Оглавление:

Память ребенка

Как формируется память ребенка? Как работают механизмы запоминания? Может ли ребенок забыть свою маму , если та уехала надолго? Каковы психические механизмы и функции детской памяти? Давайте рассмотрим несколько общеизвестных фактов о памяти малышей и проведем собственное расследование — соответствуют ли они истине?

Память ребенка: малыш до 3 лет все забывает, поэтому может даже забыть маму, если расстаться с ним надолго. Есть мнение, что дети, которые потеряли родителей до 3 лет, быстро забывают их.

Может ли такое быть? Малыши действительно все забывают или у них включается защитный механизм — «блокировка» негативных моментов? Память ребенка избирательна и эмоционально окрашена. Потому вряд ли малыш забудет вас за 1−2 месяца, ведь мама — это самый первый эмоциональный стимул крохи. Да, бывает так, что дети как бы обижаются на маму и после приезда какое-то время не хотят к ней подходить. Но такое поведение, скорее всего, продиктовано не забывчивостью, а другими мотивами.

Причины детского поведения. Можно предположить, что в данном случае есть реакция на прерывание контакта с матерью. В этой психологической ситуации выделяют 3 фазы: протест, отчаяние, отчуждение. Малыш воспринимает разлуку как опасность, угрозу жизни, и это вызывает у него страх. Если расставание с мамой затягивается, то кроха может реагировать апатией, это своего рода торможение психических процессов из-за пережитой эмоциональной травмы. У детей в таких ситуациях вырабатывается психологическая защита — отрицание. Впоследствии это может переноситься и во взрослую жизнь, когда человек отрицает вызывающие тревогу обстоятельства, заглушает внутренние импульсы, не признает черты характера, которые при этом очевидны для окружающих. Такие черты закладываются до 1,5 лет.

Совет родителям при разлуке. Компенсируйте расставание повышенной заботой, вниманием при встрече, акцент — на объятиях и телесном контакте. По приезде возьмите малыша на руки и качайте, как если бы он лежал у вас в животике и качался в околоплодных водах. Даже для взрослых людей применяют это психотерапевтическое упражнение, которое имитирует материнскую утробу и состояние безмятежного покоя. Вы увидите, что через какое-то время стресс уйдет, у ребенка нормализуется психологическое состояние, а ваш эмоциональный контакт с малышом будет восстановлен.

Память ребенка: люди обычно не помнят своего детства до 3−4 (а иногда и до 5) лет

Есть несколько версий об утрате детских воспоминаний.

Воспоминания детства смутные и фрагментарные из-за несовершенства нервной системы. У деток нервные волокна еще не покрыты специальной оболочкой, делающей переходы импульсов от клетки к клетке более точными, целенаправленными и быстрыми. Сами нервные клетки имеют еще мало рефлекторных связей, благодаря которым формируется память ребенка. Полностью завершается формирование нервной системы к 7 годам.

Еще одна теория подарена нам З. Фрейдом, она полностью психологическая. Фрейд связывал детскую амнезию с вытеснением впечатлений сексуального и агрессивного характера из сознания ребенка. Такая амнезия относится лишь к периоду сексуального становления в возрасте 2−4 лет.

Также есть версия, что детские воспоминания столь немногочисленны по причине безличностного восприятия действительности. То есть ребенок просто наблюдает окружающие его события, не связывая их со своей личностью, не анализируя и не оценивая, и поэтому запоминаются как раз те эпизоды, которые эмоционально затрагивают малыша или приносят ему новый опыт.

Память ребенка формируется к школе, и до этого возраста специально тренировать ее не нужно

Память ребенка начинает «работать» уже с 3 месяцев и постепенно «нарабатывается». Ее нужно тренировать с рождения через игру, через эмоционально окрашенные образы, детали, с помощью развития мелкой моторики. Особое внимание следует уделить развитию внимания. Осмысленное запоминание появляется у детишек примерно в 4−5 лет. В 5−7 лет начинает работать произвольная память ребенка: когда малыш уже может специально запомнить, а потом вспомнить нужную информацию, если ставит себе такую цель.

