Правильно ли мне установлена надбавка за выслугу лет в МВД?

С 2003 года я проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на должностях офицерского состава. В соответствии с приказом Управления МВД России по г. Таганрогу был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с 01 марта 2016 года. Выслуга лет по состоянию на 01 марта 2016 года составляет в календарном исчислении 25 лет 09 месяцев 29 дней, в льготном исчислении 30 лет 05 месяцев 25 дней (льготная выслуга 04 года 07 месяцев 26 дней).

При увольнении со службы в моем денежном аттестате № 8, выданном Управлением МВД России по г. Таганрогу процентная надбавка за выслугу лет была установлена в размере 30%.

С установленной надбавкой к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в размере 30% я не согласен, несмотря на то, что был ознакомлен с денежным аттестатом (поскольку это влияет на размер выплачиваемой мне пенсии) по следующим основаниям:

Согласно п. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изменениями и дополнениями) для исчисления пенсии учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы).

В соответствии с п. 7. статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): от 20 до 25 лет — 30 процентов; 25 лет и более — 40 процентов. При этом, согласно пункта 8 указанной статьи, порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в части 7 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. «о» п. 2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. N 1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников федеральных органов налоговой полиции.

Согласно п. 3 указанных Правил, периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, за исключением периодов службы (работы), подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период с 1994 по 2003 годы я проходил службу в Таганрогском межрайонном отделе Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ростовской области, имея при этом соответствующие специальные звания. Выслуга лет засчитывалась в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях – один месяц службы за полтора месяца, о чем в моем личном деле имеются подтверждающие документы.

Согласно архивной справке № 14/8 от 26.02.2016 года, предоставленной Управлением ФСКН России по Ростовской области, моя льготная выслуга составляет 04 года 07 месяцев 26 дней (о чем имеется запись в моем личном деле).

Таким образом, с учетом льготной выслуги, моя выслуга (для целей исчисления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) превышает 25 лет без учета времени обучения в техникуме (9 лет 3 мес. 21 день – служба в налоговой полиции + 4 года 7 мес. 26 дней – льготная выслуга + 2 года 1 мес. 09 дней – служба в ВС + 12 лет 08 мес. – служба в МВД = 28 лет 8 мес. 25 дней).

Принимая во внимание вышеизложенное полагаю, что имея стаж службы (выслугу лет), исчисленный в соответствии с Правилами исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. N 1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), свыше 25 лет, ежемесячная надбавка к моему окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) должна быть установлена в размере 40%.

Прав ли я? УМВД г. Таганрога в моих доводах отказало. Куда и как можно обратиться?

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 81-КГ16-21

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 декабря 2016 г. N 81-КГ16-21

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2016 г. гражданское дело по иску Гришановой Е.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным отказа во включении в стаж для определения выслуги лет для назначения пенсии периодов работы по экономическим специальностям, обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии

по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области Черновой Е.Г. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 апреля 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области Марьяна Г.В., Черновой Е.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Гришановой Е.В. — адвоката Ильину М.И., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Гришанова Е.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее — ГУ МВД России по Кемеровской области) о признании незаконным отказа во включении в стаж для определения выслуги лет для назначения пенсии периодов работы по экономическим специальностям, обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии.

В обоснование заявленных требований Гришанова Е.В. указала, что она проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области в период с 25 августа 1997 г. по 30 июня 2003 г.

В соответствии с приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области от 30 июня 2003 г. N 128-лс Гришанова Е.В. была уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции по пункту «е» статьи 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 (по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции). Срок ее службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, для назначения пенсии на 1 июля 2003 г. составлял: календарный — 5 лет 10 месяцев 6 дней, льготный — 1 год 9 месяцев 8 дней, всего — 7 лет 8 месяцев 14 дней.

На основании приказа от 21 июля 2003 г. N 865 л/с с 1 июля 2003 г. она принята на службу в ГУВД по Кемеровской области, занимает должность начальника отделения по документированию преступлений на потребительском рынке отдела документальных исследований Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области.

27 апреля 2015 г. Гришанова Е.В. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с рапортом о включении в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, периодов ее работы по экономическим специальностям: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. — экономистом, финансистом-экономистом производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. — экономистом финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, в чем ей было отказано.

