Защита персональных данных: добро пожаловать в Украину! (*аналитика юррынка)

Революция или эволюция?

Украинское законодательство о защите персональных данных стало одним из самых обсуждаемых в прошедшем году. Закон «О защите персональных данных» вступил в силу 1 января 2011 года, был недопонят обществом, зато Украина формально выполнила свои международные обязательства. Большого интереса ко всем аспектам данного Закона не было, пока Верховная Рада не ввела отвественность за его нарушение. Это стало причиной паники среди юрлиц и физлиц-предпринимателей, которых планировалось штрафовать за невыполнение обязанности зарегистрировать базы персональных данных (далее — БПД). Учитывая напряженную ситуацию, наказание отсрочили до 1 июля 2012 года, а тема исполнения данного законодательства стала еще популярнее — потенциальные владельцы БПД поняли, что государство с ними не шутит, и принялись тщательно изучать новые нормы.

А вот в Европе такое законодательство уже давно не в новинку, ведь украинский Закон о защите персональных данных был принят именно во исполнение ратифицированной Украиной в 2010 году Конвенции Совета Европы «О защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных». Данные правила действуют в государствах-членах СЕ уже почти три десятка лет, хотя на данный момент и в них готовятся изменения: принята директива с проектом существенных изменений в законодательство, в частности, планируется увеличить штрафы, что вызывает возмущение у бизнеса.

Нельзя сказать, что в Украине личная информация до недавнего времени вообще не имела защиты. Ведь с 1992 года действует Закон «Об информации», в котором был закреплен запрет на сбор ведомостей о лице без его согласия, право лица на ознакомление с информацией, собранной в отношении него. Однако этот Закон понимал персональную информацию весьма узко. В любом случае, новый Закон о защите персональных данных переворота не делает, ведь Личная жизнь и информация о ней защищена Гражданским кодексом также сравнительно давно. А незаконный сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия вообще являлись уголовно наказуемыми и остаются таковыми. То есть, особый режим информации о физическом лице существовал давно, но сами физлица и органы, призванные права этих лиц охранять, свыклись с мыслью о том, что есть куда более осязаемые и реальные ценности, требующие охраны. Поэтому долгое время механизм защиты действовал только в случаях распространения очень личной информации, которое наносило серьезный моральный ущерб, отмечает управляющий партнер ЮФ Cai&Lenard Константин Пильков. Новый закон «материализовал» эти данные, «впрессовал» их в базы.

«Закон «О защите персональных данных» написан так, что каждый может трактовать его как хочет. Совершенно непонятна цель его принятия, — какие персональные данные, от кого именно и каким образом следует защищать, — категорична в своих суждениях руководитель Национальной правовой палаты, адвокат Анна Самойленко. — Первые разъяснения относительно практического применения данного Закона Минюст умудрился написать спустя полтора года после его принятия — в декабре 2011 года. При этом создается ощущение, что Минюст предоставил данные разъяснения, прочитав Закон по диагонали, и толком не разобравшись, а в чем же суть дела. Разъяснения Министерства юстиции не только не помогли в практическом применении Закона, но и окончательно всех запутали. Для чего необходим Закон «О защите персональных данных», кроме того, чтобы наполнить бюджет, мне совершенно непонятно».

Спокойствие, только спокойствие!

Благодаря новому законодательству, практически любые операции с персональными данными обросли ворохом внутренней документации. На многих предприятиях вообще с удивлением узнали о том, у них обрабатываются персональные данные и существуют БПД. Для контроля за исполнением требований Закона была создана Государственная служба по вопросам защиты персональных данных, основной функцией которой на данный момент является регистрация баз. Но когда большинство БПД будет узаконено, Служба наверняка займется проверками, результатом которых будут штрафные санкции. Этого и опасаются предприниматели. Хотя проверки и штрафы не должны стать массовыми, прогнозируют юристы.

Зато массовой реализации (вплоть до злоупотребления) физлицами права на обращение в Службу с жалобой можно ожидать. Теперь практически любое лицо, к которому обращаются с требованиями или присылают уведомления, может потребовать у Службы проверить, на каком основании приславший уведомление обрабатывает данные адресата. Это может создать некоторые проблемы для компаний.

Представители бизнеса сокрушаются, но, приученные к более жестким выходкам украинских законодателей, большой трагедии в исполнении нового Закона не видят. Наименее подвержены панике компании с иностранным капиталом, которые знают о подобном законодательстве не понаслышке. «Мы считаем наличие и использование такого закона абсолютно нормальным цивилизованным явлением, которое не должно выбивать из колеи ни одну из нормально действующих компаний, — считает гендиректор рекрутинговой компании «Хадсон» Алексей Юрченко. — С нашей точки зрения, практика внедрения Закона является достаточно простой. Некую сумбурность в практику применения этого Закона внесла служба, которая занимается регистрацией персональных данных: возникли определенные нюансы, в первую очередь, с точки зрения интерпретации законодательства Украины. Первоначально Госслужба по регистрации баз данных придерживалась точки зрения, что регистрировать нужно все базы данных, которые не ведутся компаниями по требованиям законодательства. Однако последняя тенденция, когда каждая компания должна зарегистрировать базу данных своих сотрудников выглядит несколько нелепо, поскольку мы не ведем баз данных сотрудников, мы выполняем требование кадрового учета (хранение трудовых книжек, копий документов). Поэтому здесь возникает скорее вопрос трактовки и способов интерпретации данного закона конкретными исполнительными органами на территории Украины.

Насколько мне известно, процедура регистрации персональных данных была достаточно сильно упрощена, и на сегодняшний день для регистрации базы данных заявку можно подать и через Интернет. Поэтому сказать, что компании сталкиваются с большим количеством объективных сложностей, — невозможно. При желании и знании этой информации процесс регистрации не является бюрократически сложным. Да, действительно, госслужбам тяжело обрабатывать большое количество заявок, однако информация подается к рассмотрению, и больших сложностей, тем не менее, я не вижу. Поэтому отсрочку санкций до 1 июля 2012 года мне тяжело назвать принципиальным вопросом.

Компании сейчас обращаются к юристам, в первую очередь, с проблемами интерпретации и практики использования существующего закона и полномочий госоргана по контролю защиты персональных данных. Поскольку четкого понимания того, что попадает под действие Закона, пока нет».

Защита персональных данных: насколько вы подготовлены

25 мая в Европе вступает в силу Общий регламент по защите персональных данных (GDPR). Как не подставить компанию под удар и проверить, готовы ли вы к нему?

В полном непредвиденных ситуаций мире для достижения долгосрочного успеха компаниям необходимо выстраивать инфраструктуру, обеспечивающую чувствительность и устойчивость к рискам. Соблюдение требований законодательства по защите персональных данных является неотъемлемой частью комплаенса, поскольку способствует своевременному выявлению регуляторных рисков и принятию соответствующих решений по их минимизации.

25 мая 2018 года вступает в силу Общий регламент по защите персональных данных (Регламент, GDPR). Действие Регламента направлено на защиту персональных данных физических лиц и требует принятия дополнительных мер для обеспечения их безопасности.

