Правоведение. Вопросы к экзамену, зачёту

Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине

Понятие, сущность, признаки, формы и функции государства.

Понятие и основные признаки правового государства. Проблемы становления правового государства в России.

Гражданское общество и государство. Место и роль государства в политической системе российского общества.

Понятие политической системы общества, ее элементы и правовая основа.

Понятие права, основные принципы и функции права.

Понятие, система и виды нормативного регулирования общественных отношений.

Норма права, понятие, признаки, структура. Отличие норм права от других социальных норм.

Понятие нормативных правовых актов, действие их во времени, пространстве и по кругу лиц.

Правовая система РФ и значение в ней принципов и норм международного права и международных договоров.

Источники права. Конституция – основной закон государства. Законы и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли, подотрасли права и правовые институты. Предмет и метод правового регулирования общественных отношений.

Правовые отношения, понятие, элементы. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Юридические факты, их понятие и виды.

Понятие законности и правопорядка и их значение в современном обществе.

Понятие правонарушения. Виды и состав правонарушения. Понятие презумпции невиновности.

Юридическая ответственность: понятие, основания и условия наступления юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Основы конституционного строя России и его основные элементы.

Принципы организации основ государственной власти в РФ. Система органов государственной власти РФ.

Народовластие в РФ и формы его осуществления.

Права и свободы человека и гражданина в РФ.

Гражданство в РФ.

Особенности федеративного устройства России и его основные принципы.

Понятие и конституционные принципы судебной власти в РФ. Система судебных органов в РФ.

Местное самоуправление в РФ.

Предмет, принципы, система и источники российского гражданского права.

Предпринимательство: понятие, формы, субъекты. Понятие монополистов. Закон РФ о защите конкуренции.

Субъекты гражданского права.

Объекты гражданских прав, их оборотоспособность.

Право собственности и другие вещные права.

Право интеллектуальной собственности.

Защита права собственности.

Обязательства в гражданском праве: понятие, элементы, основания возникновения, стороны.

Принципы исполнения обязательств. Способы обеспечения исполнения обязательств.

Имущественная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, ее основания и виды.

Общие положения о договорах в гражданском праве: понятие, значение, стороны, содержание, виды.

Свобода договора. Соотношение договора и закона. Заключение договора. Преддоговорные споры. Изменение и расторжение договора.

Понятие и основания наследования. Наследование по закону и по завещанию.

Предмет и принципы семейного права. Источники семейного права.

Заключение и прекращение брака. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

Права и обязанности родителей и детей. Права несовершеннолетних детей.

Понятие, предмет и источники трудового права. Сочетание государственного, договорного и локального регулирования трудовых отношений.

Коллективные договоры и соглашения и их роль в решении социальных проблем.

Трудовой договор: понятие, содержание, виды, сроки и порядок заключения. Испытание при приеме на работу.

Изменение трудового договора. Переводы на другую работу: постоянные и временные. Отличие перевода от перемещения.

Прекращение трудового договора: общие основания, по инициативе работника, по инициативе работодателя, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

Рабочее время и время отдыха: понятие и виды.

Оплата труда: государственное, локальное и договорное регулирование заработной платы. Заработная плата. Гарантийные и компенсационные выплаты.

Материальная ответственность работника: понятие, основания, виды, порядок возмещения ущерба.

Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность. Виды дисциплинарных взысканий, порядок их наложения и снятия.

Охрана труда. Законодательство об охране труда.

Защита трудовых прав работников.

Трудовые споры: индивидуальные и коллективные. Органы и порядок их разрешения.

Административная ответственность. Понятие административного правонарушения. Основания привлечения к административной ответственности. Виды административных взысканий и порядок их наложения.

Уголовная ответственность: ее принципы и основания. Состав преступления. Система и виды наказаний.

Правовые методы борьбы с экологическими правонарушениями. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Подведомственность и подсудность гражданских дел. Система судебных органов в РФ.

Порядок рассмотрения гражданских дел в суде. Исполнение судебных решений.

