Права потребителей в сфере ЖКХ

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших проблем.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на оказанные услуги ( работы) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации об услугах ( работах), об их исполнителе.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (качественная вода, своевременный вывоз мусора и т. д.).

Обеспечивая качество предоставляемых потребителю услуг, исполнитель обязан обеспечить и их безопасность ( статья 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее пользования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными (своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода, выполнение ремонта с использованием качественных и безопасных строительных материалов и т. д.).

Кроме этого, одной из основных обязанностей исполнителя является обязанность по предоставлению полной и достоверной информации о себе и о предоставляемых услугах.

Объем и перечень информации для потребителя определен статьями 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах потребитель услуг ХКХ имеет право на:

— получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества;

— снижение платы за жилищные и коммунальные услуги услуги в случае их некачественного , неполного или несвоевременного предоставления , на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленный срок;

— принятия решения об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета;

— получение от исполнителя сведений о правильности начисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги;

— требовать от исполнителя возмещение убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребитель вправе обратиться в суд Такие вопросы могут быть рассмотрены только судом по правилам гражданского судопроизводства, установленным ч. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» для защиты своих прав и взыскания с исполнителя понесенных расходов и убытков потребители вправе обратиться в суд по своему выбору по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора.

Статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Основная часть контрольно-надзорных полномочий за сферой ЖКХ передана Государственной жилищной инспекции.

В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02ю2013 года № 493 Госжилинспекция (территориальный отдел) надзирает за соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:

— жилым помещениям, их использованию и содержанию;

— содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

— порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийными подлежит сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением;

— выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

— установлению размера платы за содержание и ремонт помещения;

— предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

— определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

— обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

— деятельности специализированных некоммерческих организаций по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

— порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договора, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

— формированию фондов капитального ремонта и других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Закон о защите прав потребителей услуг ЖКХ

При некачественном оказании услуг жители многоквартирных домов имеют право бороться за свои права. Для борьбы за права законом предусмотрена защита прав потребителей услуг ЖКХ.

Первым шагом разрешения спора является предъявление претензии и получение ответа от противоположной стороны.

Следующим этапом станет судебное разбирательство, которое можно вести параллельно с направлением жалобы в различные инстанции, которые контролируют работу системы УЖХ.

Какими законами регламентирована защита установленных прав пользователей коммунальных услуг?

Статья 4 Жилищного кодекса РФ гласит, что участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, живущие в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, муниципальные образования.

При подаче жалобы потребителями в контролирующие органы на жилищно-коммунальное хозяйство надо руководствоваться основными документами:

  • Законом № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей», подписанным 7 февраля 1992 года
  • Статьями Гражданского кодекса РФ
  • Жилищным кодексом Российской Федерации

Кроме этих законодательных документов, имеются постановления Правительства РФ:

  1. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» № 354 » подписано 6.05. 2011г
  2. «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Изменения в закон внесены в мае, июне и августе 2012года, в апреле, мае, августе и сентябре 2013 года, в феврале, марте, сентябре, ноябре 2014 года. Внесены изменения с 2015 года по июнь 2017г.
  3. «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»№ 491 принято 13.08. 2006 г.
  4. «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»№ 124 принято 14.02. 2012 года. Правилами гарантируется тепло и водоснабжение, снабжение газом и электроэнергией, а также холодной и теплой водой с водоотведением.
  5. «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»№ 253. подписано 28.03. 2012 г. Изменения в данное постановление внесены в декабре 2016г.

Как правильно написать претензию?

О том, как действовать, если продавец отказывается принимать претензию, читайте тут.

Эти правила постоянно обновляются и дополняются.

Права и обязанности потребителей предоставляемых ЖКХ услуг

Многие жильцы недовольные оказанием услуг работниками жилищно-коммунального хозяйства, пишут на жалобы с претензиями на действия коммунальщиков.

Перед подачей жалобы на работу ЖКХ надо изучить закон «О защите прав потребителей». С полным перечнем услуг можно ознакомиться на официальном сайте ЖКХ. Они постоянно подвергаются изменению и дополнению.

Основные права для жильцов остаются без изменения:

  • Работники коммунального хозяйства должны предоставлять услуги надлежащего качества и в полном объеме
  • УЖХ имеет право требовать от жильцов сведения для расчета платы за оказанные услуги по установленным тарифам и коэффициентам;
  • Имеют право провести проверку качества оказанных специалистами услуг;
  • Требовать возмещения нанесенного жильцами вреда и ущерба.
  • Потребители (жильцы) должны знать свои обязанности.