Многие концепции GDPR основываются на положениях действующей Директивы (Data Protection Directive), поэтому если вы придерживаетесь действующего законодательства, то большинство из подходов останутся неизменными и станут основой для внедрения соответствующих изменений. Но все же Регламент содержит и нововведения, среди которых крупные штрафы за нарушение законодательства.

Итак, с чего начать? В первую очередь необходимо определить, применяется ли Регламент к вашей компании. Затем проанализируйте, какие данные вы обрабатываете, какие системы сбора, хранения и обработки персональных данных вы используете. Исходя из этого, оцените риски и обозначьте для себя ваши проблемные точки (red flags) . Следующий шаг — это разработка и внедрение внутренних политик по защите персональных данных, что включает в себя: разработку внутренних документов, назначение уполномоченного лица и информирование сотрудников о порядке обращения с персональными данными (ознакомление с внутренними процедурами, проведение плановых тренингов, пр.).

Регламент уже вызвал много противоречий и поднял ряд вопросов, и один из самых важных — это, безусловно, какие документы необходимы для соблюдения требований GDPR.

Если вы используете социальные сети и мессенджеры, то уже наверняка видели всплывающие окна с уведомлениями о смене правил компании и запросами на ваше согласие. Но достаточно ли таких уведомлений для выполнения требований нового законодательства?

В соответствии с Регламентом в компании должен быть утвержден ряд документов, регулирующий внутренние процессы в части защиты персональных данных. Политика по защите персональных данных является основным внутренним документом компании. Её наличие является огромным преимуществом, поскольку позволяет сотрудникам вашей компании быть осведомлёнными и надлежащим образом выполнять требования Регламента. Политика регулирует процесс обработки персональных данных и содержит основные элементы такие, как:

  • цель (т.е. для чего предназначена настоящая политика в компании);
  • основные термины (например, персональные данные и их категории);
  • принципы и цель обработки (часть политики, отвечающая на вопрос, в рамках какой деятельности компании осуществляется сбор и обработка персональных данных);
  • ответственные и их обязанности (например, назначение ответственного сотрудника или же передача функционала на аутсорсинг);
  • контроль по соблюдению политики (устанавливает необходимые меры, принимающиеся компанией для соблюдения законодательства).

Не менее значимым является согласие на обработку персональных данных. В соответствии с пунктом 11 статьи 4 Регламента согласие субъекта персональных данных означает любое предоставленное по своему усмотрению, конкретное и однозначное указание желания субъекта персональных данных, посредством которого он или она заявляет или четким утвердительным действием дает согласие на обработку своих персональных данных.

Еще один документ — это уведомление о конфиденциальности, например, сообщение, публикуемое на вашем сайте, которое простыми словами объясняет, каким образом вы обрабатываете персональные данные ваших клиентов и третьих лиц.

Среди остальных обязательных документов Регламент предусматривает: уведомление о конфиденциальности для сотрудников, политика о хранении персональных данных (описывает процесс хранения данных, сроки и каким образом данные будут удалены); реестр персональных данных, уведомление о нарушении и пр.

Законодатель также устанавливает перечень документов, необходимых при определенных обстоятельствах, например, стандартные договорные положения для передачи персональных данных контролеру/процессору (обязательно при условии передачи данных контролеру/процессору за пределы Европейской Экономической Зоны).

Следует обратить внимание и на инструменты, не предусмотренные GDPR, но полезные для эффективного внедрения системы по защите персональных данных в вашей компании. К таким можно отнести: политику по защите персональных данных для сотрудников (аналогично общей политике по защите персональных данных, но основное внимание уделяется сотрудникам), реестр уведомлений о конфиденциальности (целесообразно в случае, если вы публикуете такие уведомления во многих местах и хотите контролировать процесс их размещения/внесения изменений), проектный план по соблюдению требований GDPR (в случае, если вы являетесь крупной компанией и делегируете обязанности аффилированным лицам, подразделениям); чек-листы с целью проведения внутренних проверок на предмет соответствия законодательству, форму отзыва согласия на обработку (в случае если субъект персональных данных отзывает свое согласие) и другие.

На сегодня Регламент является удобным механизмом, который существенно повышает уровень защиты персональных данных физических лиц. Важной особенностью GDPR является то, что он имеет экстерриториальное действие, и не ограничивается Европейским Союзом. Среди украинских компаний, которые могут попасть под действие GDPR, речь идет о компаниях, которые экспортируют свои товары или услуги физическим лицам на территории ЕС, в том числе онлайн-магазины, туроператоры, транспортные компании, а также компании, которые в ходе осуществления своей деятельности получают доступ к персональным данным субъектов в ЕС (IT, финансовые, фармацевтические и медиакомпании). Украинскому бизнесу также стоит принять во внимание новые требования GDPR и его инновационные положения.

Какие изменения претерпел закон «О защите персональных данных»

Наталия Герус, старший юрист юридической фирмы «Клиффорд Чанс», об изменениях в законе «О защите персональных данных», которые вступили в силу в январе 2014 года

1 января 2014 года вступили в силу изменения к Закону Украины «О защите персональных данных» (далее — «Закон»). Среди основных изменений необходимо отметить следующие.

Новый уполномоченный орган в сфере защиты персональных данных

Согласно Закону, функции Государственной службы Украины по вопросам защиты персональных данных — уполномоченного органа в сфере защиты персональных данных — передаются Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека (далее — «Омбудсмен»). Кроме того, полномочия Омбудсмена были значительно расширены.

Так, Омбудсмен имеет право проводить выездные и безвыездные, плановые и внеплановые проверки владельцев и распорядителей персональных данных. Причем порядок проведения таких проверок утверждается самим Омбудсменом. Основанием для проведения внеплановой проверки может быть обращение или жалоба физического или юридического лица, наличие фактов или информация о нарушении законодательства о защите персональных данных, а также инициатива самого Омбудсмена.

По результатам проведения проверки или рассмотрения обращения или жалобы от физического или юридического лица Омбудсмен имеет право выдавать обязательные для выполнения требования (предписания), составлять протоколы о привлечении к административной ответственности и передавать их на рассмотрение в суд.

Кроме того, Омбудсмен имеет право доступа к любой информации (документам) владельцев или распорядителей персональных данных, в том числе право доступа к самим персональным данным. Необходимо отметить, что Государственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных ранее не имела права доступа к самим персональным данным.

Также Омбудсмен уполномочен предоставлять рекомендации относительно практического применения законодательства о защите персональных данных, утверждать нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных, а также выдавать заключения относительно проектов кодексов поведения в сфере защиты персональных данных.

Поскольку изменения к Закону вступили в силу только 1 января 2014 года, еще пока рано судить или характеризовать деятельность Омбудсмена, однако сам факт предоставления ему достаточно широких полномочий в сфере контроля может способствовать усилению давления со стороны контролирующих органов на бизнес.