До 3 лет дети обычно не могут удержать в памяти что-то вне конкретных действий, поэтому в это время с ними лучше играть в сюжетные игры, например в «магазин», и в процессе предлагать запоминать покупки, просить принести подряд несколько вещей. Так детки научатся строить и запоминать логические цепочки. Есть и специальные игры и упражнения для тренировки памяти.

Запоминаем животных. Эта веселая игра позволит вам раскрыть свои актерские таланты и от души посмеяться. Изобразите, как ходит мишка: «Мишка косолапый (изображаем, как идет топтыгин) по лесу идет, шишки собирает, песенки поет», как летают гуси: «Гуси-гуси — га-га-га, полетели на луга (изображаем, как летят гуси), пощипали травку (приседаем, щипаем руками «травку»), прыгнули в канавку (подпрыгиваем)». Затем предложите и малышу показать, как же ходит мишка.

Вспомни, где лежало. Для самых маленьких подойдет такая игра — разложите игрушки по разным коробкам. Машинки — в одну, конструктор — в другую, животных — в третью. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предмету и раскладывайте их на столе. Спросите: «В какой коробке лежал этот предмет? Положи его обратно». Пусть малыш вспомнит нужную коробочку.

Для ребятишек постарше усложните задание. Разложите на столе несколько разных предметов, пусть малыш глядит на них в течение 3−5 секунд. Затем попросите ребенка выйти из комнаты, поменяйте вещи местами, а один предмет уберите. Задача малыша — вспомнить и назвать предмет, которого не хватает.

Стихи. Когда читаете детские стихи, делайте в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка самостоятельно закончить фразу. Так возникает диалог в стихах и хорошо развивается память ребенка — малыш учится запоминать рифмы.

Домашний театр. Проигрывайте с детками известные сказки, например «Колобок», «Репка», «Три медведя» и т. д. Постепенно карапуз запомнит всех персонажей и их реплики.

Пальчиковые игры. Очень полезны для развития памяти. Это могут быть и пересыпание круп, и мозаика, и детский пальчиковый кукольный театр — лишь бы малышу нравилось (только не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, будьте рядом с крохой, чтобы он не потянул их в рот).

Память ребенка лучше, чем у взрослых

Память у детей и взрослых разная. Малыши легче запоминают, но быстрее забывают. Так что любое сравнение некорректно. Память ребенка носит непроизвольный, непреднамеренный, избирательный характер и тесно связана с ощущениями и восприятием. Поэтому детишки легче запоминают что-то наглядное, яркое, интересное.
Малыши лучше запоминают с помощью тактильных ощущений, когда могут потрогать, поиграть с предметами. Детки иногда путают образы памяти с образами воображения: так возникает непреднамеренна ложь. Наиболее развита двигательная, образная, эмоциональная память ребенка, слабее — словесная: кроха лучше запоминает предметы и картинки, эмоциональные рассказы и описания.
Дошколята быстро запоминают стишки, считалки, смешные скороговорки на основе «ассоциаций», но при пересказе малышом знакомых сказок и рассказов включается логическое мышление. Поэтому так важно чаще читать вместе со своим малышом.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Текст: Юлия Лебедева, консультант — Светлана Гарипова, врач-психиатр, врач-психотерапевт, исполнительный директор Башкирского отделения Российской психотерапевтической ассоциации, руководитель Центра клинической психотерапии и психологии г. Уфы

О чем думают младенцы

Ребенок, который еще не умеет сидеть, понимает все слова и имеет своеобразную внутреннюю речь.

О чем думают младенцы? Вот тот вопрос, который занимает человечество едва ли не больше, чем вопрос о мышлении животных. И это не удивительно — ведь узнав, насколько младенец может размышлять, понимать, чувствовать окружающее, можно соответственным образом построить и систему воспитания и ухода за детьми.

