Оглавление:

Закон СССР от 9 июля 1991 г. «Об особых гарантиях занятости и социальной поддержки военнослужащих, уволенных со службы без права на пенсию» (прекратил действие)

Закон СССР от 9 июля 1991 г.
«Об особых гарантиях занятости и социальной поддержки военнослужащих, уволенных со службы без права на пенсию»

Настоящий Закон фактически прекратил действие

Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) констатировано, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование

См. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

О введении в действие настоящего Закона см. постановление ВС СССР от 9 июля 1991 г.

Президент Союза Советских

Москва, Кремль. 9 июля 1991 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон определяет особые гарантии реализации права на труд, условия, нормы и порядок оказания социальной поддержки лиц, уволенных с военной службы без права на пенсию по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья.

Лица, уволенные со службы, имеют преимущественное право на трудоустройство. За указанной категорией граждан на период поиска работы, но не более чем на три месяца, сохраняется выплата оклада при условии их регистрации в течение 10 дней со дня постановки на воинский учет в государственной службе занятости.

Законом установлен размер пособия по безработице, а также размер стипендии, выплачиваемой в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению государственной службы занятости.

Закон СССР от 9 июля 1991 г. «Об особых гарантиях занятости и социальной поддержки военнослужащих, уволенных со службы без права на пенсию»

Настоящий Закон вводится в действие с 15 июля 1991 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и ВС СССР от 31 июля 1991 г., N 31, ст. 882

Настоящий Закон фактически прекратил действие

Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) констатировано, что СССР прекратил свое существование

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Законодательство СССР

За время своего существования СССР вел достаточно много войн, как на своей территории, так и на территории других государств. Для этих целей стране была нужна достаточно большая профессиональная армия. С целью привлечения в армию молодежи и квалифицированных кадров была развернута пропаганда военной службы и приняты ряд законов о правах и обязанностях военнослужащих.

Военная служба считалась очень престижной. Со школьной скамьи советский человек готовился стать защитником родины и считал это почетной обязанность. Руководство страны всячески проявляло заботу о военнослужащих. “…Партия воспитывает коммунистов, всех советских людей в духе постоянной готовности к защите социалистической отчизны, любви к своей армии. Она будет всесторонне способствовать дальнейшему развитию деятельности общественных оборонных организаций. Защита отечества, служба в Советских Вооруженных Силах — высокая и почетная обязанность советского гражданина…” Из программы Коммунистической партии Советского Союза “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”, Военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1977 г. С. 9-10.

Государство заботилось не только о военнослужащих, но и проявляло большую заботу о военно-патриотическом воспитании молодежи с целью подготовки кадров для службы в армии. Формирование точки зрения о престижности военной службы начиналось именно в школе. В школах и на предприятиях молодежь проходила начальную военную подготовку, положение о которой было утверждено министром обороны СССР 17 июня 1968 года.

Конечно, одним из основных законов, регламентирующих права и обязанности военнослужащих был закон СССР “О всеобщей воинской обязанности” от 12 октября 1967 года (глава VIII ст. 63 “…Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий военной службы, устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами Там же. С. 66…”).

Государство понимало необходимость повышения образовательного уровня военнослужащих и поэтому в то время существовало достаточно много нормативных актов, регламентирующих этот вопрос.

В этих целях и для реализации права военнослужащих на образование приказом Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4 было введено в действие “Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в вечерних и заочных высших и средних специальных гражданских учебных заведениях”.

Среднее военное и специальное образование в Вооруженных Силах осуществлялось через систему средних военно-учебных заведений. “Положение о средних военных училищах Вооруженных Сил СССР” было введено в действие приказом Министра обороны СССР от 8 мая 1962 года № 120.

В целях обеспечения возможности получения военнослужащими среднего военно-специального образования без отрыва от службы существовало “Положение об экстернате при военных училищах министерства обороны СССР” (приказ Министра обороны № 218 от 25 сентября 1974 года).

Военнослужащие также пользовались различными льготами в области образования. Так статья 43 Закона СССР “О всеобщей воинской обязанности” гласит: “…За лицами, призванными на действительную военную службу в период обучения в учебных заведениях, при увольнении в запас сохраняется право быть зачисленными для продолжения учебы в том учебном заведении и на том курсе, где они обучались до призыва на военную службу…” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”, Военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 62. Льготы установленные для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений распространялись и на военнослужащих обучающихся в этих учебных заведениях (приказ Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4). Согласно приказа Министра обороны СССР от 14 октября 1975 года № 245 льготы предоставлялись и военнослужащим обучающимся без отрыва от службы (работы) в общеобразовательных школах.

Военнослужащие имели льготы при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, прописанные в правилах приема в эти учебные заведения.

Такое многообразие нормативно-правовых актов, так или иначе регламентирующих вопрос об образовании военнослужащих, объясняется тем, что в армии потребовались образованные квалифицированные кадры. Естественно государство установило ряд льгот для военнослужащих в области образования.

Вопрос снабжения вещевым имуществом был прописан в “Положении о вещевом снабжении советской армии и военно-морского флота на мирное время” (приказ Министра обороны СССР № 60 от 12 марта 1971 года).

“Настоящим Положением определяется порядок вещевого снабжения воинских частей Советской Армии и Военно-Морского Флота…” Там же. С. 212, кроме того, в данном положении прописывалось, кто может пользоваться правом на вещевое довольствие и в чем оно (снабжение) заключается.

Один из самых актуальных вопросов, который стоял в нашем обществе во все времена — квартирный. Министерство обороны СССР не обошло его стороной. В Законе СССР “О всеобщей воинской обязанности” этому вопросу посвящены статьи 70-72: “Статья 70. За военнослужащими действительной срочной военной служб сохраняется жилая площадь, и они не могут быть исключены из списков очередности на получение жилой площади.

Статья 71. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, состоящие на действительной военной службе, и военнослужащие сверхсрочной службы оплачивают занимаемую ими жилую площадь по льготным ставкам согласно действующему законодательству.