Отмена обязательной регистрации баз персональных данных

Закон отменяет обязательную регистрацию баз персональных данных, однако Закон вводит требование об обязательном уведомлении Омбудсмена в случае, если владелец персональных данных производит обработку персональных данных, которая представляет особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных. 8 января 2014 года Омбудсмен разъяснил, обработка каких персональных данных представляет особый риск для прав и свобод субъектов персональных данных, а именно это персональные данные относительно:

• расового, этнического и национального происхождения;

• политических, религиозных или мировоззренческих убеждений;

• членства в политических партиях и/или организациях, профессиональных союзах, религиозных организациях или в общественных организациях мировоззренческой направленности;

• состояния здоровья, половой жизни;

• биометрические или генетические данные;

• привлечения к административной или уголовной ответственности;

• применения к лицу мер в рамках досудебного расследования или мер, предусмотренных Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»;

• совершения в отношении лица тех или иных видов насилия;

• местонахождения и/или путей передвижения лица.

Такое уведомление должно быть сделано на протяжении 30 дней со дня начала такой обработки. Также владельцы персональных данных обязаны уведомлять Омбудсмена о каждом изменении сведений, подлежащих уведомлению, в течение 10 дней со дня наступления такого изменения.

Владельцы персональных данных, которые на момент вступления в силу изменений к Закону (т.е. по состоянию на 1 января 2014 года) осуществляют обработку персональных данных, которая подлежит уведомлению, обязаны подать соответствующее уведомление Омбудсмену в течение 6 месяцев со дня вступления изменений в силу, т.е. до 1 июля 2014 года.

В целом отмена обязательной регистрации персональных баз данных является позитивным нововведением. Также учитывая, что на практике достаточно немного компаний осуществляют обработку выше указанных персональных данных, есть основания надеяться, что эта норма Закона будет иметь лишь позитивное влияние на бизнес-среду в Украине.

Другие изменения

Из Закона было удалено определение «согласие субъекта персональных данных». Таким образом, Закон не устанавливает форму, в которой согласие должно быть предоставлено. Однако Омбудсмен разъяснил , что согласие может быть предоставлено как в письменной форме, так и в электронной форме, которая дает возможность сделать заключение о ее предоставлении.

Также был дополнен перечень оснований для обработки персональных данных. Так, согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных не требуется, если такая обработка вызвана необходимостью исполнения владельцем или распорядителем персональных данных его обязанностей, предусмотренных законом.

Кроме того, срок уведомления субъекта персональных данных о владельце персональных данных, содержание собранных персональных данных и его правах, предусмотренных Законом, в некоторых определенных Законом случаях, был продлен с 10 до 30 дней.

Типовой порядок обработки персональных данных

8 января 2014 года Омбудсмен утвердил Типовой порядок обработки персональных данных (далее — «Порядок»), в котором детализируются многие положения Закона. Однако в Порядке нашли отображение и достаточно много нововведений. Так, владельцы и распорядители персональных данных обязаны осуществлять меры по обеспечению защиты персональных данных, которые, предусматривают обязанность владельцев и распорядителей персональных данных, среди прочих:

• вести учет операций, связанных с обработкой персональных данных;

• разработать план действий на случай несанкционированного доступа к персональным данным, повреждения технического оборудования или возникновения чрезвычайных ситуаций;

• проводить регулярное обучение сотрудников, которые работают с персональными данными.

В целом изменения к Закону, которые вступили в силу 1 января 2014 года, можно считать позитивными, поскольку отменяется обязательная регистрация баз персональных данных, устанавливаются дополнительные основания для обработки персональных данных, которые позволят сократить количество случаев, в которых необходимо получать согласие субъекта персональных данных.

Однако среди возможных негативных нововведений следует отметить расширение полномочий Омбудсмена, что может привести к увеличению давления контролирующих органов на бизнес-среду. Также уточненные и детализированные требования к обработке персональных данных, изложенные в Порядке, несут в себе достаточно много новых и обременительных требований для владельцев и распорядителей персональных данных. А их несоблюдение может привести к административной, а в самых крайних случаях, даже к уголовной ответственности должностных лиц владельцев и распорядителей персональных данных.

Закон украины защита персональных данных

Проблема защиты интересов личности в информационной сфере — это, в частности, и проблема защиты персональных данных, которая касается любой сферы деятельности человека, общества и государства в целом. От понимания важности и необходимости создания эффективного механизма защиты персональных данных отдельного лица зависит благосостояние как отдельного человека, так и государства в целом. На своем пути к приближению к стандартам Европейского Союза по защите персональных данных лиц, Украины осуществила важный шаг, приняв закон Украины «О защите персональных данных»

( далее — Закон ), вступивший в силу 1 января 2011, и ратифицировав Конвенцию о защите лиц в связи с обработкой персональных данных и Дополнительный протокол к Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных относительно органов надзора и трансграничных потоков данных. Принятие этого Закона и ратификация Конвенции имели целью приблизить украинское общество к европейским стандартам защиты информации, а именно персональных данных, гармонизировать украинское законодательство и привести его в соответствие с этими нормативно-правовых актов, как Конвенция о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой данных личного характера, подписанное 28 января 1981 в г. Страсбурге, и Директива 95/46/ЕС Европарламента и Совета от 24 октября 1995 о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном перемещении таких данных.

Недостатки и несовершенства

Несмотря на многочисленные преимущества Закона, он содержит и ряд существенных недостатков и несовершенств, требующих скорейшего их устранения путем принятия ряда новых нормативно-правовых актов и внесения изменений в уже существующих. Один из таких недостатков — Закон не устанавливает ответственности субъектов отношений, связанных с персональными данными, за нарушение требований настоящего Закона и не предусматривает права физических лиц на возмещение вреда, причиненного вследствие утраты или незаконного разглашения персональных данных о них. Зато в. 10 Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой данных личного характера содержит соответствующую норму о взятии каждой стороной (государством — членом Совета Европы) на себя обязательство «предусмотреть соответствующие санкции и средства правовой защиты от нарушений положений внутреннего законодательства, вводящие основополагающие принципы защиты данных ».

Сейчас в украинском законодательстве существует ст. 182 Уголовного кодекса Украины, предусматривающей уголовную ответственность за «незаконный сбор, хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия или распространение этой информации в публичном выступлении, произведении, публично демонстрируется, или в средствах массовой информации». За такие действия законодатель предусмотрел наказание в виде штрафа в размере не менее 50 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет.Административная же ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных сих пор не была предусмотрена.

Шанс на исправление

С целью устранения вышеупомянутого недостатка и урегулирования вопроса ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных Кабинет министров Украины подал на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно нарушения законодательства о защите персональных данных» № 7355, который был принят в первом чтении. Проектом предусмотрено усовершенствование и введение в действие нескольких статей Уголовного кодекса, Кодекса Украины об административных правонарушениях, и Закона Украины «Об информации» о нарушении обработки персональных данных. В законопроекте предусмотрено, что в случае его принятия как закона последний набирать силу одновременно с вступлением в силу Закона Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI, то есть с 1 января 2011 Законопроект имеет целью установить административную и уголовную ответственность за нарушение требований по защите персональных данных. Это, в свою очередь, усилит защиту права человека, закрепленного в ст. 32 Конституции Украины, согласно которой не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния.