А именно:

  • При выявлении неисправностей сантехнических сооружений и электропроводок, аварий должны довести до сведения поставщиков коммунальных услуг;
  • Не оказать препятствия во время проведения проверки коммунальщиками;
  • Пускать проверяющих в жилые помещения для снятия данных со электро-газовых и водяных счетчиков;
  • Своевременно оплачивать услуги по показаниям со счетчиков в установленные сроки;
  • Сообщать представителя коммунальных услуг о количестве проживающих в квартире граждан.

Для жильцов многоквартирных домов, пользующихся услугами ЖКХ, имеется ряд запретов:

  • Нельзя снимать со счетчиков пломбы;
  • Запрещается использование бытовых приборов, суммарно превышающих нагрузку на электрическую сеть;
  • Запрещается отключение или демонтаж обогревательных приборов;
  • Подключение приборов в обход системы учета потребления.

По каким причинам можно жаловаться на услуги, оказываемые ЖКХ?

  • шифер треснул, крыша дома протекает или не убрали с нее снег, пора провести техническое обслуживания, но заявление на ремонтные работы не принимают;
  • нанесли ущерб из-за бездействия работников УЖХ, а возместить убыток не собираются;
  • не вывозятся бытовые отходы жидкого характера;
  • не производят уборку в подъездах;
  • требуют оплату за слесарные работы, которые должны производиться бесплатно в соответствии с договором;
  • не делается перерасчет за оказание услуг УЖХ не в полной мере;
  • нет перерасчета по заявлению о приостановке предоставления услуг;
  • не обращают внимания на заявления по водоснабжению и по поставке тепла, которые оказываются в недостаточном объеме или несоответствующем по стандарту качестве и т.д.

Следовательно, написать жалобу с претензиями на работу УЖХ можно по любым нарушениям пунктов договора, который заключают собственники квартир многоквартирных домов и управляющая компания УЖХ.

Потребителям услуг в сфере ЖКХ.

Все собственники жилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма, являются — потребителями услуг ЖКХ.

Основным нормативным документом, регулирующим отношения потребителей и услугодателей в сфере услуг жкх является закон «О защите прав потребителей». Кроме того указанные отношения регулируются Гражданским и Жилищным кодексами, а также некоторыми постановлениями Правительства РФ.

Отношения, возникающие между потребителями и услугодателями в сфере ЖКХ основаны на заключении, в первую очередь, следующих договоров:

а) договоров найма, в части исполнения услугодателями работ (услуг) по обеспечению надлежащего содержания дома и предоставлению гражданам коммунальных услуг и ремонтных работ;

б) договоров подряда и договоров на техническое обслуживание помещений, оформленных в собственность;

в) договоров на электроснабжение с энергоснабжающей организацией;

г) иных договоров.

Изучая условия всех договоров, потребителям необходимо руководствоваться статьей 16 Закона о ЗПП, устанавливающей, что условия договора, ущемляющие права потребителя в сравнении с нормами закона или правового акта в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Нанимателям жилья и собственникам приватизированных квартир:

Когда неоднократные обращения по поводу состояния санитарно-технического или инженерного оборудования квартиры, подвала, крыши, чердака или подъезда в доме не дают результата, потребителям услуг в сфере ЖКХ следует обращаться в суд.

В соответствии с частью 3 п. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан производить капитальный ремонт жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма (нанимателям). (Наймодатель — это собственник квартиры, с которым заключен договор социального найма; как правило, наймодателем является — орган государственной власти или орган местного самоуправления). Жильцы, как наниматели жилья (не путать нанимателя с собственником жилья), должны оплачивать за содержание и за ремонт жилья, за исключением капитального ремонта*.

Также в отдельных случаях, наймодатель обязан проводить капитальный ремонт в приватизированном жилье. Отстаивать свои права собственнику следует, если его квартира приватизирована, но при этом бывший наймодатель на момент приватизации этой квартиры либо ранее не производил капитальный ремонт (который был необходим) в жилых помещениях многоквартирного дома. Обязанность по проведению капитального ремонта, не исполненная бывшим наймодателем на момент приватизации гражданином квартиры, остается за наймодателем до исполнения им этого обязательства.

Все последующие капитальные ремонты производятся уже собственниками помещений, в том числе собственниками приватизированного жилья.