Правовые основы защиты государственной тайны.

Понятие и правовые основы защиты коммерческой и служебной тайны.

Задать вопрос юристу бесплатно по уголовному праву

Бесплатная консультация адвоката

Оставьте заявку, и один из наших адвокатов перезвонит вам, чтобы оказать консультацию.

Заявка успешно отправлена

Спасибо за заявку. Наш адвокат свяжется с вами в ближайшее время.

Как задать вопрос адвокату по уголовному праву

Привлечение к уголовной ответственности требует немедленного обращения к опытному адвокату или юристу, ведь последствием уголовного дела может стать лишение свободы. Юрист по уголовному праву в Москве поможет быстро и оперативно установить, что нужно делать в такой сложной ситуации, опираясь на действующее законодательство.

Чтобы обеспечить себе качественную помощь по уголовному делу, задайте вопрос нашему юристу онлайн, бесплатно и круглосуточно. Мы понимаем важность юридической помощи по таким делам, поэтому готовы в любое время суток оказать правовую поддержку:

  • проконсультировать по нормам УК РФ, по которым возбуждено уголовное дело;
  • оказать помощь с выбором грамотного и опытного адвоката в Москве;
  • определить перечень дальнейших действий, чтобы устранить основания для уголовного преследования.

Выстроить грамотную защиту в уголовном деле помогут наши юристы в Москве. Бесплатно задайте вопрос нашему квалифицированному юристу по уголовному праву онлайн и без регистрации, подробно изложив суть проблемы, укажите свой телефон, и мы в кратчайшие сроки перезвоним вам.

Викторина по правоведению на тему «Знаешь ли ты закон?» (7-9 класс)

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1»

« Знаешь ли ты закон? »

Форма проведения: викторина.

Цели и задачи: 1) Стимулирование воспитанников к самостоятельному овладению правовыми, социальными и культурными знаниями ;

2) Воспитание умения отстаивать свои взгляды в вопросах общественной жизни, профилактика антиобщественного поведения несовершеннолетних;

3) Формирование правильной гражданской позиции каждого воспитанника;

4) Воспитание общественно-активной личности.

Оборудование: фотоматериалы, газетные и журнальные статьи, информационные стенды «Уголок правовых знаний», «Правовой эрудит».

Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы провести викторину «Знаешь ли ты закон?»

1-й тур. Разминка

Каждая команда по очереди заходит в зал и отвечает на ряд вопросов, давая ответы «да» — — «нет». После чего подсчитывается общее количество правильных ответов каждой команды (за правильный ответ — 1 балл) и команда-победитель первая начинает 2-й тур.

Вопросы 1 -го тура

Правда ли, что право на жизнь относится к социальной группе прав? (Нет к личной.)

Правда ли, что членами ООН являются более 150 государств? (Да.)

Правда ли, что уголовная ответственность наступает с 18 лет? (Нет.)

Правда ли, что допрос несовершеннолетних должен проходить в присутствии педагога? (Да.)

Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных нуждающихся родителей? (Да.)

Правда ли, что ребенок-инвалид не имеет права поступать в институт? (Нет.)

Правда ли, что несовершеннолетним не может быть вынесена такая мера наказания, как смертная казнь? (Да.)

Правда ли, что несовершеннолетние учащиеся Суворовского училища имеют право принимать участие в военных действиях? (Нет.)

Правда ли, что алкогольное опьянение является смягчающим обстоятельством при совершении преступления? (Нет — отягчающим.)

2-й тур. «Заморочки из бочки»

В ходе 2-го тура мы проверим знание законов в отношении несовершеннолетних.

Вопросы будут разделены на 3 категории: красный цвет — уголовный кодекс; синий — административный кодекс; зеленый — закон о правах ребенка. Каждая команда поочередно выбирает категорию вопроса и через 30 секунд дает ответ. Если команда не отвечает, то возможность заработать баллы предоставляется соперни­кам. За правильный ответ — 2 балла.