Будет и ответственность

Как отметил законодатель, законопроект был разработан также с целью приведения законодательства Украины в части установления ответственности за нарушение требований по защите персональных данных в соответствие с положениями Конвенции Совета Европы о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и Дополнительного протокола к ней отношении органов надзора и трансграничных потоков данных, ратифицированных Законом Украины от 06.07.2010 г. № 2438-VI, Директивы 95/46/ЕС Европарламента и Совета от 24 октября 1995 о защите лиц в связи с обработкой персональных данных и о свободной передаче таких данных, а также Закона Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI.

Согласно законопроекту предполагается дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях новой статьей, согласно которой:

— Уклонение от регистрации базы персональных данных, создание или работа с базами персональных данных в проведении государственной регистрации таких баз данных в установленном законодательством порядке, нарушения порядка доступа к персональным данным, которые обрабатываются в базах персональных данных, необеспечение защиты такой информации от доступа к ней посторонних лиц, что привело к ее разглашение или потери, тянуть за собой наложение штрафа на граждан в размере 5,1-8,5 тыс. грн, на должностных лиц — 8,5-17 тыс. грн;

— Неуведомление или несвоевременное уведомление уполномоченного государственного органа по вопросам защиты персональных данных или его территориальные органы об изменении сведений, представляемых для регистрации базы персональных данных, тянуть за собой наложение штрафа на граждан в размере 1,7-3,4 тыс. грн, на должностных лиц — 3,4-6,8 тыс. грн;

— Неуведомление или несвоевременное уведомление субъекта персональных данных о его правах в связи с включением информации о нем в базу персональных данных, цель сбора этих данных и лиц, которым эти данные передаются, тянуть за собой наложение штрафа на граждан в размере 3, 4-5,1 тыс. грн, на должностных лиц — 3,4-6,8 тыс. грн.

Также законопроектом предлагается дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях. Нарушение установленных законодательством требований по защите информации о лице караться наложением штрафа на граждан в размере 13,6-17 тыс. грн, на должностных лиц — 17-34 тыс. грн ..

Рассмотрение дел о вышеупомянутых административных правонарушениях будет отнесено к полномочиям Государственной службы по вопросам защиты персональных данных. От имени уполномоченного государственного органа по вопросам защиты персональных данных рассматривать такие дела и налагать административные взыскания имеют право его руководитель, заместители руководителя и начальники территориальных органов, осуществляющих контроль в сфере защиты персональных данных. Указом Президента Украины 06.04.2011 г. было принято «Положение о Государственной службе по вопросам защиты персональных данных» № 390/2011, которое определило основные задачи, права и обязанности этого органа исполнительной власти. Однако на сегодняшний день до сих пор нормативно не установлен Порядок ведения государственного реестра баз персональных данных и Порядок обработки персональных данных в базах персональных данных, что, по нашему мнению, является негативным фактором в законодательном урегулировании вопроса защиты персональных данных.

Законопроектом также предусматривается установить уголовную ответственность за:

· Нарушение установленных Законом требований относительно защиты информации о лице, которое привело к несанкционированному распространению или искажения этой информации и причинило значительный ущерб лицу, которое будет караться штрафом 13,6-34 тыс. грн. или исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет;

· Умышленное предоставление владельцем, распорядителем базы персональных данных или уполномоченным лицом доступа к информации о лице или его умышленная передача третьим лицам с нарушением закона, что привело к несанкционированному распространению или искажения этой информации и причинило значительный ущерб лицу, которое будет караться штрафом в размере 8,5 -17 тыс. грн. или исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев.

При этом предусмотрено, что в делах о преступлениях, предусмотренных новыми ст. 1821 и 1822, которыми предлагается дополнить Уголовный кодекс Украины, досудебное следствие осуществляться тем органом, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.

Проанализировав нормы, предложенные в вышеупомянутом законопроекте, можно отметить следующие основные его недостатки. Во-первых, санкция за совершенные правонарушения и / или преступления в большинстве случаев связана не с фактом нарушения прав физического лица — субъекта персональных данных, а непосредственно с нарушением требований, установленных Государственной службой по вопросам защиты персональных данных, является достаточно негативным фактором в противовес мировой практике. Во-вторых, ст. 23 Закона Украины «Об информации» предложено изложить в новой редакции, согласно которой « информация о личности — это сведения или совокупность сведений о лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицирована ». Согласно определению Закона Украины «О защите персональных данных» « персональные данные — это сведения или совокупность сведений о физическом лице, которая идентифицирована или может быть конкретно идентифицирована » .Таким образом, определение информации о лице и персональных данных оказываются тождественными. То есть в законопроекте термин «информация о лице» фактически отождествляются с термином «персональные данные», что само по себе является необоснованным и, по нашему мнению, ошибочным. Ведь «персональные данные» гораздо уже и специфичной понятие, чем обобщающий термин «информация о лице».

Мы считаем, что предложенный Кабинетом министров и принят Верховной Радой в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно нарушения законодательства о защите персональных данных» № 7355 способствовать урегулированию вопроса ответственности за нарушение законодательства по вопросам защиты персональных данных. Однако вышеупомянутый законопроект требует доработки и совершенствования с целью устранения вышеуказанных недостатков.

4 комментария к статье “Защита персональных данных: придется отвечать”

Был заключён договор с компанией воля кабельное.была задолженость которая возникла в следствии того.что человека забрали в ато. теперь нам приходят письма от не понятной компании ТОВ РОСВЕН инвест украина,о том ,что мы должны им деньги.долг воли и непонятные какието ещё 80 гр. хотелось бы знать были ли законные основания передавать ПД и что это за 80гр.

этот сайт распространяет персональные данные.
http://nomerorg.com/allukraina/

как их наказать.

Здравствуйте мой номер поместили на сайте я знаю кто это, они могут быть наказаны?!У меня есть фото емейла с объявления но так как я узнала они удалили все и поменяли е-мейл и аккаунт но фото у меня осталос.Стоит обащаются в ми
лицию?

здравствуйте, это Днепропетровск. позвонила в клуб Fit4U с телефона, который даю только знакомым. продиктовала имя и свой (другой) контактный номер. на следующий же день на оба номера начал сыпаться спам. Клуб продает информацию спамщикам (groshi до зарплаты и др.) считаю, что они нарушили закон и должны быть наказаны

Mеню верхнього рядка

Головне меню

О
защите персональных данных

Статья
1. Сфера
действия Закона

Настоящий
Закон регулирует отношения, связанные
с защитой персональных данных при их
обработке.

Действие
настоящего Закона не распространяется
на деятельность по созданию баз
персональных данных и обработки
персональных данных в этих базах:

физическим
лицом — исключительно для непрофессиональных
личных или бытовых нужд;

журналистом
— в связи с исполнением им служебных или
профессиональных обязанностей;

профессиональным
творческим работником — для осуществления
творческой деятельности.