Статья 72. Обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР…” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”, Военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 68

22 апреля 1965 года приказом Министра обороны СССР № 100 было введено “Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии советской армии и военно-морского флота”. Кроме того, продолжали действовать “Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и членов их семей”, утвержденный постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года и циркуляр Всесоюзного совета коммунального хозяйства при ЦИК СССР от 8 апреля 1936 года о порядке применения постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 17 апреля 1936 года “О ставках квартирной платы для военнослужащих кадрового командного и начальствующего состава, кадрового младшего командного и начальствующего состава сверхсрочной службы и кадрового рядового состава сверхсрочной службы РККА, пограничной и внутренней охраны НКВД Союза ССР”.

Как видно вопрос квартирного обеспечения регламентировался довольно большим количеством нормативно-правовых актов, но этот перечень далеко не полон. Существовал еще ряд постановлений СМ СССР так или иначе затрагивающих этот вопрос (“О расширении льгот инвалидам отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в великую отечественную войну”, “О размерах земельных участков и денежных ссуд, предоставляемых генералам, адмиралам и старшим офицерам для индивидуального строительства жилых домов” и т. д.).

Эти законодательные акты определяли льготы для различных категорий военнослужащих, размеры квартирной платы, размеры земельных участков, суммы ссуд на строительство жилых домов и другие вопросы, касающиеся квартирного обеспечения.

В вопросе медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей советское государство также установило ряд льгот. Существовали различные ведомственные инструкции и приказы, регламентирующие вопрос медицинского обеспечения. Примером может служить введенная в действие приказом Военного Министра СССР от 10 марта 1952 года № 20 “Инструкция о порядке отбора и направления военнослужащих, членов их семей, пенсионеров и вольнонаемного состава в санатории и дома отдыха военного министерства СССР”, определяющая кто из членов семей военнослужащих имел право на санаторное лечение, стоимость санаторных билетов (путевок) и порядок их оплаты.

Вопрос пенсии военнослужащих, регламентировался Законом СССР от 14 июля 1956 года “О государственных пенсиях”, постановлением СМ СССР от 2 января 1957 года № 1 “О пенсиях офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям”, “Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий”, утвержденным постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 года № 590, постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 “О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям” и др.

В этих нормативно-правовых актах определялись лица, имеющие право на государственное пенсионное обеспечение, порядок исчисления пенсий, порядок обращения за назначением пенсий, порядок исчисления выслуги лет на пенсию, порядок пересмотра ранее назначенной пенсии.

Военнослужащие армии СССР пользовались довольно большим перечнем льгот, и этот перечень периодически пополнялся. Так в марте 1965 года было принято постановление Совета Министров СССР № 140 “О расширении льгот инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну”, а в постановлении СМ СССР от 20 мая 1965 года № 401 было сказано: “Совет Министров СССР постановляет:

Распространить льготы, установленные постановлением Совета Министров СССР от 6 марта 1965 года № 140 для инвалидов Отечественной войны, на других инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте”. “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”, Военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 341

Таким образом, льготы распространялись не только на военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, но и на других военнослужащих, так или иначе получивших ранения или увечья при защите СССР.

Военнослужащие имели также ряд льгот по перевозкам. Закон СССР “О всеобщей воинской обязанности”: “Статья 68. Перевозка и обеспечение питанием в пути следования лиц, призванных на действительную военную службу и на сборы, а также уволенных их рядов Вооруженных Сил СССР по окончании действительной военной службы и сборов к месту жительства, производятся за счет государства.

Статья 69. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и их семьи, а также военнослужащие срочной службы при переездах по железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным путям сообщения пользуются льготами в соответствии с действующим законодательством…” “Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота”, Военное издательство министерства обороны СССР, Москва 1977 год. С. 67-68

Льготы по перевозкам были установлены “Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей”, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года. Этот кодекс устанавливал льготы по перевозкам и определял круг лиц, имеющих право на эти льготы.

Оплата воинских перевозок производилась в соответствии с инструкцией “О порядке учета, оформления и использования воинских перевозочных документов и оплате воинских перевозок”, введенной в действие приказом Министра обороны СССР от 15 сентября 1964 года № 200. Инструкция определяла, какие документы давали право на проезд и перевозку грузов, срок действия перевозочных документов, основания для получения перевозочных документов.

Закон о статусе военнослужащих в ссср

Правовой статус военнослужащих СССР

В соответствии со ст. 63 Закона СССР Закон “О всеобщей воинской обязанности ” от 12 октября 1967 г. //Ведомости Верховного Совета СССР,- 1967 г.,- № 42,- ст. 552 о всеобщей воинской обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут все обязанности граждан, предусмотренные Конституцией СССР. В то же время весьма важно положение, сформулированное в ч. 2 ст. 63 Закона о всеобщей воинской обязанности: “Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы, устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами”. Это положение является, по существу, юридическим основанием для распространения на военнослужащих и приравненных к ним лиц военного законодательства, т.е. комплекса правовых актов и норм, регулирующих специфические общественные отношения, возникающие по поводу комплектования Вооруженных Сил СССР, управления ими, прохождения военной службы, обеспечения военнослужащих различными видами довольствия и льготами, проведения мер по поддержанию в войсках на должном уровне воинской дисциплины и правопорядка, привлечения военнослужащих к юридической ответственности за совершение правонарушения.

К числу военно-правовых актов, содержащих такие нормы, относятся Закон СССР о всеобщей воинской обязанности; общевоинские уставы Положения о прохождении военной службы, о различных видах натурального и денежного довольствия военнослужащих, о льготах, пенсиях и пособиях военнослужащим и их семьям, законодательные акты о юридической ответственности военнослужащих. Очевидно, что вопросы, решаемые этими актами и нормами, охватывают весьма существенные стороны жизни, быта и деятельности военнослужащих и в значительной мере характеризуют их правовое положение. В результате, с одной стороны на военнослужащего распространяются нормы общего законодательства, и потому он обладает правами и несет обязанности граждан СССР вообще, а с другой — в отношении него действует специальное военное законодательство, которое в силу особенностей военной службы (в частности, ее обязательности принятия военнослужащими военной присяги, наличия у них персональных воинских званий, безусловности воинского повиновения, специфичности порядка защиты военнослужащими их личных прав, повышенной ответственности за правонарушения и др.) предусматривает для военнослужащих не только дополнительные права (например, на специальные льготы), но и неизбежно — дополнительные обязанности. Их исполнение нередко сопряжено и с допущением определенных изъятий из комплекса личных прав воина как гражданина, но лишь таких, которые объективно обусловлены спецификой военной организации, особым характером военной службы и не иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом. Внутренними потребностями военной службы вызываются, например, известные ограничения при реализации права на выбор рода занятий, на образование и отдых, подачу жалобы, на свободу передвижения и некоторых других общегражданских прав и свобод.

