Помощь: Особенности выдачи займов небанковскими организациями

ОСОБЕННОСТИ ВЫДАЧИ ЗАЙМОВ НЕБАНКОВСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Вопрос о неотложном получении заемных денежных средств для использования в предпринимательской деятельности является насущным для многих субъектов хозяйствования. Однако быстро получить кредитные средства в банке удается не всегда, так как на получение и проверку банком всех необходимых документов и информации уходит значительное количество времени.

Выходом из такой ситуации может стать предоставление необходимых денежных средств не банком, а другим субъектом хозяйствования, не являющимся банковской организацией, посредством заключения договора займа.

В соответствии со ст.760 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Деятельность по выдаче займов субъектами предпринимательской деятельности не относится к банковской деятельности, которая подлежит лицензированию. Виды банковских операций перечислены в ст.14 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК), в числе которых указана операция «размещение привлеченных денежных средств физических и (или) юридических лиц на условиях возвратности, платности и срочности». Исходя из положений указанной статьи, предоставление организацией займа за счет средств, которые не являются привлеченными, не относится к банковской операции.

Неоднократное предоставление займов также не является банковской деятельностью, если эти займы предоставляются за счет собственных средств.

Предметом договора займа могут быть как деньги, так и иные движимые вещи, которые определяются родовыми признаками.

Рассмотрим заем, предметом которого являются денежные средства.

Договор займа является реальным договором. Он считается заключенным не с момента подписания его сторонами, а с момента передачи денег или других вещей, являющихся предметом займа.

Срок возврата займа

Одним из важных условий договора является определение срока возврата займа. Когда он четко установлен в договоре, вопросов не возникает. Если же срок возврата займа договором не определен, необходимо руководствоваться п.1 ст.763 ГК, согласно которому сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если срок возврата займа определен моментом востребования или иное не предусмотрено договором.

В некоторых случаях законодательством допускается досрочный возврат займа. Так, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно, если иное не предусмотрено договором, а вот сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно только с согласия займодавца (п.2 ст.763 ГК).

Сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет, если иное не предусмотрено договором займа.

Проценты по займу

В случае предоставления (получения) займа необходимо обратить внимание на то, что даже если стороны не оговорили начисление на сумму денежного займа процентов, последние должны будут начисляться и уплачиваться ежемесячно на основании ст.762 ГК в размере ставки рефинансирования Национального банка. Поэтому, если стороны желают, чтобы заем был беспроцентным, следует это прямо указать в договоре.

Заем может выдаваться заемщику на определенные цели. Условие о целевом использовании заемщиком полученных средств должно быть включено в договор займа. В этом случае заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием суммы займа. В случае невыполнения заемщиком условия договора займа о целевом использовании суммы займа, а также при нарушении обязанности обеспечить займодавцу возможность осуществления контроля за целевым использованием займа займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.

Ответственность за неисполнение обязательств по возврату займа

Согласно п.1 ст.764 ГК в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа (если иное не предусмотрено договором займа), на эту сумму подлежат уплате проценты в размере учетной ставки Национального банка на день возврата займа (вынесения решения суда) со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу (п.1 ст.366 ГК). Договором займа может быть предусмотрен иной размер процентов за несвоевременный возврат займа.

Пунктом 2 ст.764 ГК установлено, что если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь постановлением от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» разъяснил, что наряду с процентами, начисляемыми на основании ст.366 ГК, законодательством или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплачивать неустойку (пеню) за просрочку исполнения денежного обязательства.

Особенности договора займа, заключаемого государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах

Указом Президента РБ от 05.05.2006 № 296 (далее — Указ № 296) было утверждено Положение о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах (далее — Положение).

Положением регламентируется порядок предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах.

Действие Положения не распространяется на предоставляемые в установленном законодательством порядке:

— кредиты банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;

— займы физическим лицам, за исключением предусмотренных в подп.4.2 п.4 Положения.

Положением предусмотрено, что заем, предоставляемый в его рамках, должен быть обязательно целевым. В случае предоставления займа на пополнение собственных оборотных средств юридического лица в договоре займа указывается также направление его использования.