Статья
2. Определение
терминов

В
этом Законе нижеприведенные термины
употребляются в следующем значении:

база
персональных данных — именованная
совокупность упорядоченных персональных
данных в электронной форме и / или в
форме картотек персональных данных;

владелец
базы персональных данных — физическое
или юридическое лицо, которому законом
или с согласия субъекта персональных
данных предоставлено право на обработку
этих данных, которая утверждает цель
обработки персональных данных в этой
базе данных, устанавливает состав этих
данных и процедуры их обработки, если
иное не определено
законом;

Государственный
реестр баз персональных данных — единая
государственная информационная система
сбора, накопления и обработки сведений
о зарегистрированных базах персональных
данных;

согласие
субъекта персональных данных — любое
документированное, в частности письменное,
добровольное волеизъявление физического
лица о предоставлении разрешения на
обработку его персональных данных в
соответствии со сформулированной цели
их обработки;

обезличивание
персональных данных — изъятие сведений,
позволяющих идентифицировать личность;

обработка
персональных данных — любое действие
или совокупность действий, совершенных
полностью или частично в информационной
(автоматизированной) системе и / или в
картотеках персональных данных, связанных
со сбором, регистрацией, накоплением,
хранением, адаптирование, изменением,
обновлением, использованием и
распространением (реализацией, передачей), обезличением,
уничтожением сведения о физическом
лице;

персональные
данные — сведения или совокупность
сведений о физическом лице, которое
идентифицировано или может быть конкретно
идентифицировано;

распорядитель базы персональных данных — физическое
или юридическое лицо, которому владельцем
базы персональных данных или законом
предоставлено право обрабатывать эти
данные;

субъект
персональных данных — физическое лицо,
в отношении которого в соответствии с
законом осуществляется обработка ее
персональных данных;

третье
лицо — любое лицо, за исключением субъекта
персональных данных, владельца или
владельца базы персональных данных и
уполномоченного государственного
органа по защите персональных данных,
которой владельцем или распорядителем базы
персональных данных осуществляется
передача персональных данных в
соответствии с законом.

Статья
3. Законодательство
о защите персональных данных

Законодательство
о защите персональных данных составляют
Конституция Украины, этот Закон, другие
законы и подзаконные нормативно-правовые
акты, международные договоры Украины,
согласие на обязательность которых
дано Верховной Радой Украины.

Статья
4. Субъекты
отношений, связанных с персональными
данными

Субъектами
отношений, связанных с персональными
данными, являются:

субъект
персональных данных;

владелец
базы персональных данных;

распорядитель базы персональных данных;

уполномоченный
государственный орган по вопросам
защиты персональных данных;

другие
органы государственной власти и органы
местного самоуправления, в полномочия
которых входит осуществление защиты
персональных данных.

2. Владельцем
или распорядителем базы персональных данных
могут быть предприятия, учреждения и
организации всех форм собственности,
органы государственной власти или
органы местного самоуправления,
физические лица — предприниматели,
которые обрабатывают персональные
данные в соответствии с законом.

3. Распорядитель
базы персональных данных, владельцем
которой является орган государственной
власти или орган местного самоуправления,
кроме этих органов, может быть только
предприятие государственной или
коммунальной формы собственности,
принадлежащей к сфере управления этого
органа.

Статья
5. Объекты
защиты

1. Объектами
защиты являются персональные данные,
которые обрабатываются в базах
персональных данных.

2. Персональные
данные, кроме обезличенных персональных
данных, по режиму доступа являются
информацией с ограниченным доступом.

3. Законом
может быть запрещено отнесение
персональных данных определенных
категорий граждан или их исчерпывающего
перечня к информации с ограниченным
доступом.

4. Персональные
данные физического лица, которое
претендует занять или занимает выборную
должность (в представительных органах)
или должность государственного служащего
первой категории, не относятся к
информации с ограниченным доступом, за
исключением информации, определенной как таковая в соответствии с законом.

Статья
6. Общие
требования к обработке персональных
данных

1. Цель
обработки персональных данных должна
быть сформулирована в законах, других
нормативно-правовых актах, положениях,
учредительных или иных документах,
регулирующих деятельность владельца
базы персональных данных, и соответствовать
законодательству о защите персональных
данных.

В
случае изменения определенной цели
обработки персональных данных субъектом
персональных данных должно быть дано
согласие на обработку его данных в
соответствии с измененной целью.

2. Персональные
данные должны быть точными, достоверными,
в случае необходимости — обновляться.

3. Состав
и содержание персональных данных должны
быть соответствующими и нечрезмерными
относительно определенной цели их
обработки.

Объем
персональных данных, которые могут быть
включены в базу персональных данных,
определяется условиями согласия субъекта
персональных данных или в соответствии
с законом.

4. Первичными
источниками сведений о физическом лице
являются: выданные на ее имя документы;
подписанные ею документы, сведения,
которые лицо предоставляет о себе.

5. Обработка
персональных данных осуществляется
для конкретных и законных целей,
определенных по согласию субъекта
персональных данных или в случаях,
предусмотренных законами Украины, в
порядке, установленном законодательством.

6. Не
допускается обработка данных о физическом
лице без его согласия, кроме случаев,
определенных законом, и только в интересах
национальной безопасности, экономического
благосостояния и прав человека.

7. Если
обработка персональных данных необходима
для защиты жизненно важных интересов
субъекта персональных данных, обрабатывать
персональные данные без его согласия можно до времени, когда получение
согласия станет возможным.

8. Персональные
данные обрабатываются в форме, допускающей
идентификацию физического лица, которого
они касаются, в срок, не больший, чем это
необходимо в соответствии с их законным
предназначением.

9. Использование
персональных данных в исторических,
статистических или научных целях может
осуществляться только в обезличенном
виде.

10. Типовой
порядок обработки персональных данных
в базах персональных данных утверждается
уполномоченным государственным органом
по вопросам защиты персональных данных.

Порядок
обработки персональных данных, которые
относятся к банковской тайне, утверждается
Национальным банком Украины.

Статья
7. Особые
требования к обработке персональных
данных

1. Запрещается
обработка персональных данных о расовом
или этническом происхождении, политических,
религиозных или мировоззренческие
убеждения, членство в политических
партиях и профессиональных союзах, а
также данных, касающихся здоровья или
интимной жизни.

2. Положения
части первой настоящей статьи не
применяется, если обработка персональных
данных:

1)
осуществляется при условии предоставления
субъектом персональных данных однозначного
согласия на обработку таких данных;

2)
необходима для осуществления прав и
исполнения обязанностей в сфере трудовых
правоотношений в соответствии с законом;

3)
необходима для защиты интересов субъекта
персональных данных или другого лица
в случае недееспособности или ограничении
гражданской дееспособности субъекта
персональных данных;

4)
осуществляется религиозной организацией,
общественной организацией мировоззренческой
направленности, политической партией
или профессиональным союзом, созданным
в соответствии с законом, при условии,
что обработка касается исключительно
персональных данных членов этих
объединений или лиц, поддерживают
постоянные контакты с ними в связи с
характером их деятельности, и персональные
данные не передаются третьему лицу без
согласия субъектов персональных данных;

5)
необходима для обоснования, удовлетворения
или защиты правового требования;

6)
необходима в целях здравоохранения,
для обеспечения опеки или лечения при
условии, что такие данные обрабатываются
медицинским работником или другим лицом
учреждения здравоохранения, на которого
возложены обязанности по обеспечению
защиты персональных данных;

7)
касается обвинений в совершении
преступлений, приговоров суда,
осуществление государственным органом
полномочий, определенных законом, по
выполнению задач оперативно-разыскной
или контрразведывательной деятельности,
борьбы с терроризмом;

8)
касается данных, которые были обнародованы
субъектом персональных данных.