Такого рода ограничения не касаются политических прав и свобод военнослужащих, имеют временный характер (на период военной службы) и в какой-то мере компенсируются предоставлением военнослужащим установленных законом льгот.

Реализуя, например, свое конституционное право на выбор рода занятий при поступлении в военно-учебное заведение соответствующего профиля, военнослужащий вместе с тем не пользуется, в отличие от рабочего и служащего, безусловным правом на увольнение из Вооруженных Сил и даже из данной воинской части по собственному желанию.

Осуществляя свое право на образование, военнослужащие (кроме срочнослужащих) с разрешения командиров (начальников) могут поступать практически в любое гражданское высшее учебное заведение, но при условии, чтобы его профиль соответствовал (был родственным) военно-учетной специальности, а обучение в нем способствовало бы повышению уровня военных и специальных знаний.

Специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. Льготы, рассматриваемые как установленные законом преимущества, обусловлены трудностями и другими особенностями условий жизни, с которыми неизбежно сопряжена военная служба, особенно в настоящее время, когда предъявляются повышенные требования к качеству выполнения воинских обязанностей.

Предусмотренные военным законодательством компенсации обусловливаются связанными с военной службой обстоятельствами, вызывающими необходимость дополнительных материальных расходов со стороны военнослужащего, чрезмерных затрат его энергии, влекущих опасность определенного ухудшения здоровья.

Законодательством установлен специальный порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений; и жалоб военнослужащих. Суть его сводилась с одной стороны, к некоторым особенностям порядка реализации права на жалобу (установление исключительно административного порядка подачи жалобы).

Немало особенностей присуще и такому компоненту правового положения военнослужащих, как юридическая ответственность, Наиболее специфичными являются дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность.

Существенной особенностью статуса военнослужащих является и своеобразная система организационно-правовых гарантий реализации их прав и обязанностей. Эта система, в частности, включает такой характерный компонент, как уставная обязанность всех прямых начальников, с одной стороны, вникать в быт и нужды подчиненных и помогать им, а с другой — требовать от них соблюдения Конституции СССР и советских законов, точного и своевременного выполнения воинских уставов, служебных обязанностей, строго взыскивать с нерадивых. В свою очередь, подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, содействовать им в поддержании порядка и дисциплины.

Таким образом, нормы об общегражданских, в том числе конституционных правах и обязанностях военнослужащих существенно конкретизированы нормами военного законодательства, что позволяет говорить о статусе военнослужащих как об одном из специфических правовых статусов.

Нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих не охватываются какой-либо одной конкретной отраслью права, а принадлежат к специальной комплексной составной части советского военного законодательства. Поэтому нет оснований говорить об отраслевом характере правового статуса военнослужащих. Его целесообразней именовать специальным правовым статусом особого рода и выделить в нём следующие составные части: общую, относящуюся к правовому статусу любого гражданина СССР; специальную (совокупность военно-служебных прав и обязанностей); особенную (комплекс черт, характеризирующих правовое положение отдельных категорий военнослужащих); и единичную, т.е. включающую в себя особенности правового положения каждого конкретного военнослужащего.

Общегражданская часть статуса, ядром базы которой является совокупность соответствующих конституционных норм, основывается на общем законодательстве, а военно-служебная — на нормах военного законодательства. Но статус военнослужащего — не результат простого (механического) соединения первой части со второй. В рамках его имеет место диалектическое взаимодействие частей. Именно в силу такого взаимодействия конституционное или иное общегражданское право, свобода или обязанность военнослужащего, будучи конкретизированы нормами военного законодательства, в стадии реализации могут выступать в несколько измененном виде, учитывающим специфику их действия в Вооружённых Силах. Характерно, что само это изменение предопределено, прежде всего, нормами общего законодательства, главным образом ст. 62 и 63 Конституции СССР Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк истории Советской Конституции//- М., Политиздат, -1987.-с.335, установившими для советских граждан священный долг по защите Отечества и почетную обязанность — служить в рядах Вооружённых Сил. Коль скоро военнослужащий, в отличие от гражданского населения, непосредственно реализует этот долг и эту обязанность, для него возникают и определенные юридические последствия, влияющие на содержание правового статуса.

Таким образом, дальнейшее развитие правового статуса советских военнослужащих характеризовалось всё возрастающим и разноплановым учетом особенностей военной службы (в том числе в плане дифференциации самого статуса) при одновременном сохранении за военнослужащими основных конституционных, и иных общегражданских прав, свобод и обязанностей. Именно такое развитие этого важного правового института обеспечило его благотворное влияние на качество выполнения гражданами СССР воинской обязанности и гарантировало их общие с другими гражданами основные права и свобод.

Изучив права и свободы военнослужащего СССР, необходимо проанализировать и сравнить действующий Федеральный закон “О статусе военнослужащих ” с правами и свободами военнослужащих США.

Закон о статусе военнослужащих в ссср

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

О всеобщей воинской обязанности

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 февраля 1977 года N 5317-IX (Ведомости Верховного Совета СССР, N 9, 2 марта 1977 года, Ст.158);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1980 года N 3535-X (Ведомости Верховного Совета СССР, N 52, 24 декабря 1980 года, ст.1121) (введен в действие с 1 января 1982 года);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI (Ведомости Верховного Совета СССР, N 12, 20 марта 1985 года, Ст.199);

Вооруженные Силы СССР, созданные Коммунистической партией во главе с В.И.Лениным, прошли славный героический путь, отстояв в жестокой борьбе с врагами завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, свободу и независимость Советской Родины. Они надежно оберегают созидательный труд советского народа строителя коммунизма.

