Оглавление:

Присоединение земель общего пользования

Здравствуйте. Суть вопроса в следующем.

У нас в СНТ имеется участок 10 соток, участок оформлен, зеленка есть. Хотим присоединить к нему дополнительно 2 сотки. Со слов председателя, те 2 сотки являются землями общего пользования и находятся в собственности СНТ. Возможно ли каким-то образом законно присоединить себе эти 2 сотки (кроме самозахвата).

Каковы наши действия в данной ситуации. Спасибо

Ответы юристов (3)

Прежде всего вам необходимо обратиться по этому вопросу в общее собрание СНТ, так как согласно закону предоставление земельных участков членам СНТ находится в компетенции общего собрания. При этом зхемельные участки предоставляются членам СНТ в собственность или в аренду без провдения торгов. Если решение будет положительным, необходимо будет выяснить, предоставляется ли право собственности на земельный участок за плату либо бесплатно. Данный вопрос регулируется федеральным и региональным законодательством. В чьей собственности находится участок СНТ в муниципальной или же принадлежит самому СНТ? Если в муниципальной то вы должны согласовывать вопрос с местной администрацией.

Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
1. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

4. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Уточнение клиента

Добрый день, Евгения. Хотелось бы у Вас уточнить. Вы сказали, что если решение общего собрания будет положительным, необходимо будет выяснить, предоставляется ли право собственности на земельный участок за плату либо бесплатно. Данный вопрос регулируется федеральным и региональным законодательством.

У кого и где можно уточнить предоставляется участок ПЛАТНО или БЕCПЛАТНО.

13 Июня 2017, 13:15

Есть вопрос к юристу?

Кому принадлежит участок? В собственности СНТ или в аренде у администрации?

Уточнение клиента

-Кому принадлежит участок? В собственности СНТ или в аренде у администрации?

Председатель снт сказал, что участок находится в собственности снт. Но я не спешу доверять его словам. куда мне можно обратиться, что бы проверить информацию? Какие выписки и у кого мне попросить?

13 Июня 2017, 15:32

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 марта 2012 г. N 33-3129/2012 (ключевые темы: огородничество — ветеран — право постоянного бессрочного пользования — земельный участок — земли общего пользования)

Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 13 марта 2012 г. N 33-3129/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Бутковой Н.А., Ничковой С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 марта 2012 года гражданское дело N 2-1689/11 по кассационным жалобам Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга по иску Тувыкиной Е.В., Шулеповой Л.П., Чиженко О.В., Ахрамеева И.А. к Администрации Петродворцового района, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга о признании права бессрочного постоянного пользования земельными участками.

Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., объяснения представителя Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга Юрченко С.Н., действующей по доверенности от 10.01.2012 года, представителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Роот А.А., действующей по доверенности от 10.01.2012 года, Главы Муниципального образования, Председателя Муниципального совета 4 созыва Барышникова М.И., представителя ОНТ «Ветеран» Коротнева В.Ф., Шулеповой Л.П. и представителя Тувыкиной Е.В., Чиженко О.В., Ахрамеева И.А. Карасевой В.П., действующей по доверенности, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в Огородническом некоммерческом товариществе «Ветеран», расположенными по адресу: указывая, что они являются членами ОНТ «Ветеран», занимаемые земельные участки им были выделены в установленном порядке. Первоначально земельные участки были предоставлены Петродворцовому Военному комиссариату во временное пользование сроком на три года под коллективные огороды рабочим и служащим на основании решения Исполкома Петродворцового районного Совета народных депутатов Ленинграда от 16.05.1985 года N 102. Имелся план земельного участка.

Решением Президиума Петродворцового районного Совета народных депутатов Ленинграда N 153 от 31.08.1990 года «Об упорядочении и организации коллективного огородничества в районе» в целях усиления правовой защищенности членов коллективного огородничества и повышения эффективности использования выделенных им земель, ранее выделенный им во временное пользование под коллективное огородничество земельный участок был предоставлен огородничеству «Ветеран» в постоянное пользование с правом постройки одноэтажных домиков и посадки садовых деревьев.

Устав коллективного огородничества «Ветеран» был утвержден председателем Райисполкома г. Петродворца и зарегистрирован в Исполкоме .

В земельные участки, выделенные Петродворцовому Райвоенкомату, были переданы членам Коллективного огородничества «Ветеран» по списку, который насчитывал членов огородничества. В данном списке имеются фамилии истцов, указана площадь земельных участков, предоставленных на праве постоянного пользования.

Истцы указывали, что они фактически владеют земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое возникло до введения в действие нового Земельного Кодекса РФ, и которое дает им возможность приватизировать занимаемые ими земельные участки, однако Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга полагает, что они не имеют правовых оснований для приватизации земельных участков.

Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2011 года признано право постоянного бессрочного пользования за гражданами на земельные участки, расположенные в Санкт-Петербурге, а именно:

за Тувыкиной Е.В. — на земельный участок N. надел площадью кв. м.,

за Шулеповой Л.П.- на земельный участок N. надел площадью кв. м.,

за Чиженко О.В. — на земельный участок N. надел площадью кв. м.,

за Ахрамеевым И.А. — на земельный участок N. надел площадью кв. м.

В кассационных жалобах Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга просят решение суда отменить, считая его неправильным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу ч. 2 и 3 ст. 20 ЗК РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Как установлено судом первой инстанции, решением исполнительного комитета Петродворцового районного Совета народных депутатов от 16.05.1985 года N 102 «О выделении земель под коллективные огороды предприятиям и учреждениям района» Петродворцовому военному комиссариату был предоставлен во временное пользование на три года под коллективные огороды рабочим и служащим земельный участок в районе между

при Петродворцовом РВК состоялось организационное собрание, на котором принято решение организовать коллективное товарищество огородников райвоенкомата из состава работников райвоенкомата, пенсионеров Министерства обороны и участников Великой Отечественной войны. На данном собрании было утверждено Примерное положение о временном коллективном огородничестве, избрано правление и ревизионная комиссия. Протокол собрания утвержден Петродворцовым Райвоенкоматом .

Устав коллективного огородничества «Ветеран» утвержден председателем исполкома г. Петродворца и зарегистрирован там же .

31.08.1990 года Президиум Петродворцового районного Совета народных депутатов Ленинграда принял решение N 153 «Об упорядочении и организации коллективного огородничества в районе», согласно которому в целях усиления правовой защищенности членов коллективного огородничества и повышения эффективности использования выделенных земель, ранее выделенные во временное пользование земли под коллективные огородничества предприятиям, организациям и учреждениям района, включая огородничество «Ветеран» при Петродворцовом РВК были предоставлены в постоянное пользование с правом постройки одноэтажных домиков и посадки садовых деревьев.

Согласно Уставу ОНТ «Ветеран», утвержденному решением общего собрания учредителей от , товарищество занимает земельный участок, расположенный в , который

В п. 1.5 Устава ОНТ в качестве оснований занятия данного земельного участка указаны решение исполкома Петродворцового районного Совета народных депутатов от 16.05.1985 года N 102 и решение Петродворцового районного Совета народных депутатов г. Ленинграда от 31.08.1990 года N 153.

В ОТН «Ветеран» имеется план границ земельного участка, схема размещения наделов огородничества, согласованные с инженерными службами района и ранее признаваемые администрацией Петродворцового района при информировании налоговых органов, произведено закрепление земель общего пользования и земель, занятых под огороды членами огородничества.

Огородничество «Ветеран» оплачивало земельный налог на земельный участок площадью 27 га по , что неоднократно устанавливалось судами при рассмотрении аналогичных исков.

В судебном заседании проверялся список членов коллективного огородничества «Ветеран», в который включены земельные участки, занимаемые истцами, с указанием размера и местоположения земельных участков. Было установлено, что членами товарищества Тувыкина Е.В. и Шулепова Л.П. стали в , Ахрамеев И.А.- в Чиженко О.В.- в .

Суд установил, что ОНТ «Ветеран» является правопреемником коллективного огородничества «Ветеран», поскольку пользуется предоставленным Петродворцовому РВК земельным участком, которым и было образовано товарищество, последнее и приобрело право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что факт владения истцами спорными земельными участками, выделенными им в установленном порядке, до введения в действие Земельного кодекса РФ, нашел свое подтверждение, следовательно, у них возникло право постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками.

При этом суд указал, что отсутствие сформированных земельных участков, в отношении которых не осуществлен государственный кадастровый учет и не определены границы, не является юридически значимым обстоятельством в рамках рассматриваемого иска о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, поскольку указанные вопросы подлежат рассмотрению при оформлении спорных участков в собственность.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.Как видно из искового заявления и решения суда, истцы имели намерение в последующем приватизировать спорные земельные участки, оформив их в собственность.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Принятие решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Согласно ст. 130 ГК РФ земельные участки отнесены к объектам недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Однако, земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования на которые признаны за истцами, не сформированы, их границы не определены, не осуществлен государственный кадастровый учет, в связи с чем, такие земельные участки не являются индивидуально-определенной вещью и не могут быть вовлечены в гражданский оборот, что исключает возможность признания каких-либо прав на данные земельные участки.

Объектом гражданского оборота может быть индивидуально-определенная вещь.

Земельный участок становится индивидуально-определенной вещью с момента проведения его государственного кадастрового учета, который, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», определяется как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Как пояснили стороны в судебном заседании, в государственном кадастре недвижимости Санкт-Петербурга сведения о спорных земельных участках истцов, так и о земельном участке ОНТ «Ветеран» отсутствуют.

Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В соответствии с процедурой, установленной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка» Правительством Санкт-Петербурга (в некоторых случаях Комитетом по земельным ресурсам землеустройству Санкт-Петербурга) утверждаются границы земельного участка, используемого огородническим объединением граждан (внешние границы объединения) на основании проведенных кадастровых работ. Основанием для проведения кадастровых работ являются дополнительные сведения из государственного кадастра недвижимости, предоставляемые ФГУ «Земельная кадастровая палата по городу Санкт-Петербургу» топогеодезической организации в установленном порядке. При наличии утвержденных наружных границ садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения, утверждаются границы земель общего пользования внутри объединения ( распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп), осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка, являющегося землями общего пользования, после чего граждане-члены объединения формируют используемые ими земельные участки, расположенные в границах сформированного земельного участка объединения. Для формирования каждого такого земельного участка, также необходимо выполнить кадастровые работы, после чего каждый земельный участок должен пройти процедуру государственного кадастрового учета.

ОНТ «Ветеран», равно как и истцы, не выполнили установленную процедуру.

Так, ОНТ «Ветеран» не были получены дополнительные сведения из государственного кадастра недвижимости, необходимые для выполнения кадастровых работ, не были утверждены наружные границы земельного участка, а также границы земель общего пользования внутри огородничества, не были выполнены кадастровые работы в отношении индивидуальных земельных участков, используемых членами ОНТ «Ветеран», не осуществлен государственный кадастровый учет земель общего пользования, а также индивидуальных земельных участков.

Суд пришел к выводу, что ОНТ «Ветеран» обоснованно пользуется земельным участком площадью 27 га, ссылаясь на то, что ОНТ «Ветеран» уплачивало земельный налог с данного земельного участка, кроме того, истцы занимают земельные участки, которые указаны в списке членов коллективного огородничества «Ветеран», утвержденным общим собранием .

Между тем, из материалов дела следует, что органом исполнительной власти в 1985 году во временное пользование предоставлялся участок 15 га на три организации: , Петродворцовому военному комиссариату и Размер земельного участка, переданного РВК, судом не установлен. Решением Президиума Совета народных депутатов от 31.08.1990 года коллективному огородничеству был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ранее выделенный земельный участок, без указания его размера.

В уставе коллективного огородничества «Ветеран», утвержденном председателем Петродворцового райисполкома и зарегистрированном в райисполкоме , размер земельного участка не указан. Доказательств законности увеличения земельного участка под огородничество до 27 га (предоставления дополнительного участка, присоединение к другому огородничеству), ни истцами, ни представителями ОНТ «Ветеран» не представлено.

Письмо межрайонной налоговой инспекции от в адрес председателя огородничества «Ветеран» с просьбой предоставить справку от отдела землепользования об уточнении общей площади земельного участка, если есть расхождения по размерам площади и списка льготников, не может безусловно свидетельствовать о законности занятия огородничеством земельного участка площадью 27 га. и свидетельствовать об уплате земельного налога истцами, которые просят признать именно за ними право бессрочного пользования земельными участками, поскольку письмо адресовано юридическому лицу, которое и должно оплачивать налог.

Так в статье 391 Налогового кодекса РФ (в редакции от 05.08.2000 года N 117-ФЗ) говорится о порядке определения налоговой базы в отношении каждого земельного участка.

Пунктом 3 предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Однако суд первой инстанции не проверил, на основании каких сведений, предоставленных огородничеством «Ветеран», определялась налоговая база для исчисления земельного налога. Без оценки суда осталось и то обстоятельство, что земельный налог, со слов истцов, выплачивался только до .

Ответчиками в суд кассационной инстанции были представлены договоры аренды земельных участков от , заключенные с администрацией Петродворцового района на срок до либо с истцами, либо с лицами, пользовавшимися спорными земельными участками, до них.

Суд первой инстанции, отказав в принятии данных документов, не исследовал юридически значимые обстоятельства, не дал им надлежащей оценки.

Сам факт членства в ОНТ «Ветеран» в юридически значимый период не может свидетельствовать об обоснованности заявленных требований, поскольку не определено, в каких границах располагаются спорные земельные участки.

При данных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, следовательно, оно подлежит отмене.

Принимая во внимание, что границы спорных земельных участков не определены, отменяя решение районного суда, судебная коллегия приходит к выводу о возможности вынесения по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 года N 353-ФЗ «О внесении изменений в ГПК РФ», ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2011 года отменить.

Тувыкиной Е. В., Шулеповой Л. П., Чиженко О. В., Ахрамееву И. А. в признании права бессрочного постоянного пользования земельными участками отказать.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Условия предоставления земельных участков для ИЖС, дачного строительства и иных целей в Санкт-Петербурге

Содержание

Законодательная база

Земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам из следующего состава:

  1. участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга,
  2. участки, расположенные на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена.

Земельные участки для ИЖС и ведения дачного хозяйства могут предоставляться на следующих условиях:

  1. в собственность (за плату);
  2. в аренду,
  3. бесплатно (по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления),
  4. в постоянное (бессрочное) пользование.

