Оглавление:

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г., 25 декабря 2008 г., 27 июля, 13 декабря 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 22, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 28 ноября 2015 г., 2 июня 2016 г., 3 апреля 2017 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

25 июня 1993 года.

Устанавливается право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации граждан РФ и лиц, не являющихся российскими гражданами.

Дается определение места пребывания и места жительства. Устанавливается регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства. Для граждан РФ сохраняется обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, однако отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства ограничивается только в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

Настоящий закон вводится в действие с 1 октября 1993 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., N 32, ст.1227

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 525-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 387-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2013 г., за исключением изменений в статью 7, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Регистрация граждан России по месту жительства и месту пребывания

Разделы:

Со времен крепостного права в России практически не существует реальной свободы передвижения и права на выбор места жительства для ее граждан. До революции 1917 года в России действовала жесткая паспортная система, исключавшая возможность свободного передвижения массы населения вне контроля со стороны властей.

Лишь в короткий постреволюционный период, в течение первых лет существования Советской власти в РСФСР и затем в СССР не выдавались паспорта, и граждане не подлежали принудительной прописке или регистрации, а их личность удостоверялась трудовыми книжками.

С 1 ноября 1920 года начинаются первые попытки паспортизации граждан – приказом Главного Управления Советской рабоче-крестьянской милиции НКВД утверждается «Инструкция о порядке выдачи паспортов и временных свидетельств». По этой инструкции паспорта выдавались лишь лицам, желающим их получить, а прописка или регистрация не требовалась.

Постановлением ВЦИК от 31 октября 1922 года был принят Гражданский кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 января 1923 года, в соответствии со ст. 5 которого каждый гражданин РСФСР и союзных советских республик получил право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать невоспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущества с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда.

Впервые указание на место жительства в удостоверении личности было закреплено Декретом ВЦИК и СНК от 20 июня 1923 года «Об удостоверении личности». При этом органам управления прямо воспрещалось требовать от граждан РСФСР обязательного предъявления паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории РСФСР.

Однако, Декрет СНК РСФСР от 28 апреля 1925 года «О прописке граждан в городских поселениях» установил правило, по которому каждое лицо, прибывшее на жительство в дом, находящийся в пределах городского поселения, хотя бы это жительство было временным, на срок более трех дней, обязано немедленно заявить о своем пребывании домовому управлению (владельцу или арендатору) дома, гостиницы или меблированных комнат, а последние обязаны в течение сорока восьми часов внести сведения о прибывшем в домовую книгу и зарегистрировать запись в соответствующем отделении милиции.

Затем в 1932 году было принято известное Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 27 декабря 1932 года № 1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Мотивацией принятия данного постановления было озвучено обеспечение лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов. Гражданам, меняющим место своего жительства было вменено в обязанность предъявлять свои паспорта через домоуправления для прописки в органах милиции не позднее 24 часов по прибытии на новое местожительство.

Еще более положение усугубилось в предвоенном 1940 году, когда Постановлением СНК СССР № 1667 от 10 сентября 1940 года «Об утверждении положения о паспортах» были практически закрепощены лишением права иметь паспорта колхозники и единоличники, временно работающие в период посевной или уборочной кампании в совхозах и МТС в пределах своего района. По-прежнему действовала норма, по которой граждане были обязаны прописать паспорт в 24 часа по прибытии на новое местожительство. Колхозники и приравненные к ним лица имели право прибывать в города своей области на срок до 5 суток, где были обязаны на этот период зарегистрироваться по месту проживания.

«Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства«.

Фактически паспорта выдавались в основном городскому населению, сельские жители имели возможность получить паспорт, но местная администрация зачастую всеми силами препятствовала оттоку с села рабочей силы.

При этом за нарушение правил прописки граждане подлежали привлечению к ответственности в виде штрафа до 100 рублей, а при повторном нарушении – уголовной ответственности в виде исправительно-трудовых работ сроком до шести месяцев или лишения свободы на срок до двух лет.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

  • Прописка на даче: за и против
  • Вся информация о порядке регистрации по месту пребывания – в разделе «Гражданство» нашей Домашней правовой энциклопедии

Исследования:

3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым была ужесточена ответственность за нарушения в сфере регистрации граждан по месту жительства. Результаты нашего опроса показывают, что с этим ужесточением могут столкнуться 43% граждан, которые не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства по независящим от них причинам.

15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В случае принятия законопроекта, данные поправки позволят россиянам зарегистрироваться по месту жительства в жилых домах, принадлежащих им на праве собственности и расположенных на садовых, дачных участках и землях сельскохозяйственного назначения.