Глубокие социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни нашего общества, возросший уровень политического развития, общеобразовательной и технической подготовки советской молодежи, коренные изменения в оснащении войск новейшей боевой техникой и современным оружием предъявляют к воинской службе новые, повышенные требования.

Неиссякаемым источником силы и непобедимости Вооруженных Сил СССР являются руководство Коммунистической партии, неразрывное единство с народом, преимущества социалистического общественного строя, советский патриотизм и социалистический интернационализм. Воины Вооруженных Сил СССР окружены безграничной любовью и заботой советских людей.

Советское государство исходит из того, что, пока сохраняется империализм, будет оставаться опасность агрессивных войн.

В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность. Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1980 года N 3535-X.

Глава I. Основные положения

Глава I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(глава в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года

Статья 1. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность советских граждан.

Статья 2. Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 3. Все мужчины — граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.

Женщины — граждане СССР в возрасте от 19 до 40 лет, имеющие медицинскую или другую специальную подготовку, могут быть взяты в мирное время на воинский учет, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке на действительную военную службу (часть дополнительно включена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI).

В военное время по решению Совета Министров СССР женщины могут быть призваны в Вооруженные Силы СССР для несения вспомогательной или специальной службы (часть дополнительно включена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI).

Статья 4. Вооруженные Силы СССР состоят из Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск.

Статья 5. Воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР.

Статья 6. Граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе — военнообязанными.

Статья 7. Военнослужащие и военнообязанные принимают военную присягу на верность своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.

Статья 8. Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицерский состав.

Офицерский состав Вооруженных Сил СССР подразделяется на:

младший офицерский состав (от младшего лейтенанта до капитана включительно и им равные);

старший офицерский состав (от майора до полковника включительно и им равные);

высший офицерский состав (генералы, адмиралы и маршалы).

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков — состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

Статья 9. Каждому военнослужащему и военнообязанному присваивается соответствующее воинское звание.

Воинские звания устанавливаются Президиумом Верховного Совета СССР.

Порядок присвоения воинских званий рядовых (матросов), ефрейторов (старших матросов), сержантов и старшин определяется Министром обороны СССР.

Воинские звания прапорщиков, мичманов, младшего и старшего офицерского состава присваиваются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются:

генералов и адмиралов — Советом Министров СССР;

генералов армии, маршалов родов войск, адмиралов флота, главных маршалов родов войск, адмиралов флота Советского Союза, маршалов Советского Союза, Генералиссимуса Советского Союза — Президиумом Верховного Совета СССР.

Лица, имеющие воинские звания, кроме лиц высшего офицерского состава, могут быть лишены этих званий по приговору суда при осуждении за тяжкое преступление (часть в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI.

Ефрейторы (старшие матросы), сержанты (старшины), прапорщики и мичманы могут быть лишены воинских званий также в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР, младшие офицеры — Министром обороны СССР, а старшие офицеры — по решению Совета Министров СССР (часть в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI.

Снижение в воинском звании сержантов (старшин), младших и старших офицеров на одну ступень может производиться как мера дисциплинарного взыскания в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР.

Лица высшего офицерского состава могут быть снижены в воинских званиях или лишены воинских званий Советом Министров СССР или Президиумом Верховного Совета СССР (применительно к порядку присвоения воинских званий этим лицам).

Глава II. О действительной военной службе солдат, матросов, сержантов и старшин

Глава II
О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН

(глава в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года

Статья 10. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Статья 11. Граждане мужского пола, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могут быть приняты в эти учебные заведения по достижении ими 17-летнего возраста или если им исполняется 17 лет в год поступления на учебу.

Граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе и именуются курсантами. На них распространяются обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Статья 12. Курсанты военно-учебных заведений, отчисленные за плохую успеваемость, нежелание учиться или за недисциплинированность, если они до поступления в военно-учебные заведения не отслужили установленного срока действительной военной службы, направляются в воинские части для прохождения установленного срока действительной военной службы. При условии их безупречной службы в части не менее шести месяцев время обучения в военно-учебном заведении этим военнослужащим засчитывается в срок действительной военной службы в порядке, определяемом Министерством обороны СССР.

Статья 13. Сроки действительной военной службы устанавливаются следующие:

1) для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации Военно-Морского Флота — 2 года;

2) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения Военно-Морского Флота — 3 года;

3) для солдат, матросов, сержантов и старшин, имеющих высшее образование, — 1 год.

Порядок прохождения действительной срочной военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами определяется Министром обороны СССР в соответствии с настоящим Законом.
(Статья в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1989 года N 10290-XI.

Статья 14. Срок действительной военной службы исчисляется:

1) призванным в первой половине года — с 1 июля года призыва;

2) призванным во второй половине года — с 1 января года, следующего за годом призыва.

Начальный и конечный моменты состояния военнослужащих на действительной срочной военной службе определяются соответствующими положениями о прохождении действительной срочной военной службы.

Статья 15. Министру обороны СССР предоставляется право в случае необходимости:

1) задерживать военнослужащих на действительной военной службе на срок до двух месяцев сверх установленных сроков;

2) переводить военнослужащих из одного вида (рода войск) Вооруженных Сил СССР в другой с соответствующим изменением сроков службы.

На женщин, принятых в добровольном порядке на действительную военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, распространяются права и обязанности, вытекающие из условий действительной военной службы, установленные для военнослужащих сверхсрочной службы. Они и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей.

Глава III. О подготовке молодежи к службе в вооруженных силах СССР

Глава III
О ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР

(глава в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года

Статья 17. До призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы проводится начальная военная подготовка.

С учащейся молодежью начальная военная подготовка, включая подготовку по гражданской обороне, проводится в общеобразовательных школах (начиная с 9 класса), в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования штатными военными руководителями.

Юноши, не обучающиеся в дневных (очных) учебных заведениях, начальную военную подготовку проходят на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и колхозах.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений несут ответственность за то, чтобы все юноши допризывных и призывных возрастов проходили подготовку к действительной военной службе.