Вот один из примеров, когда потребитель воспользовался своим правом и обратился в суд:

Собственник квартиры в многоквартирном доме подал иск в суд на орган местного самоуправления (администрацию), в котором просил суд обязать бывшего наймодателя жилого помещения — орган местного самоуправления оплатить замену в своей квартире чугунных радиаторов и стояков отопительной системы, пришедших в негодность по сроку эксплуатации.

До обращения в суд, собственник подавал претензию о замене радиаторов и стояков отопительной системы. Но на претензию был дан ответ, в котором говорилось, что — квартиросъемщики приватизированных квартир сами несут затраты по замене сантехники и другого оборудования.

Однако, согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при приватизации гражданами жилых помещений, которые нуждаются в проведении капитального ремонта, «обязанность производить капитальный ремонт дома сохраняется за бывшим наймодателем» (органом государственной власти или органом местного самоуправления). Так как гражданин приватизировал квартиру, прожив в ней до приватизации 30 лет, и за все это время жилищно-эксплуатационная организация не производила капитального ремонта с заменой инженерного и сантехнического оборудования, то за собственником квартиры сохранилось право на замену чугунных радиаторов и стояков отопительной системы, непригодных к эксплуатации, за счет бывшего наймодателя.

*Капитальный ремонт — замена или восстановление отдельных частей или конструкций или инженерно-технического оборудования зданий, в связи с физическим износом и разрушением.

с принятием федерального закона N 271-ФЗ от 25.12.12г. «О внесении изменений в Жилищный Кодекс и отдельные законодательные Акты РФ…..» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капремонт ремонт общего имущества своего многоквартирного дома.

Что делать, если Управляющая компания отказывается выполнять ремонт общедомового имущества или требует с вас деньги за такой ремонт?

УК должна производить ремонт общедомового имущества бесплатно, при этом неважно муниципальное ли это жилье, или приватизированное – для собственников, как и для нанимателей эти законодательные нормы имеют одинаковую силу.

УК обязана в согласованные сроки произвести в квартире ремонт оборудования, относящегося к общедомовому: например, — это стояки горячего и холодного водоснабжения и ответвления от них, стояки отопления и ответвления от них, стояки водоотведения, газопровод с отводами и др. (в Ст. 36 Жилищного кодекса и в Пост. Правительства №491 от 13.08.06 — в редакции от 26.03.14г. определено какое имущество в многоквартирном доме в квартире собственника является общедомовым, а какое является частной собственностью гражданина.) Если УК требует дополнительную плату за эти услуги, либо отказывается оказывать услуги вообще, то эти действия будут являться прямым нарушением Закона «О защите прав потребителей». В этом случае, собственник имеет право составить письменную претензию и вручить её нарушителю, а также подать жалобу в Государственную Жилищную Инспекцию, ну а в дальнейшем обратиться с иском в суд на УК, если вопрос так и не буден разрешен досудебно.

С 1 сентября 2012г. начали действовать обновленные «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений. » №354 (в редакции Пост. Пр. РФ от 27.08.2012 N 857), в соответствии с которыми изменился порядок начислений за коммунальные услуги.

Главным отличием новых Правил стало разделение коммунальных платежей за жилые помещения и места общего пользования. Так, с января 2013 года квитанции на оплату будут содержать графу «общедомовые нужды» (куда внесут оплату за воду для уборки в подъездах, полива придомовой территории, оплату за электроэнергию для освещения подъезда и подвала, работы лифта, оплату за отопление на лестничных клетках, а также расходы на технические потери воды и тепла).

Возникает вопрос, как будут рассчитывать платежи за «места общего пользования»? Если общую площадь дома (эта площадь определяется в результате суммирования площадей всех квартир в доме, всех лестничных пролетов, подвалов и т.д.) поделить на общую площадь квартиры (к примеру: 5000 кв.м. / 50 кв.м = 100), то квартира составит 1/100 доли от общей площади дома. Таким образом, собственник квартиры несет расходы в размере 1/100 от общей суммы, расходуемой на все нужды дома.

А расходы на общедомовые нужды подсчитывают на основании показаний приборов учета в доме (общедомовые счетчики на воду, электричество). Из общих показаний вычитают показания счетчиков, установленных в квартирах, оставшаяся сумма как раз приходится на общие нужды многоквартирного дома (потому жильцам намного выгоднее устанавливать счетчики и требовать от своей управляющей компании установки приборов учета в доме, если этого еще не произошло). В случаях, когда счетчики не установлены, оплата распределяется исходя из действующих нормативов потребления.