Ссылаясь на положения пункта 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, и пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718, Гришанова Е.В. полагала отказ во включении указанных выше периодов ее работы по экономическим специальностям в выслугу лет для исчисления пенсии неправомерным, нарушающим ее права и законные интересы, в связи с чем просила суд признать отказ ГУ МВД России по Кемеровской области, оформленный письмом начальника УРЛС ГУВД по Кемеровской области от 18 мая 2015 г. N Г-1920-8/18-8, незаконным, включить в специальный стаж для определения выслуги лет периоды работы по экономическим специальностям, предшествующие службе в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области, обязать ГУ МВД России по Кемеровской области произвести перерасчет выслуги лет, включив в нее следующие периоды ее работы на экономических должностях: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. — экономистом, финансистом-экономистом производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. — экономистом финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, всего — 5 лет 2 месяца 15 дней.

Представитель ответчика в суде исковые требования не признал.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 18 января 2016 г., исковые требования удовлетворены. На ГУ МВД России по Кемеровской области возложена обязанность произвести перерасчет выслуги лет, включив в нее следующие периоды работы Гришановой Е.В. на экономических должностях: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. (2 года 9 месяцев 29 дней) — экономистом, финансистом-экономистом производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. (2 года 4 месяца 16 дней) — экономистом финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, всего — 5 лет 2 месяца 15 дней.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 апреля 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ГУ МВД России по Кемеровской области Черновой Е.Г. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 30 августа 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 21 ноября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее Гришаевой Е.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что в период с 25 августа 1997 г. по 30 июня 2003 г. Гришанова Е.В. проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области.

Приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области от 30 июня 2003 г. N 128-лс Гришанова Е.В. была уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции по пункту «е» статьи 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции. Срок ее службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, для назначения пенсии на 1 июля 2003 г. составил: календарный — 5 лет 10 месяцев 6 дней, льготный — 1 год 9 месяцев 8 дней, всего — 7 лет 8 месяцев 14 дней. При этом в стаж Гришановой Е.В. не были включены периоды работы на экономических должностях до поступления на службу в органы налоговой полиции.

На основании приказа от 21 июля 2003 г. N 865 л/с с 1 июля 2003 г. Гришанова Е.В. принята на службу в ГУВД по Кемеровской области, занимала должность начальника отделения по документированию преступлений на потребительском рынке отдела документальных исследований Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области.

27 апреля 2015 г. Гришанова Е.В. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с рапортом о включении в стаж, дающий ей право на пенсию по выслуге лет, периодов ее работы по экономическим специальностям: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. в должностях экономиста, финансиста — экономиста производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома; с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. в должности экономиста финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода.

В соответствии с ответом Управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Кемеровской области от 18 мая 2015 г. N Г-1920-8/18-8 в перерасчете выслуги лет с учетом периодов работы по экономическим специальностям Гришановой Е.В. отказано.

Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», части 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, и пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам», пришел к выводу о том, что законодателем последовательно закреплено включение в выслугу лет сотрудникам налоговых органов периодов работы на иных, конкретно определенных должностях, в том числе время работы по экономическим специальностям, в связи с чем возложил на ГУ МВД России по Кемеровской области обязанность произвести Гришановой Е.В. перерасчет выслуги лет, включив в нее периоды ее работы на экономических должностях до поступления на службу в органы налоговой полиции.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и Порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, действовал и дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, который согласно части 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I «О федеральных органах налоговой полиции», действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В силу пункта «б» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. N 5238-I «О федеральных органах налоговой полиции», действовавшего до 1 июля 2003 г.).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.

Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.

Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 21 мая 1996 г. N 169 (в редакции приказа Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 30 января 1998 г. N 44, далее — Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» и других законодательных актов.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.

Судебными инстанциями при разрешении спора положения указанной инструкции учтены не были.

Как следует из судебных актов, в обоснование вывода о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Гришановой Е.В. о включении в выслугу лет для назначении пенсии периодов ее работы на должностях по экономическим специальностям в жилищно-ремонтно-эксплуатационном тресте Артемовского горисполкома и Кемеровском механическом заводе, суды ссылались на положения Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I «О федеральных органах налоговой полиции», части 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам», а также на положения постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям», которым действие постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.

Однако сами положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 к спорным отношениям судами применены не были.

Между тем в пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.

Таким образом, из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по экономическим специальности на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается.

В связи с этим вывод судебных инстанций о том, что частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации предусмотрен дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, а потому имеются основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы Гришановой Е.В. с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. в должности экономиста, финансиста-экономиста производственно-экономического отдела, начальника планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтного эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. в должности экономиста финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает ошибочным, поскольку он основан на неправильном толковании данной нормы, носящей отсылочный характер, и сделан без учета других нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.

