Земельное Право

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природуо-ресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.

Право передачи земельного участка в безвозмездное срочное пользование принадлежит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться земельными участками.

Получателями рассматриваемого права могут быть только следующие категории субъектов:

государственные и муниципальные учреждения;

федеральные казенные предприятия;

органы государственной власти и местного самоуправления;

граждане и юридические лица. Однако в соответствии с ЗК РФ гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного)пользования не предоставляются.

Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования земельным участком является предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае право безвозмездного срочного пользования может возникнуть только у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления путем предоставления им земельных участков по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.

Максимальный срок, на который земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование, не должен превышать один год.

При предоставлении земельных участков на этом праве из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, срок определяется договором: например при предоставлении служебного надела — сроком трудового договора.

ЗК РФ предусмотрел три случая предоставления земельных участков на этом этапе:

из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными ст. 29, юридическим лицам, которые в соответствии с Кодексом сохранили право получать землю в пользование на праве постоянного бессрочного пользования, т. е. государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, но на срок не более чем один год;

из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иными гражданами и юридическими лицами на основании договора;

из земель организаций, указанных в п. 2 ст. 24, гражданам в виде служебного надела.

§ 5. Право временного (срочного) пользования земельным участком

Понятие «право временного пользования земельным участком». Право временного пользования земельным участком представляет собой пользование землей в течение какого-либо срока, установленного в законе или договоре. В одних случаях срок пользования землей может быть определен, в других — нет. Однако в любом случае право пользования земельным участком на данном титуле ограничено временными рамками.
Данный титул был предусмотрен ст. 14 ЗК. Однако эта статья была признана недействующей. Был установлен предельный срок временного пользования землей — не более трех лет, а для отгонного животноводства и северного оленеводства — до двадцати пяти лет.
Тем не менее право временного пользования земельным участком как один из видов прав на землю сохранился в ст. 84 ЗК. Так, несельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации предоставляют неиспользуемые ими земли во временное пользование гражданам, колхозам, другим предприятиям, учреждениям, организациям для сельскохозяйственных целей.

* СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600; 1999. № 29. Ст. 3697.
** Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство. М., 1994. С. 36.

Виды временного пользования земельным участком. Случаями временного пользования землей ЗК признает предоставление земельных участков в качестве служебных земельных наделов (ст. 85, 86 и 87), использование земельных участков для изыскательских работ (ст. 45 и 46), а также случаи временного (эпизодического) использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны (ст. 88).
Служебный земельный надел — земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования отдельным категориям лиц, работающих в организациях транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства. Законодательство связывает право на служебный земельный надел с периодом трудовых отношений лица с соответствующей организацией.
Служебные наделы выделяются в двухнедельный срок из земель, находящихся в пользовании или долгосрочной аренде предприятий, учреждений и организаций соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств, по решению администрации этих предприятий, учреждений и организаций. При недостатке таких земель предприятия, учреждения, организации ходатайствуют перед органами местного самоуправления о дополнительном предоставлении земельных участков для этих целей.
Надел предоставляется на время работы, в связи с которой он выделен. В случае когда на служебном наделе посеяны сельскохозяйственные культуры, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.
Гражданам, являющимся собственниками земли, землевладельцами или арендующим земли сельскохозяйственного назначения, служебные земельные наделы не предоставляются. Право на служебный земельный надел сохраняется за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступивших на учебу, — на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизненно, а для детей — до совершеннолетия.

* СП РСФСР. 1965. № 5. Ст. 24.