Вопросы 2-го тура

Уголовный кодекс

С какого возраста наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, повлекших расстройство здоровья? (С 14 лет.)

Какой максимальный срок лишения свободы для лиц, не достигших 18 лет? (Не более 10 лет.)

Чем отличается кража от грабежа? (Кража — тайное хищение имущества, грабеж — открытое хищение имущества.)

При предъявлении уголовного обвинения какой орган выносит приговор обвиняемому? (Суд.)

Административный кодекс

С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет.)

Что такое административное правона­рушение? (Нарушение административного кодекса.)

Назовите виды административных взысканий (Предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест.)

Какой вид административных взысканий не применяется к несовершеннолетним? (Административный арест.)

Закон о правах ребенка

На основании каких документов составлен Закон о правах ребенка? (Конвенция, конституция.)

С какого возраста для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в суд? (С 14 лет.)

3-й тур. Вопросы — ответы .

Ведущий предлагает ряд вопросов. Команда, которая отвечает правильно и первая на заданный вопрос, получает 1 балл.

Вопросы 3-го тура :

С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 16 лет.)

Освобождается ли от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление в нетрезвом виде? ( Нет.)

С какого возраста граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными? (С 18 лет.)

С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16лет.)

Кем выбирается президент в Российской Федерации ? (Народом.)

Назовите символы Российской Федерации как суверенного государства (Флаг, гимн, герб.)

Какой документ в Российской Федерации имеет высшую юридическую силу? (Конституция РФ .)

4-й тур. Ситуации

Каждой команде предлагается на карточках по 2 ситуации и дается 2 минуты на подготовку. В данном конкурсе учитывается правильность и полнота ответа и соответственно выставляются баллы: за полный и правильный ответ • 2 балла (за каждую разрешенную ситуацию), за правильный, но неполный ответ — — 1 балл.

Задания для 4-го тура

1-я ситуация. Группа подростков решила прогулять уроки, они позвонили и сообщили о пожаре в школе. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за правонарушение, какое наказание может их ожидать? (Административное правонарушение — ложный вызов пожарной охра-

ны, ответственность наступает с 16 лет, штраф.)

2-я ситуация. Шестнадцатилетнего подростка задержал полицейский , когда маль­чик пытался оторвать трубку от телефона-автомата. Какое правонарушение совершил подросток, какое наказание может его ожидать? (Административное правонаруше­ние — умышленное повреждение телефо­на-автомата, если подростку 14—16 лет — штраф)

3-я ситуация. Миша и Коля ехали в автобусе, громко разговаривали, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания, пока кондуктор не обратился к сотруднику полиции . Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение, какое наказание может их ожидать? (Административное правонарушение — мелкое хулиганство — нецензурная брань в общественных местах, ответственность наступает с 16 лет, штраф)

4-я ситуация. На летних каникулах пятнадцатилетний подросток поехал отдыхать в лагерь. В один из дней, когда все дети находились на прогулке, он зашел в палату и похитил плеер своего соседа. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это преступление? (Уголовное преступление — кража личного имущества, уголовная ответственность за это преступление наступает с 14 лет.)

5-я ситуация. Шестнадцатилетний подросток выхватил из рук у прохожего мобильный телефон, по которому тот разговаривал. И убежал. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это преступле­ние? (Уголовное преступление — грабеж, уголовная ответственность за это преступление наступает с 14 лет.)

6-я ситуация. Подростки 15—16 лет собрались в сквере на скамейке и пили пиво. Затем Юра принес бутылку вина, распив ее, ребята пошли на дискотеку. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответ­ственность за это правонарушение, какое наказание может их ожидать? (Административное правонарушение — распитие спиртных напитков в общественных местах — штраф, появление в пьяном виде подростков в общественных местах – штраф, административная ответственность с 16 лет ; при повторном нарушении – штраф увеличивается )

Заключительный тур. Стихотворение.

Командам за 5-7 минут предлагается придумать стихотворение, используя конечные слова каждой строчки. Балл присуждается команде, которая лучше справилась с заданием.