Инфографика:

По оценкам ФМС РФ на территории России находится до 11 000 «резиновых» квартир, в которых зарегистрированы более 600 000 человек. При этом за 2011-2012 годы место своего проживания в России поменяли на другие регионы 7 609 500 человек. Какова статистика внутренней миграции населения, как и почему создаются «резиновые» квартиры и какое наказание установлено за фиктивную регистрацию, узнайте из нашей инфографики.

О регистрационном учете граждан

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Право или обязанность?

    Действующая редакция ст. 4 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» возлагает на местные администрации функции по регистрационному учету граждан в тех населенных пунктах, где нет территориальных органов федеральной миграционной службы. Между тем в задачи местного значения обеспечение органами местного самоуправления регистрационного учета граждан не входит. Соответственно возникает вопрос о правовой природе указанного полномочия: является ли осуществление регистрационного учета правом или обязанностью ОМСУ, нет ли здесь делегирования государственного полномочия, каковы основания для финансирования данной функции?

    Исполняемые органами местного самоуправления полномочия можно условно разделить на две группы — реализуемые в рамках обязанностей, возложенных на ОМСУ законом, и осуществляемые при реализации так называемых прав, то есть вопросов, решение которых добровольно взято на себя муниципалитетом. Как известно, к обязанностям органов местного самоуправления помимо решения вопросов местного значения относится также исполнение делегированных в установленном порядке государственных полномочий. Кроме обязанностей законодательство о местном самоуправлении также пре­дусматривает так называемые права на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений. Согласно ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе:

    • решать вопросы, прямо перечисленные в этих статьях;
    • участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами;
    • решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Предусмотрено правило о реализации указанных прав за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

    Из совокупного анализа указанных и других норм законодательства о местном самоуправлении, казалось бы, с очевидностью вытекает единственно возможный вывод о том, что по своей правовой природе рассматриваемая функция является государственным полномочием, так как посредством ее осуществления реализуется государственная задача регистрационного учета граждан. Это следует также из действующей редакции Закона № 5242-1, указывающего на полномочия местных администраций по регистрации граждан только в тех местах, где нет уполномоченного государственного органа, а также из Закона № 131-ФЗ, не содержащего в перечне вопросов местного значения указанной функции. Об этом прямо говорят другие нормы, в частности ч. 1 ст. 19 Закона № 131-ФЗ, согласно которой полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, считаются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

    Данный вывод подтверждается также тем, что согласно ст. 31 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в первоначальной редакции функции по регистрационному учету граждан с 1 января 2011 года должны были полностью исполнять территориальные органы Федеральной миграционной службы. Однако Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 358-ФЗ «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом „О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов“» указанный срок был перенесен на 1 января 2014 года.

    Однако если данная функция является делегированным государственным полномочием, то в отношении регистрационного учета должны действовать правила ч. 5 ст. 19 Закона № 131-ФЗ, которая предусматривает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Использование собственных финансовых ресурсов в этом случае осуществляется в дополнение к государственному финансированию и является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

    Вместе с тем Закон № 5242-1 не предусматривает порядка, объемов и источников финансирования осуществления местными администрациями функций регистрационного учета граждан и в этом смысле не соответствует требованиям указанных норм Закона № 131-ФЗ.

    Отказ от исполнения. Возмещение затрат

    Предусмотрена ли возможность невыполнения государственных полномочий, вмененных государством в обязанности муниципалитетов, но не переданных в установленном порядке? Часть 2 ст. 20 Закона № 131-ФЗ устанавливает возможность отказа органов местного самоуправления от исполнения отдельных государственных полномочий, переданных с нарушениями указанных требований, но только в случае признанного в судебном порядке несоответствия федеральных законов, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, указанным требованиям. Следует, однако, констатировать тот факт, что законодательство не содержит механизмов, позволяющих реализовать эту норму.

    Часть 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ устанавливает право органов местного самоуправления осуществлять за счет собственных средств расходы на осуществление полномочий, не переданных им в установленном порядке, но только если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Закон № 5242-1, как и другие федеральные законы, такой возможности в рассматриваемом случае не предусматривает. Из изложенного следует вывод о том, что местные администрации, осуществляя за счет местных бюджетов полномочия по регистрационному учету граждан, возложенные на них Законом № 5242-1, вынуждены нарушать требования Закона № 131-ФЗ. Вместе с тем законодательство до 1 января 2014 года не предусматривает механизмов устранения этого противоречия.