Долгое время считалось, что мысли младенца только отражают увиденное (т. е. мышление у него наглядное), и выражаются в основном в эмоциональной оценке окружающего мира. Рекомендуя матерям также использовать в общении с младенцами лишь одни и те же эмоции, авторы многих книг, в том числе авторы популярной чехословацкой «Энциклопедии молодой женщины», не советовали даже говорить с ними на обычном языке: «Мы не понимаем «интеллектуалок»‘, которые считают, что с ребенком следует с первых дней рождения говорить нормальным человеческим языком, а не «сюсюкать». Беда в том, что такие «интеллектуалки» вносят элемент рассудочности в то, что должно принадлежать целиком миру первых чувств матери. Вы можете говорить с вашим только что родившимся ребенком на самые мудреные темы, можете настойчиво и членораздельно повторять ему «мама», «папа», «дай», «возьми» и т. д. — ребенок все равно не поймет вас. Сам, находясь в мире открывшихся ему чувств, объединяющих его с чувствами матери, он поймет не смысл ваших слов, а вашу интонацию и в зависимости от вашей интонации будет радоваться вместе с вами или пугаться вас. Ребенку о ваших истинных чувствах скажут гораздо больше ваша улыбка и ваше гуканье, и ничего не скажет ваше самое искреннее объяснение в любви и нежности, изложенное на «нормальном» языке». И в то же время все большее количество психологов, педагогов и даже педиатров замечают, что детям, которым все показывали и объясняли, развиваются гораздо быстрее, и, напротив, те, с которыми долгое время говорили лишь на «детском языке» и сами начинают говорить позже и хуже.

Ребенок же, которому говорили, например, «где мама», «где папа», уже в пять месяцев может узнавать эти слова и тянуться к родителям (то же можно сказать и про другие слова), а некоторые дети уже в семь-восемь месяцев говорят первое слово. Логично поэтому предположить, что ребенок способен уже чуть ли не просто с рождения активно обучаться. Конечно же, дети активно развиваются и обучаются, познавая мир, уже с рождения — с этим трудно спорить. Но, все-таки, что представляет из себя мир только что родившегося человека? Он только что появился на свет, казалось бы, «из ничего и ниоткуда», а следовательно — ничего не знает и не понимает. И, все же, похоже, что что-то он очень даже понимает.

В роддомах это хорошо знают опытные детские врачи. Они разговаривают — да, именно разговаривают — с младенцами, как с трехлетними ребятами, и удивительная вещь — младенцы перестают плакать, когда им только обещают скоро покормить, они протягивают ручку на просьбу «протяни ручку» и даже открывают рот, если их об этом попросить. Я многократно в этом убеждалась, когда находилась в роддомах с тремя своими детьми, и на изумленный вопрос «Они же все понимают?» получала ответ «Ну конечно! Они же слышали ваш голос в животе». Да, в это мало кто поверит. Но мои дети еще до месяца по просьбе открывали рот и двигали рукой (если не отвлекались — дети невнимательны), а старший, первенец, наиболее развитый физически, в 98% процентов случаев поднимал по просьбе ножки. Это же я наблюдала и у других детей. Правда, потом (в 4-5 месяцев) это пропадало. Хотя как знать, что происходило в сознании.

Есть люди, обладающие удивительно ранней памятью. Вот воспоминания сорокалетней женщины, которая долгие годы не могла поделиться своими, не совсем обычными воспоминаниями. Привожу их почти дословно. «Я помню ощущения катастрофы или болезни, когда невозможно понять, где я и что произошло. Будто ничего невозможно «додумать» до конца, потому что в середине какой-то мысли впадаешь в забытье. Из первых ощущений — помню боль в пупке, которая усиливалась при крике. Очень хорошо помню свою растерянность при обнаружении, что меня не слушается мое тело — не могла повернуться или почесаться, хоть очень хотелось (вместо этого я с силой ударяла себя по лицу). Самое жуткое впечатление осталось от попыток заговорить с окружающими: вместо слов у меня получались звуки, которых я очень пугалась и сама для себя называла «звериные» (до сих пор это слово мне очень неприятно). Когда я рассказала это моей бабушке, которая меня растила, она подтвердила, что я в младенчестве практически не плакала, а начав плакать, сразу замолкала. Правда, это относилось только к моим попыткам заговорить — когда я испытывала, например, сильную боль, я плакала, не имея сил сдержать себя. Вообще, я чувствовала себя, как взрослый человек, попавший в аварию, который очнулся и не понимает, где он и что с ним, куда он попал. Эти ощущения очень отрывочны, потому, что было невозможно сосредоточиться на мысли или ощущении более, чем на мгновение. Зато тактильные ощущения запоминались очень ярко; например, было неприятно, когда меня клали голым телом на шерстяное одеяло. (Поэтому мне очень хорошо запомнилась красная байковая пеленка, на которой мне было очень хорошо лежать. Это воспоминание — ранее шести месяцев, потому что, как мне потом рассказали, эта пеленка была забыта на даче, откуда меня увезли шестимесячной, и, кстати, мне никто не мог про нее рассказать)».