В земельном законодательстве урегулирован порядок использования земельных участков для изыскательских работ — одного из видов временного пользования земельными участками.
Согласно ст. 45 ЗК предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геодезические, геологосъемочные, поисковые, кадастровые, землеустроительные и другие исследования и изыскания, проводят эти работы на всех землях, независимо от их целевого назначения, на основании решения о проведении изыскательских работ и договора, заключаемого с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в соответствующем органе местной администрации. Земельные участки для проведения изыскательских работ не изымаются.
Решения о проведении указанных работ выдаются органами местного самоуправления на срок не свыше одного года. Сроки и размеры платежей за использование земельных участков, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, определяются решением органа местного самоуправления, принимаемым с согласия собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие изыскательские работы, обязаны за свой счет приводить земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и сдавать их по акту собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам под контролем местных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. Земельные участки приводятся в пригодное состояние в ходе работ, а при невозможности этого — в срок, предусмотренный в договоре.
Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют занятия земельного участка или его части под временные постройки, размещения оборудования, техники, складов сырья и прочих сооружений, ограничивающих полностью или частично использование этих земель собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выплачивают соответственно земельный налог или арендную плату и полностью возмещают собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду. Размер земельного налога или арендной платы устанавливается исходя из взимаемых платежей за землю с собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов пропорционально сроку и занимаемой части земельного участка.
Статья 88 ЗК регулирует порядок использования земель для временного (эпизодического) использования для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны. Так, при необходимости временного (эпизодического) использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Используются эти земли применительно к случаям использования земель для изыскательских работ.
Права и обязанности временных пользователей земельных участков установлены в ст. 52 и 53 ЗК.

Временное пользование земельным участком это

Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

Право временного пользования земельным участком

Гражданам, являющимся собственниками земли, землевладельцами или арендующим земли сельскохозяйственного назначения, служебные земельные наделы не предоставляются. Право на служебный земельный надел сохраняется за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступивших на учебу, — на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизненно, а для детей — до совершеннолетия.

Размеры служебных земельных наделов установлены в постановлении Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. № 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов».

В земельном законодательстве урегулирован порядок использования земельных участков для изыскательских работ — одного из видов временного пользования земельными участками.

Согласно ст. 45 ЗК предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геодезические, геологосъемочные, поисковые, кадастровые, землеустроительные и другие исследования и изыскания, проводят эти работы на всех землях, независимо от их целевого назначения, на основании решения о проведении изыскательских работ и договора, заключаемого с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в соответствующем органе местной администрации. Земельные участки для проведения изыскательских работ не изымаются.

Решения о проведении указанных работ выдаются органами местного самоуправления на срок не свыше одного года. Сроки и размеры платежей за использование земельных участков, обязанности по возмещению убытков и приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, определяются решением органа местного самоуправления, принимаемым с согласия собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие изыскательские работы, обязаны за свой счет приводить земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и сдавать их по акту собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам под контролем местных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. Земельные участки приводятся в пригодное состояние в ходе работ, а при невозможности этого — в срок, предусмотренный в договоре.

Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, которые по технологии их выполнения требуют занятия земельного участка или его части под временные постройки, размещения оборудования, техники, складов сырья и прочих сооружений, ограничивающих полностью или частично использование этих земель собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами, выплачивают соответственно земельный налог или арендную плату и полностью возмещают собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам все нанесенные им убытки, включая упущенную выгоду. Размер земельного налога или арендной платы устанавливается исходя из взимаемых платежей за землю с собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов пропорционально сроку и занимаемой части земельного участка.

Статья 16. Временное пользование земельными участками

Во временное пользование земельные участки могут предостав­ляться:

лицам и для целей, указанных в части первой статьи 15 настоя­щего Кодекса, — на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

гражданам Республики Беларусь для огородничества, сеноко­шения и выпаса сельскохозяйственных животных — на срок до де­сяти лет;

гражданам Республики Беларусь, указанным в части второй ста­тьи 41 настоящего Кодекса, для строительства (установки) времен­ных индивидуальных гаражей в населенных пунктах — на срок до десяти лет;

национальным и иностранным инвесторам на основании концес­сионных договоров — на срок до девяноста девяти лет в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель и об инвестиционной деятельности.

Законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков во временное пользование.

1. В соответствии со ст. 3 Кодекса о земле временное пользо­вания является одним из самостоятельных прав на землю. Право временного пользования по общему правилу предоставляется на основании решений уполномоченных государственных органов, а национальным и иностранным инвесторам — на основании концессионных договоров. Право временного пользования пре­доставляется на определенный срок. Следует отметить, что Ко­декс о земле не закрепляет предусмотренную ранее действовав­шим законодательством классификацию временного пользова­ния на краткосрочное (до трех лет) и долгосрочное (от трех до десяти лет).

2. Согласно абзацу второму части первой комментируемой статьи земельные участки во временное пользование могут пре­доставляться субъектам права постоянного пользования и для целей, перечисленных в ст. 15 Кодекса о земле. Следует отме­тить, что ранее действовавший КоЗ прямо не предусматривал, но и не исключал возможности предоставления земельных учас­тков юридическим лицам на праве временного пользования, а Указ № 667 относил юридических лиц к субъектам данного права, не ограничивая их круг. Таким образом, Кодекс о земле сужает перечень юридических лиц, которые могут быть субъек­тами права временного пользования.

