовой печатью. Временные удостоверения гражданам выдаются сроком на один месяц. Военные комиссары могут продлить срок действия временных удостоверений, выданных взамен военного билета, на срок до 1 месяца, но общей продолжительностью не более 3 месяцев, если соответствующие документы или сведения, необходимые для выдачи военного билета, в течение месячного срока не поступили.

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеют обложку с изображением Герба Российской Федерации и надпись «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Рис. 4. — Обложка удостоверения гражданина,

подлежащего призыву на военную службу

Рисунок не приводится.

Устанавливая, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете, организации проверяют наличие отметки о приеме на воинский учет:

— в военном билете офицера запаса в пункте «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» в военном комиссариате или ином органе, осуществляющем воинский учет, производятся отметки о приеме офицеров запаса на воинский учет и снятии их с воинского учета (штампами размером 35×30 мм) в соответствующих графах, заверенные подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата;

— в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса в разд. IX «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» в военном комиссариате или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35×30 мм) в соответствующих графах по следующим образцам:

Как вести военный учёт в компании

Реальность такова, что военный учёт во многих компаниях, особенно небольших, нередко осуществляется по принципу «пока гром не грянет, кадровик не перекрестится». И хотя штрафы за нарушение правил ведения военного учёта невелики, грядущая проверка всё же повышает интерес менеджеров по персоналу к теме военно-учётных столов.

Встретить ревизоров из комиссариата во всеоружии вам поможет краткий обзор нормативно-правовой базы и имеющейся практики, подготовленный специалистами Superjob.ru.

Что такое ВУС?
Прежде всего отметим, что обязанность вести военный учёт закреплена за всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм в федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». Кроме того, работу отдела кадров по военному учёту регламентируют федеральные законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о воинском учёте», Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учёта в организациях. Найти их в последних редакциях не представляет большого труда.

Кто должен вести военный учёт в компании – освобождённый работник или специалист, совмещающий эту работу с другими обязанностями? Это зависит от численности штата компании. Если на учёте состоит менее 500 человек, то руководитель вправе возложить все «военные дела» на одного из сотрудников по совместительству. Если в компании от 500 до 2000 военнообязанных, потребуется один работник, занимающийся только вопросами военного учёта, от 2000 до 4000 – два освобождённых работника, от 4000 до 7000 – три. На каждые последующие 3000 военнообязанных компания должна выделить ещё по одному освобождённому сотруднику.

Если военным учётом в организации занимаются два специалиста и более, то такая мини-группа вправе именоваться военно-учётным столом. Размещаться военно-учётный стол должен в специально оборудованном помещении, а документы – храниться в металлических шкафах. Все расходы на военный учёт (зарплата специалистов, покупка сейфов) оплачивает компания.

Сотрудники, ведущие военный учёт, назначаются не просто приказом руководителя организации, а по согласованию с местным военным комиссариатом. Согласуются и увольнение, и любое перемещение такого работника. А в случае его временного отсутствия (например, ухода в отпуск) все документы по акту передаются тому, кто будет исполнять данные обязанности (этот работник тоже назначается приказом руководителя). При этом наличие бланков специального учёта должно быть сверено с данными военкомата.

«Запасники», призывники и дамы
Кто из работников организации должен состоять на военном учёте? Прежде всего это мужчины, годные по состоянию здоровья к военной службе, то есть призывники и граждане, находящиеся в запасе. Не нужно учитывать отставников, то есть тех, кто достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Военному учёту подлежат и женщины, годные по состоянию здоровья к военной службе, если они имеют военно-учётную специальность – например, врачи, медсёстры, метеорологи, связисты и т. д. (полный список см. в приложении к Положению о воинском учёте).

При трудоустройстве работник обязан предоставить в военно-учётный стол (или в отдел кадров) документы воинского учёта. У тех, кто находится в запасе, это может быть военный билет или временное удостоверение, выданное вместо него, у призывников – удостоверение для граждан, подлежащих призыву на военную службу (так называемое приписное свидетельство).