Юридическая консультация по гражданским делам и праву бесплатно, онлайн

Юридическая консультация по гражданским делам поможет решить вопросы заключения и действительности договоров, дееспособности граждан, создания юридических лиц и другие гражданско-правовые проблемы, перечислять которые слишком долго. Цивильное право отличается от других отраслей колоссальным обьемом, что вынуждает юристов выбирать более узкую специализацию, одни занимаются только кредитами, другие только транспортной экспедицией, а третьи связаны со страхованием.

Поскольку, как правило, юрист по гражданским делам нужен для решения вопросов связанных с серьезными денежными суммами или недвижимым имуществом, то и выбирать специалиста который будет оказывать такую правовую помощь необходимо также серьезно. В этом поможет наш сайт, благодаря функциям которого прежде чем заказывать какие-то услуги у специалиста, можно сначала посмотреть его рейтинг, а также отзывы клиентов о нем. Такой подход поможет сэкономить время, нервы и конечно же деньги.

При помощи данного сайта можно выбрать не только обычного юриста, но и адвоката, обладающего соответствующим адвокатским удостоверением, а значит большими возможностями для защиты Ваших прав.

Хотите чтобы адвокат позвонил Вам прямо сейчас? Тогда просто задайте Ваш вопрос, и звонок не заставит себя долго ждать. На данный момент услуга связи по телефону доступна только для жителей Москвы и подмосковья, а для других регионов работает бесплатная онлайн консультация.

Правоведение. Ответы на экзаменационные билеты

1. Понятие, предмет и метод правоведения

Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Правоведение предназначено для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, дает студентам необходимый минимум знаний. Правоведение – это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли права, изучаемые правоведением:

1) конституционное право;

2) гражданское право;

3) наследственное право;

4) семейное право;

5) трудовое право;

6) земельное право;

7) налоговое право;

8) административное право;

9) гражданское процессуальное право; 10)арбитражно-процессуальное право; 11)уголовное право; 12)экологическое право; 13)международное право; 14)адвокатура и нотариат.

Предмет любой науки – это то, что она изучает, это та сторона действительности, на исследование которой данная наука нацелена. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав. Так, предмет теории государства и права охватывает:

1) наиболее общие закономерности зарождения, развития, функционирования и современного состояния государства и права;

2) основные, ключевые проблемы государства и права;

3) систему основных (базовых) понятий юриспруденции.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные и т. д. Именно система всех предметов наук, изучаемых правоведением, и составляет его предмет.

Метод науки – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения подразделяются на:

Всеобщие методы – общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления, как диалектика и метафизика. При диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека.

Общенаучные методы – это способы познания, которые используются целым рядом наук, в т. ч. и правоведением.

К их числу относятся:

1) метод анализа – условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

2) метод синтеза – изучение явлений путем их объединения и рассмотрения как единого целого;

3) логический метод – изучение явления с помощью формальной логики;

4) исторический метод – изучение явления в историческом аспекте;

5) функциональный метод – исследование функций различных явлений, механизмов;

6) системный метод – изучение явлений как единой системы, выявление и изучение их связей в системе.

Частно-научные методы – это такие методы, которые заимствованы правоведением из других наук.

Среди таких методов можно назвать следующие:

2. Понятие, признаки и функции государства

Государство – это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории; она имеет особый механизм управления и подавления. Однако существуют различные политические партии, движения, объединения и т. п., определения которых сходны с определением государства. Для того чтобы отграничить их, необходимо знать следующие признаки государства:

1) государство является единственным представителем всего общества, всех граждан страны;

2) государство обладает суверенитетом, под которым понимается независимость власти данной страны от любой иной власти. Суверенитет делится на внешний и внутренний. Внешний суверенитет – это независимость власти страны во внешнеполитической деятельности. Внутренний суверенитет – это независимость государственной власти внутри страны, право принимать законы, общеобязательные на всей территории страны;

3) государство обладает аппаратом управления, который наделен властными полномочиями; состоит из законодательной и исполнительной власти;

