Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 54 ЖК РФ

1. Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, содержащийся в комментируемой статье, является исчерпывающим. Он не может быть дополнен (и (или) изменен) ни иными федеральными законами, ни иными актами федеральных органов государственной власти либо субъектов Федерации и уж тем более актами органов местного самоуправления. Правда, если речь идет не о малоимущих гражданах, а об «иных определенных федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориях граждан» (см. ч. 3 ст. 49 ЖК и комментарий к ней), то, по-видимому, другие основания для отказа в принятии таких граждан на учет могут устанавливаться федеральным законом или законом субъекта Федерации.

2. В ч. 4 ст. 52 ЖК РФ не содержится указание на то, какие именно документы должны прилагаться к заявлению о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях . Да и невозможно дать в законе такой перечень, пригодный для всех случаев. Поэтому орган местного самоуправления в каждом конкретном случае должен решать, подтверждают ли прилагаемые к заявлению документы право состоять на учете.
———————————
В упоминавшихся Методических рекомендациях Минрегиона России (см. п. 8 комментария к ст. 52 ЖК) названы, в частности, документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т.п.), необходимые для признания гражданина малоимущим, подтверждающие право быть признанным нуждающимся, и др.

3. О сроке, упоминаемом в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 2 комментария к ст. 53 ЖК РФ.

4. Отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должен быть мотивирован с указанием нарушений, допущенных заявителем. В том числе должны быть названы факты, препятствующие принятию на учет, нормы права, которые оказались бы нарушенными в случае принятия на учет, и т.п. Подобное правило содержалось в ранее действовавшем законодательстве. Оно обоснованно воспроизведено в ЖК РФ. Соответствующие требования сформулированы для того, чтобы в случае несогласия с отказом в принятии на учет гражданин, обращаясь в суд, мог аргументировать свою позицию.

5. В соответствии с общей тенденцией устанавливать в том числе и процедурные (инструктивные) нормы в ЖК РФ (ч. 3 комментируемой статьи) установлен срок, в течение которого гражданин извещается об отказе в принятии на учет, — три рабочих дня.

Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Комментарий к статье 54 Жилищного Кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

не представлены необходимые документы (см. комментарий к ст. 52);

представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях;

не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Решение об отказе должно содержать основания с обязательной ссылкой на один из предусмотренных данной статьей случаев.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

2. Поскольку перечень случаев отказа в постановке на учет является закрытым, это исключает возможность произвольного лишения гражданина права на получение жилья по договору социального найма.

Комментарий к статьям 55, 56

1. В соответствии со ст. 55 граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в комментируемой статье.

2. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими заявления о снятии с учета.

Такое обращение по месту учета нуждающихся может быть вызвано самыми разными причинами: от обмена на большее по размеру помещение до выезда за границу на постоянное место жительства;

2) утраты гражданином оснований, дающих ему право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может послужить основанием снятия с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории «малоимущие».

К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие из жилого помещения члена семьи, обмен и т.п.).

В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, коммерческого найма снятия с учета не влекут; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ).

Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья (ст. 54);

3) выезда к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);

4) получения гражданами в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;

6) представления не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.).

3. Решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания и обязательную ссылку на случай, послуживший причиной снятия с учета. Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

4. Статья 6 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56, а также если отпали основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право получить жилье по договору социального найма.

5. Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

25 октября 2016

9 сентября 2013

20 мая 2013

23 ноября 2012

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Гос. Дума Федерального Собрания РФ объявила амнистию в отношении всех лиц, награжденных гос. наградами Советского Союза и РФ, независимо от тяжести преступления. Через месяц принятое постановление было изменено — лица, награжденные гос. наградами, не подлежали амнистированию в случае, если они были осуждены в связи с совершением особо тяжких преступлений. Группа осужденных, на которых постановление об амнистии в его первоначальной редакции распространялись, а в измененной — нет, обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ, ссылаясь на ст. 54 Конституции РФ и ч.1 ст. 10 УК РФ. Обоснована ли жалоба? Имеет ли место обратная сила?

Вопрос относится к городу Саратов

Мой муж был осужден 27.09.2010г. По ст. 33ч.5 ст.161ч.1 ст.161ч.1 ст.30ч.3 ст.161ч.1 сроком на 6лет л.с. По кассационной жалобе приговор был отменён за нарушение тайны совещательной комнаты. Тереториальная подсудность изменилась и дело было передано в другой суд. 04.05.2011г.другой суд перебивает ст.33ч.5 ст.161ч.1 на ст.162ч.2 и учитывая поправки в у.к. 03.03.2011г. Вы нес более жёсткий приговор и ужесточил наказание до 7 лет л.с. Имел ли право другой суд ужесточать наказание таким путём и что можно с этим зделать?

Добрый день, меня в 2011 г лишили прав за 0.12 промилле. могу ли я вернуть свои водительские права и как это сделать? Заранее спасибо!