Договор займа, совершаемый указанной в Положении государственной организацией или хозяйственным обществом, подлежит обязательному согласованию с органами (лицами), в ведении которых находится (это относится прежде всего к республиканским государственным органам и органам местного управления) или в состав которых входит (относится к государственным объединениям, в т.ч. концернам) соответствующая государственная организация, либо с государственными органами, в чьем управлении находятся акции (доли) указанных хозяйственных обществ или юридических лиц государственной формы собственности, которые владеют акциями (долями) указанных хозяйственных обществ.

При этом в том случае, если акции (доли) находятся в управлении нескольких государственных органов (лиц), то договор займа согласуется с тем органом, который прямо или косвенно контролирует более 50% долей (акций), если же контроль над более 50% акций (долей) возникает лишь при «объединении усилий» нескольких государственных органов, — с каждым из таких органов.

Для согласования договора займа представляются следующие документы:

— обоснование в произвольной форме о необходимости заключения договора займа;

— подписанный сторонами в порядке, установленном законодательством, договор займа с указанием целей (направлений), на которые заем используется;

— отчет о прибыли и убытках на последнюю отчетную дату стороны, предоставляющей взаем финансовые ресурсы, а также стороны, их получающей;

— бизнес-план стороны, получающей взаем финансовые ресурсы, об использовании и возврате заемных средств.

Ответственность за нарушение порядка предоставления займов государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах

Наряду с гражданским законодательством Указ № 296, которым утверждено Положение, предусматривает следующие меры ответственности за нарушение порядка предоставления займов государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах:

— за использование денежных средств, подпадающих под действие Положения, на цели, не предусмотренные в договоре займа, предусмотрен штраф на должностных лиц юридических лиц в размере от 30 до 50 базовых величин;

— за нарушение порядка предоставления денежных средств взаем предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц юридических лиц в размере от 10 до 30 базовых величин в случае, если заем предоставляется с нарушением требований Положения;

— за несоблюдение сроков возврата денежных средств и (или) их нецелевое использование предусмотрен штраф на должностных лиц заемщиков в размере от 30 до 50 базовых величин.

Особенности договора займа, заключаемого между юридическими и физическими лицами — резидентами

Договоры займа могут заключаться между юридическими и физическими лицами. При этом займодавцем может быть как юридическое, так и физическое лицо. В обоих случаях заем может быть предоставлен как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке.

Выдача займа юридическим лицом физическому лицу наличными белорусскими рублями производится с текущего счета юридического лица через кассу банка. При этом следует учитывать, что банки в таком случае осуществляют предварительный и последующий контроль обоснованности выдачи наличных денег из касс банков. Письмом Нацбанка РБ от 30.09.1999 № 28-15/1936 был направлен банкам Примерный перечень сведений (документов), используемых банками для осуществления предварительного и последующего контроля обоснованности выдачи наличных денег из касс банков при проведении отдельных операций (далее — Примерный перечень).

Согласно п.9 Примерного перечня при предоставлении займа субъектом хозяйствования гражданам на потребительские нужды в банк представляются:

— копия решения субъекта хозяйствования о предоставлении займа;

— копия договора займа,

а также при необходимости:

— решение уполномоченного органа юридического лица о порядке и периодичности распределения прибыли, в т.ч. о порядке и периодичности распределения части (процента) прибыли, направляемой на выдачу займов работникам;

— расчет распределения прибыли;

— письменное подтверждение налогового органа о поступлении в доход бюджета соответствующих налогов с налогооблагаемой суммы прибыли или дохода в соответствующем периоде (расчет налога на прибыль нарастающим итогом с начала года; отчет о прибылях и убытках, заверенный налоговой инспекцией; баланс, заверенный налоговой инспекцией, — при условии распределения прибыли за год или в любой другой форме);

— аудиторское заключение о результатах проверки клиента.

Согласно БК банки самостоятельно определяют перечень сведений (документов), представляемых учреждению банка предприятием или индивидуальным предпринимателем. Указанный выше перечень является примерным, и в каждой конкретной ситуации список документов, которые необходимо представить банку, определяется банком индивидуально.

Заем может быть предоставлен физическому лицу в безналичном порядке. Физическое лицо для получения займа может открыть в банке текущий счет, на который будут перечислены заемные средства. При выдаче физическому лицу средств с этого счета банки, как правило, взимают комиссионное вознаграждение, предусмотренное тарифами банка.

В соответствии с п.41 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66, в случаях, установленных актами законодательства Республики Беларусь, при осуществлении кредитовых переводов в белорусских рублях в пользу физических лиц к платежному поручению прилагаются документы, служащие основанием для осуществления перевода. В данном случае это будет договор займа.