Статья 18. В учебных организациях ДОСААФ и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования ежегодно проводится подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР. Количество специалистов, подлежащих подготовке, устанавливается Советом Министров СССР, а перечень специальностей и программа их подготовки определяются Министерством обороны СССР. Для прохождения указанной подготовки привлекаются в установленном порядке юноши, достигшие 17-летнего возраста.

В городах подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР проводится без отрыва от производства. На период подготовки обучающимся юношам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего дня применительно к правилам, предусмотренным действующим законодательством для рабочих и служащих, обучающихся в школах рабочей молодежи, а на время подготовки и сдачи экзаменов им предоставляется отпуск продолжительностью 7-15 рабочих дней (в зависимости от специальности и объема учебных программ) с сохранением за ними среднего заработка по основному месту работы.

В сельских районах подготовка указанных специалистов может проводиться с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период. Перечень таких районов определяется Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов.

За призывниками, привлекаемыми к обучению с отрывом от производства, за все время обучения, включая время проезда к месту учебы и обратно, если это связано с выездом из места постоянного жительства, сохраняются место работы, занимаемая должность и выплачивается 50 процентов среднего заработка по месту работы. Колхозы, предприятия, учреждения и организации, в которых они постоянно работают, оплачивают расходы по найму жилья для призывников на период их сборов, а также стоимость проезда к месту учебы и обратно.

Посещение занятий призывниками, привлеченными военными комиссариатами для обучения военным специальностям, является обязательным.

Исчисление рабочим, служащим и колхозникам среднего заработка указанного в настоящей и других статьях Закона, производится в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Начальная военная подготовка и подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР осуществляются под руководством Министерства обороны СССР. Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов, районов, поселков и сел, руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов, соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства совместно с Министерством обороны СССР и ЦК ДОСААФ СССР создают необходимую учебно-материальную базу, обеспечивают подбор и подготовку военных руководителей для начальной военной подготовки, осуществляют контроль за ее организацией и проведением.

Статья 20. Для подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР и проведения очередных призывов на действительную военную службу территория СССР разделяется на районные (городские) призывные участки.

Статья 21. К призывным участкам ежегодно, в течение января марта, приписываются граждане, которым в год приписки исполняется 17 лет.

Министерству обороны СССР предоставляется право переносить сроки приписки граждан к призывным участкам в местностях, где явка граждан на приписку в указанные сроки и по климатическим условиям затруднена.

Приписка производится районными (городскими) военными комиссариатами по месту постоянного или временного жительства, о чем приписанному выдается специальное свидетельство.

Медицинское освидетельствование граждан, приписываемых к призывным участкам, производится врачами, выделяемыми по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов из местных лечебных учреждений в распоряжение районных (городских) военных комиссариатов.

Домоуправления (жилищно-эксплуатационные конторы, комендатуры), домовладельцы, военно-учетные столы при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, отделы кадров предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений ежегодно в сроки, устанавливаемые Министерством обороны СССР, представляют в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты списки юношей, подлежащих приписке к призывным участкам.

Статья 22. Для приписки к призывному участку граждане, подлежащие приписке, обязаны явиться в военный комиссариат в срок, установленный приказом военного комиссара, и предъявить документы, указанные в приказе. Перечень документов, представляемых допризывниками, устанавливается Министерством обороны СССР.

Граждане, приписанные к призывным участкам, именуются призывниками.

Глава IV. О призыве на действительную военную службу

Глава IV
О ПРИЗЫВЕ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

(глава в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года

Статья 23. Призыв граждан на действительную военную службу проводится ежегодно повсеместно два раза в год (в мае — июне и в ноябре — декабре, а в войска, расположенные в отдаленных и некоторых других местностях, кроме того, в апреле и октябре) по приказу Министра обороны СССР. Количество граждан, подлежащих призыву, устанавливается Советом Министров СССР.

Точные сроки явки граждан на призывные участки определяются приказами районных (городских) военных комиссаров.

Статья 24. По объявлении приказа о призыве на действительную военную службу каждый призывник обязан явиться точно в срок, указанный в приказе военного комиссара, на призывной участок, к которому он приписан по месту жительства.

Призывники, временно выехавшие с места постоянного жительства, при объявлении призыва на действительную военную службу обязаны незамедлительно явиться в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений обязаны освободить призывников от работы (учебы) на время, необходимое для призыва, отозвать призывников из командировок и обеспечить своевременную явку их на призывной участок.

Перемена призывного участка допускается с 1 января до 1 апреля и с 1 июля до 1 октября. В другое время года перемена призывного участка может быть допущена только в случае, если призывник:

1) переведен администрацией на работу в другую местность;

2) переехал на новое место жительства в составе семьи либо в связи с получением жилой площади;

3) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направляется на работу.

Призывник обязан представить в военный комиссариат документ, подтверждающий необходимость перемены призывного участка в период с 1 апреля по 1 июля и с 1 октября по 1 января.

Статья 25. От явки на призывные участки по приказу военных комиссаров никто не освобождается.

Уважительными причинами неявки на призывные участки в установленный приказом срок признаются:

1) болезнь призывника, которая согласно медицинскому свидетельству лишила призывника возможности личной явки на призывной участок;

2) препятствия стихийного характера, причем невозможность своевременной явки должна быть удостоверена исполнительным комитетом Совета народных депутатов или органом внутренних дел по месту жительства призывника.

Статья 26. Призыву на действительную военную службу не подлежат лица, отбывающие уголовное наказание, а также лица, в отношении которых ведется дознание либо следствие, или уголовное дело рассматривается судом.

Статья 27. Для проведения призыва граждан на действительную военную службу в районах (городах) создаются призывные комиссии в следующем составе:

председатель комиссии — районный (городской) военный комиссар;

заместитель председателя или член исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, представители районного (городского) комитета КПСС, районного (городского) комитета ВЛКСМ, начальник или заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и врач, организующий работу медицинского персонала.

Персональный состав районной (городской) призывной комиссии утверждается исполнительным комитетом районного, районного в городе, городского Совета народных депутатов.