Статья
8. Права
субъекта персональных данных

1. Личные
неимущественные права на персональные
данные, которые имеет каждое физическое
лицо, являются неотъемлемыми и нерушимыми.

2. Субъект
персональных данных имеет право:

1)
знать о местонахождении базы персональных
данных, содержащей его персональные
данные, ее назначение и наименование,
местонахождение и / или место жительства
(пребывания) владельца или распорядителя
этой базы или дать соответствующее
поручение о получении этой информации
уполномоченным им лицам, кроме случаев,
установленных законом;

2)
получать информацию об условиях
предоставления доступа к персональным
данным, включая информацию о третьих
лицах, которым передаются его персональные
данные, содержащиеся в соответствующей
базе персональных данных;

3)
на доступ к своим персональным данным,
содержащимся в соответствующей базе
персональных данных;

4)
получать не позднее чем за тридцать
календарных дней со дня поступления
запроса, кроме случаев, предусмотренных
законом, ответ о том, сохраняются его
персональные данные в соответствующей
базе персональных данных, а также
получать содержание его персональных
данных, пребывающих на хранении;

5)
предъявлять мотивированное требование
с возражением против обработки своих
персональных данных органами
государственной власти, органами
местного самоуправления при осуществлении
их полномочий, предусмотренных законом;

6)
предъявлять мотивированное требование
относительно изменения или уничтожения
своих персональных данных любым
владельцем и распорядителем этой базы, если
эти данные обрабатываются незаконно
или являются недостоверными;

7) на защиту своих персональных данных от
незаконной обработки и случайной потери,
уничтожение, повреждение в связи с
умышленным сокрытием, непредоставлением
или несвоевременным их предоставлением,
а также на защиту от предоставления
сведений, являются недостоверными или
порочащих честь, достоинство и деловую
репутацию физического лица;

8)
обращаться по вопросам защиты своих
прав относительно персональных данных
в органы государственной власти, органы
местного самоуправления, в полномочия
которых входит осуществление защиты
персональных данных;

9)
применять средства правовой защиты в
случае нарушения законодательства о
защите персональных данных.

3. Распоряжение
персональными данными физического
лица, ограниченного в гражданской
дееспособности или признанного
недееспособным, осуществляет его
законный представитель.

Статья
9. Регистрация
баз персональных данных

1. База
персональных данных подлежит
государственной регистрации путем
внесения соответствующей записи
уполномоченным государственным органом
по вопросам защиты персональных данных
в Государственный реестр баз персональных
данных.

Положение
о Государственном реестре баз персональных
данных и порядок его ведения утверждаются
Кабинетом Министров Украины.

2. Регистрация
баз персональных данных осуществляется
по заявочному принципу путем сообщения.

3. Заявление
о регистрации базы персональных данных
подается владельцем базы персональных
данных в уполномоченный государственный
орган по вопросам защиты персональных
данных.

Заявление
должно содержать:

обращение
о внесении базы персональных данных в
Государственный реестр баз персональных
данных;

информацию
о владельце базы персональных данных;

информацию
о наименовании и местонахождении базы
персональных данных;

информацию
о цели обработки персональных данных
в базе персональных данных, сформулированную
в соответствии с требованиями статей
6 и 7 настоящего Закона;

информацию
о других распорядителях базы персональных
данных;

подтверждение
обязательства по выполнению требований
защиты персональных данных, установленных
законодательством о защите персональных
данных.

4. Уполномоченный
государственный орган по вопросам
защиты персональных данных в порядке,
утвержденном Кабинетом Министров
Украины:

сообщает
заявителю не позднее следующего рабочего
дня со дня поступления заявления о его
получении;

принимает
решение о регистрации базы персональных
данных в течение десяти рабочих дней
со дня поступления заявления.

Владельцу
базы персональных данных выдается
документ установленного образца о
регистрации базы персональных данных
в Государственном реестре баз персональных
данных.

5. Уполномоченный
государственный орган по вопросам
защиты персональных данных отказывает
в регистрации базы персональных данных,
если заявление о регистрации не
соответствует требованиям части третьей
этой статьи.

6. Владелец
базы персональных данных обязан
уведомлять уполномоченный государственный
орган по вопросам защиты персональных
данных о каждом изменении сведений,
необходимых для регистрации соответствующей
базы, не позднее чем в течение десяти
рабочих дней со дня наступления такого
изменения.

7. Уполномоченный
государственный орган по вопросам
защиты персональных данных в течение
десяти рабочих дней со дня поступления
уведомления об изменении сведений,
необходимых для регистрации соответствующей
базы, должен принять решение относительно
указанного изменения и сообщить об этом
владельцу базы персональных данных.

Статья
10. Использование
персональных данных

1. Использование
персональных данных предполагает любые
действия владельца базы для обработки
этих данных, действия по их защите, а
также действия по предоставлению
частичного или полного права обработки
персональных данных иным субъектам отношений,
связанных с персональными данными,
совершаемые с согласия суб ъ екта
персональных данных или в соответствии
с законом.

2. Использование
персональных данных владельцем базы
осуществляется в случае создания им
условий для защиты этих данных. Владельцу
базы запрещается разглашать сведения
относительно субъектов персональных
данных, доступ к персональным данным
которых предоставляется другим субъектам
отношений, связанных с такими данными.

3. Использование
персональных данных работниками субъектов
отношений, связанных с персональными
данными, должно осуществляться только
в соответствии с их профессиональными,
или служебными, или трудовыми обязанностями. Эти
работники обязаны не допускать разглашения любым способом персональных данных,
которые им были доверены или стали
известными в связи с исполнением
профессиональных, или служебных, или
трудовых обязанностей. Такое
обязательство остаетс в силе и после
прекращения ими деятельности, связанной
с персональными данными, кроме случаев,
установленных законом.

4. Сведения
о личной жизни физического лица не могут
использоваться как фактор, подтверждающий
или опровергающий его деловые качества.

Статья
11. Основания
возникновения права на использование
персональных данных

1. Основаниями
возникновения права на использование
персональных данных являются:

1)
согласие субъекта персональных данных
на обработку его персональных
данных. Субъект
персональных данных имеет право при
согласии внести оговорку относительно
ограничения права на обработку своих
персональных данных;

2)
разрешение на обработку персональных
данных, предоставленный владельцу базы
персональных данных в соответствии с
законом исключительно для осуществления
его полномочий.

2. Владелец
базы персональных данных может поручить
обработку персональных данных распорядителю
базы персональных данных в соответствии
с договором в письменной форме.

3. Распорядитель
базы персональных данных может
обрабатывать персональные данные только
в целях и в объеме, определенных в
договоре.

Статья
12. Сбор
персональных данных

1. Сбор
персональных данных является составляющей
процесса их обработки, предусматривающий
действия по подбору или упорядочению
сведения о физическом лице и внесение
их в базу персональных данных.