Жильцы могут проверять правильность начислений (например, выбрав своих представителей, которые вместе с управляющей компанией будут снимать показания с общедомовых счетчиков).

Обоснованность начислений проверяется путем сопоставления указанных сумм в платежных документах с размерами тарифов (тарифы устанавливаются в субъектах РФ). Управляющие компании, ТСЖ обязаны доводить до жителей информацию о том, с какими организациями заключаются договора на обслуживание, а также о всех произведенных тратах, в связи с управлением многоквартирным домом (в соответствии с Пост. Пр-ва РФ от 23.09.2010г. №731). На увеличение расходов могут повлиять непредвиденные траты, например, в связи с утечками в стояках труб и т.д.

А для перерасчета неверно начисленных платежей, гражданин вправе обратиться с претензией к исполнителю, а если последний откажется произвести перерасчет, вправе подать исковое заявление в суд.

01.10.2013г. внесены изменения в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Постановление Правительства РФ №824 от 19.09.2013г. «О внесении изменений в Правила. » )

В августе 2013 г. вынесен на обсуждение Проект ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ (жилищный кодекс) и отдельные законодательные акты РФ», где предусмотрено усиление ответственности оказывающих услуги организаций «за нарушение правил предоставления коммунальных услуг», а также ответственности потребителей за неоплату коммунальных услуг.

Другим важным планируемым изменением будет узаконение возможности ограничивать права собственников жилых помещений проводить сделки с этими жилыми помещениями при неисполнении требований погасить задолженность по внесению своевременной платы за жилье и по оплате коммунальных услуг.

Так, предполагается увеличить размер неустойки за несвоевременную оплату жилья и коммунальных услуг (частью 14 статьи 155 ЖК РФ такая неустойка уже предусмотрена, но планируется, что её размер может вырасти). В свою очередь, в соответствии с Проектом федерального закона, ресурсоснабжающие организации должны будут платить неустойку за нарушение правил предоставления коммунальных услуг и неправильный расчет платы за услуги.

Как было упомянуто, разработчики закона предлагают ограничивать права граждан распоряжаться своим жильем в случае непогашения задолженности по квартплате и коммунальным платежам. При этом задолженность должна будет подтверждаться взыскателем судебным актом. По инициативе взыскателя, если долг будет превышать расчетную стоимость услуг за 6 месяцев, права собственника на жилое помещение будут ограничивать. Ограничение (обременение) прав на жилье будет регистрироваться в законном порядке (в Едином госреестре прав на недвиж-ое имущество и сделок с ним), а сниматься только после ликвидации задолженности.

В соответствии с Проектом ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов» (от 28.09.2013г), неустойка за неуплату коммунальных услуг может возрасти в два раза и составить 1/170 ставки рефинансирования Центробанка РФ от суммы, не уплаченной в срок. Такая величина будет взыскиваться за каждый день просрочки. Пока неустойка равна 1/300 ставки рефинансирования.

Также законопроектом предусмотрено введение неустойки в области электроэнергетики. Планируется, что она тоже будет составлять 1/170 ставки рефинансирования. Такая неустойка будет взыскиваться за неоплату, либо несвоевременну оплату потребителем услуг электроэнергии.

В работе ЖКХ граждан, главным образом, не устраивают высокие тарифы на коммунальные услуги и низкое качество обслуживания.

Нередко, сталкиваясь с нарушениями, которые допускают работники ЖКХ, жильцы не знают, как, и главное, куда пожаловаться на нарушителя. На сегодняшний день обратиться с заявлением на нерадивых коммунальщиков можно, в том числе, и через сайт «РосЖКХ» . В соответствии со ст. 5 Постановления Правительства Рф «О государственной жилищной инспекции», сотрудниками Госжилинспекции проводятся выездные проверки по поступившим заявлениям граждан и коммунальщикам выдаются предписания на проведение мер по устранению нарушений, на проведение перерасчета. Прописываются сроки исполнения предписаний.

Права потребителей в сфере ЖКХ: Пять спорных вопросов об оплате и долгах

Тема платы за ЖКХ , как выяснилось, — лес дремучий не только для граждан. У судей, которым приходится разбирать такого рода дела и разъяснять права потребителей в сфере ЖКХ, тоже накопилось много вопросов. В одних и тех же ситуациях разные суды принимают разные решения. Недавно пленум Верховного суда внес ясность и принял специальное постановление, где уточнил, как правильно трактовать спорные моменты. Берем на заметку!