На основании этих документов заполняется личная карточка работника (форма Т-2) или личная карточка государственного служащего (форма N Т-2 ГС (МС)). Сведения о военном учёте вносятся в раздел 2. Причём, если в документах работника обнаружились неоговоренные исправления, неточности, подделки, нехватка листов или выяснилось, что гражданин не исполняет обязанности в области воинского учёта, мобилизационной подготовки и мобилизации, компания обязана проинформировать об этом военкомат.

Специалист по военному учёту обязан в двухнедельный срок сообщать о всех принятых на работу военнообязанных в военкоматы по месту жительства граждан. Заполненные карточки должны храниться в картотеке, состоящей из четырёх «ящиков». В первом находятся личные карточки на офицеров запаса, во втором – на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, в третьем – на военнообязанных женщин. Наконец, в четвёртом – на граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Сведения о воинском учёте, содержащиеся в личных карточках, должны не реже раза в год сверяться со сведениями, содержащимися в документах воинского учёта военкоматов. Предполагается, что для сверки сотрудник военкомата явится к вам в компанию, однако, судя по профессиональным форумам кадровиков, так бывает не всегда – в ряде случаев специалист по военному учёту берет карточки Т-2 и сам отправляется на встречу с военными.

Какие ещё сведения нужно предоставлять в военкоматы? Ежегодно в сентябре – списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет. Впрочем, столь юные сотрудники есть далеко не в каждой компании.

Кроме того, специалист, отвечающий за военный учёт, обязан оповещать работников о вызовах в военкомат и обеспечивать им возможность своевременной явки по повесткам.

В случае проверки…
Как показывает практика, частота проверок ведения военного учёта в коммерческих компаниях зависит не только от положения закона (при численности работающих свыше 500 человек проверки проводятся ежегодно, в остальных случаях – не реже одного раза в три года), но и от других факторов – например, расположения офиса. Судя по интернет-форумам, в некоторые компании (особенно небольшие и находящиеся далеко от маршрутов общественного транспорта) проверяющие из военкомата не приходят по 5-7 лет. И всё же полагаться на авось не стоит.

Что же рассчитывает увидеть проверяющий? Прежде всего сам факт ведения военного учёта – приказ об организации воинского учёта, о назначении на должность соответствующего работника, его должностную инструкцию, согласованный с военкоматом годовой план работы (а если работник освобождённый, то и квартальный), план сверок карточек. Все эти документы вместе с последними редакциями нормативных документов лучше поместить в отдельную папку.

Инспектор, несомненно, поинтересуется, есть ли в компании специальный металлический шкаф для картотеки. Особое внимание, скорее всего, будет уделено правильности заполнения (и сверки) карточек T-2, разложенных на четыре части. Отдельную папку стоит завести и для документов по бронированию, то есть по учёту граждан, состоящих на специальном военном учёте.

Если в компании имеются автомобили или другой транспорт, значит на неё распространяется военно-транспортная обязанность. Следовательно, положение о военно-транспортной обязанности и документы по подготовке техники к передаче в Вооруженные Силы РФ (если у вас есть мобилизационное задание на технику) лучше объединить в отдельную папку.

Наконец, будьте готовы представить вниманию проверяющего дело, в которое подшита вся переписка с военными комиссариатами, — предоставление необходимых сведений, уведомления о приёме на работу и увольнении и т. д.

Об ответственности
Какова же ответственность организации за невыполнение норм военного учёта? Штрафы на сегодняшний день невелики. Так, неоповещение граждан о вызове их по повестке в военкомат влечёт за собой штраф в размере 500-1000 рублей, несообщение сведений о состоящих или обязанных состоять на воинском учёте – 300-1000 рублей, непредставление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, – 300-1000 рублей (подробнее см. ст. 21 КоАП).