Правовой основой предоставления земельных участков в Санкт-Петербурге являются федеральные законы, законы, постановления и распоряжения Санкт-Петербурга:

  • Земельный кодекс РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 г., в редакции от 03.07.2016 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 г.)
  • Закон Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (№ 409-61 от 28.07 2004 г.)
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей» (№ 1669 от 13.12.2011 г. с изменениями на 13.04. 2017 г.)
  • Закон Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей» (№710-136 от 9 ноября 2011 года с изменениями дополнениями от 10.05. 2016 г.)
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995 ред. от 07.03.2017 г.)
  • Распоряжение Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов» (№ 2-р от 15.01. 2016 г. с изменениями на 23 января 2017 года)
  • Закон Санкт-Петербурга «О некоторых вопросах предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» (№ 443-84 от 18.07.2016 г.)
  • Закон Санкт-Петербурга «О государственном дачном обслуживании граждан льготных категорий» (№170-14 от 05.04.2000 г.) и распоряжение Администрации Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов государственного дачного фонда гражданам льготных категорий» (№ 281-ра от 04.06.2001 г.).

Категории граждан, обладающих льготами в получении земельных участков

Граждане РФ, являющиеся Героями Советского Союза, Героями России и полными кавалерами ордена Славы» имеют право на бесплатное получения в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества (пункт 4 статьи 5 Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (ФЗ № 4301-1 от 15.01.1993 г. в редакции от 02.07.2013 г., с изменениями от 19.12.2016 г.).

В феврале 2017 года в Государственную Думу был внесён законопроект, позволяющий Героям СССР и РФ, полным кавалерам ордена Славы:

  1. получать землю как в собственность, так и в аренду,
  2. получать участки также тем из этой категориям граждан, кто уже получает ежемесячную денежную выплату, так как сейчас они вынуждены на год отказываться от неё, а после реализации льготы на участок через год снова переходить на денежную выплату,

Предоставление земельных участков (как в собственность, так и в аренду), по мнению инициаторов законопроекта, должно осуществляться во внеочередном порядке.

О других льготных категориях граждан

С принятыми в 2017 году в Санкт-Петербурге мерами социальной поддержки петербуржцев и льготами, в том числе и по предоставлению земельных участков тем категориям граждан, что определены на федеральном уровне, можно ознакомиться на на страницах портала «Всё о социальной поддержке», а с перечнем категорий граждан, имеющих право на льготный приём в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Санкт-Петербурга — на ресурсе Администрации Санкт-Петербурга.

Сейчас же будут рассмотрены наиболее популярные темы предоставления участков для ряда категорий граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, имеющих право на льготы или состоящие на жилищном учёте, которые могут получить земельные участки из состава собственности города или тех, где государственная собственность не разграничена.

Граждане, имеющие особый социальный статус «инвалид»

По законодательству Российской Федерации, граждане РФ, учтённые в Федеральном реестре инвалидов, а также семьи, имеющие таких людей в своём составе, нуждающиеся в дополнительной социальной гарантии реализации жилищных прав, то есть состоящие на жилищном учёте или имеющие основания для постановки на жилищный учёт, в соответствии:

  1. с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17 № 181-ФЗ от 24.11.1995 редакции от 07.03.2017 г.),
  2. с Правилами предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» (утверждены Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 г.),
  3. с Земельным кодексом РФ (подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6),

наделены правом на первоочередное или внеочередное получение земельных участков:

  • для индивидуального жилищного строительства (ИЖС),
  • для ведения подсобного хозяйства (ЛПХ) в черте населённого пункта,
  • для дачного хозяйства,
  • для садоводства,

Участки предоставляютсяна без торгов на возмездной основе:

  1. в собственность — за плату (по договору купли/продажи)
  2. в аренду (по договору аренды),
  1. заявления;
  2. документа, удостоверяющего личность заявителя;
  3. справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы;
  4. документа, подтверждающего факт признание инвалида (семьи с инвалидом), нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  5. схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земельного участка.

Документы подаются в установленном порядке в органы местного самоуправления по месту регистрации инвалида или семьи, имеющей в своём составе инвалида (в Санкт-Петербурге — в администрацию района, где зарегистрирован инвалид или семья с инвалидом).

В Санкт-Петербурге специального закона о предоставлении земельных участков для ИЖС инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов нет. Данное обстоятельство связано с особенностями городской и земельной инфраструктур города, его плотной застройкой, не позволяющей выделять необходимые земельные участки для ИЖС и дачного строительства даже в рамках принятых федеральных законов.

Тем не менее, Законом Санкт-Петербурга «О некоторых вопросах предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» (№443-84) от 18.07.2016 г.) предусмотрена возможность предоставления в аренду без торгов участков с иным видом использования — для хранения личного автотранспорта (без права возведения объектов недвижимости).