Как вернуть деньги, если коммунальщики халтурят?

По закону такое право у нас есть. Течет из крана вода не той температуры или тепло подают с перебоями — коммунальщики должны отвечать рублем и снижать плату. Должны-то должны, но попробуй добейся от них чего-то.

В разъяснениях пленума ВС уточняется: там, где отношения жильцов и коммунальщиков четко не регулируются профильными законами («О теплоснабжении», «Об электроэнергетике» и т. п.), на них распространяется закон «О защите прав потребителей».

— Это означает, что если коммунальщики добровольно не выполняют требования потребителя, то он может подать на них в суд, руководствуясь этим законом. И требовать сверх перерасчета, например, еще и штраф за отказ выполнить законное требование, неустойку, компенсацию морального вреда, — объясняет адвокат Светлана Жмурко . — Кстати, судебная практика по таким делам, когда в квартирах отопление слабое, а горячая вода не горячая, уже достаточно богатая. Граждане часто их выигрывают и добиваются перерасчета.

Есть, правда, исключения. Коммунальщики не несут ответственности, если что-то произошло из-за обстоятельств непреодолимой силы. Скажем, случился ураган — по этой причине произошел обрыв на линии и в домах вырубился свет.

За что все равно надо платить, если в квартире не живешь?

В любом случае придется платить за содержание и ремонт общего имущества — даже если квартира пустует. И, как уточняется в постановлении, «независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом».

Как объясняют эксперты, это расхожая проблема, особенно в новостройках. Люди не понимают, почему они должны платить за ЖКХ, если в квартиру еще не въехали и не то что лифтом, вообще ничем в доме не пользуются.

«У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение», — поясняется в постановлении.

— Если в квартире никто не живет и там стоят счетчики (в большинстве новостроек это так по умолчанию), то вы и не будете платить за воду, свет и т. п. Но с общим имуществом ситуация другая — дом, в котором находится ваша квартира, в любом случае надо обслуживать и убирать, — пояснил ситуацию на Радио « КП » Андрей Костянов, заместитель исполнительного директора «ЖКХ Контроль».

Как не нажить долгов при разводе и может ли быть должником ребенок?

Кто остался после развода жить в квартире, тот пусть и платит! Так думают многие — и оказываются в должниках за «коммуналку».

— если вы, расставшись, остаетесь сособственниками квартиры, то каждый платит за ЖКХ пропорционально своей доле в собственности на жилье. При этом, как написано в разъяснениях Верховного суда, каждый из собственников может потребовать, чтобы ему выставляли отдельную платежку;

— если квартира муниципальная (не приватизированная), то продолжают платить все, кто сохраняет там право проживания («прописан»). Управляющая компания, в ведении которой находится жилье, может заключить с «бывшим» членом семьи (который тем не менее сохранил права на квадратные метры) отдельное соглашение. Там во избежание лишних споров прописывается размер ответственности «бывшего» по плате за жилье и «коммуналку». Если миром договориться, кто сколько платит, не получается, то вопрос решается через суд. И «бывшим» выставляются отдельные платежки.

Особый вопрос — дети. Недавно в соцсетях активно обсуждалась история, когда коммунальщики пытались через суд стрясти огромный долг за ЖКХ с ребенка, оказавшегося собственником квартиры. Общественность была в шоке — совсем дошли до ручки, уже и дети в должниках. А кто обязан платить в таком случае? Это ответственность родителей ребенка, поясняет пленум Верховного суда. Причем независимо от того, живут они в той же квартире или в другой.

Нюанс: подростки в возрасте от 14 до 18 лет вправе (если захотят) платить за ЖКХ сами. Но если не справятся — им обязаны помочь родители, которым и отвечать по долгам.

Что делать, если денег на «коммуналку» нет

Существует субсидия на оплату «коммуналки». На нее имеют право те, у кого доля расходов за ЖКХ превышает определенный процент в доходе семьи (по общему правилу — 22%, но в некоторых регионах потолок пониже: в Москве это 10%).

Есть, правда, закавыка: чтобы получить субсидию, надо не иметь долгов по ЖКХ. А если по бедности уже в них влез? Судьи вступились за граждан. «Само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки», — записано в разъяснениях пленума. Судам рекомендуется выяснять, почему появился долг. Если по уважительным причинам — не выплачивают зарплату, уволили, а трудоустроиться невозможно, кто-то в семье болеет и работать не может — тогда, как говорится в постановлении, «в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано».