Между прочим, знаменитая Шарон Стон тоже вспоминает в одном интервью: «Я родилась уже взрослой, и это было странно — пребывать в этом детском теле».

И еще воспоминание (24 года): «Я лежу, а надо мной небо голубое, почти синее, и — лес, только я не могу поднять голову, чтобы посмотреть еще ниже. И самолеты, самолеты гудят (семья тогда снимала дачу во Внуково). И я все думаю:» Какая красота, какая красота!». «Я вредная такая была. Помню, держат меня над тазом, все вокруг столпились и говорят: «Ну писай, писай!» А я держусь и думаю: «А вот и не буду писать, а вот и не буду!».

Удивительно, что в этом случае (как и в других), ребенок, который еще не умеет сидеть, понимает все слова и имеет своеобразную внутреннюю речь. Надо заметить, что фразу «А вот и не буду» ребенок ни от кого в семье услышать не мог.

Одному молодому человеку никто не верил, что он помнит, как его везли из роддома. Он описывал дорогу и местность, по которой ехала машина очень подробно, но его описание совсем не соответствовало реальной дороге из того роддома, в котором он родился. Но вот случайно выяснилось, что везли ребенка совсем другим путем (чего он никак не мог знать), который полностью соответствует воспоминаниям этого юноши. Характерно, что в таких случаях люди скорее готовы поверить в какие-то мистические предчувствования, астрал, магию и т.п., только не признать, что новорожденный ребенок обладает памятью и мыслями.

Безусловно, этот вопрос остается открытым. Требуется еще немало исследований и экспериментов, анализа воспоминаний, подтвержденных соответствующими фактами и т.д. Но пока они будут проводиться, наши с вами дети, возможно, будут расти в глубокой тоске и непонимании, мечтая, чтобы с ними просто поговорили. Конечно, может быть, это относится не ко всем детям (или только к первым месяцам их жизни, когда память о совместной с матерью жизни еще очень велика). Мы этого не знаем. Но, полагаю, что не будет особого вреда, если мама подойдя к только что родившемуся ребенку, ласково скажет ему: «Не бойся, малыш! Ты только что родился и еще маленький, но я помогу тебе войти в этот мир и всегда буду стараться тебя понять и помочь тебе в твоих недоумениях .»

С какого возраста человек начинает помнить себя?

Что почитать по этому поводу — Нуркова В.В. «Свершённое продолжается: Психология автобиографической памяти личности»

Человек начинает помнить себя с того момента, когда у него появляются первые зачатки речи. Это связано с тем, что память наша понятийная. Слово — это знак, понятие, инструмент благодаря которому мы можем мыслить, помнить, передавать информацию, фантазировать и т.д.

Память младенца на до речевой стадии строится на образах, как нам говорит современная наука. Примерно с 2-х до 3-х лет речь активно формируется у ребенка, он начинает говорить, составлять предложения, его сознание перестраивается с образов на понятия. Это очень важно, потому что с этим переходом теряется нормальная возможность взаимодействовать со старыми воспоминаниями, которые не соответствуют системе кодирования новой. Для иллюстрации можно попробовать открыть изображение через блокнот — не получится. Старые воспоминания не пропадают совсем, но возможность взаимодействия с ними крайне затруднительна.

