Закон об амнистии 2014 в рк

Астана, 9 декабря

Под председательством Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Сената Парламента.
Палата приняла инициированный Президентом Республики Казахстан закон «Об амнистии в связи с двадцатипятилетием Независимости Республики Казахстан». Закон направлен на гуманизацию уголовной политики Казахстана, проводимой в соответствии с Концепцией правовой политики на период с 2010 до 2020 годов.
Документом предлагается освободить от наказания лиц, совершивших уголовные проступки и преступления небольшой тяжести; осужденных за преступления средней тяжести: лиц, относящихся к социально уязвимым категориям граждан (несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, пенсионеров, инвалидов и других); лиц, не относящихся к социально уязвимым категориям граждан, отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы, и находящихся под пробационным контролем, а также по приговору суда, которым назначено наказание в виде лишения свободы с применением условного осуждения.
Закон предусматривает замену неотбытой части наказания штрафом либо ограничением свободы по преступлениям средней тяжести лицам, не относящимся к социально уязвимым категориям граждан, осужденным к лишению свободы.
Предлагается сократить неотбытую часть срока наказания на день введения в действие данного закона: наполовину за тяжкие виды преступления лицам, относящимся к социально уязвимым категориям граждан, а также в сфере экономической деятельности, предусмотренной Особенной частью Уголовного кодекса, в случае полного возмещения ущерба; на одну четвертую лицам, не относящимся к социально уязвимым категориям граждан, осужденным за совершение тяжкого преступления, в случае полного возмещения ущерба, причиненного преступлением; на одну пятую лицам, относящимся к социально-уязвимым категориям граждан, осужденным за совершение особо тяжкого преступления.
Предусматривается также прекращение производства по всем уголовным делам и делам, не рассмотренным судами, по уголовным проступкам и по преступлениям небольшой тяжести, а также по преступлениям средней тяжести в отношении лиц, относящихся к социально уязвимым категориям граждан.
Палата приняла поправки в закон «О приостановлении действия отдельных норм Земельного кодекса и введения в действие Закона от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс РК». Основной целью документа является продление срока приостановления действия отдельных норм Земельного кодекса и введения в действие вышеуказанного закона до 31 декабря 2021 года.
Всесторонне обсудив, сенаторы приняли поправки в законодательство по вопросам государственной службы.
Документ разработан по поручению Главы государства, данному на заседании Национальной комиссии по модернизации 14 июня 2016 года.
Документом вносятся поправки в закон «О государственной службе Республики Казахстан» в части сокращения сроков проведения конкурсных процедур путем предоставления госорганам права проведения общего конкурса после проведения внутреннего конкурса среди государственных служащих данного госоргана.
Кроме того, предусматриваются поправки, касающиеся сроков введения тестирования в уполномоченном органе по делам государственной службы и противодействию коррупции для граждан, впервые поступающих на службу в правоохранительные органы.
Ратифицировано Соглашение между Правительством Казахстана и Международным агентством по атомной энергии о создании Банка низкообогащенного урана Международного агентства по атомной энергии в РК.
Соглашение подписано в Астане 27 августа 2015 года. Основная цель документа – регламентирование вопросов создания и функционирования Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ в Республике Казахстан.
Банк низкообогащенного урана представляет собой резервный запас исходного материала для изготовления топлива для атомных электростанций. МАГАТЭ будет владельцем урана, хранящегося в Банке, который будет находиться под его контролем и в его официальном юридическом владении.