4) государство имеет правоохранительные органы, которые обеспечивают правопорядок;

5) государство обладает вооруженными силами, которые обеспечивают его оборону;

6) в государстве действует система правосудия. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ);

7) государство непосредственно связано с правом;

8) только государство имеет право использовать принудительные меры в управлении обществом (уголовно-правовые, административно-правовые и др.);

9) государство может устанавливать налоги и сборы, общеобязательные на территории всей страны; это своеобразная плата физических и юридических лиц за предоставление им «услуг» государством. Налоги и сборы – взимаемые безвозмездно с организаций и физических лиц принадлежащие им денежные средства в целях финансового обеспечения деятельности государства;

10) государство имеет определенные материальные ценности особого рода (государственный бюджет, золотовалютный запас и т. д.).

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Выделяют следующие функции государства:

1) постоянные и временные;

2) основные и неосновные;

3) внутренние и внешние.

Постоянные функции – это направления деятельности государства, осуществляемые на всех этапах его развития (экономическая функция, функция обороны страны и др.). Временные функции осуществляются для решения задач, стоящих перед государством в течение ограниченного периода времени (например, устранение последствий стихийного бедствия).

Основные функции – наиболее важные направления деятельности государства по решению стратегических задач (государственная оборона и др.). Неосновные функции – направления деятельности государства для решения задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни (организация работы общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и т. д.). Разделение функций на основные и неосновные весьма условно. Внутренние функции – это направления деятельности государства по решению задач внутри государства. К этим функциям относятся следующие:

1) функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

2) экономическая функция;

3) функция налогообложения и взимания налогов;

4) функция социальной защиты;

5) экологическая функция и др.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач. К ним относятся:

1) оборона страны;

2) обеспечение мира и поддержание мирового порядка;

3) сотрудничество с другими государствами и т. д.

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

Первые государства появились на земле около 4–5 тысяч лет назад. Теории происхождения государства:

2) марксистская (классовая);

7) теория насилия и т. д.

Марксистская теория возникновения государства. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Государство возникло в силу ряда причин:

1) произошло разделение труда;

2) появилась частная собственность;

3) появились классы.

Для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми было создано государство. Теологическая теория (А. Августин, Ф. Аквинский). Государство возникает по воле Бога. Государственная власть является продолжением воли Бога на земле.

Патриархальная теория (Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский). Государство возникает в процессе развития семьи. Монарх уподобляется отцу семейства, все остальные должны ему подчиняться.

Договорная теория (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.). Государство возникает в результате заключения договора между людьми, которые передают часть своей свободы государству, а последнее обязуется их защищать. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Г. Тард). Государство возникло благодаря особым свойствам психики: желанию одних подчиняться власти, желанию других обладать властью и т. д. Органическая теория (Г. Спенсер, А.Э. Вормс, П.И. Прейс). Государство возникает и развивается подобно биологическому организму. Государственные институты уподобляются частям организма. Без них невозможно существование государства, как, например, организм не может существовать без головного мозга.

Теория насилия (Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.). Государство возникает путем насилия одних членов общества над другими; одного государства над другим и т. д.

Форма государства – это способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму государственного устройства и политические режимы. Форма показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов власти. Форма правления – это система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения друг с другом, порядок их образования.

Форма государственного устройства показывает территориальную структуру государства, отношение государства с его территориальными единицами.

Политический режим – это средства и методы осуществления государственной власти.

Основными формами правления являются монархия и республика. Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках одного человека (монарха); он осуществляет ее пожизненно, передавая по наследству. Признаки монархии: государственная власть осуществляется единолично, бессрочно, независимо от населения, передается по наследству.

Республика – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок; имеет место разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Виды республик: президентская, парламентская и смешанная (парламентско-президентская).

Президентская республика – президент является главой исполнительной власти (правительства) и главой государства. Парламентская республика – парламент является важнейшим из органов государственной власти, он формирует и контролирует правительство. Смешанная республика – правительство формируется и контролируется президентом и парламентом.

4. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства (как организована территория государства, из каких частей оно состоит), способ взаимоотношений между центральной и региональными властями.

Формы государственного устройства:

1) унитарное государство;

Унитарное государство – это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью (Дания, Швеция, Франция и др.).

Основные признаки унитарного государства:

1) единство территории;

2) единая для всей страны система органов государственной власти;

3) единое для всей страны гражданство;

4) единая система законодательства;

5) наличие одной общегосударственной конституции;

6) деление страны осуществляется только по административно-территориальному признаку и др.

Унитарные государства можно разделить на:

В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Последние могут принимать свои нормативные акты, однако, например, в Италии они утверждаются законом республики. Также они наделяются правом решать местные вопросы (профессионального обучения, туризма и гостиничного дела, сельского и лесного хозяйства и др.) Многие де-централизованные унитарные государства в науке принято считать находящимися в стадии перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства.

В централизованных унитарных государствах в административно-территориальных единицах нет выборных органов власти, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Руководители местных органов власти назначаются центральной властью. Таких стран немного (некоторые страны Африки и Азии).

Федерация – сложное государство, состоящее из государственных образований, имеющих признаки государства. Составные части федерации именуются субъектами, они имеют свои конституции или основные законы (в Российской Федерации – уставы областей, краев и автономий), свои высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), свои герб, флаг. Разграничение полномочий между субъектами и федерацией отражено в общефедеральной конституции.

3) смешанная (национально-территориальная).

Территориальная федерация – в основу разделения страны на субъекты положен территориальный признак. Как правило, это делается в больших государствах или государствах новых, где еще не успели сложиться национально-этнические группы, проживающие на определенной территории. Типичными примерами могут служить США, Бразилия, Мексика. История показывает, что такие страны более прочные и устойчивые.

Национальная федерация – разделение на субъекты производится по национальному признаку, т. е. на основе проживающих в государстве национальностей. Такие государства считаются непрочными (Республика Югославия).

Смешанные – в основу деления на субъекты положены и национальный, и территориальный признаки (в Российской Федерации 32 субъекта созданы по национальному признаку и 57 – по территориальному).

Конфедерация – временное неустойчивое образование, союз самостоятельных государств, образуемый для достижения каких-либо конкретных целей.

1) наличие у ее частей суверенитета и других признаков государства;

2) отсутствие единых высших органов власти или наделение их минимальной компетенцией;

3) право свободного выхода из такого государства.

5. Механизм государства. Органы государственной власти

Механизм государства – это система органов, через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть. Система органов базируется на общих принципах работы, которые, как правило, закреплены в конституции. К ним относятся: приоритет прав и свобод человека и гражданина, демократизм, разделение властей, законность, гласность, федерализм, профессионализм, сочетание единоначалия и коллегиальности, сочетание выборности и назначаемости.

Признаки механизма государства:

1) наличие особой группы людей, для которых управление является основным занятием, и за это они получают материальное вознаграждение;

2) наличие государственных органов, наделенных властными полномочиями;

3) единство, т. е. все органы, входящие в механизм государства, взаимосвязаны и являются частями одного целого;

4) все государственные органы выполняют функции государства;

5) иерархичность – построение системы органов по принципу пирамиды, где вышестоящие органы наделены большими полномочиями, чем нижестоящие;

6) работа государственных органов обеспечивается особым аппаратом принуждения;

7) государственный механизм обладает особыми материальными средствами, обеспечивающими его работу.

Структура государственного механизма:

1) государственные органы;

2) государственные учреждения;

3) государственные предприятия.

Орган государства – это юридически оформленное организационное хозяйственное звено государственного механизма, которое участвует в осуществлении конкретных функций, в связи с чем наделено властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1) является самостоятельным звеном государственного механизма, входит в единую систему государственных органов, имеет свои права и обязанности, закрепленные в правовых актах;

2) наделяется государством властными полномочиями для осуществления своей деятельности, в т. ч. полномочием применять меры принуждения;

3) имеет собственную компетенцию;

4) выполняет строго определенный круг задач;

5) образуется в установленном законом порядке;

6) имеет соответствующие материальные средства для решения стоящих перед ним задач.