Практически все воспоминания до 2-х лет — это конфабуляции (то есть воспоминания, которых не было) или вновь приобретенные в более позднем возрасте (если мама вам в четыре года рассказывала то, каким вы были в год, в более позднем возрасте вы можете принять это за собственную память). Есть конечно и истинные, но они настолько искажены, что тут уже не поймешь — где правда.

Но, скажете вы, сейчас же я могу представлять себе что-то, образы в голове возникают, почему тогда не мог просто перевести их в знаковую форму? Да потому что ребенок до 2-х лет не имеет категорий как таковых, он не понимает где ложка, а где вилка. Весь мир для него это огромный набор качеств и свойств. Желтая подводная лодка? Для ребенка — желтое пятно. Статуя Венеры? Белое пятно. Это не значит, что ребенок не видит деталей (видит, он запоминает знакомые ему предметы), но эти предметы запоминаются бессистемно, словно каждый из них уникален, а потому и обратиться к ним для определения во вновь возникшей системе крайне сложно. Но такое случается, отсюда и ранние искаженные воспоминания.

Другой причиной плохой памяти является постоянный восторг, если можно так сказать. Ребенок видит мир впервые, для него все это крайне эмоционально заряжено, поэтому каждое новое событие как бы вытесняет предыдущее, и так он и живет — сегодняшним днем.

Существует даже такое понятие — детская амнезия, когда мы забываем первые годы своей жизни. Вообще, под влиянием различных факторов у нас частично забывается и период с 3-х до 6-ти лет, а потом примерно с 12-ти до 18-ти (это связано с гормонами). И это нормально, так наша память помогает нам не перегрузиться от обилия ненужных фактов.

Воспоминание второго ребенка

Что происходит с человеком после смерти? Существует ли душа, и куда ей суждено отправится после окончания земного пути? Этим вопросом задавались люди много тысяч лет назад, и задаются им до сих пор. Душа человека – это энергетическая субстанция, которая содержится в физическом носителе – теле.

Сторонники реинкарнации верят, что душа может передаваться из одного тела в другое, и не один раз. Обычно память о своих прошлых перевоплощениях полностью стирается при переселении в новое тело, но бывает так, что фрагменты воспоминаний из прожитых жизней могут вспыхивать в сознании человека.

Восприятие детьми окружающего мира кардинально отличается от такового у взрослых. Как установили учёные, в сознании ребёнка тесно переплетаются сновидения, реальность и вымышленные образы, которые дети не умеют разделять. Фантазия детей безгранична, и взрослые часто не обращают внимания на детский лепет, считая это просто выдумкой. Но в то же время многие родители согласятся с тем, что маленькие дети способны к восприятию энергетических сущностей из тонкого мира.

Многим мамам не понаслышке известна так называемая «младенческая» болезнь, при которой грудные дети постоянно плачут и не могут успокоиться. И тем не менее и в наше просвещенное время родительницы часто идут с этой проблемой не к врачу, а всё к той же деревенской бабке-знахарке, которая заговором излечит крикливое дитя, и притом даже за один сеанс. На форумах интернета родители двух-пятилетних детей часто интересуются друг у друга, видит ли кто-то из других детей незримых дядь, теть и детей, с которыми малыш может дружить, вести беседы или бояться их. Например, одна маленькая девочка всем указывала на «летающие коврики», которые никто другой не видел.

Малыши на одном из видеороликов синхронно провожают взглядом что-то невидимое, а перепуганные мамы часто описывают случаи, когда их малыш видит недавно умерших близких людей. Сами дети при этом обычно воспринимают всё происходящее как само собой разумеющееся. Подрастая, эта способность к восприятию тонкого мира утрачивается, и лишь немногие из взрослых помнят о том, как в младенчестве с ними играл «домовой», или приходили в гости невидимые другим людям дети или животные.