Юридическое лицо, предоставляющее заем, должно учитывать, что по общему правилу, установленному п.8 ст.20 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц», при выдаче физическим лицам займов и кредитов (за исключением займов и кредитов, выданных на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах) налоговыми агентами (кроме банков, выдающих кредиты на общих основаниях) налог исчисляется по ставке, установленной данным законом, и уплачивается в бюджет за счет средств налоговых агентов не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита. По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговому агенту путем уменьшения им перечисляемой суммы исчисленного и удержанного налога.

Возврат займа физическим лицом может осуществляться как в наличном, так и безналичном порядке.

В некоторых случаях законодательство устанавливает некоторые ограничения относительно порядка использования займа. Так, в п.5 Примерного положения о порядке и условиях предоставления организациями состоящим в штатах этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.03.2000 № 428, указано, что использование полученных сумм по займу производится только безналичным путем — перечислением на счета юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) по счетам-фактурам на получение товарно-материальных ценностей либо подрядным организациям на основании акта выполненных работ.

В том случае, когда займодавцем является физическое лицо (например, учредитель, желающий оказать финансовую помощь своему предприятию), заем также может быть предоставлен как в наличной, так и в безналичной форме.

В случае предоставления займа в наличной форме соответствующая сумма займа может быть внесена на счет юридического лица наличными через кассу банка (п.21 Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 31.10.2002 № 213). При этом согласно п.24 Примерного перечня в банк необходимо представить:

— копию договора займа, заключенного в предусмотренной законодательством форме;

— копию справки налогового органа о представлении декларации об объеме и источниках денежных средств в установленных законодательством случаях.

Согласно письму Нацбанка РБ от 30.09.1999 № 28-15/1936 платежи физических лиц, произведенные в безналичном порядке, могут быть возвращены только в безналичном порядке.

Наталья Рубахина, юрист

Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»

От редакции: С 20 сентября 2007 г. постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.10.2002 № 213 «Об утверждении Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь» на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.08.2007 № 166 утратило силу.

С 1 января 2008 г. в Закон Республики Беларусь от 21.12.1991 № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» на основании Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З внесены дополнения и изменения.

В постановление Совета Министров РБ от 30.03.2000 № 428 «О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства» на основании постановления Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1709 внесены изменения и дополнения.

С 30 мая 2008 г. в Положение о порядке и условиях предоставления организациями состоящим в штатах этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.03.2000 № 428 «О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства», на основании постановления Совета Министров РБ от 24.05.2008 № 739 внесены изменения и дополнения.

В Инструкцию о банковском переводе, утвержденную постановлением Правления Национального банка РБ от 29.03.2001 № 66, на основании постановления Правления Национального банка РБ от 13.08.2008 № 113 внесены изменения и дополнения.

В связи с поступающими вопросами о заключении договоров займа в иностранной валюте между физическими лицами управлением валютного регулирования Национального банка подготовлено специальное разъяснение

5 ноября 2003 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» № 226-З (далее – Закон), который разрешил в отношениях между физическими лицами – резидентами Республики Беларусь, не выступающими при проведении валютных операций в качестве индивидуальных предпринимателей (далее – физические лица – резиденты Республики Беларусь), использовать иностранную валюту, ценные бумаги в иностранной валюте и платежные документы в иностранной валюте в качестве предмета займа, возврата займов и процентов за пользование ими.

Также Законом разрешено использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в отношениях между физическими лицами – резидентами Республики Беларусь в случаях дарения (в том числе в виде пожертвований), а также отмены дарения, передачи на хранение и их возврата.

При этом вопрос использования иностранной валюты в качестве предмета договора займа между физическими лицами до вступления в силу Закона имел неоднозначную трактовку.

В целях установления единообразного подхода к данному вопросу Конституционным судом Республики Беларусь было возбуждено производство по делу «О соответствии Конституции Республики Беларусь пункта 3 статьи 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь», на котором был рассмотрен вопрос возможности использования иностранной валюты в качестве предмета договора займа.

Проанализировав соответствующие положения Конституции, Гражданского и Банковского кодексов, Закона и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, изучив материалы дела и судебную практику, Конституционный суд установил следующее.