Соглашением регламентируются вопросы распределения расходов между Сторонами по созданию Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ; вопросы правового статуса и неприкосновенности Банка, и Представительства МАГАТЭ; вопросы финансовых льгот, освобождения от налогов, сборов, пошлин, запрещений и ограничений; обеспечение обслуживания и услуг в связи с функционированием Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ; вопросы пользования как личными иммунитетами и привилегиями; въезда и выезда отдельных лиц; вопросы злоупотребления привилегиями.
Также регламентированы вопросы охраны Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ, его склада и Представительства МАГАТЭ, безопасности и физической безопасности, ответственности и освобождения от ответственности, а также порядок урегулирования споров и действия данного Соглашения.
Палата также ратифицировала Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Соглашение совершено в поселке Бурабай 16октября 2015 года.
Положения Соглашения предусматривают взаимное оповещение, прогнозирование и мониторинг, планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Документ также предусматривает организацию совместных конференций, семинаров, рабочих совещаний, учений, специальных выставок, подготовку специалистов на договорной основе, обмен стажерами, преподавателями, учеными и специалистами, а также другой деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая согласовывается компетентными органами Сторон.
Рассмотрены в двух чтениях и приняты поправки в законодательство по вопросам обязательного социального медицинского страхования.
Документом предусматривается перенести взносы государства в Фонд социального медицинского страхования с 1 июля 2017 года на 1 января 2018 года. Отчисления работодателей и взносы индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера в Фонд будут перенесены с 1 января 2017 года на 1 июля 2017 года.
Также предусмотрено внесение поправок в Бюджетный Кодекс, Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» и Закон Республики Казахстан «Об образовании» в части передачи медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников организаций образования, за исключением дошкольных организаций и организаций среднего образования, не относящихся к интернатным организациям из системы образования в систему здравоохранения.
Оживленную дискуссию вызвало обсуждение законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму».
Документом предусматривается внесение изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в части ужесточения ответственности за террористические и экстремистские преступления, введения альтернативной подследственности по преступлениям в сфере незаконного оборота оружия, нелегальной миграции и наркобизнеса.
Отдельные нормы документа направлены на усиление административной ответственности в сфере оборота оружия и миграции населения, путем введения новых составов и субъектов административного правонарушения.
Законопроектом вносятся дополнения в Закон «О гражданстве Республики Казахстан» в части введения нового основания утраты гражданства РК вследствие участия лица в иностранных вооруженных конфликтах, экстремисткой и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства. Также предусмотрено, что данный факт является основанием для отказа в приеме в гражданство и восстановлении в гражданстве Республики Казахстан.
В целях усиления мер по борьбе с проявлением экстремизма и терроризма, вносятся поправки в ряд законодательных актов в сфере государственного контроля за оборотом оружия, миграции населения, религиозной деятельности, связи, охранной деятельности и других.
Рассмотрев в двух чтениях, Палата приняла закон.
В ходе заседания заслушаны запросы сенаторов: Куаныша Айтаханова – о необходимости выделения средств на срочный капитальный ремонт канала Арыс-Туркестан; Аскара Бейсенбаева – об оказании содействия в завершении получения необходимых согласований для начала реализации проектов по созданию научно-инновационной инфраструктуры университета КазНУ им. аль-Фараби.