Земельные участки предоставляются юридическим лицам на праве временного пользования на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено Кодексом о земле и иными законодательными актами. Так, абзац пятый комментируемой статьи, а также ст. 72 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь1 предус­матривает возможность предоставления земельных участков во временное пользование на основании концессионных договоров^ на срок до девяноста девяти лет.

3. Одним из субъектов права временного пользования явля­ ются граждане Республики Беларусь, которым земельные учас-, тки могут предоставляться на этом праве для огородничества^

1 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Бела­русь от 22 июня 2001 г. № 37-3 // НРПА. 2001. № 62. 2/780; 2004. № 126.; 2/1062; 2006. N° 122. 2/1256; 2008. № 172. 2/1469, № 175. 2/1494.

сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Абзац третий данной статьи установил для этих случаев общий пре­дельный срок временного пользования — 10 лет (см. коммента­рий к ст. 42).

4. Абзац четвертый части первой данной статьи предусмат­ривает временное землепользование граждан Республики Бела­русь для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей. Субъектом землепользования в данном случае явля­ются только отдельные категории граждан Республики Беларусь, которые являются инвалидами (см. комментарий к ст. 41). Ана­логичная норма существовала в КоЗ (ст. 74), с момента приня­тия которого индивидуальное гаражное строительство ограни­чено. Возможность получить земельный участок для данной цели рассматривается как социальная льгота.

Цель использования данного участка состоит в строитель­стве (установке) временного индивидуального гаража. Понятие данного сооружения дается в Положении о создании и деятель­ности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 431. Временный индивидуальный гараж представляет собой некапи­тальное металлическое сооружение, установленное на фундамен­те или непосредственно на земле и предназначенное для хране­ния транспортного средства.

Такой гараж является временным сооружением без опреде­ленных технических характеристик 2, которое не является объек-

1 Положение о создании и деятельности гаражных кооперативов и коопе­ ративов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 // НРПА. 2008. № 29. 1/9411; 2009. № 53. 1/10494.

2 В соответствии с Инструкцией о порядке проведения технической инвен­ таризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, со­ оружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений гараж определяется как капитальное строе­ ние или изолированное помещение, имеющее капитальные или перегоро­ дочные стены, перекрытия, кровлю, проемы, пол, смотровую яму (допуска­ ется отсутствие смотровой ямы), предназначенное для хранения автотран­ спортных средств (НРПА. 2004. № 174. 8/11613; 2008. № 276. 8/19750, № 305. 8/20084).

том недвижимости и не подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимого имуще­ства. Упрощенный порядок возникновения права на земель­ный участок для строительства (установки) временных индиви­дуальных гаражей (см. комментарий к ст. 20, 21) подтвержда­ет, что такие сооружения не требуют государственной регистра­ции, покольку она возможна только после государственной ре­гистрации земельного участка и права на него.

Поэтому закрепление в качестве цели использования данно­го участка строительства гаража не совсем точно отражает на­значение участка и признаки объекта, поскольку строительство ограничено возведением фундамента1 и то по желанию владель­ца гаража.

К строительству временных индивидуальных гаражей не предъявляются требования, которые установлены для других капитальных строений.

Нахождение временного индивидуального гаража в собствен­ности у лица, которое не имеет права на получение участка для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, в настоящее время не является основанием для прекращения права пользования земельным участком. Земельное законода­тельство не предусматривает необходимости переоформления прав на землю при изменении законодательства. Лица, получившие участки в установленном порядке до вступления в силу КоЗ, могут пользоваться этими участками, или вступить в потреби­тельский кооператив по эксплуатации гаражей.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 «О деятельности организаций заст­ройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществ­ляющих эксплуатацию автомобильных стоянок» местным ис­полнительным и распорядительным органам поручено до 1 де­кабря 2008 г. сформировать гаражные кооперативы из числа граждан, которым были предоставлены земельные участки для

1 В соответствии с Инструкцией о порядке проведения технической инвен­таризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, со­оружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений фундамент — конструктивный элемент капи­тального строения, передающий нагрузку от капитального строения на осно­вание (НРПА. 2004. № 174. 8/11613; 2008. № 276. 8/19750, № 305. 8/20084).

строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, а также лиц, к которым перешло от указанных граждан право собственности на временные индивидуальные гаражи, за исклю­чением граждан, которым земельные участки предоставлены для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовых территориях.

5. Комментируемая статья содержит положение о том, что земельные участки могут предоставляться во временное пользо­вание национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров — на срок до девяноста девяти лет в соответствии с земельным и инвестиционным законодательством.

Законодательство Республики Беларусь рассматривает кон­цессию как форму инвестиционной деятельности. Согласно ст. 49 Инвестиционного кодекса на основе концессий может осуществляться инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собствен­ности государства. Таким образом, объектами концессии могут выступать лишь земельные участки, находящиеся в собственно­сти государства и не подлежащие передаче в частную собствен­ность. При этом ст. 51 Инвестиционного кодекса предусматри­вает, что недра, воды, леса, земли, а также объекты (в том числе предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находиться толь­ко в собственности государства, могут являться объектами кон­цессии в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь, однако в настоящее время такой пере­чень отсутствует.

1 Макарова Т.И. Концессия как правовая форма использования природных ресурсов: проблемы правового закрепления // Вестник Высшего хозяй­ственного суда Республики Беларусь. 2005. № 4. С. 84-89; Игнатович В.В. Некоторые аспекты правового регулирования использования земель на основе концессий (по законодательству Беларуси и Украины) // Стан та перспективи розвитку аграрного права: матер1алы МЧжнар. Наук.-теорет. конф., присвяченно! 80-р1ччу д.ю.н., проф., акад. АпрН Украши В.З. Ян-чука, Ки1в, 26-27 травня 2005 p. Khib: MaricTp-XXI стор1ччя, 2005. С. 154-158.

Инвестиционный кодекс определяет концессию как договор,’ заключаемый Республикой Беларусь с концессионером о пере­даче на возмездной основе на определенный срок права на осу* ществление на территории республики отдельного вида деятель^ ности, на которую распространяется исключительное право го» сударства либо права пользования имуществом, находящимся в республиканской собственности.

Концессионный договор заключается между концессионным органом — Правительством Республики Беларусь или уполно­моченным им республиканским органом государственного уп­равления. Второй стороной договора (концессионерами) могут выступать национальные инвесторы — юридические лица част­ной формы собственности либо юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности составляет не бо­лее 25 процентов, и иностранные инвесторы (ст. 52, 59 Инвес­тиционного кодекса). Концессионер определяется путем прове­дения конкурсов или аукционов.

Согласно ст. 57 Инвестиционного кодекса пользование при­родными ресурсами на основе договора концессии осуществляет­ся в соответствии с законодательством об этих природных ре­сурсах с учетом норм о концессиях. Предоставление со стороны государства права пользования природными ресурсами на срок действия концессионного договора не требуется. Кроме того, ст. 67 Инвестиционного кодекса предусматривает, что концес­сионный договор должен включать обязательства концессион­ного органа перед концессионером по выдаче ему разрешитель­ных документов, необходимых для осуществления предусмот­ренной договором деятельности. Данное положение противоре­чило КоЗ, который предусматривал необходимость получения документов, удостоверяющих права на земельные участки, все­ми субъектами прав на землюх.

Согласно ст. 21 Кодекса земле возникновение прав на зем­лю удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государ­ственной регистрации, выдаваемым организацией по государ­ственной регистрации, за исключением права временного пользо­вания земельным участком, предоставленным для строитель-

1 Шахрай И.С. Право специального лесопользования / И.С. Шахрай. Минск, 2006. С. 78-79.

ства (установки) временных индивидуальных гаражей в насе­ленных пунктах, огородничества, сенокошения и выпаса сельс­кохозяйственных животных, которое осуществляется на осно­вании решения соответствующего исполнительного комитета о предоставлении земельного участка, а также прав на землю, пре­доставленных по законодательству, действовавшему до 1 февра­ля 2006 г. Свидетельство о государственной регистрации выда­ется территориальными организациями по государственной ре­гистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Таким образом, Кодекс о земле не делает исключения в части необходимости получения документов на землю при предостав­лении права временного пользования земельным участком на основании концессионных договоров. Следует отметить, что со­гласно ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижи­мого имущества право временного пользования земельным уча­стком является объектом государственной регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь (см. комментарий к ст. 21).