В статье 760 Гражданского кодекса определены порядок заключения и условия договора займа. По этому договору одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Иностранная валюта и другие валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Республики Беларусь с соблюдением правил статей 141, 142 и 298 Гражданского кодекса.

Порядок и условия использования денег (валюты) на территории Республики Беларусь предусмотрены в статье 141 Гражданского кодекса. В ней установлено, что белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на территории страны, и что случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь определяются законодательством.

Согласно статье 142 Гражданского кодекса виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законодательством. Право собственности на валютные ценности защищается в Республике Беларусь на общих основаниях.

В статье 298 Гражданского кодекса предусмотрена возможность оплаты денежного обязательства в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. Использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством.

Положения, аналогичные указанным нормам гражданского законодательства, содержатся в статье 11 Банковского кодекса Республики Беларусь.

В целях определения случаев, порядка и условий совершения валютных операций, в том числе заключаемых договоров займа иностранной валюты физическими лицами – резидентами, Национальным банком Республики Беларусь были приняты соответствующие нормативные правовые акты. Под резидентами понимаются граждане (физические лица) Республики Беларусь, а также иностранные граждане (физические лица) и лица без гражданства (физические лица), имеющие вид на жительство в Республике Беларусь (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь.

Руководствуясь Конституцией и Законом «О конституционном Суде Республики Беларусь» Конституционный Суд решил признать пункт 3 статьи 760 Гражданского кодекса, в котором законодатель установил, что иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Республики Беларусь с соблюдением статей 141, 142 и 298 Кодекса, соответствующим Конституции Республики Беларусь.

Одновременно Конституционным Судом рассматривался вопрос о возможности придания обратной силы Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» применительно к правоотношениям, возникшим из договоров займа иностранной валюты между физическими лицами – резидентами.

Согласно статье 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Более того, в соответствии со статьей 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу, за исключением случаев, когда он не только смягчает или отменяет ответственность граждан, но и иным образом улучшает положение этих лиц.

В связи с изложенным, а также с учетом противоречивости, неопределенности норм, регулировавших правоотношения по договорам займа иностранной валюты между физическими лицами – резидентами, к указанным договорам, заключенным в соответствии с пунктом 3 статьи 760 Гражданского кодекса до вступления в силу Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», должны применяться положения статьи 11 данного Закона в отношении споров, которые находятся на рассмотрении в судах либо уже рассмотрены судами, но решения по которым не исполнены или исполнены частично.

Подводя итог можно повторно отметить следующее.

До вступления Закона в силу нормы нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной области, являлись противоречивыми и давали основания для неоднозначного их понимания и применения на практике.

В Законе, вступившем в силу 5 ноября 2003 г., установлены случаи, в которых допускается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций в отношениях между физическими лицами – резидентами. Одним из таких случаев является использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в качестве предмета займа, возврата займов и процентов за пользование ими.

Договора займа иностранной валюты, заключенные между физическими лицами до вступления в силу Закона и находящиеся на рассмотрении в судах либо уже рассмотрены судами, но решения по которым не исполнены или исполнены частично, признаются правомерными в соответствии со статьей 11 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Займы физическим лицам беларусь

по состоянию на 25 января 2005 года

>> . Однако при предоставлении подобного займа следует учитывать ограничения в форме его предоставления. Так, в п. 5 Примерного положения указано, что использование полученных сумм по займу производится только безналичным путем – перечислением на счета юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) по счетам-фактурам на получение товарно-материальных ценностей либо подрядным организациям на основании акта выполненных работ.

При предоставлении займа в иных случаях (например, когда заем не имеет целевого характера) законодательство не ограничивает механизмы его предоставления. В случае предоставления физическому лицу займа наличными белорусскими рублями юридическим лицом необходимо руководствоваться письмом Национального банка Республики Беларусь от 30.09.1999 № 28-15/1936, которым коммерческим банкам направлен Примерный перечень сведений (документов), используемых банками для осуществления предварительного и последующего контроля обоснованности выдачи наличных денег из касс банков при проведении отдельных операций (далее – Примерный перечень).