2. Субъект
персональных данных в течение десяти
рабочих дней со дня включения его
персональных данных в базу персональных
данных должен быть уведомлен о его правах,
определенных настоящим Законом, цель
сбора данных и лиц, которым передаются
его персональные данные, исключительно
в письменной форме.

3. Сообщение
не осуществляется, если персональные
данные собираются из общедоступных
источников.

4. Собранные
сведения о субъекте персональных данных,
а также информация об их источниках
предоставляются этому субъекту
персональных данных по его требованию,
кроме случаев, установленных законом.

Статья
13. Накопление
и хранение персональных данных

1.
Накопления персональных данных
предусматривает действия по объединению
и систематизации сведений о физическом
лице или группе физических лиц или
внесению этих данных в базу персональных
данных.

2. Хранение
персональных данных предусматривает
действия по обеспечению их целостности
и соответствующего режима доступа к
ним.

Статья
14. Распространение
персональных данных

1. Распространение
персональных данных предусматривает
действия по передаче сведений о физическом
лице из баз персональных данных с
согласия субъекта персональных данных.

2. Распространение
персональных данных без согласия
субъекта персональных данных или
уполномоченного им лица допускается в
случаях, определенных законом, и только
в интересах национальной безопасности,
экономического благосостояния и прав
человека.

3. Выполнение
требований установленного режима защиты
персональных данных обеспечивает
сторона, распространяющая эти данные.

4. Сторона,
которой передаются персональные данные,
должна предварительно принять меры по
обеспечению требований настоящего
Закона.

Статья
15. Уничтожение
персональных данных

1. Персональные
данные в базах персональных данных
уничтожаются в порядке, установленном
в соответствии с требованиями закона.

2. Персональные
данные в базах персональных данных
подлежат уничтожению в случае:

1)
истечения срока хранения данных,
определенного согласием субъекта
персональных данных на обработку этих
данных или законом;

2)
прекращения правоотношений между
субъектом персональных данных и
владельцем или распорядителем базы, если
иное не предусмотрено законом;

3)
вступления в законную силу решения суда
об изъятии данных о физическом лице из
базы персональных данных.

3. Персональные
данные, собранные с нарушением требований
настоящего Закона, подлежат уничтожению
в базах персональных данных в установленном
законодательством порядке.

4. Персональные
данные, собранные при выполнении задач
оперативно-разыскной или контрразведывательной
деятельности, борьбы с терроризмом,
уничтожаются в базах персональных
данных в соответствии с требованиями
закона.

Статья
16. Порядок
доступа к персональным данным

1. Порядок
доступа к персональным данным третьих
лиц определяется условиями согласия
субъекта персональных данных,
предоставленной владельцу базы
персональных данных на обработку этих
данных, или в соответствии с требованиями
закона.

2. Доступ
к персональным данным третьему лицу не
предоставляется, если указанное лицо
отказывается принять на себя обязательства
по обеспечению выполнения требований
настоящего Закона или не может их
обеспечить.

3. Субъект
отношений, связанных с персональными
данными, подает запрос относительно
доступа (далее — запрос) к персональным
данным владельцу базы персональных
данных.

4. В
запросе указываются:

1)
фамилия, имя и отчество, место жительства
(место нахождения) и реквизиты документа,
удостоверяющего физическое лицо,
подающее запрос (для физического лица
— заявителя);

2)
наименование, местонахождение юридического
лица, подающего запрос, должность,
фамилия, имя и отчество лица, удостоверяющего
запрос; подтверждение того, что содержание
запроса соответствует полномочиям
юридического лица (для юридического
лица — заявителя);

3)
фамилия, имя и отчество, а также другие
сведения, позволяющие идентифицировать
физическое лицо, в отношении которого
делается запрос;

4)
сведения о базе персональных данных, в
отношении которого подается запрос,
сведения о владельце или распорядителе этой
базы;

5)
перечень персональных данных,
запрашиваемых;

5. Срок
изучения запроса на предмет его
удовлетворения не может превышать
десяти рабочих дней со дня его поступления.

В
течение этого срока владелец базы
персональных данных доводит до сведения
лица, подающего запрос, что запрос будет
удовлетворен или что соответствующие
персональные данные не подлежат
предоставлению, с указанием основания,
определенного в соответствующем
нормативно-правовом акте.

Запрос
подлежит удовлетворению в течение тридцати
календарных дней со дня его поступления,
если иное не предусмотрено законом.

6. Субъект
персональных данных имеет право на
получение любых сведений о себе у любого
субъекта отношений, связанных с
персональными данными, без указания
цели запроса, кроме случаев, установленных
законом.

Статья
17. Отсрочка
или отказ в доступе к персональным
данным

1. Отсрочка
доступа субъекта персональных данных
в своих персональных данных не допускается.

2. Отсрочка
доступа к персональным данным третьим
лицам допускается в случае, если
необходимые данные не могут быть
предоставлены в течение тридцати
календарных дней со дня поступления
запроса. При
этом общий срок решения вопросов,
затронутых в запросе, не может превышать
сорока пяти календарных дней.

Сообщение
об отсрочке доводится до сведения
третьего лица, подавшего запрос, в
письменной форме с разъяснением порядка
обжалования такого решения.

В
сообщении об отсрочке отмечаются:

1)
фамилия, имя и отчество должностного
лица;

2)
дата отправки сообщения;

3)
причина отсрочки;

4)
срок, в течение которого запрос будет удовлетворен.

3. Отказ
в доступе к персональным данным
допускается, если доступ к ним запрещен
по закону.

В
сообщении об отказе указываются:

1)
фамилия, имя, отчество должностного
лица, которое отказывает в доступе;

2)
дата отправки сообщения;

3)
причина отказа.

Статья
18. Обжалование
решения об отсрочке или отказе в доступе
к персональным данным

1. Решение
об отсрочке или отказе в доступе к
персональным данным может быть обжаловано
в уполномоченный государственный орган
по вопросам защиты персональных данных,
в другие органы государственной власти
и органы местного самоуправления, в
полномочия которых входит осуществление
защиты персональных данных, или в суд.

2. Если
запрос сделан субъектом персональных
данных относительно данных о себе,
обязанность доказывания в суде законности
отказа в доступе возлагается на владельца
базы персональных данных, в который
подан запрос.

Статья
19. Оплата
доступа к персональным данным

1. Доступ
субъекта персональных данных к данным
о себе осуществляется бесплатно.

2. Доступ
других субъектов отношений, связанных
с персональными данными, к персональным
данным определенного физического лица
или группы физических лиц может быть
платным в случае соблюдения условий,
определенных настоящим Законом. Оплате
подлежит работа, связанная с обработкой
персональных данных, а также работа по
консультированию и организации доступа
к соответствующим данным.

3. Размер
платы за услуги по предоставлению
доступа к персональным данным органами
государственной власти определяется
Кабинетом Министров Украины.

4. Государственные
органы и органы местного самоуправления
имеют право на беспрепятственный и
бесплатный доступ к персональным данным
в соответствии с их полномочиями.