    Более того, по ряду вопросов, связанных с возложением на органы местного самоуправления государственных обязанностей без надлежащего финансирования, Конституционный суд РФ не признал факт передачи отдельных государственных полномочий и нарушения принципа самостоятельности муниципалитетов. Так, в Определении от 15 февраля 2005 г. № 58-О по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции», Конституционный суд подтвердил, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В связи с этим суд пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции РФ.

    Несмотря на этот не очень хороший для муниципалитетов вывод, суд указал, что возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. Таким образом, при наличии в законе закрепленного за муниципалитетами полномочия, не отнесенного к вопросам местного значения, следует признать его обязанностью, выполняемой за счет местного бюджета (впрочем, ниже приведена судебная практика по спорам о выполнении муниципалитетами функции регистрационного учета граждан по месту жительства с весьма разными позициями судов).

    К таким обязанностям можно отнести и некоторые другие полномочия, разбросанные по разным законам, но не отнесенные к вопросам местного значения. Те же проблемы возникают при реализации таких функций, как постановка на учет бесхозяйного имущества (ст. 225 ГК РФ), определение места и видов обязательных и исправительных работ (ст. 49, 50 УК РФ, ст. 25, 39 УИК РФ), согласование переустройства и перепланировки, ведение учета всех нуждающихся в жилье (ЖК РФ) и некоторых других.

    Выходом из сложившейся ситуации видится обращение муниципальных образований в суды с исками о возмещении затрат на исполнение указанных полномочий за счет федеральной казны. Данный вывод подтверждает сложившаяся судебная практика по возмещению затрат местных бюджетов на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями различных категорий служащих федерального уровня. Взыскивая указанные затраты, суды указывают, что, если федеральным законодательством не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации полномочий, возложенных законом, до надлежащего урегулирования этого вопроса взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа. Это основано на позиции Конституционного суда, который, не признавая неконституционными нормы федерального законодательства, обязывающие органы местного самоуправления выполнить предусмотренное федеральным законом полномочие, указывает на корреспондирующую обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы органа местного самоуправления, возникающие при осуществлении им этой обязанности (определения от 8 июля 2004 г. № 303-О, от 15 февраля 2005 г. № 58-О).

    Судебная практика

    Можно констатировать, что судебная практика демонстрирует разность подходов судов к оценке правовой природы полномочий по регистрации граждан по месту жительства. В основном суды признают обязанность органов местного самоуправления выполнять регистрацию, оценивая ее как функцию по исполнению государственной услуги. Рассмотрим, например, кассационное определение Хабаровского краевого суда от 11 февраля 2009 г. по делу № 33-582 по рассмотрению заявления о признании незаконным бездействия главы администрации Тополевского сельского поселения, выразившегося в необеспечении функций исполнения государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту жительства.

    Согласно п. 2 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

    В силу п. 4 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в РФ в органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными главами администраций должностными лицами. Вывод суда: ввиду того что в селе Тополево орган внутренних дел отсутствует, обязанность по регистрации граждан по месту жительства возложена на администрацию Тополевского сельского поселения.

    Другое дело связано с привлечением к налоговой ответственности за непредставление сведений о регистрации (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 сентября 2002 г. № А82-24/02-А/5). Налоговый орган наложил штраф на ОВД города Переславля-Залесского и Переславского района штраф за представление сведений о регистрации по месту жительства 65 физических лиц с нарушением установленного срока и в связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке обратился в арбитражный суд. Однако суд, основываясь на ст. 4 Закона № 5242-1, пришел к выводу о том, что органом, осуществившим регистрацию физических лиц по месту жительства, является Глебовская сельская администрация (полномочное лицо), и отказал истцу во взыскании штрафа.

    Однако позиция суда не всегда столь однозначна. Иной взгляд и толкование природы этого полномочия даны в решениях других судов по той же налоговой ситуации. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 18 октября 2005 г. № А35-1532/04-С3 указано, что ни Закон Курской области «О местном самоуправлении в Курской области», ни Положение об администрации муниципального образования Махновский сельсовет Суджанского района Курской области не содержат норм, предусматривающих компетенцию администрации по осуществлению государственной регистрации граждан по месту их жительства, а также определяющих источники финансирования расходов на осуществление указанной деятельности. Поэтому, подчеркивается в постановлении, администрацию нельзя рассматривать в качестве органа, осуществляющего в соответствии с действующим законодательством регистрацию граждан по месту жительства, несмотря на фактическое осуществление ею этих функций с превышением предоставленных администрации полномочий.