Согласно п. 9 Примерного перечня при предоставлении займа субъектом хозяйствования гражданам на потребительские нужды в банк представляются:

– копия решения субъекта хозяйствования о предоставлении займа;

– копия договора займа;

а также при необходимости:

– решение уполномоченного органа юридического лица о порядке и периодичности распределения прибыли, в том числе о порядке и периодичности распределения части (процента) прибыли, направляемой на выдачу займов работникам;

– расчет распределения прибыли;

– письменное подтверждение налогового органа о поступлении в доход бюджета соответствующих налогов с налогооблагаемой суммы прибыли или дохода в соответствующем периоде (расчет налога на прибыль нарастающим итогом с начала года, отчет о прибылях и убытках, заверенный налоговой инспекцией; баланс, заверенный налоговой инспекцией, – при условии распределения прибыли за год или в любой другой форме);

– аудиторское заключение о результатах проверки клиента.

Отметим, что указанный выше перечень является примерным и в каждой конкретной ситуации список документов, которые необходимо представить банку, должен определяться индивидуально. Полагаем, что, по общему правилу, достаточно представления в банк копии решения субъекта хозяйствования о предоставлении займа и копии договора займа.

Исходя из того что расчеты наличными не приветствуются белорусским законодательством, физическое лицо может открыть в банке текущий счет, и сумма займа будет перечислена на этот счет. Более того, согласно >> утратил силу Перечень документов, на основании которого совершаются операции по безналичному перечислению доходов на вкладные счета граждан, утвержденный приказом Минюста от 07.07.1998 № 180, Минфина от 07.07.1998 № 13-7/639, Нацбанка РБ от 08.07.1998 № 71 .

В настоящее время при перечислении денежных средств в пользу физических лиц следует руководствоваться >> , согласно которому при осуществлении кредитовых переводов белорусских рублей в пользу физических лиц в случае, если сторонами по переводу являются клиенты уполномоченных банков, к платежному поручению прилагаются в двух экземплярах копии документов, служащих основанием для проведения таких операций, в случае если необходимость их представления установлена актами законодательства Республики Беларусь. Однако в настоящее время ни один нормативный акт не указывает на то, что при предоставлении займа физическому лицу необходимо представлять в банк какие-либо документы.

При предоставлении займа физическому лицу путем зачисления денежных средств на его текущий счет следует знать, что при выдаче физическому лицу средств с этого счета банк взимет с него комиссионное вознаграждение, которое будет определяться в процентном отношении к сумме, снимаемой со счета.

Предоставляя заем юридическому лицу, следует учитывать, что по общему правилу, установленному >> (далее – Инструкция), при выдаче физическим лицам займов юридическими лицами (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выдающих займы не работающим в них физическим лицам или выдающих их на общих основаниях работающим в них физическим лицам) налог исчисляется на общих основаниях и вносится в бюджет за счет средств юридических лиц. При этом уплаченный юридическим лицом за счет собственных средств налог не уменьшает размера выданного физическому лицу займа.

Подоходный налог не удерживается в случаях, когда заем предоставляется лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилых помещений.

По мере погашения физическими лицами долга по ссудам, займам, кредитам ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившим его юридическим лицам. Возврат осуществляется юридическим лицом самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанной с доходов физических лиц, – в бюджет перечисляется сумма налога, уменьшенная на причитающуюся к возврату.

В марте 2002 года предприятие предоставило на три месяца заем своему работнику в размере 300 000 руб. на приобретение велосипеда. Возврат производился по 100 000 руб. каждый месяц.

В учете у предприятия выдача займа отразится:

Дебет 73 «Расчеты по предоставленным займам»Кредит 50

– 300 000 руб. – выдан работнику заем наличными;

Дебет 76Кредит 68

– 27 000 руб. – исчислен по совокупности с другими доходами подоходный налог, подлежащий перечислению за счет средств предприятия.

При предъявлении в учреждение банка чека на выдачу займа в промежуточные периоды между установленными сроками выдачи заработной платы платежные поручения на перечисление налога могут не представляться, и эти суммы налога перечисляются в установленные для нанимателей сроки в расчете за месяц при выдаче заработной платы за вторую половину месяца. Если сроки выдачи заработной платы не установлены, то платежные поручения на перечисление представляются в учреждение банка одновременно с представлением чека на получение денежных средств (п. 28 Инструкции).

Возврат займа может быть осуществлен наличными. Согласно п. 54 Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.07.2000 № 17.1 (по состоянию на 27.12.2000) (далее – Правила), учреждения банков осуществляют прием наличных денежных средств от физических лиц по платежам, вытекающим из гражданско-правовых отношений. При этом перечень случаев, приведенный в данном документе, не указывает на договор займа; он не является исчерпывающим, что позволяет говорить о возврате займа таким образом. Если же у физического лица есть текущий счет, то возможен возврат займа в безналичном порядке.