Статья
20. Изменения
и дополнения к персональным данным

1. Владельцы
или распорядители баз персональных
данных обязаны вносить изменения в
персональные данные на основании
мотивированного письменного требования
субъекта персональных данных.

2. Разрешается
внесение изменений в персональные
данные по обращению других субъектов
отношений, связанных с персональными
данными, если на это есть согласие
субъекта персональных данных или
соответствующее изменение осуществляется
по решению суда, вступившим в законную
силу.

3. Изменение
персональных данных, не соответствующих
действительности, производится
безотлагательно с момента установления
несоответствия.

Статья
21. Сообщение
о действиях с персональными данными

1. О
передаче персональных данных третьему
лицу владелец базы персональных данных
в течение десяти рабочих дней уведомляет
субъекта персональных данных, если
этого требуют условия его согласия или
иное не предусмотрено законом.

2. Сообщения,
указанные в части первой настоящей
статьи, не осуществляются в случае:

1)
передачи персональных данных по запросам
при выполнении задач оперативно-разыскной
или контрразведывательной деятельности,
борьбы с терроризмом;

2)
выполнение органами государственной
власти и органами местного самоуправления
своих полномочий, предусмотренных
законом;

3)
осуществление обработки персональных
данных в исторических, статистических
или научных целях.

3. Об
изменении или уничтожении персональных
данных или ограничение доступа к ним
владелец базы персональных данных в
течение десяти рабочих дней уведомляет
субъекта персональных данных, а также
субъектов отношений, связанных с
персональными данными, которым эти
данные были переданы.

Статья
22. Контроль
за соблюдением законодательства о
защите персональных данных

1. Контроль
за соблюдением законодательства о
защите персональных данных в пределах
полномочий, предусмотренных законом,
осуществляют следующие органы:

1)
уполномоченный государственный орган
по вопросам защиты персональных данных;

2)
другие органы государственной власти
и органы местного самоуправления.

2. Парламентский
контроль за соблюдением прав человека
на защиту персональных данных осуществляет
Уполномоченный Верховной Рады Украины
по правам человека в соответствии с
законом.

Статья
23. Уполномоченный
государственный орган по вопросам
защиты персональных данных

1. Уполномоченный
государственный орган по вопросам
защиты персональных данных — центральный
орган исполнительной власти, к полномочиям
которого относится защита персональных
данных, который образуется в соответствии
с законодательством.

2. Уполномоченный
государственный орган по вопросам
защиты персональных данных:

1)
обеспечивает реализацию государственной
политики в сфере защиты персональных
данных;

2)
регистрирует базы персональных данных;

3)
ведет Государственный реестр баз
персональных данных;

4)
осуществляет в пределах своих полномочий
контроль за соблюдением требований
законодательства о защите персональных
данных с обеспечением в соответствии
с законом доступа к информации, связанной
с обработкой персональных данных в базе
персональных данных, и в помещения, где
осуществляется их обработка;

5)
издает обязательные для исполнения
законные требования (предписания) об
устранении нарушений законодательства
о защите персональных данных;

6)
рассматривает предложения, запросы,
обращения, требования и жалобы физических
и юридических лиц;

7)
организует и обеспечивает взаимодействие
с иностранными субъектами отношений,
связанных с персональными данными;

8)
участвует в работе международных
организаций по вопросам защиты
персональных данных.

Статья
24. Обеспечение
защиты персональных данных в базах
персональных данных

1. Государство
гарантирует защиту персональных данных.

2. Субъекты
отношений, связанных с персональными
данными, обязаны обеспечить защиту этих
данных от незаконной обработки, а также
от незаконного доступа к ним.

3. Обеспечение
защиты персональных данных в базе
персональных данных возлагается на
владельца этой базы.

4. Владелец
базы персональных данных в электронной
форме обеспечивает ее защиту в соответствии
с законом.

5. В
органах государственной власти и органах
местного самоуправления, организациях,
учреждениях и на предприятиях всех форм
собственности определяется структурное
подразделение или ответственное лицо,
которое организует работу, связанную
с защитой персональных данных при их
обработке в соответствии с законом.

6. Физические
лица — предприниматели, в том числе
врачи, имеющие соответствующую лицензию,
адвокаты, нотариусы лично обеспечивают
защиту баз персональных данных, которыми
они обладают, согласно требованиям
закона.

Статья
25. Ограничение
действия отдельных статей этого Закона

1. Ограничение
прав, предусмотренных статьями 8, 11 и 17
настоящего Закона, осуществляется
только в интересах:

1)
национальной безопасности, экономического
благосостояния и прав человека;

2)
защиты прав и свобод физических лиц,
персональные данные которых обрабатываются,
или прав других субъектов отношений,
связанных с персональными данными, а
также в целях борьбы с преступностью;

3)
обеспечение субъектов отношений,
связанных с персональными данными,
сведенной обезличенной информацией о
персональных данных в соответствии с
законодательством.

2. Субъекты
отношений, связанных с персональными
данными, осуществляют свои полномочия
в пределах, установленных Конституцией
и законами Украины.

Статья
26. Финансирование
работ по защите персональных данных

Финансирование
работ и мероприятий по обеспечению
защиты персональных данных осуществляется
за счет средств Государственного бюджета
Украины и местных бюджетов, средств
субъектов отношений, связанных с
персональными данными.

Статья
27. Применение
положений настоящего Закона

1. Положение
о защите персональных данных, изложенных
в настоящем Законе, могут дополняться
или уточняться другими законами, при
условии, что они устанавливают требования
по защите персональных данных, не
противоречащих требованиям настоящего
Закона.

2. Профессиональные
объединения могут разрабатывать
корпоративные кодексы поведения в целях
обеспечения эффективной защиты прав
субъектов персональных данных, содействие
соблюдению законодательства, учитывая
специфику обработки персональных данных
в различных сферах.

Статья
28. Ответственность
за нарушение законодательства о защите
персональных данных

Нарушение
законодательства о защите персональных
данных влечет ответственность,
установленную законом.

Статья
29. Международное
сотрудничество

1. Сотрудничество
с иностранными субъектами отношений,
связанных с персональными данными,
регулируется Конституцией Украины,
настоящим Законом, иными нормативными
правовыми актами и международными
договорами Украины.

2. Если
международным договором Украины,
согласие на обязательность которого
дано Верховной Радой Украины, установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены
законодательством Украины, то применяются
правила международного договора Украины.

3. Передача
персональных данных иностранным
субъектам отношений, связанных с
персональными данными, осуществляется
лишь при условии обеспечения защиты
персональных данных, при наличии
соответствующего разрешения и в случаях,
установленных законом или международным
договором Украины, в порядке, установленном
законодательством. Персональные
данные не могут распространяться на
другие цели, нежели та, с которой они
были собраны.

Статья
30. Заключительные
положения

1. Настоящий
Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

2. Кабинету
Министров Украины в течение шести
месяцев со дня вступления в силу
настоящего Закона:

обеспечить
принятие нормативно-правовых актов,
предусмотренных этим Законом;

обеспечить
приведение своих нормативно-правовых
актов в соответствие с настоящим
Законом.

Закон украины защита персональных данных