На районные (городские) призывные комиссии возлагается:

1) организация медицинского освидетельствования призывников;

2) принятие решения о призыве на действительную военную службу и предназначении призванных по видам Вооруженных Сил СССР и родам войск;

3) предоставление отсрочек от призыва в соответствии с настоящим Законом;

4) освобождение от воинской обязанности призывников в связи с наличием у них заболеваний или физических недостатков, предусмотренных Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах СССР, утверждаемым Министром обороны СССР;

5) изучение кандидатов, изъявивших желание поступить в военно-учебные заведения, и принятие решений о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе этим лицам в направлении их на учебу.

Решения районной (городской) призывной комиссии принимаются большинством голосов.

Статья 28. Для руководства районными (городскими) призывными комиссиями и контроля за их деятельностью в союзных республиках, не имеющих областного деления, в автономных республиках, краях, областях, автономных областях и автономных округах создаются соответствующие призывные комиссии в следующем составе:

председатель комиссии — военный комиссар союзной или автономной республики, краевой, областной военный комиссар, военный комиссар автономной области или автономного округа;

в призывных комиссиях союзных и автономных республик заместитель председателя Совета Министров республики, представители от республиканских партийных, профсоюзных и комсомольских органов, заместитель министра внутренних дел республики и врачи, выделяемые из местных лечебных учреждений по указанию Совета Министров республики;

в краевых, областных призывных комиссиях, призывных комиссиях автономных областей и автономных округов — заместитель председателя исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, представители от краевых, областных или окружных партийных, профсоюзных и комсомольских органов, заместитель начальника управления внутренних дел исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов или заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел исполнительного комитета Совета народных депутатов автономной области, автономного округа и врачи, выделяемые из местных лечебных учреждений по указанию исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов или исполнительного комитета Совета народных депутатов автономной области, автономного округа.

Персональный состав призывных комиссий союзных и автономных республик утверждается Советами Министров республик, а состав краевых, областных призывных комиссий, призывных комиссий автономных областей и автономных округов — исполнительными комитетами соответствующих Советов народных депутатов.

На эти комиссии также возлагается рассмотрение жалоб призываемых граждан и других лиц на неправильные действия районных (городских) призывных комиссий.

Жалоба призывника и других лиц на решение районной (городской) призывной комиссии не приостанавливает выполнения этого решения.

Решения призывных комиссий союзных и автономных республик, краевых, областных призывных комиссий, призывных комиссий автономных областей и автономных округов по жалобам являются окончательными.

Статья 29. Все призываемые подвергаются медицинскому освидетельствованию, производимому врачами (хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом и при необходимости врачами других специальностей), выделяемыми из местных лечебных учреждений.

В соответствии с результатами медицинского освидетельствования районная (городская) призывная комиссия выносит решение, с объявлением его призываемому:

1) о годности к действительной военной службе;

2) о временной негодности к действительной военной службе по болезни, с предоставлением отсрочки для лечения на срок не более одного года;

3) о полной негодности к действительной военной службе при наличии у призываемого заболеваний или физических недостатков, препятствующих несению действительной военной службы.

Статья 30. Члены призывных комиссий должны строго соблюдать требования закона. За допущение недобросовестного или пристрастного отношения к делу при решении вопросов о призыве на действительную военную службу или предоставление незаконной отсрочки от призыва члены призывной комиссии и врачи, участвующие в освидетельствовании призывников, а также другие лица, допустившие злоупотребления, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 31. Граждане, призванные на действительную военную службу, обязаны явиться в воинские части в собственной исправной одежде и обуви. После зачисления в списки воинских частей им выдается военное обмундирование по установленным нормам. Собственная одежда призванных отправляется по указанным ими адресам воинскими частями бесплатными почтовыми посылками.

Статья 32. Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов обязаны:

1) для проведения приписки граждан к призывным участкам, их призыва на действительную военную службу и отправки призванных в воинские части, а также проведения учебных мероприятий (сборов) с призывниками и военнообязанными и их медицинского освидетельствования обеспечивать военные комиссариаты оборудованными призывными (сборными) пунктами, специально приспособленными для этой работы, и выделять необходимое количество врачей, технических работников и лиц обслуживающего персонала;

2) принимать меры к обеспечению организованной явки граждан в военные комиссариаты для проведения приписки к призывным участкам, призыва на действительную военную службу и выделять для этих целей необходимый транспорт;

3) организовывать торжественные проводы призванных на действительную военную службу;

4) проявлять заботу о семьях призванных на действительную военную службу и принимать меры к строгому соблюдению действующего законодательства о льготах и пособиях для этих семей. Не позднее месячного срока с момента обращения трудоустраивать жен, мужья которых призваны на действительную военную службу, и в этот же срок устраивать их детей в имеющиеся детские ясли и сады, независимо от ведомственной принадлежности этих детских учреждений.

Статья 33. За членами призывных комиссий, врачами, техническими работниками и лицами обслуживающего персонала, выделяемыми для работы на призывных участках во время приписки и призыва граждан на действительную военную службу, а также для отправки призванных в воинские части, за все время выполнения этих обязанностей сохраняется средний заработок по месту работы.

Если выполнение указанными лицами своих обязанностей связано с выездом из места постоянного жительства, то им военными комиссариатами возмещаются расходы по проезду от места жительства до места работы и обратно и по найму жилого помещения, а также выплачиваются суточные по нормам, установленным для служебных командировок.

Глава V. Об отсрочках от призыва на действительную военную службу

Глава V
ОБ ОТСРОЧКАХ ОТ ПРИЗЫВА
НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

(глава в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года

Статья 34. Отсрочка от призыва на действительную военную службу по семейному положению предоставляется тем из призываемых, которые имеют на своем иждивении:

1) нетрудоспособных отца и мать или одиноких нетрудоспособных отца или мать, если они не имеют других трудоспособных лиц, обязанных в соответствии с действующим законодательством доставлять им содержание, независимо от того, проживают они вместе с родителями или отдельно.