Такое право предоставлено гражданам РФ, проживающим в Санкт-Петербурге и являющимся:

  1. инвалидами I и II групп,
  2. детьми-инвалидами,

имеющими ограничение способности к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов в виде кресел-колясок в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида (ребёнка-инвалида), выдаваемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

К заявлению должна быть приложена копия справки об инвалидности, выданной государственной службой медико-социальной экспертизы (для жителей Санкт-Петербурга в администрации районов Санкт-Петербурга по месту регистрации инвалидов,

На основании поданного заявления администрация должна в течении 30 дней принять решение и направить письменный ответ на адрес инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка.

Многодетные семьи

Предоставление участков для жилищного и дачного строительства многодетным семьям из Санкт-Петербурга происходит в соответствии с Законом Санкт-Петербурга №710-136 от 9 ноября 2011 года с изменениями дополнениями от 10.05. 2016 г.)

В статье портала «Земельный вопрос» подробно рассказывается об условиях предоставления участков этой уважаемой категории населения, в том числе, проживающего и в Санкт-Петербурге.

Многодетным семьям, проживающим и зарегистрированным в Санкт-Петербурге, бесплатная земля предоставляется в первую очередь.

Многодетные семьи, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в земельном участке, имеют право выбора одного из следующих вариантов:

  1. получить земельный участок на подготовленных территориях;
  2. воспользоваться сертификатом для покупки участка в любом регионе России.

Получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства:

  • участки предоставляются без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков,
  • участки образованы из тех участков, что находятся в собственности Санкт-Петербурга, и из участков, находящихся в федеральной собственности (с переданными Санкт-Петербургу полномочиями по управлению ими), а также из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми, по земельному законодательству, вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга.

Предельные размеры таких участков составляют:

  • минимальный размер — 0.12 га
  • максимальный размер — 0.15 га.

В первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного или дачного строительства предоставляются гражданам, имеющим 3-х и более детей, в числе которых ребенок-инвалид (дети-инвалиды), и гражданам, имеющим 5 и более детей (Закон Санкт-Петербурга № 287-56 от 29.05.2013 г.).

Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»

Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» — специальный документ, по которому семья, купив участок для индивидуального жилищного или дачного строительства в любой области России за собственные средства, получает возможность возмещения затрат в размере земельного капитала.

  • Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» является именным документом, подтверждающим право на дополнительную меру социальной поддержки. Установлен в 2016 году за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга.
  • Земельный капитал в Санкт-Петербурге устанавлен в размере 300 тыс.руб. Этот размер ежегодно индексируется. Гражданам, получившим Сертификат, размер земельного капитала в Санкт-Петербурге не индексируется.
  • Земельный капитал предоставляется однократно — на основании Земельного сертификата в размере, установленном на дату обращения за получением дополнительной меры социальной поддержки. Срок действия сертификата — в течение 3-х лет с даты его предоставления.

Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» имеет компенсационный характер, аналогичный материнскому капиталу, то есть для его использования необходимо сначала приобрести участок за собственные деньги, причём участок должен быть только для ИЖС или для дачного строительства, и только после этого претендовать на перечисление денежных средств.

Подать заявление на земельный сертификат его имеет смысл после того, как участок уже выбран и решение о покупке принято окончательно, так как его денежный размер земельного сертификата устанавливается на дату получения с учётом индексации, оставаясь фиксированным в течение всего 3-х летнего срока действия сертификата. Так, в 2017 году проиндексированный размер земельного капитала составил 323 000 рублей, но если бы земельный сертификат был получен в 2016 году, а сделка покупки участка произошла в 2017 или позднее, размер его остался прежним, то есть 300 000 рублей.

Обратиться за получением земельного сертификата можно лишь после того, как сделка проведена и на участок оформлена собственность. Земельный сертификат полностью или частично возмещает средства, затраченные на покупку участка.

Заявление на получение Сертификата можно подать как в МФЦ, так и в электронной форме на сайте государственных услуг Санкт-Петербурга.

Граждане, имеющие право на сезонную аренду социальных дач в дачных посёлках Курортного района Санкт-Петербурга

Дачные посёлки, построенные на средства Санкт-Петербурга в зелёных зонах Курортного района Санкт-Петербурга:

  • Солнечное-1,
  • Солнечное-3,
  • Комарово,
  • Ушково,
  • Новый Белоостров,
  • Зеленогорск,
  • Репино,

для сезонного отдыха и с возможностью круглогодичного проживания являются объектами государственного дачного фонда Санкт-Петербурга.

Сформирован он в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О государственном дачном обслуживании граждан льготных категорий» (№170-14 от 05.04.2000 г.) и распоряжением Администрации Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов государственного дачного фонда гражданам льготных категорий» (№ 281-ра от 04.06.2001 г.).

Объектами госфонда являются дачные помещения (одноэтажные дачные щитовые дома), которые предоставляются в аренду гражданам льготных категорий без права выкупа.