    Гораздо более аргументированной следует признать позицию, выраженную в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21 декабря 2010 г. по делу № А05-6441/2010. Ссылаясь на п. 3 ст. 20 Закона № 131-ФЗ, где указано, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, суд сделал вывод о недоказанности выделения администрации поселения денежных средств на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В результате налоговой инспекции было отказано в привлечении администрации к ответственности за нарушение срока представления сообщения о регистрации физического лица по месту жительства. Та же позиция содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2007 г. по делу № А26-6974/2006-28.

    Примечательно, что суд того же уровня в другом округе, наоборот, полностью игнорирует положения Закона № 131-ФЗ, ссылаясь на ст. 4 Закона № 5242-1 и положения Налогового кодекса, устанавливающие, что органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны в течение десяти дней сообщать о соответствующих фактах в налоговые органы (см. постановление ФАС Уральского округа от 4 сентября 2007 г. № Ф09-7217/07-С3 по делу № А50-670/07).

    Доводы нижестоящего суда об отсутствии доказательств передачи администрации муниципального образования полномочий по регистрации физических лиц по месту жительства от федерального органа исполнительной власти и выделения ей на эти цели финансовых средств суд счел ошибочными, указав, что данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии обязанности, установленной законодательством Российской Федерации.

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 313-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»

    Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

    Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

    Внести в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 50, ст. 7341) следующие изменения:

    1) часть вторую статьи 2 после слов «подобное учреждение,» дополнить словами «учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ,»;

    а) часть первую дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами»;

    б) часть вторую после слов «подобном учреждении» дополнить словами «, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ,»;

    в) дополнить новой частью третьей следующего содержания:

    «Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с абзацем четвертым статьи 7 настоящего Закона.»;

    г) часть третью считать частью четвертой;

    3) абзац четвертый статьи 7 после слова «свободы» дополнить словами «или принудительным работам».

    Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 12, ст. 1406; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 50, ст. 4847; 2005, N 14, ст. 1213; N 19, ст. 1754; 2006, N 15, ст. 1575; 2007, N 30, ст. 3756; N 31, ст. 4011; 2008, N 45, ст. 5140; N 49, ст. 5733; N 52, ст. 6216, 6226; 2009, N 23, ст. 2761; 2010, N 15, ст. 1742, 1752; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3870; N 50, ст. 7362; 2012, N 19, ст. 2279; N 49, ст. 6753) следующие изменения:

    1) часть третью статьи 60 4 дополнить словами «и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства)»;

    2) часть первую статьи 60 11 после слов «ведет учет осужденных к принудительным работам;» дополнить словами «осуществляет регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам граждан Российской Федерации или постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства;»;

    3) главу 11 дополнить статьей 81 1 следующего содержания:

    «Статья 81 1 . Регистрационный и миграционный учет по месту пребывания осужденных к лишению свободы

    1. Регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы граждан Российской Федерации, постановка на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляются администрацией соответствующего следственного изолятора или исправительного учреждения.

    2. Действия, указанные в части первой настоящей статьи, не осуществляются в отношении осужденных, содержащихся в транзитно-пересыльных пунктах при следовании к месту отбывания наказания либо при перемещении из одного места отбывания наказания в другое, а также осужденных, переведенных в следственные изоляторы из исправительных учреждений для участия в следственных действиях.».

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

    2. Пункт 3 статьи 1, пункты 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года.

    3. Положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении осуществления регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказание в виде принудительных работ, применяются с 1 января 2014 года.

    Разъясняем законодательство

    Внесены изменения в законодательство о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства

    В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

    Согласно статье 2 Закона место пребывания – это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно.

    Место жительства – это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    С 1 февраля 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», согласно которому указанный выше перечень мест пребывания дополняется учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в виде лишения свободы и принудительных работ.

    Новый Федеральный закон также вводит нормы, согласно которым регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства. Осуществление регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы и к принудительным работам возложено на администрацию соответствующего исправительного учреждения или исправительного центра.

    Снятие осужденных с регистрационного учета по месту жительства производится на основании вступившего в законную силу приговора.

    При снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства в связи с осуждением к лишению свободы либо к принудительным работам соответствующие документы могут быть представлены в регистрационный орган заинтересованными физическими и юридическими лицами.

    По действующему законодательству снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в связи с осуждением к лишению свободы или к принудительным работам не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма (ст. 71 Жилищного кодекса РФ).

    Вопросы регистрации и снятия с регистрационного учета регламентируются Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, а также Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 № 208.

    Закон о регистрации граждан 2012