Нетрудоспособными родителями считаются:

отец старше 60 лет и мать старше 55 лет;

отец и мать-инвалиды первой или второй группы, независимо от возраста;

2) двух или более детей или жену — инвалида первой или второй группы;

3) одинокую трудоспособную мать с двумя или более детьми в возрасте до 8 лет, которая не имеет других трудоспособных детей, обязанных согласно действующему законодательству доставлять матери содержание, независимо от того, проживают они вместе с матерью или отдельно;

4) одного или более родных братьев и сестер в возрасте до 16 лет либо старше 16 лет, но являющихся инвалидами первой или второй группы, при отсутствии у них других лиц, могущих взять их на содержание, а также при отсутствии возможности определить братьев или сестер в детские дома, интернаты или специальные лечебные учреждения.

Если призываемый, в связи со смертью родителей, их длительной болезнью или по другим уважительным причинам, в течение не менее 5 лет находился на иждивении других лиц, то в этом случае призываемому предоставляется отсрочка на условиях, предусмотренных настоящей статьей.

Отсрочка по семейному положению может предоставляться призывникам до 27-летнего возраста. Если они к 27-летнему возрасту не потеряют право на отсрочку, то в мирное время эти лица освобождаются от действительной военной службы и зачисляются в запас.

Статья 35. Отсрочка от призыва на действительную военную службу для продолжения образования предоставляется:

1) студентам дневных (очных) высших учебных заведений. Лица, отчисленные из вузов за неуспеваемость, нежелание учиться или за недисциплинированность, теряют право на повторную отсрочку для продолжения образования (пункт в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1989 года N 10290-XI;

2) учащимся средних общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, включая вечерние и заочные, до их окончания, но не старше 20 лет, если они до поступления в средние специальные учебные заведения не имели среднего образования;

3) учащимся дневных (очных) средних специальных учебных заведений, занимающимся по программе подготовки офицеров запаса, включенных в перечень, утверждаемый Советом Министров СССР по представлению Госплана СССР и Министерства обороны СССР.

Статья 36. Отсрочка от призыва на действительную военную службу по состоянию здоровья предоставляется юношам, признанным временно негодными к действительной военной службе по болезни.

Отсрочка от призыва по болезни может предоставляться в течение трех лет, после чего, в зависимости от состояния здоровья, граждане, получившие отсрочку, или призываются на действительную военную службу, или признаются вовсе негодными к действительной военной службе и исключаются с воинского учета, или зачисляются в запас с последующим их периодическим медицинским переосвидетельствованием до достижения ими 27-летнего возраста. Не достигшие этого возраста лица, состоящие в запасе Вооруженных Сил СССР, признанные при медицинском переосвидетельствовании годными к действительной военной службе в мирное время, могут быть по приказу Министра обороны СССР призваны на действительную военную службу на общих основаниях.

Статья 37. Совету Министров СССР предоставляется право, в случаях особой необходимости, определять категории граждан, которым могут предоставляться отсрочки от призыва на действительную военную службу по иным основаниям.

Статья 38. Отсрочка от призыва на действительную военную службу по причинам, указанным в статьях 34, 35 и 36 настоящего Закона, предоставляется решением районной (городской) призывной комиссии.

Призывники, получившие отсрочку от призыва для продолжения образования, а также не призванные по различным причинам в Вооруженные Силы СССР в установленные сроки, призываются на действительную военную службу до достижения ими 27-летнего возраста.

Глава VI. Об увольнении из рядов вооруженных сил СССР и о запасе солдат, матросов, сержантов и старшин

Глава VI
ОБ УВОЛЬНЕНИИ ИЗ РЯДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР
И О ЗАПАСЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН

(глава в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года

Статья 39. Военнослужащие, выслужившие установленные настоящим Законом сроки действительной военной службы, увольняются из рядов Вооруженных Сил СССР в запас.

Увольнение солдат, матросов, сержантов и старшин проводится командиром воинской части на основании приказа Министра обороны СССР в сроки, устанавливаемые Советом Министров СССР.

Министерству обороны СССР разрешается принимать в добровольном порядке на действительную сверхсрочную военную службу солдат, матросов сержантов и старшин, увольняемых в запас, а также состоящих в запасе. Перечень должностей, подлежащих замещению этими лицами, и порядок прохождения ими действительной сверхсрочной военной службы определяются Министром обороны СССР

Статья 40. Военнослужащие, состоящие на действительной военной службе, могут быть уволены в запас досрочно, если они военно-врачебными комиссиями признаны по состоянию здоровья негодными для дальнейшего прохождения действительной военной службы.

Военнослужащие, у которых в результате изменения семейного положения в период прохождения действительной военной службы возникло в соответствии со статьей 34 настоящего Закона право на отсрочку от призыва, увольняются в запас.

Порядок увольнения таких лиц в запас устанавливается Министром обороны СССР.

Статья 41. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам, отбывавшим наказание в дисциплинарных частях, время отбытия наказания в срок действительной военной службы не засчитывается.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной части, при условии его безупречной службы время пребывания в дисциплинарной части может быть в установленном порядке засчитано в срок действительной военной службы.

Статья 42. Военнослужащие, увольняемые с действительной военной службы, обеспечиваются исправным военным обмундированием по перечню, устанавливаемому Министром обороны СССР.

Статья 43. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений обязаны предоставлять уволенным в запас военнослужащим срочной и сверхсрочной службы с учетом их специальности работу не позднее месячного срока со дня обращения. За лицами, призванными на действительную военную службу в период обучения в учебных заведениях, при увольнении в запас сохраняется право быть зачисленными для продолжения учебы в том учебном заведении и на том курсе, где они обучались до призыва на действительную военную службу, а за лицами, работавшими до призыва на предприятиях, в учреждениях или организациях, сохраняется право поступления на работу на то же предприятие, в учреждение или организацию на условиях, предусмотренных в настоящей статье.

Военнослужащие, уволенные с действительной военной службы, пользуются преимуществами при поступлении в высшие учебные заведения, а принятые на прежнее место работы — имеют право на получение материальной помощи на первоначальное обзаведение. Порядок предоставления этих льгот устанавливается Советом Министров СССР.