Правом отдохнуть на государственных дачах могут воспользоваться:

  • Герои Советского Союза, Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и лица, награждённые орденами Славы трёх степеней;
  • вдовы Героев Советского Союза, Российской Федерации и лиц, награжденных орденами Славы трех степеней;
  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • инвалиды I и II групп из числа участников войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
  • инвалиды I и II групп вследствие общего заболевания или трудового увечья из числа реабилитированных граждан, подвергшихся необоснованным репрессиям по политическим мотивам;
  • инвалиды I и II групп вследствие общего заболевания, профессионального заболевания или трудового увечья из числа лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • неработающие инвалиды I и II групп из числа лиц, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и других радиационных катастроф;
  • неработающие инвалиды I и II групп вследствие общего заболевания из числа бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей;
  • семьи, имеющие двух и более инвалидов I или II групп вследствие общего заболевания или трудового увечья;
  • многодетные семьи, имеющие 5 и более детей до 16 лет;
  • одинокие инвалиды с детства, получающие пенсии в минимальном размере;
  • одинокие матери, имеющие детей до 16 лет, если на каждого члена семьи доход ниже величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге, установленного в соответствии с законодательством;
  • семьи с детьми-инвалидами до 16 лет;
  • вдовы и родители погибших воинов;
  • граждане, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом.

Дачные дома рассчитаны на 2-3 арендатора. Помещения для маломобильных жильцов, оборудованы специальным пандусом и имеют особую планировку.

Установлено два дачных сезона:

  1. летний — с 15 мая по 15 октября,
  2. летне-зимний — с 15 мая по 31 марта.

По истечении срока аренды арендатор обязан сдать помещение по акту (вывезти вещи, навести порядок, сдать ключи).

Заявления о предоставлении дачных помещений подаются в районные отделы социальной защиты населения. Они рассматриваются районными комиссиями по распределению дачного фонда. Распределение и подбор дачных помещений районные комиссии производят в соответствии с Адресной программой предоставления в аренду гражданам льготных категорий объектов дачного фонда.

Объекты Фонда предоставляются арендатору и членам его семьи, проживающим совместно с ним единой семьей. Дачные помещения не предоставляются гражданам льготных категорий, если они или члены их семей являются членами дачно-строительных кооперативов, садоводческих товариществ, имеют дачи или дома на праве частной собственности.

Стоимость аренды для льготных категорий граждан зависит от площади помещений ( в ценах 2016 года — от 8 до 45 тыс. руб. за летне-зимний сезон, но это без учеаа платежей за коммунальные услуги и аренду мебели).

Стоимость аренды по заключённому договору аренды частично возмещается из бюджета Санкт-Петербурга — через Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие дачного обслуживания (ГУПДО) «Пригородное», действующее по договору с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.

Предоставление земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством

Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в аренду без проведения торгов физическим и юридическим лицам.

Возможность предоставления обеспечивается:

  1. распоряжением Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга «О предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов» (№2-р от 15.01.2016 г. с изменениями на 23 января 2017 года).

Под целями, не связанными со строительством, предполагается следующие виды использование земельных участков понимается:

  • для благоустройства,
  • для деятельности в сфере физкультуры и спорта, культуры и искусства, не связанных с осуществлением предпринимательством,
  • для предоставление ГУП для задач развития образования и науки, проведения научных исследований, защиты окружающей среды, сохранения, использования, популяризации и госохраны объектов наследия,
  • для собственников и арендаторов зданий использование соседних с участков, необходимых для использования этих строений,
  • для магазинов пешеходной доступности,
  • для проведения разовых публичных мероприятий,
  • для размещения летних кафе на срок до 180 дней в случае, если этот участок примыкает к предприятию общепита,
  • для размещения стоянок грузовиков с максимальной массой более 3,5 тонн,
  • для объединения владельцев гаражей,
  • для ряда других случаев.

Заявление на предоставление участка подаётся в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга. В нём необходимо указать:

  • цель использования запрашиваемого земельного участка,
  • предполагаемые место расположения,
  • площадь,
  • испрашиваемое право на землю.

Размер предоставляемого участка зависит от цели его использования.

Перед принятием решения о предоставлении земельного участка Комитет имущественных отношений, обязан обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам и заблаговременную публикацию такой информации.

С порядком решения вопроса, формами заявлений и прилагаемыми к заявлению документами можно ознакомиться здесь или на ресурсе справочно-правовой системы.

Общий порядок предоставления земельных участков для ИЖС, ведения ЛПХ, дачного строительства, осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством

В общих случаях земельные участки:

  • для ИЖС,
  • для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в границах населённого пункта, для садоводства,
  • дачного хозяйства,
  • для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством.

предоставляются на основании положений Земельного кодекса РФ, в частности, в соответствии со статьёй 39.18, раскрывающей особенности процедуры:

  • подача претендентом заявления в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее в сокращении — КИО СПб):
  1. о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
  2. о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
  • в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления любого из этих заявлений, КИО СПб выполняет следующие действия:
  1. публикует извещения о предоставлении земельного участка,
  2. размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет^
  3. принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, изложенным в пункте 8 статьи 39.15 или статьи 39.16 Земельного кодекса.