Депутатский запрос Бейсенбаева А.

Премьер-Министру
Республики Казахстан
САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В целях реализации задач, вытекающих из Посланий Главы государства Н.А.Назарбаева, государственных программ в сфере развития науки, образования и инновационной деятельности и в соответствии действующего законодательства Республики Казахстан, КазНУ им. аль-Фараби с 2011 года реализовывает два инвестиционных проекта по созданию научно-инновационной инфраструктуры университета:
1. Международный научно-образовательный и «Медико-биологический кластер КазНУ им. аль-Фараби», в рамках которого предполагаетсястроительство стационарной клиники, общей площадью 62 555 кв. м., рассчитанной на 504 койко-места. Объемпривлекаемых инвестиций составляет26,7 млрд. тенге.
2. «Инновационный кластер инжиниринга и наукоемких технологий КазНУ им. аль-Фараби», предполагающий строительство технопарка, бизнес-инкубатора, лабораторных корпусов НИИ и общежития на 1287 мест, общей площадью 107 610 кв. м. Объем привлекаемых инвестиций — 25,4 млрд. тенге.
Главной целью реализации данных проектов, основанных на механизмеГЧП (концессии), является привлечение международных инвестиций в развитие человеческого капитала, обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и инновационных технологий.
8 декабря 2014 года Президент страны Н.А. Назарбаев в торжественной обстановке открыл медицинский диагностический центр университета, являющийся первым этапом реализации международного научно-образовательного медико-биологического кластера. В церемонии открытия приняли участие представители Республики Корея, руководство министерств здравоохранения и социального развития Казахстана и Кореи.
В настоящее время ведутся переговоры по привлечению инвестиций в дооснащение центра высокотехнологическим медицинским оборудованием на сумму более 2 млрд. тенге.
На базе факультета биологии и биотехнологий КазНУ им. аль-Фараби были открыты в 2014 году профильная кафедра медицинского направления и 1 января 2016 года медицинский факультет»Высшая школа общественного здравоохранения»,в работу которых введены образовательные программы университета Енсе. 25 преподавателей указанных факультетов в феврале текущего года прошли стажировку в лучших университетах Республики Корея.
В рамках наполнения практической деятельностью «Инновационного кластера инжиниринга и наукоемких технологий КазНУ им. аль-Фараби» по принципу научно-технологического коридора (инновационный инжиниринг) для осуществления НИОКР в 2016 году на базе КазНУ им. аль-Фараби создан Международный инновационно-производственный консорциум «R&IID». В деятельность Консорциума вовлечены крупнейшие научно-технологические университеты, научно-исследовательские институты, транснациональные компании, инжиниринговые компании, ассоциации горно-металлургического комплекса, машиностроения, энергетики из Казахстана, России, Кореи, Индии, Индонезии и Австралии.
По состоянию на ноябрь 2016 года подписаны 38 меморандумов и соглашений о совместной научно-инновационной деятельности для привлечения международных инвестиций в трансферт инновационных технологий в реальные сектора экономики Казахстана.
По состоянию на 1 декабря 2016 года в соответствии с Бюджетным кодексом и Законом «О Концессии» университетом разработаны инвестиционные и концессионные предложения, технико-экономическое обоснование, проектно-сметная документация по двум проектам. За период 2014-2015 гг. по этим проектам также полученоположительное заключениеотраслевых государственных учреждений (МОН, МЗСР, МНЭ, АО «Казахстанский Центр ГЧП», РГП «Госэкпертиза»).
В связи с проведением Национальным банком Казахстана в 2015 году новой политики свободно плавающего курса тенге, возникла необходимость корректировки финансово-экономических разделов вышеуказанных документов. Откорректированный пакет документов был направлен в МОН РК (исх. №15-13/10-8-1221 от 20.05.2016г., исх. № 15-13/10-8-165 от 20.04.2016г.) для прохождения повторного согласования с заинтересованными министерствами.
При посещении университета Енсе, в период государственного визита Президента РК Н.А. Назарбаева в Республику Корея 10 ноября текущего года, Глава государства положительно отметил развитие сотрудничества КазНУ им. аль-Фараби со своими стратегическими партнерами университетом Енсе и госпиталем Северанс, в части привлечения инвестиций в строительство университетской больницы и инновационного кластера КазНУ им. аль-Фараби, трансферт корейских инновационных технологий ориентированных и востребованных реальными секторами экономик Казахстана, в том числе и в сферу здравоохранения.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Принимая во внимание, что эти инициативы нацелены на достижение конкретных результатов по исполнению задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в сфере инновационного развития экономики нашей страны, просим Вас, оказать содействие в завершении получения необходимых согласований для начала реализации инвестиционных проектов МОН РК, инициируемых КазНУ им. аль-Фараби.

С уважением,
А. БЕЙСЕНБАЕВ

Сенат одобрил представленные изменения и дополнения в земельное законодательство
Пресс-служба МСХ РК, 9 декабря

Сегодня Заместитель Премьер-Министра РК — Министр сельского хозяйства РК Аскар Мырзахметов представил депутатам Сената Парламента РК законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан от 30 июня 2016 года «О приостановлении действия отдельных норм Земельного кодекса Республики Казахстан и введения в действие Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан».
«Данный проект Закона разработан Министерством сельского хозяйства во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 18 августа 2016 года», — сказал Вице-Премьер.
Основной целью законопроекта является продление срока моратория на некоторые нормы Земельного кодекса и Закона «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» от 2 ноября 2015 года, связанные с предоставлением земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50 процентов в аренду и казахстанцам в частную собственность, до 31 декабря 2021 года.
В этой связи планируется проведение документальной ревизии земель для создания достоверной базы данных о собственниках и землепользователях, качественном состоянии сельхозземель и проведение почвенных и геоботанических обследований, которые требуют определенного времени, так как именно эти данные являются основой для планирования использования сельхозземель и контроля за их рациональным использованием.

Нурсултан Назарбаев отметил, что амнистия является жестом доброй воли со стороны государства.

— Этот акт милосердия, надежды и прощения по отношению к нашим соотечественникам позволит оздоровить общество. Амнистия охватывает социально уязвимые категории – это несовершеннолетние, беременные женщины и женщины с детьми, инвалиды, пожилые, — сказал Президент Казахстана.