Отдельный интерес вызывают те случаи, когда малыши начинают вспоминать о событиях, которых в их жизни никогда не было. При этом нередко от них можно услышать фразу «когда я был большим». В качестве косвенного доказательства реинкарнации, специалисты, занимающиеся этим вопросом, считают приводят следующие признаки:

— родимые пятна, которые находятся у «нового перевоплощения» в тех местах, на которых в прошлой жизни была нанесена смертельная травма.

— страхи непонятного происхождения. Например, четырехлетняя бирманская девочка Ма Тин Аун Миё боялась самолетов. Она говорила, что в прошлой жизни, когда она была солдатом-японцем, её убили как раз выстрелом из самолета.

— склонность к определенного вида играм и интерес к той или иной профессии. У Екатерины Сиенской, впоследствии канонизированной в святые, родители были люди верующие. Однако будучи ещё очень маленькой, девочка постилась, а в играх представляла себя монахиней. В семилетнем возрасте этот ребёнок посвятил себя Христу.

Многие дети с выдающимися математическими или литературными способностями сами не знают, как у них это получается. Как говорил один мальчик – вундеркинд, во время решения сложной математической головоломки ему казалось, как будто кто-то нашептывает ранее неизвестные ему способы решения и формулы.

Большой научный труд, посвященный вопросу о реинкарнации, провел доктор Ян Стивенсон, который систематизировал и тщательно проверял каждый уникальный случай реинкарнации. Для чистоты исследования Стивенсон работал только с детьми 2-4 лет, у которых ещё не отложились «наносные» воспоминания из жизни, книг или кинофильмов. Доктор проанализировал около 2600 случаев, в которых маленькие дети вспоминали свои прошлые воплощения.

Например, в 60-е годы прошлого столетия Стивенсон пообщался с ливанскими детьми, которые помнили свою прежнюю жизнь. Им описана история мальчика Имада Аль-Авара, который, только начиная говорить, произнес имена «Махмуд» и «Джамили». Родные удивлялись, поскольку в их семье таких имен не было. Потом ребенок стал употреблять слово «Кхирби», которое также было непонятно взрослым. Когда Имару было два года, он, увидев на улице незнакомца, начал обнимать его.

Мальчик утверждал, что раньше это был его сосед, с которым они хорошо ладили. Мужчина оказался жителем деревушки Кхирби, которая находилась в 30 км от деревни Имада, за горным хребтом. Подрастая, Имад рассказывал матери и сестре все новые подробности из своей прошлой жизни, и очень хотел поехать в свою деревушку, однако отца мальчика эти рассказы раздражали, поскольку он не желал слышать что его сын когда-то мог быть кем-то ещё. Стивенсон сам поехал в Кхирби, и из 47 фактов, поведанных Имадом, 44 оказались правдой. Некогда в этой деревушке жил молодой человек по имени Ибрагим Бумгази, любовницей которого была женщина по имени Джамили. Ибрагим умер в 25 лет, и во время болезни за ним ухаживал его дядя – Махмуд.

За долгие годы исследований случаев реинкарнаций, Стивенсон пришёл к выводу, что чаще всего память о прошлых жизнях проявляется у детей, чьи прошлые перевоплощения умерли насильственной смертью, то есть испытали сильное и глубокое потрясение. Так, девушка Тина из Сан-Паулу с детства знала, что в прошлой жизни её имя было Алекс, и жила она с мамой во Франции. Алекс была застрелена фашистом во время оккупации, и родимые пятна странной формы на спине и груди у Тины напоминают затянувшиеся пулевые ранения. По словам мэдекспертов, такие отметины остаются у человека, убитого пулей навылет через сердце.

В состоянии гипнотического сна люди могут припомнить свои прежние жизни, и специалисты нередко пользуются этим приёмом. Например, Лоринг Уильямс однажды проводил сеанс с 15-летним подростком. Будучи под гипнозом, мальчик вернулся в воспоминания более чем столетней давности, и назвал себя Джонатаном Пауэллом – крестьянином из Северной Каролины, который был убит солдатами в 1863 году. Уильямс разыскал документы, касавшиеся того времени, когда жил Джонатан Пауэлл и оказалось, что мальчик довольно подробно дал описание города и местности, где проживал названный им человек.