При возврате займа в учете будут сделаны записи:

Дебет 50Кредит 73 «Расчеты по предоставленным займам»

– 100 000 руб. – возвращена часть займа;

Дебет 68Кредит 76

– 9 000 руб. (27 000 / 3) – осуществлен возврат подоходного налога за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц.

В случае невозврата займа налог с полученных сумм подлежит уплате физическими лицами. После уплаты налога физическими лицами осуществляется возврат уплаченного юридическим лицом налога.

Получение займа от физического лица

Иногда юридическое лицо испытывает временные финансовые трудности, и его учредители либо иные лица хотят оказать ему помощь. Это возможно, в частности, посредством предоставления этими лицами займа соответствующему юридическому лицу.

В том случае, когда займодавцем является физическое лицо, соответствующая операция может проводиться следующим образом.

В соответствии с п. 54 Правил соответствующая сумма займа может быть внесена на счет юридического лица наличными через кассу банка. При этом согласно п. 24 Примерного перечня в банк необходимо будет представить:

– копию договора займа, заключенного в предусмотренной законодательством форме;

– копию справки налогового органа о представлении декларации об объеме и источниках денежных средств в установленных законодательством случаях.

Если же заем предоставлялся в безналичной форме (посредством перечисления с вкладного счета физического лица), он может быть возвращен в безналичном порядке. Ранее, согласно п. 17 Перечня документов, на основании которого совершаются операции по безналичному перечислению доходов на вкладные счета граждан, к платежному поручению в таком случае должны были прилагаться: копия договора займа, заключенного в предусмотренной законодательством форме; справка налогового органа, подтверждающая легальность происхождения денежных средств. Однако согласно действующему сегодня законодательству представление таких документов в банк не требуется.

Получение займа в иностранной валюте

Касаясь вопроса о возможности получения юридическим лицом займа в иностранной валюте от физического лица – резидента Республики Беларусь, отметим, что согласно >> предоставление гражданами-резидентами займов в иностранной валюте юридическим лицам – резидентам запрещается. Кроме того, запрещается осуществление физическими лицами платежей в иностранной валюте за субъектов хозяйствования, если иное не установлено законодательством.

В том случае, когда с займодавцем – физическим лицом заключается договор займа на сумму свыше 2 000 МЗП, то согласно >> при совершении такой сделки необходимо представить декларацию о доходах, а если по указанному займу выплачиваются проценты, необходимо будет удержать подоходный налог в соответствии с законодательством.

Займы физическим лицам беларусь

Электронный журнал
«Главный бухгалтер. Зарплата»
приветствует Вас!

Займы от физических лиц

На практике часто встречаются ситуации, связанные с недостаточностью оборотных денежных средств в организации. В таких случаях организация может привлекать займы, в т.ч. и от физических лиц. В статье рассматриваются хозяйственные операции, связанные с получением и погашением займов от физических лиц – резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

Из письма в редакцию:

«Физическое лицо, не являющееся работником нашей организации (резидент Республики Беларусь), предоставило организации беспроцентный заем для осуществления расчетов с поставщиками сроком на 6 месяцев. Заем был предоставлен 16 ноября 2015 г. в размере 35 738 000 руб., что эквивалентно 2 000 долл. США на дату предоставления (курс доллара на 16 ноября 2015 г. – 17 869 руб.).

Необходимо ли производить переоценку займа на последнюю дату каждого месяца до погашения займа? Подлежит ли обложению подоходным налогом разница между суммой погашения и суммой предоставления займа? Необходимо ли начислять взносы в ФСЗН и взносы по обязательному страхованию в Белгосстрах?

С уважением, бухгалтер Алла Константиновна»

Остановимся сначала на общих положениях, которыми необходимо руководствоваться при получении коммерческими организациями займов от физических лиц.

Коммерческие организации вправе привлекать денежные средства от физических лиц (одного или нескольких), не являющихся учредителями (участниками, собственниками имущества), но не более 2 раз в течение календарного месяца (подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций»).

По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК). Сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет, если иное не предусмотрено договором займа (ст. 763 ГК).

Условиями договоров займа можно предусмотреть возможность производить расчеты в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте (ст. 760 ГК). В этом случае сумма в белорусских рублях определяется по курсу Нацбанка Республики Беларусь на день платежа, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон (ст. 298 ГК).