Глава государства подчеркнул, что за годы Независимости в стране 8 раз объявлялась амнистия.

— Всего, как ожидается, амнистия охватит порядка 28 тыс граждан. Это важная гуманистическая акция накануне юбилея нашей Независимости, — сказал Нурсултан Назарбаев.

Президент Казахстана отметил, что 1500 человек будут освобождены из исправительных учреждений, 80% из них будут находиться на контроле службы пробации.

— Все они – наши граждане. Надо им дать возможность встать на путь исправления и найти свое место в обществе. Все мы должны им помочь. Надеюсь, что амнистированные не допустят впредь нарушений законности, — отметил Нурсултан Назарбаев.

Глава государства также отметил, что за годы Независимости в республике была проделана большая работа по гуманизации законодательства.

Применение Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2016 года «Об амнистии в связи с двадцатипятилетием Независимости Республики Казахстан

Закон «Об амнистии в связи с двадцатипятилетием Независимости Республики Казахстан» (далее Закон), внесенный на рассмотрение в парламент Главой государства в порядке своей законодательной инициативы на основе принципа гуманизма в ознаменование двадцатипятилетия Независимости Республики Казахстан, введен в действие с 14 декабря 2016 года.

В соответствии со ст. 10 Закона акт амнистии применяется на протяжении 6 месяцев со дня его ведения в действие.

Её положения распространяются на лиц, в отношении которых производятся досудебное расследование, судебное разбирательства либо осужденных.

Закон применяется к лицам:

  • в отношении, которых дела находятся в производстве судов и не рассмотрены к моменту введения в действие Закона;
  • в отношении, которых приговоры вступили в законную силу, но не были обращены к исполнению (не направлены для приведения в исполнение в соответствующие органы);

— в отношении, которых приговоры вступили в законную силу.

В соответствии со статьей 472 УПК обращение к исполнению приговора и постановления возлагается на суд, рассматривающий дело по первой инстанции. В связи с чем, суд первой инстанции, при наличии на то оснований, сославшись на конкретную статью Закона, по находящемуся в его производстве делу применяет акт об амнистии. Если приговор вступил в законную силу, но не был обращен к исполнению — амнистия применяется судом, вынесшим приговор.

В случае, когда приговор в отношении лица, на которого распространяется акт об амнистии был вынесен до введения в действие настоящего Закона и не вступил в законную силу, амнистия применяется при обжаловании либо опротестовании судебного акта судом в апелляционной инстанции.

Вопрос о применении акта амнистии по вступившему в законную силу приговору рассматривается судом по месту отбывания наказания в порядке ст.477-478 УПК как по ходатайству осужденного, также по представлению органа, исполняющего наказание.

От наказания могут быть освобождены только лица, осужденные за совершение проступка, преступления небольшой и средней тяжести. Лицам, осужденным за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, при наличии указанных в Законе оснований, предусмотрено сокращение неотбытой части срока наказания в виде лишения свободы либо ограничения свободы, исчисляемого на день введения в действие Закона (то есть на 14.12.2016 г.).

Обязательными условиями применения акта амнистии являются отсутствие обстоятельств, препятствующих применению акта амнистии и согласие лица, в отношении которого применяется амнистия либо его законного представителя.

Если подозреваемый, обвиняемый, подсудимый либо их законные представители не дали согласия на применение акта амнистии или имеются иные обстоятельства, препятствующие применению Закона либо требующие проверки (оспаривание виновности, доказательств, квалификации, гражданского иски, других вопросов, подлежащих исследованию судом), то в досудебной стадии, орган уголовного преследования предает обвиняемого суду и направляет дело в суд, суд проводит главное судебное разбирательство и при наличии на то оснований, завершает дело вынесением обвинительного приговора и, сославшись на конкретную статью Закона, применяет акт об амнистии.

В стадии исполнения приговора, если осужденный сам не обратился в суд с ходатайством о применении амнистии, то орган, исполняющий наказание, установив наличие соответствующих оснований для применения акта амнистии, направляет представление в суд вне зависимости от согласия осужденного.

Согласие потерпевшего при применении амнистии не требуется.