Когда сеанс гипноза повторили в присутствии историка, изучавшего эту местность, то к его удивлению подросток поименно назвал всех городских знаменитостей того времени, а также с удивительной точностью описал как выглядели их дома. Тем не менее, история всё-таки казалось сомнительной, ведь доказать реальность существования Пауэлла было невозможно, поскольку регистрация граждан стала проводиться только с 1912года. Но после публикации статьи об этом случае, Уильямс получил письмо от женщины, чья девичья фамилия была Пауэлл. Составительница письма приводила подробные факты из жизни Джонатана Пауэлла, поскольку это был её двоюродный дед, которого застрелили янки.

Подобных случаев действительно много. Конечно, не все дети помнят о прошлом. Кто-то из них может рассказать многое, кто-то может только называть себя чужим именем, а большинство ничего не вспоминают. Однако вера в реинкарнацию характерна для древнейшей религии мира – буддизма.

Буддисты считают, что душа проходит через множество жизней, стремясь достичь совершенства и избавиться от груза кармы, который человек накапливает, совершая дурные поступки. И поэтому, переселяясь в другое тело, душа человека может очистить себя новой жизнью, проходя через казалось бы незаслуженные лишения. Но в конце концов она достигает того к чему стремилась, воссоединившись с нашим всеобщим Творцом.

Воспоминание второго ребенка

Воспоминания детей той, Второй Мировой Войны


С того черного для нашего народа дня, когда нацистская Германия напала на Советский Союз, прошло 74 года. Большинство из тех людей, которые помнят, как началась Великая Отечественная война, тогда были еще детьми. Сегодня они делятся своими воспоминаниями об этом дне…

Война не была внезапной

Эдуард Агабеков, 86 лет: – В 1941 году мне было 16 лет. Известие о войне застало меня в Баку. О ее начале я узнал от друзей. Она не стала для меня неожиданностью. Ведь мы читали сводки и ожидали нечто подобное.

Я очень хотел пойти, я жаждал защищать родину, но мне было всего 16, а потому я стал воспитанником общевойскового пехотного училища. А после я был призван в авиационную школу, после которой работал механиком. Всю войну я им на фронте и проработал.

Дочка знала, что отец не вернется

– Мне всего 5 лет было, а помню как сейчас. Мы жили в Кушве, всех мужчин сразу стали призывать, и моего папу в том числе. Папа обнял маму, они оба плакали, целовались…

Я помню, как обхватила его за сапоги кирзовые и кричала: “Папка, не уходи! Тебя там убьют, убьют!” Когда он сел в поезд, мама взяла меня на руки, мы с ней обе рыдали, она сквозь слезы шептала: “Помаши папе…” Какое там, я так рыдала, пошевелить рукой не могла. Больше мы его не видели, нашего кормильца.

Это фото сделано незадолго до войны. Дина Белых в белом бантике сидит на коленях у мамы. Дина Николаевна Белых видела своего отца в последний раз 70 лет назад, 22 июня 1941 года

По ночам ждали повестки

Лидия Шаблова, 85 лет: – Мы драли дранку во дворе, чтобы покрыть крышу. Окно кухни было открыто, и мы услышали, как по радио объявили, что началась война.

Отец замер. У него опустились руки: “Крышу, видимо, уже не доделаем. ” С этого дня мы каждую ночь ждали повестки. Отца забрали в октябре.

В июне 41-го Лидии Шаблова было 15 лет

22 июня в лагере устроили костер

О том, что на Советский Союз напала Германия, Мария Макаровна Карлашова узнала только через сутки после начала войны.

– Мы были на Дальнем Востоке. В это время я была вожатой в пионерском лагере, – вспоминает Мария Макаровна. – Был костер. Кончалась первая смена. Утром нас начальник лагеря поднял и сообщил, что началась война.