Если же в области военного учёта ваша компания – настоящий образец для подражания и качество работы в этом направлении оценено на «отлично», то военный комиссар примет решение о представлении вас для участия в смотре-конкурсе на лучшую организацию в сфере осуществления воинского учёта. Соответствующий диплом вы сможете с гордостью повесить на стену.

Воинский учет в организациях

Статьи по теме

Обязанность вести воинский учет в организациях лежит на всех компаниях, независимо от форм собственности. Исключение делается только для ИП. Мы подготовили пошаговую инструкцию воинского учета в организации.

Печатная версия
Электронный журнал

Направлять сведения военкоматам — такая же обязанность компании, как и представление отчетности в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и отделения статистики. Другими словами, вести воинский учет в организации обязаны абсолютно все организации независимо от форм собственности. Основания — подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и подпункт 11 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Куда легче индивидуальным предпринимателям. Они вести воинский учет не обязаны. Что подтверждает постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. № А33-4142/08-Ф02-4327/08, которое поддержал Президиум ВАС РФ в постановлении от 28 апреля 2009 г. № 13798/08.

Но вернемся к компаниям. Вообще ничего сложного в воинском учете в организации нет. А если его не вести вовсе, то компанию могут оштрафовать. Санкции, конечно, небольшие (подробнее о них читайте далее в статье), но все же, согласитесь, лучше обойтись без них. Поэтому, чтобы вы были во всеоружии, мы написали пошаговую инструкцию воинского учета в организации.

Шаг 1. Узнаем правила воинского учета в организации

Все самые важные правила воинского учета регламентированы специальным документом — Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее — Положение). Воинский учет в организации нужно вести с момента ее образования. При этом о специальном учете желательно упомянуть в учредительных документах организации. Эта фраза в уставе может выглядеть, например, так: «…1.15. Общество обязуется выполнять требования Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719».

Наравне с Положением следует иметь в виду еще один важный документ — это Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных cил РФ. Назовем эти рекомендации Инструкцией Генштаба. Их следует применять в силу указаний пункта 9 Положения.

Шаг 2. Ведем учет сотрудников для военкомата

По сути, воинский учет — это часть кадрового учета компании. И его задача — держать на особом контроле тех сотрудников, сведения о которых могут потребоваться военкомату. Кто же попадает под такой учет? Согласно пункту 14 Положения, воинскому учету подлежат все призывники и военнообязанные граждане.

С призывниками все более-менее понятно. Это сотрудники мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. А военнообязанные — это как раз те, кто находится в запасе.

Определить, к какой категории относится сотрудник, можно, затребовав у него документы воинского учета. Эти бумаги работники обязаны предъявлять работодателю, заключая трудовой договор (ст. 65 Трудового кодекса РФ).

К документам воинского учета относятся военный билет и удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Такое удостоверение выдают после прохождения воинской комиссии и заменяют на военный билет при призыве на службу или зачислении в запас.

Обратите внимание: пункт 15 Положения содержит перечень тех, кто не подлежит воинскому учету. К ним относятся работники, которые освобождены от призыва в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Скажем, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья. То есть если в их военном билете стоит код «Д» (не годен к военной службе).

Всех сотрудников, которые подпадают под воинский учет, делят на две группы. Первая группа — это те работники, которых могут призвать на военную службу. По ним ведут общий учет. Сразу скажем, что большинство призывников и военнообязанных попадают именно в эту группу.

Но есть еще специальный учет. Под него подпадают те работники, которые забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.

Шаг 3. Организуем воинский учет в компании

Вы, конечно, знаете, что на всех работников надо заводить личные карточки. Для них предусмотрена унифицированная форма № Т-2, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Так вот, для учета призывников и военнообязанных в личной карточке отведено специальное место. Это раздел II «Сведения о воинском учете» (п. 27 Положения). Заполняйте его на основании уже упомянутых удостоверений гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военного билета. Кстати, вместо него сотрудник может предъявить временное удостоверение.