Также акт об амнистии на дополнительное наказание не распространяется. В связи с чем, в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения, подпадающие под действие Закона, в санкциях которых наряду с основным наказанием предусмотрено дополнительное наказание, суд, рассмотрев дело, постановляет обвинительный приговор с назначением наказания основного и дополнительного наказания и применяет амнистию на основное наказание.

Дополнительное наказание подлежит исполнению в предусмотренном законом порядке.

При совершении тяжкого преступления Законом предусмотрено только сокращение неотбытой части сроков лишения свободы и ограничения свободы: наполовину и одну четвертую часть.

Наполовину сокращается неотбытая часть срока наказания за тяжкие преступления:

в отношении лиц, перечисленных в статье 1 Закона(1 несовершеннолетним; 2) беременным женщинам, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, а также мужчинам, являющимся единственным родителем несовершеннолетних детей;3) инвалидам I, II и III групп; 4) женщинам в возрасте пятидесяти лет и старше, мужчинам в возрасте шестидесяти лет и старше; 5) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам; 6) вдовам военнослужащих, погибших при выполнении воинского и (или) интернационального долга, а также женщинам, имеющим мужей-инвалидов войны и приравненных к ним лиц);

-в отношении лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, неотбытая часть срока наказания сокращается при наличии обязательного условия — полного возмещения ущерба. Виды преступлений в сфере экономической деятельности приведены в главе 7 Уголовного кодекса от 16 июля 1997 года и главе 8 Уголовного кодекса от 3 июля 2014 года.

Другим осужденным, совершившим тяжкие преступления, неотбытый срок наказания сокращается на одну четверть лишь при полном возмещении ущерба.

Указанные правила Закона о сокращении неотбытого срока наказания могут быть применены также в случае отсутствия ущерба либо исковых требований.

По преступлениям, отнесенным к категории особо тяжких, действие Закона распространяется только на ограниченный круг лиц, перечисленных в статье 1 Закона в виде сокращения неотбытой части срока наказания на одну пятую часть.

К другим лицам, по данной категории дел амнистия не применяется.

Действие Закона об амнистии не распространяется на: 1) лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за исключением случая совершения такого преступления несовершеннолетним в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет; 2) лиц, совершивших террористические преступления; 3) лиц, совершивших экстремистские преступления; 4) лиц’, совершивших пытки; 5) лиц, наказание которым назначено при рецидиве или опасном рецидиве преступлений; 6) лиц, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы, а также которым назначено пожизненное лишение свободы; 7) лиц, к которым ранее применялись амнистия или помилование, вновь совершивших умышленные преступления; 8) лиц, осужденных за совершение преступлений в составе преступных групп; 9) при совокупности преступлений, если одно из них не подпадает под действие настоящего Закона;

Сенат Казахстана принял закон об амнистии

На пленарном заседании депутаты верхней палата парламента Казахстана приняли закон об амнистии, предложенный Нурсултаном Назарбаевым в связи с празднованием 25-летия Независимости, сообщает Sputnik Казахстан.

Иллюстративное фото newstracker.ru

Данный закон предлагает амнистировать граждан, относящихся к социально-уязвимым слоям населения.

То есть на отмену или смягчение наказания могут рассчитывать несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, а также мужчины, являющиеся единственным родителем несовершеннолетних детей, инвалидов I, II и III групп.

Также под амнистию попадут женщины в возрасте 50 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше, участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, вдовы военнослужащих, погибших при выполнении воинского и интернационального долга, а также женщины, имеющие мужей-инвалидов войны и приравненные к ним лица.

Предусматривается прекращение производства по всем уголовным делам и делам, не рассмотренным судами, по уголовным проступкам и по преступлениям небольшой тяжести. Для отдельных категорий осужденных появится возможность применения процедуры замены неотбытой части срока наказания штрафом или ограничением свободы, либо ее сокращения.

В то же время, законопроект устанавливает круг лиц, не подпадающих под применение акта амнистии.

Это лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности, террористические и экстремистские преступления, лица, совершившие пытки, рецидивисты, лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы, а также те, кому смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы, лица, ранее амнистированные или помилованные и вновь совершившие умышленные преступления, лица, осужденные за совершение преступлений в составе преступных групп, а также совершившие ряд иных преступлений, установленных уголовным законом.

Как ранее информировал генеральный прокурор РК Жакип Асанов, амнистия распространится на четыре группы.