Жизнь перестраивалась на военный лад быстро. Копали укрепления, занимались подготовкой. Мы ждали, что начнется война с Китаем или с Японией. А у нас приграничная полоса – 60 км от границы. Но детей – 400 человек – во вторую смену нам привезли. И в августе столько же детей приехало.

Последняя спокойная ночь

Клавдия Базилевич, 80 лет: – Когда по радио объявили о войне, мне стало плохо. Соседка сказала маме: “Посмотри на Клаву, она побледнела вся!” За ужином все молчали. Эта ночь стала последней, когда я спокойно спала, потому что назавтра нас стали бомбить.

Клаве Базилевич в 41-м было 10 лет

Появилось чувство некой настороженности

Дмитрия Савельева война настигла в Новокузнецке: – Мы собрались у столбов с громкоговорителями. Внимательно слушали речь Молотова. У многих возникло чувство некой настороженности.

После этого стали пустеть улицы, через некоторое время в магазинах исчезли продукты. Их не скупили – просто поставка сократилась.

Люди были не испуганы, а, скорее, сосредоточены, делали все, что им говорило правительство. Была такая мобилизация на труд. Работали беспрекословно, дисциплина ужесточилась. Учиться мы начинали поздно, заканчивали рано и все свободное время трудились на полях.

Мама прикрывала своим телом

В июне 41-го 16-летняя Алевтина Котик жила с родителями и младшим братом в Литве.

– Бомбежка началась в четыре часа утра. Я проснулась от того, что ударилась головой о кровать – земля содрогалась от падающих бомб.

Я побежала к родителям. Папа сказал: «Война началась. Надо убираться отсюда!» Мы не знали с кем началась война, мы не думали об этом, было просто очень страшно. Папа был военный, а потому он смог вызвать для нас машину, которая довезла нас железнодорожного вокзала.

С собой взяли только одежду. Вся мебель и домашняя утварь остались. Сначала мы ехали на товарном поезде. Помню как мама прикрывала меня и братика своим телом, потом пересели в пассажирский поезд.

О том, что война с Германией узнали где-то часов в 12 дня от встречных людей. У города Шауляй мы увидели большое количество раненых, носилки, медиков. Наш путь лежал в Молдавскую СССР, где мы и основались до приезда в Москву.

А первый день войны стал последним, когда мы видели папу живым. Он погиб на фронте.

Все были уверены в победе

Десятилетнюю Нинель Карпову война застала в Харовске – райцентре Вологодской области:

– Сообщение о начале войны мы слушали из репродуктора на Доме обороны. Там толпилось много людей.

Я не расстроилась, наоборот загордилась: мой отец будет защищать Родину. Ведь он у меня был военный. К тому же, они с мамой подали рапорт, чтобы их взяли на фронт (мама была медиком). Поэтому я должна была на зиму остаться учиться у бабушки с дедушкой, чему была очень рада. Но маму не взяли, а папу назначили начальником военного училища по подготовке младших офицеров.

Вообще, люди не испугались. Да, женщины, конечно, расстроились, плакали. Но паники не было. Все были уверены, что мы быстро победим немцев. Мужчины говорили: “Да немцы от нас драпать будут!”

По селу ползли слухи, что война будет долгой

Когда началась война, 17-летний Зуфар Гильманов был старшим мужчиной в семье – его отец умер молодым.

– Я жил в деревне Бекеево, которая находится в Башкортостане. Радио у нас дома не было, а потому о начале войны я узнал у лавки (центрального магазина), куда позвали всех сельчан.

После слов диктора все были в шоке, новость была очень неожиданной. Началась паника. Почти все побежали в магазин – запасаться спичками, солью. Начались разговоры о том кого заберут, кого не заберут на войну.

Люди боялись, потому что по деревне очень быстро распространились слухи о том, что война будет долгой. В итоге почти всех забрали на войну.

Я боялся, что меня тоже заберут. Переживал не за себя, а за двух братишек и сестренок. Мы остались сиротами – я был самым старшим. Надо было кормить семью. В итоге меня инвалида со сломанной рукой не забрали. Всю войну проработал учетчиком.

Воспоминание второго ребенка