Когда могут отключить свет и воду за неуплату?

Вообще-то если долг за услуги составляет более 60 дней подряд, коммунальщики имеют право отключить электричество, горячую воду и газ. Предупредив владельца за 20 суток. Но!

Верховный суд и тут вступился за граждан. В постановлении разъясняется: наказания «должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не нарушать прав и законных интересов других лиц».

Иными словами: когда отключают воду в целом доме, объясняя это тем, что там много неплательщиков (хотя другая часть жильцов исправно платит), — это незаконно.

ВАЖНО

Доказываем свою правоту

В постановлении уточняется, что доказательством халтуры со стороны коммунальщиков может служить не только составленный этими же коммунальщиками акт. Но и например:

— аудио- и видеоматериалы,

Это действительно важный момент. Понятно, что представители, скажем, ДЕЗ, допустившей нарушения, обычно не очень стремятся быстро и правильно их зафиксировать.

Инфотека по защите прав потребителей

Услуги ЖКХ

Размещен: 01.11.2013 г.

ГРАЖДАНИН-ПОТРЕБИТЕЛЬ УСЛУГ ЖКХ

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) является одной из важнейших проблем.

В настоящее время отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются целым рядом основных нормативных правовых документов:

  1. Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон «О защите прав потребителей»);
  2. Жилищным и Гражданским кодексами РФ;
  3. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);
  4. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»);
  5. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;
  6. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее Стандарт раскрытия информации).

Пленум Верховного суда РФ в своём постановлении от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указал, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях .

Закон «О защите прав потребителей» распространяется только на отношения по поводу предоставления вышеуказанными организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).

Например, если уставом ТСЖ предусмотрена обязанность обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления этих услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

потребитель — лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив и т.д.).

В соответствии со статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (качественная вода, своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода).

Обеспечивая качество предоставляемых потребителю услуг, исполнитель обязан обеспечить и ее безопасность (статья 7 Закона «О защите прав потребителей»). Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях её использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными (своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода, выполнение ремонта с использованием качественных строительных материалов и т.д.).

Кроме этого, одной из основных обязанностей исполнителя является обязанность по предоставлению полной и достоверной информации о себе и о предоставляемых услугах.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию:

  • сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
  • размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
  • в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
  • сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
  • информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
  • сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
  • Кроме вышеуказанной информации, в соответствии со Стандартом раскрытия информации исполнитель обязан раскрыть следующую информацию:
  • основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
  • сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
  • перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
  • сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;
  • сведения о членстве товарищества или кооператива в объединениях этих организаций с указанием их наименований и адресов, включая адрес официального сайта в сети Интернет;
  • иная информация, согласно стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Надзор в сфере ЖКХ

Что касается организации контроля и надзора в сфере ЖКХ, то хотелось бы обратить внимание потребителей на вступившие в силу изменения в жилищном законодательстве.

Статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Основная часть контрольно-надзорных полномочий за сферой ЖКХ в городе Москве передана Государственной жилищной инспекции и его территориальным органам (Инспекции жилищного надзора в административных округах г.Москвы).

В соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493) Госжилинспекция (территориальные органы) надзирает за соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований к:

  • жилым помещениям, их использованию и содержанию;
  • содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
  • порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
  • порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
  • учету жилищного фонда;
  • порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • управлению многоквартирными домами;
  • выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
  • установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
  • раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
  • созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
  • предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
  • созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
  • определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
  • обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
  • деятельности специализированных некоммерческих организаций, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • формированию фондов капитального ремонта;

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Кроме государственного жилищного надзора Жилищный кодекс РФ закрепляет еще и муниципальный жилищный контроль.

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

При этом полномочия органов государственного и муниципального жилищного надзора (контроля) сами по себе не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ) по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (статья 40 Закона «О защите прав потребителей»).

В настоящее время Роспотребнадзор рассматривает жалобы граждан в сфере ЖКХ на:

  • нарушения права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах (ст. 8 — 11 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»);
  • нарушения требований (в том числе обязательных) к качеству и безопасности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ст. 4, 7 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»);
  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, в т.ч. навязывание платных дополнительных услуг, обусловливание оплаты (приобретения) одних услуг обязательной оплатой (приобретением) иных и т.д. (ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).
Закон о защите прав потребителей жкх услуг