Для отражения информации о расчетах по краткосрочным займам, полученным организацией на срок не более 12 месяцев, предназначен счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (п. 51 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).

В описанной Вами ситуации сумма займа выражена в белорусских рублях, поэтому ее пересчет в связи с изменением курса Нацбанка не производится (п. 3 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»). В связи с изменением курса Нацбанка сумма возврата займа отличается от поступившей суммы займа, т.е. возникают разницы, которые включают в состав доходов (расходов) по финансовой деятельности и учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (пп. 2, 15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).

Объектом обложения подоходным налогом являются доходы, полученные физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за ее пределами (ст. 152, 153 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Не признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные плательщиком в денежной или натуральной форме в погашение обязательств по договору займа без учета процентов, предусмотренных таким договором (подп. 2.20 п. 2 ст. 153 НК). Доходом физического лица признаются денежные средства, полученные свыше суммы предоставленного займа. При расчете подоходного налога в нашем случае налоговые вычеты не предоставляются, поскольку для физического лица организация не является местом основной работы и отсутствует заявление от физического лица на предоставление стандартных налоговых вычетов (ст. 164, 165 НК).

Удержание исчисленной суммы подоходного налога налоговый агент (организация) производит непосредственно из доходов физического лица при их фактической выплате. Перечисление в бюджет исчисленных и удержанных сумм подоходного налога осуществляется не позднее дня перечисления таких доходов (пп. 1, 8 ст. 175 НК).

Взносы в ФСЗН и взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах не исчисляют.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие у юридических лиц по договору гражданско-правового характера, если предметом гражданско-правового договора является оказание гражданином услуг, выполнение им работ и создание объектов интеллектуальной собственности (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»). В Вашей ситуации предметом договора является предоставление займа, следовательно, в рамках данного договора физическое лицо не подлежит обязательному государственному страхованию.

Жизнь и здоровье граждан, работающих на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных организацией, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 271, 272 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530). Таким образом, порядок начисления взносов в Белгосстрах аналогичен порядку начисления взносов в ФСЗН: поскольку по договору займа физическое лицо передает взаем денежные средства, страховые взносы в Белгосстрах не начисляются.

Пример 1

Расчеты с займодавцем при погашении займа в белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме займа в валюте

Беспроцентный краткосрочный заем получен от физического лица – гражданина Республики Беларусь, не являющегося работником организации. Заем поступил на расчетный счет организации. Сумма займа, предоставленного организации, составляет 35 738 000 руб., что на дату получения (16 ноября 2015 г.) эквивалентно 2 000 долл. США. По истечении 4 месяцев (16 марта 2016 г.) заем был возвращен. Курс доллара США на 16 марта 2016 г. – 20 675 руб. Возврат займа осуществлен 16 марта 2016 г., сумма займа на 16 марта 2016 г. составляет 41 350 000 руб.

В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи (см. табл. 1):

* Возникшие отрицательные разницы учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов на основании подп. 3.25 п. 3 ст. 129 НК. Такие расходы отражаются на дату погашения займа.

Сравним бухгалтерский учет займа в валюте.

Пример 2

Расчеты с займодавцем при погашении займа в валюте

Беспроцентный краткосрочный заем получен от физического лица, не являющегося гражданином Республики Беларусь и не работающего в организации. Заем поступил на валютный счет организации. Сумма займа, предоставленного организации, составляет 2 000 долл. США. По истечении 4 месяцев (16 марта 2016 г.) заем был возвращен. Курс доллара США:

– на 30.11.2015 – 18 153 руб.;

– на 31.12.2015 – 18 569 руб.;

– на 31.01.2016 – 20 823 руб.;

– на 29.02.2016 – 21 482 руб.;

– на 16.03.2016 – 20 675 руб.

Возврат займа осуществлен 16 марта 2016 г.

В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи (см. табл. 2):

Как видите, бухгалтерский учет займов в валюте и белорусских рублях в сумме, эквивалентной сумме займа в валюте, отличается.

Надеюсь, уважаемая Алла Константиновна, что я ответила на интересующие Вас вопросы и объяснила разницу между этими займами.

Искренне Ваша, Ольга Павловна

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного журнала «Главный Бухгалтер. Зарплата» в полном объеме!

Займы физическим лицам беларусь