В первую группу войдут те, кто выйдут из колонии — 1,5 тысячи человек. Это осужденные за нетяжкие преступления, 80% из которых назначат другое наказание, не связанное с лишением свободы, они будут под постоянным контролем служб пробации.

Во вторую группу войдут люди, которые отбывают наказание, не находясь в колонии – осужденные к ограничению свободы, исправительным работам, штрафам – всего 11 тысяч человек. Их также предлагается освободить от наказания.

Третья группа — это те, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления. Им предлагается сократить неотбытый срок наказания либо на половину, либо на четверть, либо на одну пятую часть.

К четвертой группе относятся те, кто находится под следствием, либо чьи дела находятся в суде. Они подпадут под амнистию, если их деяние является уголовным проступком, либо преступлением небольшой тяжести.

В целом, амнистия может затронуть около 28 тысяч человек, но лишь 1,5 тысячи из них реально выйдут из колонии, заключил генеральный прокурор.

Как информируется в заключении комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам сената, предлагается сократить неотбытую часть срока наказания на день введения в действие данного закона: наполовину за тяжкие виды преступления лицам, относящимся к социально-уязвимым категориям граждан, а также в сфере экономической деятельности, предусмотренной особенной частью Уголовного кодекса, в случае полного возмещения ущерба.

Неотбытая часть срока наказания будет сокращена на одну четвертую лицам, не относящимся к социально-уязвимым категориям граждан, осужденным за совершение тяжкого преступления, в случае полного возмещения ущерба, причиненного преступлением.

На одну пятую — лицам, относящимся к социально-уязвимым категориям граждан, осужденным за совершение особо тяжкого преступления.

Предусматривается также прекращение производства по всем уголовным делам и делам, не рассмотренным судами, по уголовным проступкам и по преступлениям небольшой тяжести, а также по преступлениям средней тяжести в отношении лиц, относящихся к социально-уязвимым категориям граждан.

Напомним, Нурсултан Назарбаев в порядке своей законодательной инициативы внес в парламент проект закона «Об амнистии в связи с 25-летием независимости РК». 7 декабря законопроект был одобрен депутатами мажилиса.

Кто может рассчитывать на амнистию в Казахстане?

Скоро в Казахстане будут амнистированы заключённые / Фото ugolovka.com

Informburo.kz оценил шансы на амнистию осуждённых по резонансным делам.

После объявления об амнистии в честь 25-летия независимости казахстанцы бурно обсуждают: попадут ли под помилование коррупционеры. По словам известного адвоката Джохара Утебекова, осуждённые чиновники тоже могут рассчитывать на амнистию, поскольку в самом законопроекте нет ни слова о запрете.

«Даже при особо тяжком коррупционном преступлении амнистия возможна», – говорит Утебеков.

Однако первый заместитель генерального прокурора РК Иоган Меркель заверил, что амнистии по коррупционным преступлениям, совершённым группой лиц, не будет. Поэтому пока ещё рано говорить, кто именно из осуждённых чиновников будет амнистирован.

Серик Ахметов – экс-премьер-министр РК. Осуждён на 8 лет по четырём статьям: 176, ч. 4, – «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере», 310, ч. 3, – «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», 307 – «Злоупотребление должностными полномочиями», 310-1, ч. 3, – «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности».

Бауржан Абдишев – бывший аким Карагандинской области. Осуждён на 3 года. Сейчас вышел по условно-досрочному освобождению, находится под пробационным контролем. Он был признан виновным в совершении коррупционных преступлений по ст.: 310-1, ч. 3, – «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», 310, ч. 3, – «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», 307, ч. 3, – «Злоупотребление должностными полномочиями».

Экс-глава национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» Талгат Ермегияев был признан виновным в хищении средств нацкомпании (ст.189, ч. 4, п. 2, УК РК) и получении взятки (ст. 311, ч.5, УК РК) в особо крупном размере и осуждён на 14 лет.

Осуждённых за разжигание розни, организацию митинга и распространение заведомо ложной информации Макса Бокаева и Талгата Аяна также не коснётся амнистия. В законопроекте запретили освобождать или смягчать наказание за преступления по этим статьям.

Сейтказы Матаев, глава Союза журналистов Казахстана, был осуждён на 6 лет по двум статьям: 245, ч. 3, – «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций в особо крупном размере», 190, ч. 4, п. 2, – «Мошенничество в особо крупном размере».