Статья 44. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам, имеющим высшее или среднее образование, прошедшим учебные сборы и выдержавшим установленные испытания перед окончанием действительной военной службы, при увольнении в запас присваивается офицерское звание. Сроки и порядок сдачи испытаний устанавливаются Министром обороны СССР.

Лица, которым при увольнении в запас не были присвоены офицерские звания, могут привлекаться на учебные сборы военнообязанных для подготовки офицеров запаса.
(Статья в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1989 года N 10290-XI.

Статья 45. Военнослужащие, уволенные из рядов Вооруженных Сил СССР, по прибытии к месту жительства обязаны в трехдневный срок явиться в военный комиссариат для зачисления на воинский учет.

Лица, зачисленные в запас, периодически подвергаются медицинскому освидетельствованию врачебными комиссиями, создаваемыми для этой цели при районных (городских) военных комиссариатах. Врачи и другой необходимый медицинский персонал выделяются для участия в работе этих комиссий из лечебных учреждений исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов.

За лицами медицинского персонала, привлекаемыми к работе в указанных комиссиях, сохраняется средний заработок по месту работы.

Статья 46. Солдаты, матросы, сержанты и старшины состоят в запасе Вооруженных Сил СССР:

1) мужчины — до 50-летнего возраста;

2) женщины, принятые на воинский учет согласно статье 3 настоящего Закона,- до 40-летнего возраста (пункт в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI.

Статья 47. Запас Вооруженных Сил СССР делится на две категории — первую и вторую.

К запасу первой категории относятся военнообязанные, прослужившие на действительной военной службе не менее одного года, а участники боевых действий по защите СССР — независимо от срока службы.

К запасу второй категории относятся военнообязанные, прослужившие на действительной военной службе менее одного года, а также военнообязанные, не призывавшиеся по разным причинам на действительную военную службу.

Военнообязанные запаса второй категории, прошедшие учебные сборы общей продолжительностью не менее 12 месяцев, переводятся в запас первой категории.

Женщины, принятые на воинский учет согласно статье 3 настоящего Закона, состоят в запасе второй категории (часть в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI.

Статья 48. Запас первой и второй категории делится по возрастному признаку на три разряда каждый:

первый разряд — до 35-летнего возраста;

второй разряд — до 45-летнего возраста;

третий разряд — до 50-летнего возраста.

Статья 49. Военнообязанные, зачисленные в запас первого разряда первой категории, за время состояния в запасе первого разряда призываются на учебные сборы до четырех раз на срок до трех месяцев каждый раз.

Статья 50. Военнообязанные, зачисленные в запас первого разряда второй категории, за время состояния в запасе первого разряда призываются на учебные сборы до шести раз на срок до трех месяцев каждый раз.

Статья 51. Солдаты, матросы, сержанты и старшины запаса первого разряда, подготавливаемые на должности офицеров, призываются на учебный сбор на срок три месяца.

Выдержавшие испытания на офицерское звание проходят дальнейшую службу в запасе на общих основаниях с офицерами запаса. Время пребывания их на учебных сборах до присвоения офицерского звания засчитывается в сроки прохождения учебных сборов офицерами запаса.

Статья 52. Летный состав запаса первого разряда, кроме прохождения учебных сборов, предусмотренных статьями 49-51 настоящего Закона, за время состояния в запасе первого разряда призывается также на учебные сборы для летной тренировки до 5 раз по 40 дней.

Статья 53. Военнообязанные, зачисленные в запас второго разряда, призываются на учебные сборы 1-2 раза на срок до двух месяцев каждый раз.

Статья 54. Военнообязанные, зачисленные в запас третьего разряда, призываются на один месячный учебный сбор за время состояния в запасе третьего разряда.

Статья 55. Военнообязанные могут быть призваны кроме учебных сборов на поверочные сборы на срок до 10 дней.

Статья 56. Сроки учебных сборов для различных групп военнообязанных в пределах, установленных статьями 49-55 настоящего Закона, определяются Министерством обороны СССР.

Министр обороны СССР имеет право в случае необходимости задерживать военнообязанных на учебных сборах на срок до двух месяцев сверх сроков, установленных настоящим Законом, а также увеличивать количество учебных сборов для солдат, матросов, сержантов и старшин запаса первого и второго разрядов, не превышая общего времени нахождения их на сборах, установленного статьями 49, 50 и 53 настоящего Закона.

Глава VII. О воинской службе прапорщиков и мичманов

Глава VII
О ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ ПРАПОРЩИКОВ И МИЧМАНОВ

(глава в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года

Статья 57. На действительную военную службу в качестве прапорщиков и мичманов Вооруженных Сил СССР принимаются в добровольном порядке военнослужащие и военнообязанные, не имеющие офицерских званий.

Прапорщики, мичманы и их семьи пользуются, если для них не установлено иное, правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей.

Статья 58. Порядок прохождения действительной военной службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР определяется Советом Министров СССР в соответствии с настоящим Законом.

Прапорщики и мичманы могут состоять на действительной военной службе до достижения ими 45-летнего возраста.

Статья 59. Прапорщики и мичманы Вооруженных Сил СССР, достигшие предельного возраста состояния на действительной военной службе, подлежат увольнению в запас Вооруженных Сил СССР.

При необходимости отдельные из них могут быть оставлены, с их согласия, на действительной военной службе на срок до пяти лет в порядке, определяемом Министром обороны СССР.

Статья 60. Прапорщики и мичманы, уволенные с действительной военной службы, состоят в запасе Вооруженных Сил СССР до 50-летнего возраста.

Статья 61. Прапорщики и мичманы проходят службу в запасе Вооруженных Сил СССР в порядке, установленном статьями 45, 47-56 настоящего Закона для сержантов и старшин запаса.

Глава VIII. О воинской службе офицерского состава

Глава VIII
О ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА

(глава в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года

Статья 62. Порядок прохождения воинской службы офицерским составом Вооруженных сил СССР определяется Советом Министров СССР в соответствии с настоящим Законом.

Лица офицерского состава Вооруженных сил СССР состоят на действительной военной службе и в запасе Вооруженных Сил СССР до следующих предельных возрастов:

Закон о статусе военнослужащих в ссср