Содержание извещения

  • информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей предоставления;
  • информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств в течение 30 дней со дня публикации и размещения извещения подавать заявления:
  1. о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка,
  2. о намерении участвовать ваукционе на право заключения договора аренды земельного участка;
  • адрес и способ подачи заявлений,
  • дата окончания приёма заявлений,
  • адрес или иное описание местоположения земельного участка;
  • кадастровый номер и площадь земельного участка (за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать);
  • площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка (если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать);
  • реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории;
  • в случае, когда земельный участок нужно образовать в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, указывается:
  1. условный номер испрашиваемого земельного участка,
  2. адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утверждённый проект межевания территории;
  • адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если схема представлена на бумажном носителе;
  • если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, то к извещению прилагается схема расположения земельного участка в форме электронного документа (она прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет).

С примером сообщения КИО СПб о возможности предоставления в аренду на торгах земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной собственности, можно ознакомиться здесь.

Регламент получения земельного участка

Граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в приобретении прав на земельный участок, могут подать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Заявление пишется по утверждённой форме. К заявлению прилагаются необходимые документы (перечень документов, по причине большого объёма, приведён в завершающей части этой статьи).

  • Если подано только единственное заявление

Если по истечении 30 дней со дня публикации извещения не поступили иные заявления от граждан и от крестьянских (фермерских) хозяйств, намеренных участвовать в аукционе, КИО СПб выполняет:

  1. подготовку в 3-х экземплярах, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка;
  2. обеспечивает подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
  3. принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ от 13.07.2015 г.);
  4. направляет решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.

  • Если, кроме заявления претендента, подано ещё несколько заявлений

Если в течение 30 дней со дня публикации извещения поданы заявления с изложением намерения участвовать в аукционе от иных гражданами и/или от крестьянских (фермерских) хозяйств, КИО СПб должен в 7-дневный срок со дня поступления заявлений:

  • принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
  • принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в этом случае КИО СПб должен:
  1. обеспечить образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ,
  2. принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка
  3. принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка).

Документы, прилагаемые к заявлению

Обязательные к представлению документы

  1. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  3. Нотариально заверенная копия выданного уполномоченным органом документа, подтверждающего принадлежность заявителя к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков и документ, подтверждающий признание такого лица нуждающимся в улучшении жилищных условий);
  4. Оригинал схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земельного участка) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подготовленная в соответствии с формой, форматом и требованиями к её подготовке, установленными действующим законодательством РФ, в случае если земельный участок предстоит образовать и отсутствует, представляется проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя)

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя;
  2. Доверенность или договор, содержащий полномочия представителя, оформленные в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, а в случае обращения законного представителя заявителя — документы, подтверждающие полномочия законного представителя.

Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе

  1. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) об испрашиваемом земельном участке.
  2. Заключение, содержащее сведения:
    • о предельных параметрах разрешённого строительства объекта капитального строительства в отношении земельного участка (или об их отсутствии); о виде разрешённого использования земельного участка (или об отсутствии установленных видов разрешённого использования в отношении земельного участка);
    • о возможности отнесения планируемого к размещению объекта капитального строительства к основным или условно разрешенным видам использования земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга и(или) документацией по планировке территории;
    • о предназначенных к размещению на земельном участке объектах:
  3. федерального значения,
  4. регионального значения,
  5. объектов местного значения,

в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и(или) документацией по планировке территории;

    • о предназначенных к размещению на земельном участке зданий или сооружений в соответствии:
  1. с государственной программой Российской Федерации,
  2. с государственной программой Санкт-Петербурга,
  3. с адресной инвестиционной программой;
    • об отнесении земельного участка к земельным участкам общего пользования или о его расположении в границах земель общего пользования, территорий общего пользования;
    • о сведениях, содержащихся в документах территориального планирования и документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, касающихся использования земельного участка;
    • о сведениях Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах инженерно-технического обеспечения, в том числе о расположенных в границах земельного участка зонах охраны электрических сетей и сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии).
  1. Заключение, содержащее сведения:
    • о наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, сроке действия такого решения;
    • о наличии основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в подпункте 18 статьи 39.16 ЗК РФ в части невозможности образования земельного участка, поскольку земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения).
  2. Заключение, содержащее сведения:
    • о принятых и(или) подготавливаемых решениях о предварительном согласовании предоставления земельного участка и(или) о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования;
    • о наличии основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в подпункте 12 статьи 39.16 ЗК РФ;
    • о наличии основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в подпункте 12 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ (о поступлении в отношении земельного участка заявлений о проведении аукциона по его продаже, предусмотренных подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, при условии, что такой земельный участок образован в соответствии утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка (согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ) и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ);
    • о наличии (отсутствии) оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанных в пункте 6 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга № 219-37 (а именно, подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в отношении земельного участка, включенного в адресный план подготовки документов для торгов на право строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, предусмотренный Законом Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования» № 282-43 от 26 мая 2004 года ).
  3. Заключение, содержащее сведения:
    • технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку;
    • о сроке подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
    • о сроке действия технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
    • о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
    • о наличии технической возможности использования земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства с учетом наличия охранных зон электрических сетей и сетей инженерно-технического обеспечения, расположенных в границах земельного участка.
  4. Заключение, содержащее сведения:
    • об отнесении земельного участка к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
    • о расположении земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, в границах зон охраны ОКН и о режимах использования земельного участка в указанных границах;
    • о возможности проведения работ на территории объекта культурного наследия и (или) в зонах охраны объекта культурного наследия, а также в отношении объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия.
  5. Заключение, содержащее сведения:
    • о наличии (отсутствии) в АИС «ЭСРН» документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категории граждан, указанной в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пояснение:АИС «ЭСРН» — автоматизированная информационная система «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга»).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка

Причины отказа, касающиеся схемы расположения земельного участка

Схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным:

  1. в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ,
  2. в Законе Санкт-Петербурга № 879-174 от 25.12.2015 г.,

в числе которых могут быть следующие причины:

  • несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к её подготовке, установленным приказом Минэкономразвития России № 762 от 27.11.2014 г.;
  • полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
  • разработка схемы расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ;
  • несоответствие схемы расположения земельного участка:
  1. утверждённому проекту планировки территории,
  2. землеустроительной документации,
  3. положению об особо охраняемой природной территории;
  • расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории;
  • определение в схеме расположения координат характерных точек границ образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) в иной системе координат, чем система координат, применяемая в Санкт-Петербурге при ведении государственного кадастра недвижимости;
  • определение в схеме расположения координат характерных точек границ образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельных участков,
  • определение в схеме расположения координат характерных точек границ образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) методами, не соответствующими требованиям к установленным методам определения координат характерных точек границ земельного участка,
  • отсутствие в государственных информационных системах Санкт-Петербурга сведений, позволяющих установить соответствие точности и методов определения координат характерных точек границ образуемого земельного участка (образуемых земельных участков), приведенных в схеме расположения, требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, установленным органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;
  • отсутствие в ЕГРН кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых земельных участков.

Земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ:

  • с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
  • земельный участок предоставлен на праве:
  1. постоянного (бессрочного) пользования,
  2. безвозмездного пользования,
  3. пожизненного наследуемого владения,
  4. аренды;
  • земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено), размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещён объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешённым использованием;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута;
  • земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
  • земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился:
  1. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность,
  2. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
  • земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории;
  • земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории,
  • земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключён договор о комплексном освоении территории;
  • земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен:
  1. договор о комплексном освоении территории,
  2. договор о развитии застроенной территории,

и, в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, участок предназначен для размещения:

  1. объектов федерального значения,
  2. объектов регионального значения,
  3. объектов местного значения;
  • земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ;
  • в отношении земельного участка поступило:
  1. заявление о проведении аукциона по его продаже,
  2. заявление о проведении аукциона на право заключения договора его аренды, предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ и КИО СПб не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ;
  • в отношении земельного участка опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ извещение о предоставлении земельного участка:
  1. для индивидуального жилищного строительства,
  2. для садоводства,
  3. для дачного хозяйства,
  4. для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
  • земельный участок в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения:
  1. объектов федерального значения,
  2. объектов регионального значения,
  3. объектов местного значения;
  • земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта РФ;
  • предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
  • в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истёк, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
  • земельный участок:
  1. изъят для государственных или муниципальных нужд,
  2. указанная в заявлении цель предоставления земельного участка не соответствует целям, проведённого изъятия (за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, также по следующим основаниям:

  • указанный в заявлении земельный участок не отнесён к определённой категории земель;
  • в отношении земельного участка не установлен вид разрешённого использования;
  • разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении.

Другие причины принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка

  • наличие предусмотренных в действующем законодательстве положений, в соответствии с которыми запрещается использование земельного участка в целях, указанных в заявлении;
  • земельный участок включен в адресную программу предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного или дачного строительства;
  • земельный участок включён в схему размещения нестационарных торговых объектов;
  • оспоривание в судебном порядке:
  1. права государственной собственности Санкт-Петербурга на земельный участок,
  2. кадастровой стоимости земельного участка,
  3. границ, разрешённого использования земельного участка,
  4. прав на расположенные на участке здания, сооружения;
  • земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой отсутствует проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (в случае подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ИЖС);
  • земельный участок включен в адресный план подготовки документов для торгов на право строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, предусмотренный Законом Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования» ( № 282-43 от 26.05.2004 г.).

Стоимость выкупа земли в Санкт-Петербурге регулируется Законом «Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге» (№ 59-19 от 15.02.2010 г.).

Земли общего пользования в санкт-петербурге