Асета Матаева, гендиректора МИА «КазТАГ» осудили на 5 лет. Его признали виновным по ст. 190, ч. 4, п. 2, – «Мошенничество в особо крупном размере».

Акима Костаная Ахмедбека Ахметжанова суд признал виновным по ст. 307, ч. 4, УК РК (в редакции от 1997 года) – «Злоупотребление должностными полномочиями», 365, ч. 3, п.п. 1, 2, – «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», 366, ч. 3, п. 3, 4, и ч. 4, – «Получение взятки», 24, ч. 3, – » Приготовление к преступлению и покушение на преступление» и назначил наказание в виде 13 лет лишения свободы.

Александр Кузнецов осуждён на 8 лет за драку у бара «Чукотка» в Алматы по ст. 106, ч. 3, УК РК – «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее смерть потерпевшего по неосторожности». Эта статья не попадает под амнистию.

Казахстанский байер Лилия Рах, бизнесвумен Мири Паз, Ислам Мисиров и Бахыт Шалбаев осуждены за похищение стилиста Хамро Суванова. Статья, по которой они были признаны виновными, не попадает под амнистию.

Ярослав Голышкин – журналист, вымогавший деньги у экс-акима Павлодарской области Каната Бозумбаева. Его осудили на 8 лет. На статью «вымогательство» амнистия не распространяется.

Известная заключённая Наталья Слекишина, которую изнасиловал сотрудник СИ-18, осуждена на 8 лет лишения свободы по ст. 192, ч. 3, п. 2, УК РК – «Разбой, совершённый с целью хищения имущества в крупном размере». Законопроект не предусматривает амнистию по этой статье.

Кайрат Жамалиев, бизнесмен, осуждённый по делу Алиби Жумагулова, также не попадает под амнистию. Он был приговорён к 13 годам лишения свободы. Его признали виновным в «Вымогательстве», «Незаконном лишении человека свободы, не связанном с его похищением, совершённом группой лиц по предварительному сговору» и «Мужеложстве, лесбиянстве или иных действиях сексуального характера с применением насилия к потерпевшему с использованием беспомощного состояния».

Карагандинский учитель физики Юрий Пак был осуждён за заведомо ложное сообщение об акте терроризма на 2 года. Вопрос о применении амнистии в отношении него вызвал спор. В интервью журналистам первый заместитель генерального прокурора Иоган Меркель сказал, что учитель не попадает под разрабатываемый закон.

«Данные статьи внесены в перечень законопроекта как не попадающие под амнистию. То есть по этим статьям запрещено применение амнистии», – отметил Меркель.

Адвокат Джохар Утебеков же уверяет, что Пак будет амнистирован.

«В законопроекте предусмотрены исключения помимо тех, что установлено Уголовным кодексом. УК не относит заведомо ложные сообщения о терроризме к категориям преступления, к которым не может быть распространена амнистия. Есть подробный перечень в самом законопроекте, который расширяет эти положения УК, там масса статей, но именно этой нет», – сказал Утебеков.

Будет ли применена амнистия в отношении Пака, всё ещё остаётся загадкой.

В Астане прошло первое заседание рабочей группы по принятию Закона РК «Об амнистии в связи с 25-летием независимости Республики Казахстана». Законопроект разработан был Генеральной прокуратурой РК. Когда именно будет принят окончательный вариант закона, неизвестно.

Проект предусматривает освобождение от уголовного наказания в основном социально уязвимых категорий граждан, несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, пожилых лиц, а также лиц, совершивших малозначительные и не тяжкие уголовные правонарушения.

Осуждённые по тяжким статьям могут рассчитывать на сокращение срока лишения свободы на одну четвёртую в случае полного возмещения причинённого ущерба.

Также законопроект предусматривает замену лишения свободы по преступлениям средней тяжести на штраф или ограничение свободы.

Лица, которые отбывают наказание, не связанное с лишением свободы, и находящиеся под пробационным контролем (условное осуждение и ограничение свободы) будут амнистированы.

По подсчётам Генеральной прокуратуры РК, порядка 30 тысяч осуждённых могут быть амнистированы, а из них среди отбывающих наказание в местах лишения свободы могут быть освобождены 1800 человек, а сокращены сроки – 5000 заключённым.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Закон об амнистии 2014 в рк