Шаг 4. Назначаем ответственных за воинский учет

Воинский учеть в организации нужно поручить специально назначенному для этого работнику. Эту его обязанность необходимо отразить в трудовом договоре (ст. 57 Трудового кодекса РФ). При этом действуют такие правила (п. 12 Положения). Если на воинском учете в компании состоит менее 500 человек, ответственный за него работник выполняет свои обязанности по совместительству. Обычно это сотрудник отдела кадров. Ведь именно он, принимая нового сотрудника, изучает его военный билет.

А если под учет подпадает больше 500 человек? На практике такое возможно только на крупных предприятиях. Так вот, для этих организаций порядок такой. Если на учете от 500 до 2000 таких сотрудников, то для учета потребуется специальный работник, освобожденный от других обязанностей. Если же у вас от 2000 до 4000 военнообязанных сотрудников, нужно уже два специальных работника. А сверх этого количества один работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Количество таких сотрудников определите по состоянию на 31 декабря предшествующего года. При этом если учетных работников двое или, скажем, трое, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 Положения). А одного из них назначают начальником военно-учетного стола. Отвечает же за все всегда руководитель организации.

Кроме того, придется посетить военкомат по местонахождению компании. Дело в том, что назначение военно-учетных работников на должность целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (п. 22 Инструкции Генштаба). Инструкция устанавливает специальную форму приказа о персональном составе и функциональных обязанностях работников, которые ведут воинский учет.

Помимо собственно воинского учета в обязанности специального работника входит оповещение сотрудников о вызовах (повестках) военкоматов. По закону он должен обеспечить возможность своевременной явки гражданина по вызову.

Добавим, что расходы на воинский учет организации производят за свой счет. Заработную плату учетных работников при этом вы можете учесть при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 6 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/771).

Шаг 5. Сообщаем сведения военкомату

Начнем с того, что сообщать в военкомат нужно все сведения о приеме и увольнении граждан, подлежащих воинскому учету. В том числе учащихся образовательных учреждений. На это отводится две недели.

Если предстоит внести какие-то изменения в личные карточки работников (например, у сотрудника новое место жительства), то об этом тоже надо оповестить военкомат. Срок такой же.

Также в двухнедельный период организация должна отвечать на запросы военкоматов о гражданах, подлежащих воинскому учету.

Теперь о том, что надо делать раз в год. Так вот, ежегодно следует производить сверку сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в военных комиссариатах. Время сверки назначает военкомат.

Есть и еще одна обязанность. Каждый год в срок до 1 ноября в военкомат следует направлять списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет. И также ежегодно, но в сентябре — списки мужчин 15 и 16 лет. Если, конечно, такие сотрудники в компании есть.

Кроме того, через военкомат нужно согласовать список тех работников, на которых распространяется броня. Такие сотрудники, напомним, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время.

Что грозит за нарушение правил ведения воинского учета в организации

Контролировать то, как компания ведет воинский учет, должны военкомат и местные власти (п. 33 Положения). При этом компании с численностью работников свыше 500 человек должны проверять ежегодно, а остальных — не реже одного раза в три года. Это определяет пункт 3 Порядка осуществления контроля за ведением организациями воинского учета (приложение № 2 к Инструкции, утвержденной приказом министра обороны РФ от 19 ноября 2007 г. № 500).

Нарушения в области воинского учета в организации считаются административными. А дела о таких нарушениях уполномочены рассматривать военные комиссары (с. 23.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом, чтобы вас оштрафовать, военкому надо уложиться в двухмесячный срок. Дело в том, что все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся.

Виды нарушений и полагающиеся за них штрафы

Норма Кодекса РФ об административных правонарушениях

Прием на работу и учет военнообязанных

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее — Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее — Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, — для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Воинский учет — это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

• мужского пола, пребывающие в запасе;

• уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

• успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

• не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

• не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

• уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

• прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

Количество работников, состоящих на воинском учете

Воинский учет отдел кадров