Виды государственных органов. По признаку строения государства выделяются:

1) общефедеральные государственные органы, которые осуществляют свою деятельность на территории всей страны;

2) республиканские, которые действуют на территории соответствующего субъекта РФ;

3) местные, осуществляющие свою деятельность в городских, сельских поселениях.

По признаку разделения властей государственные органы делятся на:

1) законодательные – в России это Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (высшая палата) и Государственной Думы (нижняя палата – непосредственно принимает законы);

2) исполнительные – Правительство РФ, федеральные министерства, ведомства, государственные комитеты, службы и т. д.;

3) судебные – судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Во главе системы судов в Российской Федерации стоят Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

По срокам осуществления полномочий органы делятся на постоянно действующие и временно действующие.

По характеру компетенции делятся на: органы общей компетенции, имеющие широкий круг полномочий (Правительство РФ, Президент РФ и др.); и органы специальной компетенции, имеющие полномочия, ограниченные определенной сферой (Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения и др.).

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

Право – это система общеобязательных формально определенных юридических норм, которые выражают общечеловеческие и узкофункциональные интересы, устанавливаются либо санкционируются государством, охраняются от нарушения мерами государственного воздействия (в т. ч. и принудительного характера) и служат регулятором общественных отношений.

Основные признаки права:

1) волевой характер – право выражает государственную волю, а через нее – классовые, религиозные, общечеловеческие и иные интересы;

2) общеобязательность – нормы права обязательны к исполнению теми, кому они адресованы;

3) формальная определенность – нормы права конкретны, однозначны, четко сформулированы и закреплены в письменном виде;

4) связь с государством – правовые нормы принимаются только государством в лице специально уполномоченных им на то органов с соблюдением специальной процедуры;

5) охрана мерами государственного воздействия – в случае несоблюдения норм права возможно применение мер принудительного характера.

1) справедливость – правовые нормы должны быть близки к нормам морали и нравственности, укреплять справедливость в обществе;

2) равенство всех перед законом и судом – все члены общества независимо от материального состояния, социального положения, пола, расы, вероисповедания и т. д. признаются равными в правах и обязанностях;

3) единство прав и обязанностей – наряду с правами и свободами человека на последнего возлагаются и обязанности, которые для него обязательны. Невозможно существование права без обязанности и наоборот;

4) гуманизм – нормы права основываются на идее уважения к личности, ее правам и свободам;

5) демократизм – принадлежность власти народу, т. е. нормотворчество есть прерогатива прежде всего народа, которую он осуществляет через представительные органы; 6) сочетание убеждения и принуждения – нормы права обязательны к исполнению, которое достигается прежде всего мерами убеждения, однако если это не происходит, применяются меры принуждения. Источники права – это разнообразные правовые акты, закрепляющие юридические нормы.

Виды источников права:

1) правовой обычай – наиболее древний источник права, исторически сложившийся и содержащийся в сознании людей. Письменно не закреплен, но санкционирован и признается государством. В результате многократного применения данные обычаи входят в привычку людей. Иногда государство придает им силу закона – юридическую силу. Они влекут юридические последствия. Правовыми становятся только наиболее часто применяемые и общепризнанные обычаи;

2) юридический прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое впоследствии становится обязательным для всех судов при разрешении подобных дел. Распространен в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритании, США, Канаде и др.), где является основным источником права. В России не применяется;

3) нормативный договор – соглашение равноправных субъектов, содержащее юридические нормы, заключается добровольно, содержит нормы об ответственности за невыполнение или отступление от правил договора. Широко распространен в международном праве;

4) нормативный правовой акт – это изданный в особом порядке документ, принятый компетентным органом, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений. Является основным источником права в странах континентальной правовой системы. Нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Задать вопрос по правоведению