Сказанное свидетельствует, что положения ст. 67 Инвести­ционного кодекса и норм Кодекса о земле нуждаются в даль­нейшем согласовании в части определения необходимости и по­рядка получения документов, удостоверяющих право временно­го пользования земельными участками на основании договора концессии.

Согласно ст. 57 Инвестиционного кодекса к концессионно­му договору применяются нормы, содержащиеся в законодатель­стве об аренде, если иное не предусмотрено названным Кодек­сом и другими актами законодательства, регулирующими отно­шения по пользованию имуществом на основе концессий.

Статья 67 Инвестиционного кодекса предусматривает пере­чень обязательных условий концессионного договора: срок дей­ствия концессионного договора; виды деятельности, осуществ­ляемой в соответствии с договором, или описание имущества, являющегося объектом концессии; права сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора; обязательства кон­цессионного органа перед концессионером по выдаче ему разре­шительных документов, необходимых для осуществления пре­дусмотренной договором деятельности; право собственности на

произведенную продукцию и полученную прибыль (доходы); про­грамму и график работ, выполняемых в соответствии с догово­ром; обязанность концессионера соблюдать трудовое законода­тельство, законодательство Республики Беларусь в области ох­раны окружающей среды и рационального использования при­родных ресурсов; порядок проверки деятельности концессионе­ра; ответственность сторон договора; порядок и орган разреше­ния споров, вытекающих из концессионного договора.

Кроме того, договор концессии должен содержать указание на права сторон по принятию решений, связанных с исполнени­ем договора; обязательства концессионного органа перед кон­цессионером по выдаче ему необходимых разрешительных до­кументов; право собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль (доходы), порядок проверки деятельности концессионера; ответственность сторон договора. Концессион­ный договор может включать также обязательства концессио­нера по обеспечению финансирования деятельности, предусмот­ренной договором; указание на форму и порядок государствен­ного участия в концессионном договоре; обязательства концес­сионера по использованию новых и высоких технологий; взаим­ные обязательства сторон по развитию производственной и со­циальной инфраструктуры региона; порядок изменения концес­сионного договора; право концессионера на вывоз из Республи­ки Беларусь произведенной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (дохо­дов) и иные условия в зависимости от вида концессионного до­говора и объекта концессии (ст. 67 Инвестиционного кодекса).

6. Перечень субъектов и целей предоставления земельных участков во временное пользование, установленный нормами ком­ментируемой статьи, является исчерпывающим, однако законо­дательными актами могут устанавливаться и иные случаи пре­доставления земельных участков во временное пользование. Пока такие случаи не установлены.

Право аренды земельного участка — временное пользование земельным участком

Здравствуйте. Возможно глупый вопрос. что такое право аренды земельного участка? Временное пользование земельным участком? Как рассчитать его стоимость (зависит ли она от кадастровой стоимости участка?)

Ответы юристов (3)

Здравствуйте. Вопрос отнюдь не глупый. Институт права аренды существует относительно давно, но малоприменим в повседневной практике из-за несовершенства и изменчивости земельного законодательства. В настоящее время данный вид права используется в все чаще и чаще как определенный вид активов и т.д. На данный момент право аренды это право, являясь обладателем которого, вы можете распоряжаться по своему усмотрению. Например передать кому-либо.

Расчет стоимости данного вида права может происходить с учетом положений указанных в МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРАВА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Утвержденых Распоряжением Минимущества России от 10 апреля 2003 г. N 1102-р. Сделать это может профессиональный оценщик. Все зависит от конкретной ситуации. Например стоимость права может быть определена соглашением сторон.

Есть вопрос к юристу?

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Таким образом, право аренды земельного участка — это право временного владения земельным участком на условиях, определенных в договоре аренды.

Для расчета стоимости аренды можно привлечь независимого оценщика, либо данный вопрос решается по договоренности сторон.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности стоимость аренды рассчитывается на основании соответствующих нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления, по утвержденной ими методике. В этом случае за основу берется кадастровая стоимость земельного участка.

Институт права аренды существует относительно давно, но малоприменим в повседневной практике из-за несовершенства и изменчивости земельного законодательства.

Не могу согласиться с коллегой в данном утверждении, т.к. право аренды одно из самых распространенных видов права в современном мире.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Временное пользование земельным участком это