Судебная коллегия также считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 1358), согласно которому при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, поскольку данная норма касается исчисления стажа работы, дающего право на надбавку за выслугу лет работникам налоговых органов, а не исчисления выслуги лет для назначения пенсии.

Учитывая изложенное, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, толкование которых дается в настоящем определении, и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 апреля 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Центральный районный суд г. Кемерово.

Учитывается ли стаж работы в налоговой полиции, при назначении надбавки за выслугу лет в МВД?

до поступления на работу в систему МВД работал в налоговой полиции, которая была ликвидирована, в свзи с чем уволена по ликвидации без перерыва поступила на работу в ФСКН, теперь работники ФСКН переведены в систему МВД. Вопрос: засчитывается ли стаж работы в налоговой полиции для исчисления % надбавки за выслугу лет в системе МВД.

Ответы юристов (1)

Да, засчитывается на основании Постановления Правительства РФ от 27.12.2011 N 1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»:

2. В стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды:
о) службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников федеральных органов налоговой полиции, работы в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации, подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях в качестве сотрудников, не имеющих воинских или специальных званий, если им выплачивался оклад по воинскому званию в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 4130-1;

Уточнение клиента

Большое Вам спасибо за ответ. Вы ответили как засчитывается стаж сотрудникам, а как быть с работниками?

17 Ноября 2016, 15:31

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Входит ли работа в налоговой инспекции в стаж службы в ОВД?

Работала следователем в системе МВД 7 лет, затем 6 лет в налоговой инспекции на должности гос.налог.инспектора правового отдела (являлась госслужащей). Подскажите, входит ли работа в налоговой инспекции в стаж службы в органах внутренних дел (ст. 38 N 342-ФЗ от 30.11.2011)

Ответы юристов (1)

Согласно Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ, а именно части 2 статьи 38:

«В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:

1) период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел;
2) период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;
4) период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 37настоящего Федерального закона;
5) период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;
7) период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
8) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
9) период работы судьей;
10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 300-ФЗ)

11) срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 1158 г. Москва «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»

Изменения и поправки

В соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Производить выплату сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в составе расходов федерального бюджета на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации

1. Настоящие Правила определяют порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее соответственно — стаж службы (выслуга лет), сотрудники) в размере, установленном в соответствии с частью 7 статьи 2 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. В стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды:

а) службы в органах внутренних дел, милиции, полиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и СССР в качестве сотрудников;

б) службы в органах внутренних дел (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях) государств — участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие договоры (соглашения);

в) испытательного срока в качестве стажера по соответствующей должности в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) приостановления службы сотрудников, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления, главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе;

д) перерыва в службе в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при незаконном увольнении сотрудников из указанных органов и учреждений и последующем восстановлении на службе в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (в календарном исчислении со дня увольнения до дня восстановления на службе);

е) военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации);

ж) военной службы в Вооруженных Силах СССР, войсках и органах Комитета государственной безопасности СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента Российской Федерации, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки Российской Федерации, органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Главном управлении охраны Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;

з) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

и) военной службы граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик СССР, не являющихся участниками СНГ;

к) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;

л) нахождения в плену или в качестве заложников — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников и освобождения;

м) безвестного отсутствия — до признания безвестно отсутствующим или объявления умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

н) содержания под стражей, отбывания наказания в местах лишения свободы — в случае вынесения оправдательного приговора, прекращения уголовного дела, незаконного привлечения к уголовной ответственности;

о) службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников федеральных органов налоговой полиции, работы в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации, подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях в качестве сотрудников, не имеющих воинских или специальных званий, если им выплачивался оклад по воинскому званию в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 4130-I;

п) службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве сотрудников;

р) службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания;

с) службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации) в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

т) работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующей назначению на должности рядового и начальствующего состава либо военнослужащих органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, а также пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации);

у) работы в суде в должности судьи и в прокуратуре на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;

ф) работы до зачисления на службу в органы внутренних дел СССР, органы внутренних дел Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых, исправительных и лечебно-исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы;

х) службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава, в том числе в должностях стажеров;

ц) службы (работы) сотрудников, зачисленных на службу в органы внутренних дел СССР, органы внутренних дел Российской Федерации до 1 января 1993 г., исчисленные в соответствии с законодательством, действовавшим до указанной даты.

3. Периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, за исключением периодов службы (работы), подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Порядок организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) определяется руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники.

Выслуга лет в налоговой