5 июля изьяли права за 0.04 промилле жду суда если лишат до вступления силу закона о допустимой 0.16 промиллей читал в интернете что 0ю16 промилле будет действовать с момента подписания призедентом. есть ли шанс вернуть права?

Уточнение от 13 июля 2013 — 09:12
Что для зтого необходимо сделать?

Уточнение от 13 июля 2013 — 09:12
Что для зтого необходимо сделать?

Смогу ли я воспользоваться имущественным налоговым вычетом в пределах 2.,0 млн руб. в случае если я уже один раз использовало имущественный налоговый вычет (2009г) по сделкам 2013 г. если изменения будут действовать с 2014 г . или эти изменения будут только по сделкам с 2014 г.

Здравствуйте! У меня такой вопрос: В 2003г приобрели квартиру в общую долевую собственность на 4хчеловек, 2 несовершеннолетних детей. Имущественный вычет за себя мы получили в 2003,2004 г. В 2013г подали декларацию на долю детей (муж оформил декларацию на себя), в налоговой отказали, мотивируя тем, что вычет на долю ребенка можно получить если приобретали квартиру в 2008г и после, т.к. постановление Конституционного суда вышло только в 2008г, а мы приобрели в 2003г, то за тот период на ребенка получить уже нельзя. Правы ли налогови?

практика применения внесенных изменений в ст. 322.1 ук рф фз 308 от 30.12.2012

Должно ли применяться Постановление правительства РФ № 1002, вступившее в законную силу 01.01.2013 года к осужденным, уже отбывающим наказание пос т.228 УК РФ в соответствии со ст.10 УК РФ?

Нужен образец по 10статьи ук

Мой сын, 1973г рождения, имел 3 судимости и все в несовершеннолетнем возрасте. Первый суд по настоянию советской местной власти (в отместку его бабушке и нам родителям) в 1988г был проведён в помещении школы, где он учился, как показательный. Дали 3г условно, дали закончить только 8 классов уже вечерней школы и музыкальную (полные 7классов). Посе этого у ребёнка «крышу снесло» совсем. 2й суд присудил реальный срок в ВТК. Тогда на нём я как законный представитель заявляла ходатайство о направлении сына на психолого-психиатрич. экпертизу. Результаты: вменяем, но психолог даёт письменное заключение, а также и в суде, что сын отстаёт в психическом развитии, относит его к низшей возрастной группе. Тем не менее, суд это тогда не учёл (приватно мне было сказано, что я иду впереди времени). Выйдя на свободу по УДО, буквально через 3 месяца он сел в открытый стоящий около соседнего дома микроавтобус с оставленным в нём ключом зажигания и поехал кататься в тупик где его не составило труда достать милиции и избить. Я понимаю, что все судимости по закону с него сняты.

Получен запрос на уточнение вопроса. 3 апреля 2013 — 20:09
По каким статьям судимости?

Уточнение от 3 апреля 2013 — 20:31
две первые-ст. 144, третья- угон

Статья 54 ЖК РФ. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Новая редакция Ст. 54 ЖК РФ

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Комментарий к Статье 54 ЖК РФ

1. В комментируемой статье установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в ст. 54 Кодекса. Отказ возможен, если:

не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В таком случае граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Если этот срок не истек, то соответствующим гражданам будет отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса.

Иные основания отказа в принятии гражданина на учет недопустимы. Законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления такие основания установлены быть не могут.

2. Обязательное требование, предъявляемое Кодексом к содержанию решения об отказе в принятии на учет, состоит в том, что такое решение должно содержать указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения, указанные выше. Иные обязательные требования на федеральном уровне не установлены, поэтому их вправе определить региональные и муниципальные органы. При этом очевидно, что документ, содержащий решение об отказе в принятии на учет (индивидуальный правовой акт органа местного самоуправления), должен быть составлен в письменной форме по правилам, принятым в соответствующем муниципальном образовании для принятия такого рода правовых актов.

3. Решение об отказе в принятии на учет должно быть выдано (или направлено по почте, с курьером и т.п.) гражданину, подавшему соответствующее заявление, не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Соответствующее заявление подается в суд по подсудности, установленной ст. ст. 24 — 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Президиум Верховного Суда РФ обратил внимание на то, что ст. 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.

На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.

Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 г. (по гражданским делам), утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005 ).
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 12.

О судебном порядке защиты жилищных прав см. также ст. 11 Кодекса и комментарий к ней.

Другой комментарий к Ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно:

не представлены необходимые документы (см. комментарий к ст. 52);

представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете;

не истек предусмотренный ст. 53 ЖК срок (т.е. 5 лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий).

Решение об отказе должно быть мотивировано ссылкой на один из предусмотренных комментируемой статьей случаев.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

2. Поскольку перечень случаев отказа в постановке на учет является закрытым, это исключает возможность произвольного лишения граждан права получить жилье по договору социального найма.

Жилищный кодекс российской федерации статья 54